Литературное чтение 3 класс. Тема: А.П.Платонов «Еще мама»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Метлицкая Елена Викторовна

Урок литературного чтения 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Тема: А.П.Платонов «Еще мама»24.55 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение 3 класс.

Тема: А.П.Платонов «Еще мама»

Цель:

Обучающая: учить детей понимать глубину произведения, сравнивать, обобщать, анализировать.

Развивающая: работать над развитием грамотной речи учащихся.

Воспитательная: формировать представления о семье как части общества. Право на образование.

Планируемые результаты:

Предметные: умение выразительно читать произведение; умение делить произведение на части и озаглавливать их, составлять картинный план, формулировать главную мысль текста; находить слова и выражения, которые использует автор для описания и характеристики героя.

Личностные:умение оценивать свои эмоциональные реакции на красоту окружающего мира; нравственное сознание и чувство сопереживания; доброжелательное отношение к окружающему миру.

Метапредметные:

Познавательные: умение анализировать средства выразительности прочитанного произведения.

Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.

Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание на заданную тему, ставить вопросы, обращаться за помощью, взаимодействие в работе, в парах.  Оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка

I. Организационный момент. (Мотивация к учебной деятельности)

Дыхательная  гимнастика: «торт», «каша кипит»

II. Ход урока

Ребята, сегодня мы продолжим работу над произведением Андрея Платонова  «Ещё мама». (слайд 1)

Проверка домашнего задания. (вопросы 2, 7)

Вы дома ещё раз прочитали это произведение и самостоятельно отвечали на вопросы.

— Понравился ли вам рассказ?

(слайд 2)

Вопрос 2.  Как Артем собирался в школу? Почему он не хотел туда идти?

Вопрос 7. Как автор относится к Артему?

(Слайд 3) Вам на дом был задан дополнительный вопрос.

  Почему  автор назвал рассказ «Еще мама»?

Свой рассказ он посвятил  своей учительнице Аполлинарии Николаевне, которую он  очень любил и помнил всю жизнь.

- Что вы знаете об авторе?  (Рассказ детей) Он писал о суровой действительности,  которой живёт простой человек.

— Какое главное событие изображает писатель в рассказе?

(Артём впервые пошёл в школу).

— Как воспринимает школу Артём? (Не хочет идти в школу).

-- Это  его каприз?

-- Давайте, прочтём диалог мамы и Артёма и попробуем понять причину нежелания идти в школу.

Вы обратили внимание, что мама со всем соглашается? Почему? (она любит сына)

Прошло лето. Пришла пора идти в школу.

(слайд 4)

Чтение по ролям: диалог « Мама провожает сына в школу».

  -  Что вы можете рассказать об отношениях мамы и сына?

   - Какой наказ дала мама Артёму?

   - Какие чувства испытал мальчик и его мама?  

Выборочное чтение по заданию:

     - Что приключилось с Артёмом по дороге в школу?

    -  Кого он увидел в школе? 

Какие первые впечатления Артема об учительнице? о школе?

-Правильно ли поступила мама, отправив одного Артема в школу?

-Кто из вас побежал бы следом за мамой? А кто пошел бы в школу, как Артем?

-С какими чувствами Артем расставался с матерью?

слайд 5 Работа в группах.

Составить  синквейн-описание мамы.

   Мама – Евдокия Алексеевна.

Заботливая, добрая.

Провожает, беспокоится, радуется.

  Ну, иди, иди, Артёмушка! Учительницу там слушайся, она вместо меня будет!

Родная.

(слайд 6)

-Как учительница встретила его в школе?  Прочитаем описание учительницы. Их встречу.

-Почему она оставила его на коленях?

 -Почему учительница оставила его после уроков?

-Как она смогла  убедить мальчика, что надо учиться?

-Какие слова учительница написала на доске? Почему именно эти слова?

Что говорит автор о глазах учительницы? (весело смотрели, будто играть с ним хотела в игру)

А что говорится о запахе? (пахло от неё также как и от матери, тёплым хлебом и сухой травой)

 О чём думает Артём на уроке? (Найдём ответ в тексте)

Найдём в тексте и прочитаем, как Аполлинария Николаевна смогла заинтересовать мальчика учёбой. - Научился ли Артём чему- нибудь в первый школьный день?

Почему изменилось отношение Артёма к учёбе, к школе? (Он увидел в учительнице черты своей мамы)

(слайд 7)

Физ. минутка.

«Любопытная Варвара» физминутка  для глаз

Работа в группах (Слайд 8)

Составить  синквейн-описание учительницы.

Учительница  – её имя.

   2 прилагательных - её описание

   3 глагола - её действия

   Фраза по тексту из 3-4 слов.

   Слово-синоним, как вывод.

Сравнение. (слайд 9)

С каким произведением можно сравнить этот рассказ?

Лев Николаевич Толстой «Филиппок»

 - В чём сходство, а в чём различие?

Сходство: первый раз мальчик идёт в школу. Опасности по дороге, тоже собаки, а в этом рассказе ещё и гуси (орлы). Учитель хорошо встречает.

Различия: Филиппок сам хотел идти в школу и пошёл, хотя был ещё маленький. А Артём не хотел идти. Филиппок знал буквы, а Артём – нет и т.д…

А почему различия?

Вывод: разные писатели- разные герои и их характеры.

Случалось ли вам переживать то же самое, что и Артему?

За кого в рассказе вы больше всего переживали и радовались?

 

У кого появилось желание представить продолжение рассказа?

Прочитайте 8 вопрос. Как бы вы ответили на него? Чему учит рассказ, о чем нам хотел сказать автор.

Как вы думаете, почему автор именно так закончил эту историю?

Стадия рефлексии. Слайд 10

Дерево настроения

(слайд 11)  Домашнее задание:

Напишите мини-сочинение «Первый день в школе»   (5-7 предложений).

Пересказ   от лица Артёма или от лица других героев (автора, мамы, учительницы).

Слайд 12

 Закончить урок хотелось бы притчей:

Когда родился новый учитель, к его колыбели спустились три феи.

 

    И сказала первая фея: "Ты будешь вечно молод, потому что рядом с тобой всегда будут дети". (что хотела сказать эта фея?)

 

    И сказала вторая фея: "Ты будешь, красив мыслями и душой, потому что нет благороднее призвания дарить свое сердце детям". (что хотела сказать эта фея?)

   

  И сказала третья фея: "Ты будешь, бессмертен, потому что ты продолжишь свою жизнь в своих учениках".  (что хотела сказать эта фея?)

Но тут к колыбели спустилась четвертая фея, злая, и мрачным голосом проверещала: Но ты вечно будешь проверять тетради, рабочий день твой будет 8 часов до обеда и 8 часов после, все мысли твои будут в школе, и только о школе и никогда ты не успокоишься. Так что выбирай, пока не поздно!

Учитель: Поздно, эта фея всегда является слишком поздно, и те учителя, которые решили связать свою жизнь со школой, с детьми, никогда не изменят этой прекрасной профессии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературного чтения по теме: А. П. Платонов "Ещё мама". ( 3 класс)

УМК:Программа «Школа России», Москва, « Просвещение» 2009 г.Учебник « Литературное чтение» 3 класс 2 часть, автор В.Г. Горецкий, Москва, «Просвещение», 2010 г.Поурочные разработки по литературному чте...

Сценарий урока литературного чтения по теме А. П. Платонов «Еще мама»

Сценарий урока литературного чтения по теме А. П. Платонов «Еще мама»...

Конспект урока по литературному чтению на тему "А. П. Платонов «Цветок на земле" 3 класс, УМК "Школа России"

Тема: «А. П. Платонов «Цветок на земле»Цели деятельности учителя: формирование представления учащихся о писателе А. П. Платонов; знакомство с его произведением «Цветок на земле...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «А. П. Платонов «Цветок на земле»» (УМК «Школа России» 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над произведением А.А.Платонова «Цветок на земле»; формирование умения а...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «А. П. Платонов «Ещё мама»» (УМК «Школа России» 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над произведением А.А.Платонова «Ещё мама»; формирование умения анализир...

Технологическая карта урока по литературному чтению УМК "Школа России" 3 класс Тема: А.П. Платонов «Ещё мама»

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе знакомства с произведением А.П. Платонова «Ещё мама».Задачи урокаДидактические:1.Формировать умение находить слова и выражен...

Технологическая карта урока по литературному чтению УМК "Школа России" 3 класс Тема: А.П. Платонов «Ещё мама»

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе знакомства с произведением А.П. Платонова «Ещё мама».Задачи урокаДидактические:1.Формировать умение находить слова и выражен...