Викторина А.С. Пушкин
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Нечаева Вера Александровна

Викторина по сказкам А.С.Пушкина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx33.99 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Викторина по сказкам А.С.Пушкина       4 класс              Нечаева В.А.        

Цель:

Обобщить знания учащихся по сказкам А. С. Пушкина; развивать навыки осознанного чтения, расширять кругозор, формировать интерес и умение самостоятельно осмысливать прочитанное; прививать любовь к русской литературе.

Планируемые

результаты:

Предметные:

знают: биографию А.С.Пушкина и его творчество.

умеют: отличать одну сказку от другой, обобщать знания о прочитанных произведениях.

Метапредметные:

познавательные: способны понимать учебную задачу, отвечать на вопросы, извлекать информацию из схем и иллюстраций, проверять и закреплять свои знания.

регулятивные:оценивают свои достижения  на уроке, определять тему и цель урока.

коммуникативные: слушают собеседника и ведут диалог, умеют выступать в речевом общении.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к изучаемому предмету,  осознают важность получаемых знаний и приобретаемых умений, сопоставляют собственную оценку своей деятельности с оценкой учителя.

Ход урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

1.Организационный момент

-Здравствуйте, ребята!

-Начинается урок!
Он пойдёт ребятам впрок

-Демонстрируют готовность к уроку

Регулятивные: контролируют свои действия

2. Речевая разминка

 

-Ветер весело шумит,

 Судно весело бежит…

 В синем небе звезды блещут,

 В синем море волны хлещут

 Туча по небу идёт,

 Бочка по морю плывёт.

-Прочитаем все вместе.

-Читаем с удивлением.

-Прочитаем с грустной интонацией

-Читаем радостно

-Читает 1 ряд

-Теперь 2 ряд

-И 3 ряд

- Чтение по рядам

Личностные: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

3.Актуализация опорных знаний учащихся Формулирование темы урока

- Что такое сказки?

-Кто автор этих сказок? Кто это такой?

(видео)

-Где родился А. С. Пушкин?

-А в каком году он родился?

-Как называлось учебное заведение, где учился А. С. Пушкин?

-От кого маленький Саша узнавал русские народные сказки?

-Сколько всего сказок написал А.С. Пушкин?

-Назовите их.

-Да,  пять сказок стали популярными, их знают все и читают до сих пор, но есть ещё две сказки «Жених» и  «Сказка о медведихе», но они не были изданы, остались в черновиках.

 

-Как вы думаете, чему посвящен наш урок?

-Правильно! Молодцы!

-Ребята, сегодня у нас необычный урок: урок -викторина, посвященная сказкам А.С.Пушкина. 

- Сказка – это повествовательное произведение авторского или устного народного творчества  о вымышленных лицах и событиях.

-А.С.Пушкин

-В Москве

- 6 июня 1799

- Царскосельский Лицей

- От няни Арины Родионовны

-5 сказок

-« Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»,  « Сказка о рыбаке и рыбке», « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», « Сказка о золотом петушке», « Сказка о попе и о работнике его Балде».

-Сказкам А.С.Пушкина

4.Обобщение полученных знаний

1 конкурс: «Назови сказку правильно»

2 конкурс: «Из какой сказки отрывок?»

-Правила нашей викторины такие: я задаю вопрос, кто первый поднимет руку, тот и отвечает. Если кто-то ошибается, то выслушаем версию другого человека. За каждый правильный ответ вы получите жетон. В конце викторины мы посчитаем жетоны, и выясним, кто  же лучший знаток сказок Пушкина.

-1 конкурс: «Назови сказку правильно»
- Давайте вспомним названия сказок А.С.Пушкина.
- «Сказка о рыбаке и ….» 
- «Сказка о царе Салтане и …» 

- «Сказка о Золотом …» 
- «Сказка о попе и …» 

- «Сказка о спящей царевне и…» 

-2 конкурс: «Из какой сказки отрывок?»

- Сейчас я буду читать вам отрывки из сказок, а вы отгадывайте, из какой сказки этот отрывок.
1. Три девицы под окном, Пряли поздно вечерком.  
2. «Свет мой, зеркальце! Скажи и всю правду доложи…» 
3. «Год, другой проходит мирно. Петушок сидит все смирно». 

4. «Воротился старик домой. На пороге сидит его старуха, А пред нею разбитое корыто».  
5. «Жил-был поп, толоконный лоб». 

6. «В тридевятом царстве, В тридесятом государстве, Жил-был славный царь Дадон» 

- «Сказка о рыбаке и рыбке» 
- «Сказка о царе Салтане и

сыне его могучем богатыре Гвидоне Салтановиче» 

- «Сказка о Золотом петушке» 
- «Сказка о попе и  о работнике его Балде» 

- «Сказка о спящей царевне и семи богатырях» 

-«Сказка о царе Салтане…»

-«Сказка о спящей царевне и семи богатырях»

-«Сказка о золотом петушке»
- « Сказка о рыбаке и рыбке»

- «Сказка о попе и его работнике Балде»
- «Сказка о золотом петушке»

Регулятивные: понимают и сохраняют учебную задачу; оценивают собственную деятельность  или деятельность одноклассников; осознают важность полученных знаний.

Коммуникативные: обосновывают свою точку зрения; доносят свои мысли до всех участников образовательного процесса; взаимодействуют с учителем и одноклассниками.

Личностные:  имеют мотивацию к учебной деятельности;

принимают и осваивают социальную роль обучающегося.

3 конкурс: «Кто лишний?»

4 конкурс: «Угадай-ка»

7. Снова князь у моря ходит, С синя моря глаз не сводит; Глядь – поверх текучих вод Лебедь белая плывет. 
8. «Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч, Ты волнуешь сине море, Всюду веешь на просторе. Не видал ли где царевны?» 

- 3 конкурс: «Кто лишний?»
- Я буду называть героев из разных сказок, а вы слушайте внимательно. Если герой из сказок Пушкина, то вы должны хлопнуть в ладоши. Если названный герои не относятся к произведениям Пушкина – топнуть ногой. Приготовились…

Чебурашка, братья-богатыри, лиса, Снегурочка, комар, Конек-Горбунок, поп, Колобок, Журавль,Царевна-Лебедь, кот Леопольд, царь Салтан, Карабас-Барабас, сестрица Аленушка, рыбкакнязь Гвидон, Баба Яга, Балда, Курочка Ряба.

4 конкурс: «Угадай-ка»
-Сейчас я буду задавать вопросы. К каждому вопросу предлагается 3 варианта ответов. Вам нужно выбрать - угадать один правильный.
1. Героем кaкoй пушкинской скaзки, является цaрь Дaдoн?
А. "Сказки о рыбаке и рыбке".
Б. "Сказки о золотом петушке".
В. "Сказки о попе и о работнике его Балде".
2. Где жил старик со своею старухой из сказки Пушкина о рыбаке и рыбке?
А. В землянке.
Б. В избушке.
Г. В шалаше.
3. В кого превращался князь Гвидон в сказке о царе Салтане?
А. В медведя
Б. В воробья
В. В комара

-«Сказка о царе Салтане»

-«Сказка о спящей царевне и семи богатырях»

- Братья-богатыри, комар,

поп, Царевна-Лебедь, царь Салтан, рыбка, князь Гвидон

Балда

4. Кто подарил царю Дадону золотого петушка? 
А. Мудрец
Б. Старик
В. Царица
5. За какую плату согласился работать Балда у попа? 
А. Бесплатно
Б. За три щелчка по лбу
В. За 3 рубля
6. Что сделал старик, поймав золотую рыбку?
А. Поместил в аквариум.
Б. Отпустил в море.
В. Сварил уху.
7. Кто помог королевичу Елисею отыскать царевну-невесту?
А. Волшебник
Б. Ветер
В. Комар
8. С кем наперегонки бегал бесёнок вокруг моря из «Сказки о попе и работнике его Балде»?
А. С зайкой
Б. С мышкой
В. С Балдой
9. Сколько желаний старухи исполнила золотая рыбка?
А. Три.
Б. Четыре.
В. Пять.
10. Как звали предводителя 33 богатырей из сказки Пушкина о царе Салтане? 
А. Старшина
Б. Илья Муромец
В. Дядька Черномор
11. Как назвался остров, нa котором выстрoил свoй двoрец князь Гвидoн, cын цaря Сaлтанa? 
А. на острове сокровищ 
Б. на острове Буяне 
В. Остров царя Салтана

5конкурс «Волшебный сундучок» 

6конкурс «Радио-спектакль»

5. Рефлексия учебной деятельности

Домашняя работа

-5конкурс «Волшебный сундучок» , в нем остались предметы, забытые героями сказок Пушкина. Вы должны отгадать хозяина.
- Яблоко
- Белочка
- Верёвка

-Рыбка

-Зеркало
- Орехи

-Ребята, а теперь давайте  прочитаем  по ролям любимый эпизод из сказки

-Наша викторина подошла к концу. Давайте подсчитаем, сколько жетонов набрал каждый (подсчет жетонов).

- Ребята, вам понравилась наша сегодняшняя викторина? 

-Что вам больше всего понравилось и запомнилось?

-И мне понравилось проводить эту викторину для вас. Вы большие молодцы, хорошо знаете сказки А. С. Пушкина и отлично справились со всеми заданиями. 

-Ребята, давайте оценим себя

-Зеленый листик (мне было интересно, я все понял)

-Желтый листик (у меня были затруднения)

-Предлагаю дома нарисовать иллюстрацию  к любимой  сказке А.С,Пушкина.

-Царица – мачеха

-Царь Гвидон
- Балда
-Старик
-Царица-мачеха
-Белочка

Регулятивные:  учатся совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку своей деятельности; определяют степень успешности выполнения своей работы; учатся планировать свою деятельность; адаптация в обществе.

Познавательные: осваивают начальные формы рефлексии. Коммуникативные: умеют полно и грамотно выражать свои мысли, правильно строить речевое высказывание.

Личностные: осознают важность полученных знаний; приобретают мотивацию к учебной деятельности; овладевают начальными навыками.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Викторина по сказкам Пушкина"

Этот материал подойдёт для проведения классного часа, посвящённого творчеству великого поэта....

Литературная викторина "По сказкам Пушкина"

На уроке закрепления сказок Пушкина я советую провести литературную викторину. Разнообразные задания очень понравились детям. Урок был интересным, дети очень активно выполняли все задания....

Викторина по сказкам Пушкина

Викторина по творчеству А.С.Пушкина. Аудитория: 2-4 классы...

Викторина по сказкам Пушкина А.С.

Обобщение и систематизирование  знаний  учащихся  о  сказках   А.С. Пушкина. Воспитание  интереса    к  чтению....

Презентация к уроку Литературного чтения " Викторина по сказкам Пушкина"

Презентация к уроку Литературного чтения " Викторина по сказкам Пушкина"...

викторина по сказкам Пушкина

Данный материал может быть использован на уроках литературного чтения при обобщении темы "Сказки Пушкина"...

Викторина по сказкам Пушкина.

Материал знакомит с человеком моей страны - золотого века нашей истории, выдающегося сказочника, которого знают во всём мире с А.С.Пушкиным, формирует интерес к творчеству А. С. Пушкина. Помогает выяв...