«Знакомство с разделительной функцией мягкого знака».
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Окулова Светлана Николаевна

Поможет организовать деятельность учащихся по выведению общего  понятия «разделительный мягкий знак».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет:   Русский язык. Обучение грамоте.

Класс:               1 класс

Тема:          «Знакомство с разделительной функцией мягкого знака»      

Программа:     УМК « Начальная школа XXI век»

Учебник:   Журова Л.Е, Евдокимова А.О. «Букварь»

Тип урока:        Открытие новых знаний.

                                                                                         Разработала учитель начальных классов

                                                                                         МБОУ СОШ №3. Окулова С.Н

Тема: «Знакомство с разделительной функцией мягкого знака».

Цель:

организовать деятельность учащихся по выведению общего  понятия «разделительный мягкий знак».

Задачи:  

1. Формирование предметных умений:

- находить в словах  разделительный мягкий знак ;

- определять разделительный мягкий  знак на слух;

 2. Формирование  метапредметных  умений:

   личностные умения:       

- принимать и осваивать социальную роль ученика;

- устанавливать связь между целью деятельности и  ее результатом;

- осознавать роль языка и речи  в жизни людей;

  регулятивные умения:      

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

 познавательные умения:    

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания / незнания);

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;

- проводить анализ учебного материала;

- делать выводы в результате совместной работы учителя и класса;

коммуникативные умения: 

-  донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других;

- учиться работать  в парах.  

Оборудование: раздаточный материал для работы в парах; презентация в  Power Point.

Ход урока.

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Проговаривание стихотворения:

                     Учись читать! Учись читать!

                Важнее нет науки!

                Тот, кто сумеет сам читать,

                Совсем не знает скуки.

- О чём это стихотворение? (О пользе чтения)

Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай».

  • Значит, чему будет посвящён наш урок? (Открытию нового знания)
  • Какие мы делаем шаги при открытии нового знания?  «Что я  знаю?»  «Что я не знаю?»  «Сам найду способ»                                                                                                                                                                   (тематические рамки)
  •  Ребята, сегодня на уроке мы с вами продолжим работу с буквами. А какая буква нас интересует больше всего, вы догадайтесь сами. Дополните четверостишие:

Почему у дома угол

Превратился сразу в уголь

Без пожара, просто так?

Это буква ______________!      (мягкий знак)

( Учитель тему урока не называет, дети будут формулировать её сами).

ІІ. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

 Ребята! Давайте повторим то, что пригодится.

  • Какие звуки называют гласными, согласными?
  • Назови гласные звуки (ЦОР http://files.school-collection.edu.ru )
  • Вспомните, что вы знаете про мягкий знак. (Буква ь обозначает мягкость согласного звука.)

1. Работа по учебнику стр.145. Чтение рассказа «Спрячь в середину».

– Какие задания должны были выполнить ребята? («Спрятать» мягкий знак в середину слова.)

– Прочитайте слова, которые были записаны на доске. (Огонь, пень, уголь, зверь, окунь, боль.)

– Как ребятам удалось справиться с заданием? (Добавили слог «ки».)

Больница, больной, больно. (Добавили два или один слог.)

– Какие слова они смогли подобрать?

– Какую «работу» выполнял в словах мягкий знак, когда он находился на конце слова? (Мягкий знак указывал на  мягкость предыдущего согласного.)

– Изменилась ли «работа» мягкого знака, когда он оказался в середине слова? (Нет.)

Мягкий знак, хитрый знак.

Не назвать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

  • А зачем мягкий знак просится в слова?
  • Между какими буквами стоит буква ь? (Между двумя согласными). 

2. Пробное действие. 

Измените и напечатайте слова так, чтобы они обозначали много предметов.

  • Как  будет звучать слово «стул» во множественном числе? (стулья)

один

много

стул

лист

ручей

  • Как произносятся слова II столбика? (слово как будто разрывается)
  • Что нового в этом задании?  (надо буквой разорвать, разделить согласную от гласной)
  • У кого нет решения?
  • Что не смогли? (Не знаем, какая  буква разделяет согласную от гласной)
  •  Какие версии, мысли?
  • У кого по - другому?

Разные версии – возникло затруднение.

  • Какое затруднение?  

(Не знаем, какая  буква разделяет  согласную от гласной.                                                                Не могу доказать что Ь разделяет  согласную от гласной)

– Как этот шаг называется?  («Что я не знаю?»)

III. Выявление места и причины затруднения. Физкультминутка

  • В каком месте возникло затруднение? (Нужна буква, которая разделяет  согласную от гласной.)
  • Почему возникло затруднение? ( Не знаю правила.)                                                                              

IV. Построение проекта выхода из затруднения

Какой следующий шаг учебной деятельности?

 «Сам найду способ»

  • Какую цель ставим?  (Узнать о букве, которая показывает, что согласный не сливается с гласным)             

Наметим наш план действий:

1. Сами найдём способ

2. Устраним затруднение.

3. Поупражняемся в новом действии.

  • Что нам поможет? (свой опыт, учебник, учитель)

V. Реализация построенного проекта

1.Звуковой анализ слова «братья»

Что надо сделать, чтобы превратить слово «брат» в «братья»?

– Какая буква поможет обозначить мягкость звука [т’]? (Буква ь.)

– Какой буквой обозначим стоящие рядом звуки [й’] и [а]? (Буквой я.)

– Что получится, если не поставить в слове «братья» букву ь?

– Какую «работу» выполняет мягкий знак в слове «братья»?

Эта «работа» мягкого знака называется – разделительной.

(В слове «братья» – разделительный мягкий знак.)

  • Сформулируйте тему урока (Знакомство с разделительным «ь»)

2.Работа в парах по  карточкам.

Подчеркните разделительный Ь и буквы, перед которыми  он пишется.

Сделайте вывод: где пишется разделительный ь?

Воробьи, жильё, ручьи,

Листья, крылья, стулья, чьи,

Колья, перья и семья,

Вьюга, осенью, друзья.

  • Что объединяет слова?
  • Какую «работу» выполняет в них мягкий знак?

-Значит, ь разделяет согласную и гласную буквы, не даёт им сливаться. В этом случае принято называть ь разделительным.

Вывод: разделительный ь пишется после согласных перед гласными е, ё, и, ю, я .

Я мягкий знак не простой,

А удивительный – разделительный.

Перед е, ё, и, ю, я 

Я в словах стою, друзья.

3.Устранение затруднения.

  • Какая  буква в слове «листья» разделяет согласную от гласной?

VI. Первичное закрепление с проговариванием.

Работа по учебнику стр. 146

Прочитайте пары слов и скажите, какая буква разделяет согласную от гласной?

Уточнение правила.             Разделительный мягкий знак показывает, что согласный не сливается с гласными и пишется после согласных перед буквами е, ё, и, ю, я.

Физкультминутка с перебрасыванием мяча:

«Добавь разделит. мягкий знак»:
зя — зья
бе -
ря -
чи -
ся -
лю -

«Убери разделит. мягкий знак»
лья – ля
рью -
бьи -
сья -
нья -
пью –

Мы с вами нашли один из способов нахождения разделительного мягкого знака — он стоит между согласной и гласной 2-го ряда.      

Можно ли почувствовать на слух наличие разделительного мягкого знака?

(Да, слоги звучат раздельно).  

-Какой дополнительный звук появляется в слогах с разделительным мягким знаком. (Звук Й)

- Откуда он берётся? (Гласные 2 ряда после мягкого знака распадаются на 2 звука, один из которых,  звук [й´]). Это второй способ.

Но иногда ушки нас подводят, поэтому давайте поищем дополнительные способы нахождения разделительного мягкого знака.

  • Когда в слоге появляется разделительный мягкий знак, что происходит с губами? (Губы растягиваются в улыбке, язык приподнимается и немного отодвигается назад). Слог с разделительным мягким знаком произнести труднее, так как сильнее напрягаются щёки, губы, язык.

Это 3 способ – губы растягиваются в улыбке, язык приподнимается.

А теперь представьте и покажите движением руки дорожку, которую вы представляете, когда произносите слог без разделительного мягкого знака («ровная дорожка»), а теперь с разделительным мягким знаком («горка», «волна»):  полёт-польёт

Это четвёртый способ —рука «рисует» волну.                                                                                       

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.                                               Фиксируют «+», «–».

1.Графический диктант слогов: слог без разделительного мягкого знака ___ - прямая линия, слог с разделительным мягким знаком ~ - «волна».

  Семья, семя, Коля, колья, Валя.                               ̃ - -   ̃ –

VIII. Включение в систему знаний и повторение

Игра «У кого чья?» (с демонстрацией картинок животных):
У лисы голова чья? Лисья
У зайца? У волка? У белки? У лошади? У коровы? У медведя? У кошки? У собаки?

Чтение и обсуждение пословиц и поговорок с разделительным мягким знаком.

«Здоровье всего дороже! Терпенье даёт уменье. Терпенье и труд всё перетрут».

-Как понимаете пословицы? (Ещё  А. Шопенгауэр говорил: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля».)

IX.Рефлексия учебной деятельности на уроке

  • Какую «работу» может выполнять буква ь?
  • Что показывает разделительный мягкий знак? (Разделительный мягкий знак показывает, что согласный не сливается с гласными и пишется после согласных перед буквами е, ё, и, ю, я.)
  • Какую цель ставили? Достигли цели?
  • Оцените свою работу на уроке, используя схему

                        знаю

я                    запомнил

                     

                       смог                        

                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения 1 класс по теме "Знакомство с разделительной фукцией мягкого знака" программа "Начальная школа XXI века"

В папке содержится разработка урока обучения грамоте по теме " Знакомство с разделительной функцией мягкого знака" ( программа " Начальная школа XXI века") по ФГОС, презентация  к уроку, поясните...

Сценарий урока обучения грамоте в 1 классе по литературному чтению. Тема: «Знакомство с разделительной функцией мягкого знака» УМК «Начальная школа 21 века» Н. Ф. Виноградовой

На уроке создавались  условия для формирования понятия «Разделительный мягкий знак», указывалась роль разделительного мягкого знака в словах,совершенствовалась техника чтения....

Урок русского языка для 1 класса на тему: «Повторение функций мягкого знака».

Данный материал поможет в игровой форме закрепить изученную тему....

Мягкий знак - разделительный и мягкий знак-показатель мягкости.

Цели:- учиться различать разделительный мягкий знак и мягкий знак-показатель мягкости;- расширить свои знания о  городах Москве и Самаре....

«Волшебная буква- мягкий знак. Знакомство с разделительной функцией мягкого знака».

Урок- путешествие . Наблюдение над словами-предметами. Превращение одних слов в другие при помощи буквы- волшебницы- Ь. Различаем твёрдые и мягкие звуки....

«Знакомство с разделительной функцией мягкого знака»

Урок обучения грамоте по теме "Знакомство с мягким знаком"....