Литературное чтение 2014 - 15 уч. год 2 класс
рабочая программа по чтению (2 класс) на тему

Программа составлена по УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ФГОС литературное чтение452 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  казенное образовательное учреждение Королевская средняя общеобразовательная школа Тюменцевского района Алтайского края

ПРИНЯТО                                                                      

Протокол педагогического совета                                                  

от  27.08. 2014  № 1                                                                                        

УТВЕРЖДАЮ

Директор МКОУ Королевской сош

_________ Ю. А. Ладыгин

28.08. 2014

                                                                                             

                                               

Рабочая программа

Литературное чтение, 2  класс, начальное общее

на 2014 – 2015 учебный год

                                                                                   

                                                         Составитель: Кирюшина Наталья Анатольевна,

                                                                                        учитель начальных  классов

                                                                       высшая  квалификационная категория

                                         

                                             

                                         пос. Королёвский  2014

                                                     Пояснительная записка

             Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и авторской программы Л.Ф. Климановой, В.Г.Горецкого, М.В. Головановой  «Литературное чтение. 1-4 классы»  Москва. «Просвещение» 2011 г.,  примерной программы   федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г)

            Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.

Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:

— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора;

— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;

— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Литературное чтение как учебный предмет в особой мере влияет на решение следующих задач:

Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге.

Решение этой задачи предполагает формирование у младших школьников осмысленного читательского навыка, т.е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты, работать с различной информацией, интерпретировать информацию в соответствии с запросами.

Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.

Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать её для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строя монологические высказывания ( на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным материалом учебника, находя информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

        3.Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.

Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения, как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать ( на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, музыка); находить сходство и различия используемых художественных средств; создавать свои собственные художественные произведения на основе прочитанных.

        4. Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведения.

С учётом особенностей художественной литературы, её нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя, решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.

Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.

В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.

Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

                                  Общая характеристика курса

«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.

Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.

Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют  знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.

Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.

Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.

Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.

Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.

Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.

Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать  изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).

При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.

Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.

Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).

На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.

Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.

                      Место курса в учебном плане

Курс «Литературное чтение» рассчитан на 448 ч. В 1 классе на изучение литературного чтения отводится 40 ч (4 ч в неделю, 10 учебных недель[1]), во 2—4 классах по 136ч  (4 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

                          Результаты изучения курса

Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

 Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

                 

                                       Содержание курса

Виды речевой и читательской деятельности

Умение слушать (аудирование)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.

Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.

Чтение

Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.

Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).

Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.

Работа с разными видами текста

Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура

Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.

Умение самостоятельно составить аннотацию.

Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения

Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.

Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами

Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.

Умение говорить (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.

Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.

Круг детского чтения

Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.

Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.

Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.

Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.

                      Литературоведческая пропедевтика

                             

Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.

 Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.

Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).

Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.

              Творческая деятельность обучающихся

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.

     В круг чтения детей входят произведения отечественных и зарубежных писателей, составляющие золотой фонд литературы, произведения устного народного творчества, стихи, рассказы, сказки современных писателей.

Все произведения в учебных книгах сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Главные темы отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира.

                                                   

                                                  Тематическое  планирование         

№ раздела п/п

                         

                      Название темы  раздела

 

 Количество часов

1

Вводный урок по курсу литературного чтения

1

2

Самое великое чудо на свете

4

3

Устное народное творчество

15

4

Люблю природу русскую. Осень

8

5

Русские писатели

14

6

О братьях наших меньших

12

7

Из детских журналов

9

8

Люблю природу русскую. Зима

9

9

Писатели детям

17

10

Я и мои друзья

10

11

Люблю природу русскую. Весна

9

12

И в шутку и всерьёз

14

13

Литература зарубежных стран

12

                             Итого

136

 

        


 Поурочно-тематическое планирование

п/п

№ раздела и темы урока п/п

 

   

    Название  раздела,  темы урока

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

Примечание

  1.                                                                                          Вводный урок (1ч)

1

1.1

Знакомство  с учебником. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь.

1

Ориентироваться в учебнике по литературному чтению.

Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержание с содержанием текста в учебнике.  

Находить нужную главу в содержании учебника.

Понимать условные обозначения, использовать их при выполнении заданий.

Предполагать на основе названия содержание главы.

Находить в словаре непонятные слова.

 2.                                                       Самое великое чудо на свете(4ч)

2

2.1

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставка книг по теме.

1

Прогнозировать содержание раздела.

Расставлять книги на выставке в соответствии с темой раздела, сравнивать их, рассказывать о книге с выставки в соответствии с коллективно составленным планом. Ориентироваться в пространстве школьной библиотеки.

Выбирать книгу по заданному

параметру. Участвовать в коллективном проекте «О чем может рассказать школьная библиотека».

Находить нужную информацию о библиотеке в различных источниках информации. Готовить выступления на заданную тему.

Воспринимать на слух произведение.

Отвечать на вопросы по содержанию художественного произведения.

Читать вслух плавно по слогам и целыми словами; передавать интонационно конец предложения.

Объяснять название произведения.

Выбирать из предложенного списка слова для характеристики различных героев произведения.

Описывать внешний вид героя, его характер, привлекая текст произведения и свой читательский и жизненный опыт.

Передавать характер героя с помощью жестов, мимики, изображать героев. Обсуждать в паре или в группе высказываний великих людей о книге и чтении:  находить общее и отличия. 

3

2.2

Проект

«О чем может рассказать школьная библиотека»

1

4

2.3

Старинные и современные книги. Сравнение книг.

1

5

2.4

Напутствие  Р.Сефа читателю. Выразительное чтение напутствия. Пересказ содержания научно-познавательных текстов.

1

 3                                                                             Устное народное творчество (15ч)

6

3.1

Знакомство с названием раздела. Малые и большие жанры устного народного творчества.

1

Прогнозировать содержание раздела.

Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.

Читать с выражением, опираясь на ритм произведения.

Объяснять смысл пословиц.

Придумывать рассказ по пословице.

Сочинять колыбельные песни, потешки, прибаутки, небылицы.

Находить слова, которые помогают представить героя произведений УНТ.

Анализировать загадки.

Распределять загадки и пословицы по тематическим группам.

 Характеризовать героев сказки.

Соотносить качества с героями сказок.

Придумывать свои собственные сказочные сюжеты.

Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении.

Контролировать своё чтение, самостоятельно оценивать свои достижения. Находить различия в потешках и прибаутках.

7

3.2

Русские народные песни. Образ деревьев в русских народных песнях. Рифма.

1

8

3.3

Потешки и прибаутки – малые жанры устного народного творчества.

1

9

3.4

Считалки и небылицы – малые жанры устного народного творчества.

1

10

3.5

Загадки – малые жанры   устного народного творчества.

1

11

3.6

Пословицы и поговорки. Пословицы русского народа. В.Даль – собиратель пословиц русского народа. Сочинение по пословице.

1

12

3.7

Сказки. Ю. Мориц «Сказка по лесу идет».

1

13

3.8

Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко»

1

14

3.9

  Русская народная сказка «У страха глаза велики».

1

15

3.10

Русская народная сказка  «Лиса и тетерев».

1

16

3.11

  Русская народная сказка «Лиса и журавль».

1

17

3.12

Русская народная сказка  «Каша из топора».

1

18

3.13

  Русская народная сказка «Гуси-лебеди».

1

19

3.14

  Русская народная сказка «Гуси-лебеди». А. Шибаев «Вспомни сказку».

1

20

3.15

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Устное народное творчество».

1

 4                                                                                Люблю природу русскую.  Осень. (8ч)

21

4.1

Знакомство с названием раздела. Картины осенней природы. Осенние загадки.

1

22

4.2

Лирические стихотворения Ф.Тютчева и К.Бальмонта.

1

23

4.3

Лирические стихотворения А.Плещеева и А.Фета.

1

Прогнозировать содержание раздела.

Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта.

Сравнивать стихотворения разных поэтов на одну тему.

Различать стихотворный и прозаический текст.

Сравнивать художественный и научно-познавательный текст.

Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте.

Продумывать собственные сравнения.

Представлять картины осенней природы.

Находить средства художественной выразительности.

Оценивать свой ответ.

Составлять палитру прочитанного стихотворения с помощью красок.

Подбирать музыкальное сопровождение к стихотворному тексту.

Контролировать себя в процессе чтения.

24

4.4

Лирические стихотворения А.Толстого и С.Есенина.

1

25

4.5

Лирические стихотворения В.Брюсова и И.Токмаковой.

1

26

4.6

Средства художественной выразительности В.Берестов «Хитрые грибы».

«Грибы».

1

27

4.7

Сравнение художественного и научно-популярного текстов. «Осеннее утро» М.Пришвин.

1

28

4.8

Проверим себя и оценим свои достижения.

1

5        Русские писатели (14ч)

29

5.1

Знакомство с названием раздела.

 А.С. Пушкин – великий русский писатель.

1

Прогнозировать содержание раздела.

Читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя, называть волшебные события и предметы в сказках.

Сравнивать авторские и народные произведения.

Отличать басню от стихотворения и рассказа.

Знать особенности басенного текста.

Соотносить пословицы и смысл басенного текста.

Характеризовать героев басни с опорой на текст.

Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте.

Определять в тексте красочные яркие определения (эпитеты).

Придумывать собственные эпитеты, создавать на их основе собственные небольшие тексты-описания, тексты-повествования.

 Находить авторские сравнения и подбирать свои сравнения.

Составлять устно текст-описание героя и текст-рассуждение по сказке.

Определять действия, которые помогают представить неживые предметы как живые.

Объяснять интересные словесные выражения в лирическом тексте.

Слушать звуки, переданные в лирическом тексте.

Представлять картины природы.

Воспринимать на слух художественные произведения.

Соотносить пословицы и смысл прозаического текста.

Пересказывать текст подробно, выборочно.

Характеризовать героев рассказа и сказки на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним, собственных впечатлений о герое.

Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Выбирать книги по авторам и по темам.

Пользоваться тематической картотекой для ориентировки в доступном кругу чтения.

Участвовать в проекте, распределять роли, находить нужную информацию, представлять эту информацию в группе.

30

5.2

Вступление к поэме «Руслан и Людмила». Сказочные чудеса.

1

31

5.3

Лирические стихотворения А.С. Пушкина «Вот север, тучи…», «Зима..»

Проверка техники чтения

1

32

5.4

Сказка о рыбаке и рыбке.

1

33

5.5

Сказка о рыбаке и рыбке.

1

34

5.6

Сказка о рыбаке и рыбке.

1

35

5.7

И.А.Крылов «Лебедь, рак  и щука».

1

36

5.8

И.А.Крылов «Стрекоза и муравей».

1

37

5.9

Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек».

1

38

5.10

Л.Н.Толстой «Филиппок».

1

39

5.11

Л.Н.Толстой «Филиппок».

«Правда всего дороже».

1

40

5.12

Л.Н.Толстой «Котенок»

1

41

5.13

Разноцветные страницы.

И.Токмакова

«Десять птичек - стайка»

42

5.14

Проверим себя и оценим свои достижения

6                                                     О братьях наших меньших      (12ч)

43

6.1

Знакомство с названием раздела.

Н.Сладков «Они и мы», А.Шибаев «Кто кем становится?»

1

Прогнозировать содержание раздела.

Планировать работу с произведением.

Выбирать виды деятельности на уроке.

Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.

Воспринимать на слух прочитанное.

Сравнивать художественный и научно-познавательный тексты.

Сравнивать сказки и рассказы о животных.

 Определять последовательность событий.

Составлять план произведения.

Пересказывать подробно по плану произведение.

Видеть красоту природы, изображённую в художественных произведениях.

Определять героев произведения, характеризовать их.

 Выражать своё собственное отношение к героям.

Давать нравственную оценку поступкам героев.

Оценивать свой ответ.

Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

Выбирать книги по темам и по авторам.

Пользоваться тематической картотекой для ориентировки в доступном кругу чтения.

44

6.2

Веселые стихи о животных.

Б.Заходер «Плачет киска..», И.Пивоварова «Жила-была собака».

1

45

6.3

В.Берестов «Кошкин щенок».

1

46

6.4

М.Пришвин «Ребята и утята».

1

47

6.5

М.Пришвин «Ребята и утята». Подробный пересказ на основе плана, вопросов, рисунков.

1

48

6.6

Е.Чарушин «Страшный рассказ».

1

49

6.7

Б.Житков «Храбрый утенок».

1

50

6.8

В.Бианки «Музыкант».

1

51

6.9

В.Бианки «Сова»

1

52

6.10

В.Бианки «Сова».

1

53

6.11

Разноцветные страницы.

1

54

6.12

Проверим себя и оценим свои достижения.

1

  7.                                                                     Из детских журналов (9ч)

55

7.1

Знакомство с названием раздела. Подготовка к проекту «Мой любимый детский журнал»

Вопросы из детских журналов.

1

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Придумывать свои вопросы по содержанию, сравнивать их с необычными вопросами из детских журналов. Подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью. Читать вслух с постепенным переходом  на чтение про себя. Воспринимать на слух прочитанное. Отличать журнал от книги. Ориентироваться в журнале. Находить интересные и нужные  статьи в журнале. Находить нужную информацию по заданной теме. Участвовать в работе пары и группы. Участвовать  в проекте «Мой любимый журнал»; распределять роли;  находить и обрабатывать информацию в соответствии с заявленной темой. Создавать собственный журнал устно, описывать его оформление. Придумывать необычные вопросы для журнала о ответы к ним. Рисовать иллюстрации для собственного детского журнала. Писать (составлять) свои рассказы и стихи для детского журнала. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Оценивать свои достижения.

56

7.2

Произведения из детских журналов. Д.Хармс «Игра».

1

57

7.3

Д.Хармс «Вы знаете».

1

58

7.4

Д.Хармс, С.Маршак «Веселые чижи».

1

59

7.5

Д.Хармс «Что это было?», Н.Гернет, Д.Хармс «Очень-очень вкусный пирог».

1

60

7.6

Ю.Владимиров «Чудаки», А.Введенский «Ученый Петя».

1

61

7.7

Защита проекта «Мой любимый детский журнал»

1

62

7.8

А.Введенский «Лошадка».

1

63

7.9

Разноцветные страницы. Проверим себя и оценим свои достижения.

1

8                                        Люблю природу русскую. Зима. (9ч)

64

8.1

Знакомство с названием раздела. Зимние загадки. Соотнесение загадки и отгадки.

1

Прогнозировать содержание раздела. Рассматривать сборники стихов, определять их содержание по названию сборника. Соотносить загадки и отгадки. Читать выразительно, отражая настроение стихотворения. Воспринимать на слух художественный текст. Соотносить пословицы с главной мыслью произведения. Сравнивать произведения разных  поэтов на одну тему. Рисовать словесные картины зимней природы с опорой на текст стихотворения. Подбирать музыкальное сопровождение к текстам; придумывать свою музыку. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Чувствовать ритм и мелодику  стихотворения, читать стихи наизусть. Понимать особенности были и сказочного текста. Сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков, использовать слова антонимы для их характеристики. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

65

8.2

Лирические стихотворения.

И.Бунин «Зимним холодом», К.Бальмонт «Снежинка».

1

66

8.3

Я.Аким «Утром кот принес на лапках».

1

67

8.4

Лирические стихотворения Ф.Тютчев «Чародейкою зимою..», С.Есенин «Поет зима…»

1

68

8.5

С.Есенин «Береза».

1

69

8.6

Русская народная сказка «Два Мороза».

1

70

8.7

С.Михалков «Новогодняя быль».

1

71

8.8

А.Барто «Дело было в январе», С.Дрожжин

1

72

8.9

«Улицей гуляет».

Разноцветные страницы. Проверим себя и оценим свои достижения.

1

 

9.        Писатели детям     (17ч)

73

9.1

Знакомство с названием раздела. К.И.Чуковский «Путаница».

1

Прогнозировать содержание раздела. Читать выразительно, отражая настроение стихотворения.  Воспринимать на слух художественный текст. Определять смысл художественного произведения. Соотносить смысл пословицы  с содержанием произведения. Объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря. Определять особенности юмористического произведения; характеризовать героя, используя слова – антонимы. Находить слова, которые с помощью звука помогают представить образ героя произведения. Рассказывать о героях, отражая собственное отношение к ним; выразительно читать юмористические эпизоды из произведения. Составлять план произведения, пересказывать текст подробно на основе плана, высказывать свое мнение. Планировать возможный вариант исправления ошибок. Читать тексты в паре, организовать взаимоконтроль, оценивать сое чтение.

74

9.2

К.И.Чуковский «Радость».

1

75

9.3

К.И.Чуковский «Федорино горе».

1

76

9.4

К.И.Чуковский «Федорино горе»

1

77

9.5

С.Я.Маршак «Кот и лодыри».

1

78

9.6

С.В.Михалков «Мой

секрет».

1

79

9.7

С.В.Михалков «Сила

воли».

1

80

9.8

С.В.Михалков «Мой

щенок».

1

81

9.9

А.Л.Барто «Веревочка».

1

82

9.10

А.Л.Барто «Мы не заметили жука», «В школу», «Вовка – добрая душа».

1

83

9.11

Н.Носов «Затейники».

1

84

9.12

Н.Носов «Живая шляпа».

1

85

9.13

Н.Носов «Живая шляпа». Подробный пересказ  на основе составленного плана.

1

86

9.14

Н.Носов «На горке».

1

87

9.15

Н.Носов «На горке». Подробный пересказ на основе картинного плана.

1

88

9.16

Разноцветные страницы.

1

89

9.17

Проверим себя и оценим свои достижения.

1

  10.                                                                            Я и мои друзья (10ч)

90

10.1

Знакомство с названием раздела. Стихи о дружбе и друзьях. В.Берестова, Э. Мошковской

1

Прогнозировать содержание раздела.

Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.

Воспринимать на слух художественное произведение.

Определять последовательность событий в произведении.

Придумывать продолжение рассказа.

Объяснять нравственный смысл рассказов.

Объяснять и понимать поступки героев.

Понимать авторское отношение к  героям и их поступкам.

Выразительно читать по ролям.

Составлять план рассказа.

Пересказывать по плану.

Оценивать свой ответ в соответствии с образцом.

Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Составлять короткий рассказ на предложенную

тему.

91

10.2

В.Лунин «Я и Вовка».

92

10.3

Н.Булгаков «Анна, не грусти!»

1

93

10.4

Ю.Ермолаев «Два пирожных».

1

94

10.5

В.Осеева «Волшебное слово».

1

95

10.6

В.Осеева «Хорошее».

1

96

10.7

В.Осеева «Почему».

1

97

10.8

В.Осеева «Почему». Составление плана рассказа.

1

98

10.9

Разноцветные страницы.

Е.Благинина «Простокваша».

1

99

10.10

Проверим себя и оценим свои достижения.

1

 

11.        Люблю природу русскую  Весна. (9ч)

100

11.1

Знакомство с названием раздела. Весенние загадки.

Подготовка к проекту  Газета «День Победы – 9 мая»

Проверка техники чтения

1

Прогнозировать содержание раздела.

Читать стихотворения, загадки с выражением.

Передавать настроение с помощью интонации, темпа чтения, силы голоса.

Наблюдать за жизнью слова.

 Отгадывать загадки.

Соотносить отгадки с загадками.

Сочинять собственные загадки на основе опорных слов прочитанных загадок.

Представлять картины весенней природы.

Находить слова в стихотворении, которые помогают представить героя.

Объяснять отдельные выражения в лирическом тексте.

Сравнивать стихотворения о весне разных поэтов.

Придумывать самостоятельно вопросы к стихотворению.

 Оценивать свой ответ.

Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Контролировать и оценивать своё чтение.

 Оценивать свои достижения.

101

11.2

Лирические стихотворения Ф.Тютчева «Зима недаром злится», «Весенние воды».

1

102

11.3

Лирические стихотворения А.Плещеева «Весна», «Сельская песенка».

1

103

11.4

Лирические стихотворения А.Блока «На лугу», С.Маршака «Снег теперь уже не тот».

1

104

11.5

Женский день.

И.Бунин «Матери», А.Плещеев «В бурю».

1

105

11.6

Лирические стихотворения Е.Благининой «Посидим в тишине», Э.Мошковской «Я маму мою обидел».

1

106

11.7

Лирическое стихотворение С.Васильева «Белая береза».

1

107

11.8

Проект: Газета «День Победы – 9 мая».

1

108

11.9

Разноцветные страницы.

Проверим себя и оценим свои достижения.

1

  12.                                                                                    И в шутку и всерьез  (14ч)

109

12.1

Знакомство с названием раздела.

Веселые стихи Б.Заходера.

1

Прогнозировать содержание раздела.

Планировать виды работ с текстом.

Читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя.

Понимать особенности юмористического произведения.

Анализировать заголовок произведения.

Сравнивать героев произведения.

Характеризовать поступки героев, используя слова с противоположными значениями.

Восстанавливать последовательность событий на основе вопросов.

Пересказывать подробно на основе вопросов учебника; выразительно читать отрывки из них.

Инсценировать стихотворение и фрагменты рассказов.

Пересказывать весёлые рассказы.

Придумывать собственные весёлые истории.

Оценивать свой ответ.

Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

110

12.2

Б.Заходер «Что красивей всего?»

1

111

12.3

Б.Заходер «Песенки Винни-Пуха».

1

112

12.4

Э.Успенский «Чебурашка».

1

113

12.5

Э.Успенский «Чебурашка».

114

12.6

Э.Успенский «Если был бы я девчонкой…»

1

115

12.7

Э.Успенский «Над нашей квартирой», «Память».

1

116

12.8

В.Берестов «Знакомый, «Путешественники»

1

117

12.9

В.Берестов «Кисточка», И.Токмакова «Плим», «В чудной стране».

1

118

12.10

Г.Остер «Будем знакомы».

1

119

12.11

Г.Остер «Будем знакомы».

1

120

12.12

В.Драгунский «Тайное становится явным».

1

121

12.13

В.Драгунский «Тайное становится явным».

1

122

12.14

Разноцветные страницы.

Проверим себя и оценим свои достижения.

1

  13.                                        Литература зарубежных стран (12ч)

123

13.1

1

Прогнозировать содержание раздела.

Выбирать книгу для самостоятельного чтения.

Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.

Воспринимать на слух художественное произведение.

Сравнивать песенки разных народов с русскими песенками, находить общее и различия.

Объяснять значение незнакомых слов.

Определять героев произведений.

Сравнивать героев зарубежных сказок с героями русских сказок.

Давать характеристику героев произведения.

Придумывать окончание сказок.

Сравнивать сюжеты литературных сказок разных стран.

Составлять план сказки, определять последовательность событий.

Пересказывать подробно сказку на основе составленного плана, называть волшебные события и предметы в сказке.

Участвовать в проектной деятельности.

Создавать свои собственные проекты.

Инсценировать литературные сказки зарубежных писателей.

Находить книги зарубежных сказочников в школьной и домашней библиотеках.

Составлять списки книг для чтения летом (с учителем).

Оценивать свой ответ.

Планировать возможный вариант исправления ошибок.

Проверять себя, сверяя свой ответ с текстом, и самостоятельно оценивать свои достижения.

124

13.2

Английский народные песенки «Перчатки», «Храбрецы».

1

125

13.3

Французская и немецкая народные песенки «Сюзон и мотылек», «Знают мамы, знают дети».

1

126

13.4

Шарь Перро «Кот в сапогах».

1

127

13.5

Шарь Перро «Кот в сапогах».

1

128

13.6

Шарль Перро «Красная шапочка».

1

129

13.7

Ганс Христиан Андерсен «Принцесса на горошине».

1

130

13.8

Эни Хогарт «Мафин и паук».

1

131

13.9

Эни Хогарт «Мафин и паук». Соотнесение смысла сказки с русской пословицей.

1

132

13.10

Эни Хогарт «Мафин и паук». Составление плана сказки для подробного пересказа.

1

133

13.11

Разноцветные страницы.

Проверим себя и оценим свои достижения.

1

134

13.12

Защита проекта «Мой Любимый писатель-сказочник».

1

Резервный

2

Итого

136

Материально-техническое обеспечение учебного курса

Наименования объектов и средств  материально-технического обеспечения

Примечание

Книгопечатная продукция

Сборник рабочих программ «Школа России». М.: Просвещение, 2011..

Примерные программы начального общего образования. – М.: «Просвещение», 2010г

(Стандарты второго поколения)

Литературное чтение. Учебник. 2 класс. В 2 ч. /(сост. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, Л. А. Виноградская) 2012

Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 2 класс.

Кутявина С. В.

Поурочные разработки по литературному чтению 2 класс. – М.: ВАКО, 2013. – 384 с.

В программе определены цели начального обучения литературному чтению; рассмотрены подходы к структурированию учебного материала и к организации деятельности учащихся; представлены результаты изучения предмета, основное содержание курса, тематическое планирование с характеристикой основных видов деятельности учащихся.

В учебниках используются схемы, алгоритмические предписания. Задания к упражнениям имеют комплексный характер. Методический аппарат учебников позволяет организовать систематическое повторение. В учебники включены задания для работы в парах и материалы по проектной деятельности.

Пособия содержат рекомендации по проведению уроков, раскрывают особенности работы с учебниками и рабочими тетрадями, включают систему планирования уроков, контрольные вопросы и задания к каждой теме.

                                                                                                  Печатные пособия

Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определенной в программе по литературному чтению (в том числе в цифровой форме).

Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с программой по литературному чтению (в том числе в цифровой форме).

Детские книги разных типов из круга детского чтения. Портреты поэтов и писателей.

Технические средство обучения

Настенная доска с набором приспособлений  для крепления картинок.

Мультимедийный проектор, компьютер.

                                                                                               Экранно-звуковые пособия

Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.

Мультимедийные  образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по литературному чтению.

Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Компьютерный стол.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.

Настенные стенды для вывешивания иллюстративного материала.

Магнитная доска.

В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами.

                                                                Лист внесения изменений                                                                                              

                           

                                                                           



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Олимпиады по литературному чтению для 2-4 классов 2014 год

Олимпиады по литературному чтению для 2-4 классов составлены в рамках образовательной системы "Школа 2100"....

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для обучающихся 1 класса Сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония")

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы О. В. Кубасовой «Литературное чтение» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...

Литературное чтение 2014 - 15 уч. год 3 класс

Программа составлена по УМК "Школа России"...