Урок литературного чтения в 3 классе по УМК «Перспективная начальная школа» Тема: Иван Крылов "Ворона и лисица". Лента времени. Бродячие басенные истории.
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Цели: - организовать деятельность учащихся по знакомству с творчеством И. Крылова;

     -способствовать формированию УУД: личностных - самоопределение; познавательных формирование  умения поиска информации; регулятивных – осуществление контроля процесса и результатов деятельности; коммуникативных – инициативное сотрудничество

Скачать:


Предварительный просмотр:

Глущенко И.И. учитель начальных классов МБОУ «Терновская ООШ»

Урок литературного чтения в 3 классе по УМК «Перспективная начальная школа»

Тема: Иван Крылов "Ворона и лисица". Лента времени. Бродячие басенные истории.

Цели: - организовать деятельность учащихся по знакомству с творчеством И. Крылова;

          -способствовать формированию УУД: личностных - самоопределение; познавательных формирование  умения поиска информации; регулятивных – осуществление контроля процесса и результатов деятельности; коммуникативных – инициативное сотрудничество

Материально – техническое оснащение образовательного процесса: Малаховская О. В. Литературное чтение. 3 класс. Тетради для самостоятельной работы №2.— М.: Академкнига/Учебник, 2013, Чуракова Н.А. Литературное чтение. 3 класс. Учебник. В 2 ч. – М.: Академкнига/Учебник, 2013, компьютер, проектор.

                                                                       Сценарий  урока:

I. Организационный момент

-Ребята, давайте поприветствуем, друг друга и пожелаем всем удачи на уроке.

                            Я желаю тебе добра.

                            Ты желаешь мне добра.

                           Если тебе будет трудно, я тебе помогу.

II. Проверка домашнего задания:

- Ребята, что бы продолжить наш урок вам необходимо выполнить задание. На доске несколько карточек. На каждой записана  небольшая фраза. Ваша задача называть произведение и автора. Готовы?

  1. «Дураком  бы я был, если бы выпустил добычу, которая уже в руках, и погнался бы за неверной  надеждой»  (Эзоп Басня «Рыбак и рыбешка»)

  1. «Нет глупее тех людей, которые в надежде на большее бросают то, что имеют» (Эзоп Басня «Соловей и ястреб»)

  1. «Если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться, да все врозь, - вас всякий легко погубит» (Эзоп Басня «Отец и сыновья»)
  2. «Тогда коварными наговорами он их перессорил. И когда они стали пастись поодиночке, он стал  нападать на них по очереди и так сожрал всех» (Эзоп Басня «Быки и лев»)

  1. «…и принялась его расхваливать: уж и велик он, и красив, и мог бы получше других стать царём над птицами, да и стал бы, конечно, будь у него ещё и голос» (Эзоп Басня «Ворон и лисица»)

      -  Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием!

- Скажите, что общего в этих фразах?

(Это фразы из басен, которые написал Эзоп.)

- Что мы уже узнали об этом литературном жанре? (Учитель выставляет карточки с ответами)

Ответы:

1.Басня похожа на сказку о животных.

2. Басня состоит из двух частей: основной части и вывода (морали)

3. Мораль может располагаться не только в конце текста, но и в начале.

III. Подготовка к работе на основном этапе:   сообщение темы и целей урока  

Басни с вами мы читали -

Сколько нового узнали!

Сколько басен разных есть!

Всех их нам не перечесть.

Не хотите ли опять

О баснях новое узнать?

- Откройте содержание учебника и найдите  произведение, с которым мы  сегодня познакомимся (И.Крылов  Ворона и лисица)

- Сформулируйте  задачи нашего урока? (На  уроке мы познакомимся с творчеством Ивана  Крылова. Узнаем, чему учит его басня. Научимся выразительно читать басню.)

- Рассмотрите внимательно  страницы.

- Что нам  потребуется на уроке  для  достижения поставленной цели.  (Работа с Толковым словарем, вспомнить пройденное, высказать свое мнение, работа в группах) (Выставка условных обозначений)

3.1.О жизни и творчестве И.А.Крылова рассказывает ученик.(Презентация)

Иван Андреевич Крылов (1769— 1844) — русский писатель, баснописец,

Крылов любил все русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство.

Крылов был автором комедии, комических опер, трагедий, сатириком, журналистом и стихотворцем.  Но прославился -  как великий баснописец. Пушкин сказал о нем: «Он превзошел всех нам известных баснописцев».

Глубоко и серьезно работал Крылов над своими произведениями.  За 30 лет работы он написал 205 басен, обогатил русский язык крылатыми, остроумными, образными выражениями, сравнениями.

Басни Крылова не стареют. Каждое новое поколение воспитывается на них. Они вошли в золотой фонд национальной культуры. Строки из басен закрепились в нашей речи, стали привычными.

Басни Крылова широко известны не только в нашей стране, но и в других странах мира. Они переведены более чем на 50 языков.

Крылов стал первым писателем, которому в России поставили памятник 12 мая 1855 г. работы Т. Клодта «Дедушке Крылову» в Летнем саду.

3.2. Работа по теме урока

Первичное чтение басни подготовленными ребятами

-  Сейчас вам девочки прочтут  басню И.А.Крылова «Ворона и лисица». Послушайте.

- Понравилось  вам басня?

- История, рассказанная Иваном Крыловым, — та же самая, что и в басне Эзопа? (Это та же самая история, только некоторые детали в ней другие.)

- Как называются такие истории, которые путешествуют во времени и известны у разных народов? (Бродячие сюжеты.)

- В чем сходство и различие этих двух басен? (У Эзопа действует ворон, а у Крылова — Ворона, у Эзопа ворон держит кусок мяса, а у Крылова Ворона хочет позавтракать сыром. У Эзопа - в прозе, а у Крылова- в стихотворной форме)

- Какая басня помогает вам лучше представить животных: их внешний вид и поведение? (В басне Крылова описываются пластичные движения Лисицы, интонации ее голоса, неуклюжие и неповоротливые движения Вороны.)

- Какая басня кажется более смешной и почему? (Ярко описанная неповоротливость Вороны, ее наивная радость, ужимки и уловки хитрой Лисы делают басню Крылова более смешной.)

- Миша не обнаружил морали в басне Крылова, а Маша ее нашла. Как вы думаете, кто прав? (Маша.  Мораль находится в самом начале басни.)

- Какова же главная мысль басни? (Что того, кто любит лесть легко обмануть льстивыми словами)

- Так кого же осуждает Крылов? (и того, кто льстит, и того, кто любит лесть)

- Согласитесь ли вы с утверждением, что для достижения цели «любые средства хороши»? Почему?

- Какой вывод можно сделать из этой истории? (льстить  очень плохо, лесть вредна, она портит человека)

-  Прочитайте пословицу, написанную перед басней. (Больше верь своим очам, нежели чужим речам)

- Как вы думаете, можно ее применить в качестве морали к басне Крылова?

ФИЗМИНУТКА

 3.3 Осмысленное восприятие и работа с текстом (работа в парах)

- Давайте вернёмся к нашему тексту.

- Найдите в нем незнакомые слова и их объяснение в Толковом словаре.

Взгромоздясь – взобраться и устроиться с трудом на чем либо

Плутовка - шалунья, проказница

 Пленил -  очаровал, заколдовал

Вещунья- то же, что и предсказатель

Взобу  дыханье спёрло -  захватило, пересохло горло

Не впрок – не на пользу

Вывод: Мораль может быть выражена в первых строчках. Слушая и читая басню, можем увидеть в героях и себя. Автор высмеивает недостатки у героев басни. Значит, необходимо их исправить.

- Скажите, ответили мы на вопрос, поставленный в начале урока по сюжету №4?

- Чем же он является?

РАБОТА В ГРУППАХ

1  ГРУППА

Перечитай текст басни. Укажи  стрелкой, кого из героев так называет баснописец?

СВЕТИК

ПЛУТОВКА                           ЛИСИЦА

ВЕЩУНЬЯ                        ВОРОНА
ГОЛУБУШКА

2  ГРУППА

«Найди и исправь ошибку».

Вороне  где-то Бог послал кусочек сала

На ель Ворона взобралась

Поужинать совсем была, уж собралась

Плутовка к домику на цыпочках подходит

Вертит крылом, с Вороны нос не  сводит

Ворона гавкнула во всё воронье горло.

3  ГРУППА

Подберите и запишите синонимы к словам и словосочетаниям.

Пленить - _____________________________________________________________________________

Ангельский голосок - ____________________________________________________________________

Дыханье спёрло -  ______________________________________________________________________

Крикнула во всё воронье горло -  _____________________________________________________

4  ГРУППА

Перечитайте текст басни и выпишите все слова – действия Вороны и Лисицы. Объясните, почему автор использует именно эти слова.

Героиня басни

Действия

ВОРОНА

Взгромоздясь,

ЛИСИЦА

Близёхонько бежала,

5  ГРУППА

Выберите пословицы, относящиеся к басне.

ž Пуганая ворона и куста боится.

ž Верь своим очам, а не чужим речам.

ž Не поешь толком – будешь волком.

ž На языке медок, а на сердце ледок.

        

VI. Рефлексия  деятельности

- Какое открытие для себя вы сегодня сделали? (В баснях рассказывается одна и та же история, но по – разному. Мы продолжаем набираться житейской мудрости изучая басни.)

- Какие ставили учебные задачи? Удалось их решить? Каким способом? (Работой в парах, группах, с помощью учителя, ранее  изученного, дружной работой и т.д.)

- Где будете применять эти знания?

- А сейчас встаньте, на правую ладонь мысленно положите знания, с которыми пришли на урок , на левую – те, которые получили на уроке. Соединим  ладошки в хлопке и скажем друг другу «спасибо».

VII. Домашнее задание – на выбор   (Выучить басню наизусть или выразительное чтение)  

- Вам спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 1 класс по программе "Перспективная начальная школа".

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 1 класс по программе "Перспективная начальная школа"....

Урок литературного чтения в 3 классе ПНШ Эзоп "Ворон и лисица." Иван Крылов "Ворона и Лисица". Лента времени. Бродячие басенные истории.

Анализ басен разных времён и разных авторов. Работа с лентой времени - исторический материал. Знакомство с новым именем - Иван Крылов. Презентация о жизни и творчестве Крылова, Аудиозапись чтения басн...

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс по УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс по УМК "Перспективная начальная школа"...

Конспект урока литературного чтения «А.Усачёв «Бинокль» (УМК «Перспективная начальная школа», 2 класс)

Цель деятельности учителя:  ознакомление обучающихся с жизнью и творчеством А.А. Усачёва, с художественным произведением «Бинокль»; формирование навыка осознанного и выразительного чт...

Конспект урока литературного чтения "Михаил Лермонтов «Осень»"(УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс)

Цели деятельности учителя:  ознакомление обучающихся с жизнью и творчеством Михаила Лермонтова, со стихотворением «Осень»; формирование навыка осознанного и выразительного чтения, уме...

Технологическая карта урока литературного чтения "А. Пушкин "Цветок"" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс, Н.А. Чуракова)

Тип урока: «открытия» нового знания. Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе знакомства со стихотворением А. Пушкина «Цветок». Задач...

Технологическая карта урока литературного чтения «Дональд Биссет «УХ!»» (УМК «Перспективная начальная школа», 2 класс)

Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции: умения выражать свое отношение к прочитанному; навыки чтения и анализа художественного текста в процессе...