К.Ф.Рылеев "Иван Сусанин".
методическая разработка по чтению (4 класс) на тему

Волкова Ирина Александровна

Организация урока патриотической направленности на примере урока по произведению К.Ф.Рылеева "Иван Сусанин"

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Организация урока патриотической направленности на примере урока по произведению К.Ф.Рылеева «Иван Сусанин».

Много есть на свете и кроме России

всяких хороших государств и земель,

но одна у человека родная мать – одна у него и Родина.

К.Д.Ушинский.

        Наиболее ярким произведением, воспитывающего у молодого поколения чувство патриотизма, можно назвать произведение К.Ф.Рылеева «Иван Сусанин». На этом уроке в ходе повторного чтения текста дети постигают настоящий русский характер, его силу, восхищаются подвигом простого костромского крестьянина, который ценой своей жизни спас царевича Михаила. Школьники понимают, что подвиг Ивана Сусанина, патриота Земли русской, не померк в веках.

    Мы предлагаем один из вариантов организации урока по данному произведению. Чтобы воспринять нравственные ценности, перевести на свой язык то, что, может быть, было для ребёнка чужим, а подчас и чуждым, нужно, чтобы на уроке дети:

- думали над прочитанным:

-сопереживали героям;

-оценивали их поступки;

-осмысливали их проблемы;

-соотносили их жизнь со своей жизнью;

-старались поступать в соответствии с воспринятыми нравственными нормами.

     Тема: «Родина бывает разная, но у всех она одна» ( на примере думы К.Ф.Рылеева « Иван Сусанин»).

Цель урока: познакомить с новым литературным жанром – думой;

Задачи: учить детей вдумчивому чтению художественного произведения с целью осознания образа главного героя; формировать у учащихся представление о литературном персонаже-защитнике, патриоте Руси, воспитывать чувство гордости за родную землю.

 Оборудование: грамзапись  песни М. Матусовского, В. Баснера « С чего начинается Родина?», грамзапись оперы М.Глинки «Иван Сусанин»; Толковый словарь Ожегова.                                                 

                                                                                                  Т а б л и ц а 2

             

                       Ход урока.                                                        Формируемые                    

                                                                                             нравственные понятия                                            

1. Вступительная беседа

Звучит песня М.Матусовского «  С чего начинается Родина?» На фоне этой мелодии учитель спрашивает детей:

-А что такое Родина? (Высказывания детей)

Верны ли ваши высказывания? Обратимся к Толковому словарю (Учащиеся работают с Толковым словарём  Ожегова, зачитывают лексическое значение слова Родина.)

-Итак, ребята, тема нашего урока – « Родина бывает разная, но у всех она одна». Как вы понимаете данные слова? (Высказывания детей, обобщение учителем). Затем дети подбирают синонимы к слову Родина.

( По мере ответов детей учитель прикрепляет на доску карточки с синонимами: Родина, Отечество, Отчизна.)

 А у вас ребята, где Родина? (Дети зачитывают отрывки из сочинений о Родине, которые писали дома)(см. Приложения).

Я уверена, что вы любите свою Родину. А готовы ли вы в час испытаний защитить свою страну от врага? Пожертвовать ради неё жизнью? Это очень сложный вопрос, наверное, не каждый готов ответить на него. Но все вы знаете таких людей, кто ради Родины  « ни сил, ни жизни не жалел»?  ( Да, это А.Невский, Д.Донской, герои Великой Отечественной войны…) Как называют таких людей? (патриоты).

  Патриотом можно назвать и автора произведения, которое мы будем изучать на уроке, Кондратия Фёдоровича Рылеева. Современник Пушкина, он прожил недолгую жизнь-31 год. Это молодой, блестящий офицер, который сам был героем, защитником русской земли. Поэт-декабрист. Участвовал в восстании, целью которого было облегчить участь простого человека, крестьянина. Восстание было подавлено. Рылеева и других декабристов арестовали и приговорили к смерти. Рылеев погиб, но его произведения живут и поныне, а герои этих произведений – смелые, отважные люди. Сегодня мы познакомимся с одним из таких героев – Иваном Сусаниным.

2.Работа над новым материалом.

Что вы слышали об этом человеке? Это вымышленный герой или живший на самом деле? (учитель кратко обрисовывает обстановку, сложившуюся на Руси в тот исторический период).

 -  Почему автор назвал своё произведение думой? Назовите однокоренной глагол к слову дума и подберите к нему синонимы. ( Дума  - думать, размышлять, рассуждать, мыслить).

Наша задача на уроке – ответить на вопрос: почему поэт выбрал для своего произведения жанр дума, над, чем он заставляет задуматься своих читателей?

(Текст думы сложно организован, поэтому мы рекомендуем читать учителю).

-Какое впечатление произвела на вас дума?

-Какие чувства и переживания вызвала?

-Какой момент повествования показался самым напряжённым?

3.Словарно-лексическая работа.

Прочитайте текст про себя, приготовьтесь к чтению вслух. Найдите непонятные слова и выражения. Постарайтесь понять их смысл из контекста, прочитав ещё раз. (Вотще - напрасно; дебри -непроходимое место в лесу; мнили – думали, сарматы, ляхи-поляки, враги; москаль, жупан и т.д.)

4.Вторичное чтение и анализ думы.

С чего начинается дума?

Что означают слова: «сердцем вскричали враги»?

Найдите и прочитайте строки, где ляхи упрекают Сусанина. В чём же?

В каких словах звучит уверенность ляхов в своей победе?

 С кем разговаривает Сусанин ночью? Каким настроением, какими чувствами проникнуты слова главного героя?  А кого защищает Сусанин? Куда он приводит неприятеля? Каким мы здесь видим героя думы? С какой целью он так себя ведёт? Прочитайте описание леса, в который входят на следующий день поляки, идущие за Сусаниным. Почему мы понимаем, что обратной дороги им не найти? Прочитайте, что говорит Сусанин, остановившись в самой глуши.

Как, с каким чувством звучат последние слова  Сусанина? Как вы думаете, в каких словах выражена главная мысль думы? Сформулируйте её своими словами.

 5.Закрепление.

Работа над образом героя, составление характеристики.

Начинается составление характеристики героя. Для этого необходимо рассмотреть Сусанина с разных сторон. Класс делится на группы.

1 группа работает над внешностью героя, пользуясь иллюстрацией. Доказать текстом.

2 группа оценивает поступки Сусанина до гибели. (Принял поляков как гостей, прикинулся хлебосольным человеком, их сторонником; как истинный христианин, всю ночь молится, но просит помощи не для себя, а для царя; прощается с сыном, но в своём решении остаётся непреклонен.) Привести доказательства текстом.

3 группа определяет роль природы в произведении. Зачем автор вводит описание зимнего леса? (Природа помогает Сусанину. Она насторожилась, приготовилась к встрече врага. Деревья боятся лишних движений, звери и птицы притаились. Враги почувствовали опасность.) Обязательно доказательство текстом.

4 группа работает над характером героя. (Иван Сусанин шел на смерть осознанно, обдуманно. Уходя из дома, он знал, что не вернётся. Сусанин умный, смелый, отважный, самоотверженный, крепкий духом герой. Он горячо любит свою Родину, царя.) Зачитать в тексте.

Можно ли поступок Сусанина назвать подвигом?

(идёт дискуссия, работа с Толковым словарём.)

Что такое подвиг? (в словаре Ожегова слово подвиг-

- это героический, самоотверженный поступок; раскрывается смысл понятий героический, самоотверженный.) Дети приходят к выводу, что Сусанин действительно совершил подвиг.

-М.И.Глинка написал оперу, которую посвятил народному герою. Послушайте арию Ивана Сусанина. Постарайтесь представить себе Сусанина, его чувства перед смертью. ( Звучит ария И.Сусанина из оперы М.Глинки «Иван Сусанин»)

-Какие чувства вызвала у вас музыка? (Беспокойство, скорбь, готовность к подвигу.)

- Страшно ли было нашему герою? ( Иван Сусанин понимал, что его замысел поляки раскроют. Свои последние минуты жизни он называет «горький час», «страшный час». Но в выборе своём он уверен.)

Почему Рылеев выбрал для своего произведения жанр дума? ( В своём произведении Рылеев размышлял о судьбе народа, думал об Отечестве. Автор прославляет простого крестьянина, настоящего народного героя, совершившего подвиг во имя России.)

-А кто из вас знает людей, совершивших другие подвиги? Как мы помним и чтим память этих героев?

А какие качества вы взяли бы у Ивана Сусанина, которых вам не хватает, над какими чертами характера вам ещё предстоит работать?

Урок завершается подведением итогов, объяснением домашнего задания.

Формирование

эмоционально-чувственного компонента  патриотизма через слушание музыки, восприятие музыкальных образов.

Формирование потребностно-мотивационного компонента патриотизма через написание сочинений о Родине.

Формирование потребностно-мотивационного компонента патриотизма  через воспоминания о подвигах предков.

Введение учеников-читателей в авторский мир произведения, систему мировоззренческих идей и взглядов автора.

Сопереживание герою, раскрытие идей патриотизма через яркий эмоциональный образ народного героя.

Обогащение словарного запаса, приобщение учащихся к истокам русского языка.

Введение учеников-читателей в авторский мир произведения, систему мировоззренческих идей и взглядов через групповую форму работы.

Восприятие нравственных ценностей народного героя.

Осмысление нравственного понятия героизм, когда человек забывает о себе, а думает о других или ещё более высоком - о Родине.

Формирование эмоционально-чувственного компонента патриотизма через восприятие музыкальных образов.

Пробуждение у учащихся чувства сопереживания, благодарности к мужественному герою.

Побуждение к стремлению взять у героя положительные качества личности.

Актуализация нравственного содержания произведения. Воспитание чувства гордости за страну, где жили и живут настоящие герои.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Глинка. "Иван Сусанин"

Данная презентация знакомит нас в великим русским композитором и его оперой....

Проект "Опера М. И. Глинки "Жизнь за царя", или "Иван Сусанин"

Поект заьрагивает следующие проблемы:Почему опера «Иван Сусанин» почти 180 лет находится в репертуаре всех театров России и имеет свой неповторимый колорит. Как М И. Глинка показал подвиг русского нар...

Презентация "Опера "Иван Сусанин". М.И. Глинка"

На уроках музыки в 4 классе продолжается знакомство с оперой М.И. Глинки "Иван Сусанин". Образ польских захватчиков предстаёт перед слушателем во втором акте оперы, который носит название "Польский ак...

Презентация "Иван Сусанин"

Данная презентация может быть имспользована на уроках литературного чтения, окружающего мира и музыки при изучении соответствующих тем....

Опера М. Глинки «Иван Сусанин»

Школьная академия наук и искусствОпера М. Глинки «Иван Сусанин»на сцене Нижегородского государственного академического театра оперы и балета им. А. С. Пушкина...

урок музыки 3 класс на тему:"Опера Иван Сусанин"

Конспект урока музыки 3 класс на тему "Опера Иван Сусанин"...

Опера " Иван Сусанин"

М.И.Глинка " Иван Сусанин"...