Три реки. Литературная композиция
проект по чтению ( класс) по теме

Харитончук Юлия Николаевна

Предварительный просмотр:

Визитка

Название: «Речной дозор».

Девиз: « Мы на страже рек стоим, историю, покой

их бережно храним».

1.А сейчас посмотрите сюда (слайд с эмблемой),

Это не просто эмблема, вот что значит она:

2.Памяти павших – будем достойны всегда,

Пусть на Земле будет мир, нам не нужна война.

3.Хватит по детям стрелять, ведь они не мишени,

Пусть в русла рек превратятся траншеи.

4.Вода в тех реках будет чистой, как слеза,

Чтоб в волнах весело могла резвиться ребятня.

5.О том, как хрупок мир, задуматься должны

Военные и зачехлить орудий все стволы.


Защита проекта

(Слайд 2) На слайде фотографии реки (стихотворение читается под музыку).

1 ведущий: Великая мощь и великая сила

Пленит красотою всегда.

Немало известных людей вдохновила,

Казалось бы,  просто вода!

Течёт по земле, не меняя дороги,

Не сотни, не тысячи лет,

Мелькают лишь дни, холода и тревоги,

А ей окончания нет.

2 ведущий: Здесь кто-то искал, кто-то верил, сражался,

Кого-то волна забрала,

Здесь кто-то и выжил, а кто-то остался,

Бежит лишь всё так же она.

 (Слайд 3) Цели и задачи проекта

1 ведущий: 

 Наш проект называется «Три реки в жизни героя» и посвящен он Степану Михайловичу Черепанову, чье имя носит наша школа.

 (Слайд  4)  Пышма  река кормилица.

Пышма́ — река на Урале и в Западной Сибири, правый приток реки Туры. Манси назвали речку Пышма, что значит тихая.) - на слайде.

2 ведущий: 

Бежит река в излучинах по имени Пышма,

Бежит, течёт старательно, кормилица  моя.

А в городке уездном с названием Камышлов,

Родился мальчик славный по имени Степан.

Живая картина: Друзья-мальчишки (Петька, Вовка Кузнецов и Саша Лебедев). Выходит  мальчик с удочкой. Он одет в белую рубашку,  черные брюки подвернуты, на голове кепка, на ногах сандалии, в руках удочка, идет вдоль сцены, останавливается, два мальчика,  зовут его с противоположной стороны и машут ему руками, зовут к себе:

 (Слайд  5) — на презентации запускается ролик.

  Понька! Понька!

Мальчики встречаются на середине сцены, (обнявшись, стоят на сцене весь ролик) и говорят:

1 мальчик: Я, Вовка Кузнецов, учился вместе со Стёпкой Черепановым.

2 мальчик: А, я, Саша Лебедев, пас с ним гусей. (Уходят).

(Слайд 6) Родина  мать…(плакат), песня «Вставай страна огромная» (минусовка)  буквально секунд 30).

1 ведущий:

Год за годом летели быстро, и вдруг, страшное слово  война.

Содрогнуло  всю нашу землю,

Будь же проклята ты навсегда!

Все планы, желания, судьбы перечеркнуты в один миг,

И вот, Степан уже в форме солдата,

На защите  Отчизны стоит. (Выходит Степан в военной форме и стоит на сцене)

2 ведущий: 

 28 июля 1941 года  Степан  уходит добровольцем на фронт. Но сначала он попадает в Смоленское артиллерийское училище, а уже потом направляется на фронт. Был начальником  764-го стрелкового полка на  Воронежском  фронте.

 (Слайд 7).  Днепр  река страдалица.

Днепр (белор. Дняпро, Днепр, укр. Дніпро) — четвёртая по длине и площади бассейна река Европы после Волги, Дуная и Урала, имеет самое длинное русло в границах Украины.)

Живая картина: Степан оглядывает зал в бинокль, смотрит на карту, которая у него в руках, делает пометку присев на одно колено и положив карту на подсумок, встает. В это время к нему подбегает другой мальчик (одет, как и первый), вместе смотрят на карту, указывая что-то друг другу.

(Выходит подполковник Огнёв, командир 764-го стрелкового полка)

Подполковник:

 Мы всем полком должны переправиться через реку Днепр, в районе села Лютеж. Товарищи офицеры! Как  переправить пушки? Думайте.

Капитан Черепанов отходит от группы, задумывается, оглядывает в бинокль берег (зал), поворачивается к подполковнику:

— Товарищ полковник! — (говорит взволнованно) — нашел выход. Нужен трос. Где взять?

Подполковник:

— Попробуем скрутить телефонный провод. (Уходят со сцены).

1 ведущий:

Кипит от бомб днепровская вода,

И мины рвут песчаный правый берег.

Там зацепилась горсточка солдат,

И держатся практически на вере. (Выбегают девочки, изображают реку)

2 ведущий:

Снарядов мало, пушек – ни одной,

Они на левом берегу остались,

И Черепанов предлагает: под водой,

По дну Днепра, все пушки переправить! (Мальчики в форме проносят пушки).

(Слайд 8) — гибнущие люди.

1 ведущий: 

От крови стала красною страдалица – река,

Вода в ней пахла копотью и тленом.

Из каждой тыщи, кто вошёл туда,

Едва десятка два и уцелело.  (Выбегают девочки с красным полотном, изображают реку, в которой кровь. Дети уходят.)

(Слайд 9) — запускается ролик.

2 ведущий:

Затем была сначала Румынская, а потом Венгерская земля. В канун 27 годовщины Великой Октябрьской революции, 5-6 ноября 1944года начались бои около реки Тисы. Плацдарм был отбит у противника. Майор Черепанов в это время руководил орудиями прямой наводки.

(Ролик идет до конца и останавливается)

Метроном.

Живая картина : Выходит девочка-мама с похоронкой, читает и плачет.

Голос за кадром:

 Черепановой Анне  Георгиевне. По  сообщению военного командования, Ваш сын, майор Черепанов Степан Михайлович, погиб смертью  храбрых в боях за Советскую Родину.

За геройский подвиг, совершённый вашим сыном Черепановым Степаном Михайловичем в борьбе с немецкими захватчиками, Президиум Верховного Совета СССР указом от 9февраля 1944года  присвоил ему  высшую степень отличия звание Героя Советского Союза.

Председатель Президиума Верховного Совета СССР Н. Шверник.

(Девочка уходит)

(Слайд 10) Последний бой на Тисе...

Ти́са (укр. Тиса, венг. Tisza, словацк. Tisa, серб. Тиса) — река в центральной Европе, левый и самый длинный приток Дуная.

В период существования СССР данная река в прессе указывалась как Тисса (например, в сводках боёв периода Великой Отечественной войны и после войны).

1 Ведущий:

Погиб Степан, земляк наш, камышловский,

Концу войны приблизив сильно срок!

Как жаль, что колыбелью ему вечной

Останется река, что Тисою зовут.

 (Слайд 11) — Герой.

2 ведущий:

На могиле Героя цветут цветы. Его имя навечно осталось в истории города Камышлова и школы № 58.

1 ведущий:

 А всё, что мы узнали во время исследовательской работы, оформили в виде  книги, которая так и называется «Три реки в жизни Героя». (Книгу и проект выносят жюри со сцены мальчики в форме).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-литературная композиция к 9 Мая

Музыкально-литературная композиция составлена по материала страниц Книги Памяти, составленных моими ребятами -нынешними учениками, выпускниками и ребятами параллельного класса. Эта композиция была при...

Музыкально-литературная композиция "Хотят ли русские войны"

Стихи, проза из истории Великой Отечественной войны, песни....

Музыкально - литературная композиция для младших школьников "Родной край"

Основная цель: Воспитание духовно-нравственных  качеств  личности. Задачи: 1.Воспитание любви к родному  краю,  бережного отношения к природе....

Литературная композиция по мотивам русской народной сказки «Царевна – лягушка»

Праздник посвящённый 8 марта, прививает любовь и уважение к родителям....

Музыкально - литературная композиция "ПОЮ МОЁ ОТЕЧЕСТВО""

Конкурс проводится для учащихся начальной школы. Ребята с удовольствием принимают участие в фестивале патриотической песни....

Литературная композиция по мотивам сказки “Царевна-лягушка”

Литературная композиция по мотивам сказки “Царевна-лягушка” На Руси когда-то встарь,Жил-был мудрый государь.Строго правил он страноюИ семьёй своей родною.......

Литературная композиция "Где водятся поэты?" (защита проекта по литературному чтению "Праздник поэзии" 3 класс)

       Проектная деятельность учащихся – это активная творческая деятельность, имеющая конкретную цель, определённую структуру, направленная на получение заранее прогн...