Главные вкладки

    Технологическая карта урока литературного чтения «А.П. Платонов «Еще мама» 3 класс
    план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

    Киселёва Елизавета Петровна

    Предмет: Литературное чтение

    Класс: 3 а

    Тема урока: «А.П. Платонов «Еще мама»

     

    Цели урока: Создание условий для организации работы над текстом.

    Предметные:

    учить детей понимать глубину произведения, сравнивать, обобщать, анализировать.

    Личностные:

     прививать интерес к чтению; выбирать виды деятельности на уроке; придумывать свои рассказы о животных;           

    использовать разные виды чтения: беглое, выразительное, выборочное;

     

    Тип урока: открытие нового знания.

    Оборудование: Литературное чтение: 3 класс, 2 часть, Л.Ф. Климанова. Школа России. «Просвещение» 2014, презентация.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ddd-11-03.docx29.29 КБ

    Предварительный просмотр:

    Предмет: Литературное чтение

    Класс: 3 а

    Тема урока: «А.П. Платонов «Еще мама»

    Цели урока: Создание условий для организации работы над текстом.

    Предметные: 

    учить детей понимать глубину произведения, сравнивать, обобщать, анализировать.

    Личностные:

     прививать интерес к чтению; выбирать виды деятельности на уроке; придумывать свои рассказы о животных;          

    использовать разные виды чтения: беглое, выразительное, выборочное;

    Тип урока: открытие нового знания.

    Оборудование: Литературное чтение: 3 класс, 2 часть, Л.Ф. Климанова. Школа России. «Просвещение» 2014, презентация.


    Этапы, методы и приёмы

    Хро-номе-траж

    Содержание. Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    УУД

    1.

    Мотивационный

    Словесн.: слово учителя

    Практич.: хоровое чтение

    речевая разминка

    Наглядн: работа со слайдом

    Словесн.: объяснение устойчивых выражений

    8.30-8.31

    8.31-8.35

    8.35-8.40

    - Здравствуйте, ребята!

    Вот звенит для нас звонок –

    Начинается урок.

    Ровно встали, потянулись

    И друг другу улыбнулись

    Ребята, сегодня мы продолжим работу над произведением Андрея Платонова «Ещё мама».

    — Понравился ли вам рассказ?

    __Вы дома ещё раз прочитали это произведение и самостоятельно попробовали ответить на вопросы в конце рассказа.

    __ Но я вам вчера задавала вопрос, на который вы не смогли мне сразу ответить. Как он звучал?

    __Что побудило Андрея Платонова написать такой рассказ?

    (Читает доклад ребёнок)

    Платонов Андрей Платонович, настоящая фамилия Климентов, русский прозаик, драматург. Родился августа 1899 в рабочем пригороде Воронежа. Был старшим сыном в семье слесаря железнодорожных мастерских.

    А.Платонов в детстве познал столько горя, что оно не отпускало его до окончания дней. В малолетстве ему пришлось нищенствовать (одно время семья достигала десяти человек, а работал только отец), испытать горечь безвозвратных утрат (голодной смертью умирали маленькие братья и сёстры). Старший сын в многодетной семье, он вынужден был начать работать с четырнадцати лет, чтобы помочь родителям растить детей. Нежное чувство любви к матери Марье Васильевне пронёс А.Платонов через всю жизнь.

        Большое влияние на его формирование оказали не только родители, но и первая учительница — Аполлинария Николаевна.

      Платонов писал: -“Потом наступило для меня время ученья — отдали меня в церковноприходскую школу. Была там учительница Аполлинария Николаевна, я её никогда не забуду, потому что через неё я узнал, что есть пропетая сердцем сказка про Человека, родимого «всякому дыханию», траве, зверю”.

         Сочувствие и сострадание к чужой беде, чужому горю, переживаемому как собственное, свойственно героям А.Платонова. Особенно остро воспринимают мир дети. В изображении писателя дети — это какие-то маленькие взрослые, серьёзные и озабоченные, постоянно думающие о том, как облегчить тяжёлую жизнь не только своих близких — отца, матери, братьев и сестёр, но и дальних, “чужих людей”

     Признанием в любви к самым близким людям является рассказ А.Платонова «Ещё мама».

    — Почему рассказ называется «Ещё мама»?

     (Смысл названия рассказа  видят во встрече Артёма с учительницей Аполлинарией Николаевной, ставшей для Артёма “ещё мамой”. Признанием в любви к самым близким людям)

    __Теперь переходим непосредственно к рассказу.

    — Какое главное событие изображает писатель в рассказе?

    (Артём впервые пошёл в школу).

    — Как воспринимает школу Артём? (Не хочет идти в школу)

    __ Давайте, прочтём диалог мамы и Артёма и попробуем понять причину нежелания идти в школу.

    __Почему мама со всем соглашается?

    (она любит сына)

    __Сколько лиц участвует в данном диалоге?

    Приветствовать учителя;

    Настраиваться эмоционально на урок;

    Читать с разной интонацией и темпом;

    Читать и объяснять устойчивые выражения;

    Р: положительный  настрой ребят на урок, создание благоприятной обстановки на уроке.

    П: пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
    извлекать информацию, представленную в разных формах;

    П: осознавать смысл  слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут;

    2.

    Постановка учебных задач

    Словесн.: составление слов

    8.40-8.45

    Так почему же Артём не хочет идти в школу?

    (Ему не хочется расставаться с мамой, оставлять её одну).

    Как вы думаете, какие чувства испытывает мальчик по отношению к матери?

    (Он любит её и считает, что мама без него заскучает)

    Какой же основной замысел хочет показать автор в произведения.

    (Любовь мальчика к матери)

    А как повела себя мама, когда прошло лето?

    (Взяла сына за руку и повела в школу)

    __Почему Артём не стал противиться?

    ( Артем очень любит свою маму, не захотел её огорчать.) (Чтение эпизода)

    — С какой целью Артём говорит с матерью о смерти?

    __Какой наказ дала мама Артёму?

    (чтение эпизода по ролям)

    — Кого встречает Артём по дороге в школу?

    (Гусака, который клювом защемил штанину у Артёма)

    __Найдите в тексте строчку, где Артём размышляет об этой птице.

    __ Почему он принимает Жучку за волка, а гусей за орлов?

    (Он переживал за маму)

    — Почему Артём, услышав разговор детей во дворе школы, хотел уйти домой?

    (Он не понимал, что они говорили)

    — Как учительница Аполлинария Николаевна отнеслась к Артёму?

    (Найдём ответ в тексте)

    __Прочитаем описание учительницы.

    __С кем сравнивает автор Аполлинарию Николаевну?

    __Что говорит автор о глазах учительницы? (весело смотрели, будто играть с ним хотела в игру)

    __А что говорится о запахе? (пахло от неё также как и от матери, тёплым хлебом и сухой травой)

    — О чём думает Артём на уроке?

    (Найдём ответ в тексте)

    __ Как эти мысли мальчика характеризуют его? (Заботливый,  любящий

    —Посмотрите на рисунок и скажите, какую помощь оказала учительница Артёму после уроков?

    __Какими качествами характера обладает учительница? (сопереживание, сострадание)

    __Найдём в тексте и прочитаем по цепочке, как Аполлинария Николаевна смогла заинтересовать мальчика учёбой.

    Составлять слова;

    Определять тему урока;

    Ставить цели урока;

    К: Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;

    Р: Формулировать учебную задачу урока, принимать её, сохранять на протяжении всего урока,

    Физминутка

    8.45-8.46

    - Ребята, но прежде чем приступить к чтению давайте немного отдохнём:

    Рано утром, на полянке,
    Так резвились обезьянки:
    Левой ножкой топ-топ!
    Правой ножкой топ-топ!
    Руки вверх, вверх, вверх!
    Кто поднимет выше всех?
    Все присели, снова встали.
    Вы резвиться не устали?

     Именно этот писатель является автором текста двух гимнов Советского Союза и гимна Российской Федерации.

       Сергей Михалков — Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской (1970г.), трёх Сталинских премий второй степени (1941,1942, 1950г.) и Государственной премии СССР (1978г.), академик Российской Академии образования, кавалер ордена Святого Андрея Первозванного.

    Всего Сергей Владимирович Михалков имел более 20 орденов и медалей.

       В 1999 г. астрономами открыта новая малая планета Солнечной Системы и ей присвоено имя Сергея Владимировича Михалкова

       27 августа 2009г. С. В. Михалков ушел из жизни. Он похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

    Выполнять движения;

    Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.

    3.

    Решение частных задач.

    Практич.: чтение учителем

    Практич.: чтение по цепочке

    Словесн: ответы на вопросы;

    8.46-9.05

    9.05.-9.10

    — Почему изменилось отношение Артёма к учёбе, к школе? (Он увидел в учительнице черты своей мамы)

    __Почему рассказ называется «Еще мама»?

    (Он полюбил свою учительницу, как ещё одну маму) 

    Самостоятельное составление плана рассказа.

    1. (Пронумеруйте в правильной последовательности план рассказа.)

    2. (Задание выполняется в паре. Третий пункт требует уточнения: составляем сложный план. Учёба в школе делится на следующие эпизоды: (Записаны на доске)

    — В чём заключается смысл названия рассказа?

     (Смысл названия рассказа  видят во встрече Артёма с учительницей Аполлинарией Николаевной, ставшей для Артёма “ещё мамой”. Признанием в любви к самым близким людям)

    __Случалось ли вам переживать то же самое, что и герою?

    __За кого в рассказе вы больше всего переживали и радовались?

    __Какие чувства вы испытываете, когда вас понимают?

    __А когда нет?

    __У кого появилось желание представить продолжение рассказа?

    Читать;

    Слушать и следить;

    Отвечать на вопросы;

    Анализировать рассказ;

    Р: Читать в соответствии с целью чтения:

    выразительно;

    К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами;

    4.

    Рефлексия. Подведение итогов

    9.10-9.15

    Перечитать рассказ Андрея Платонова «Ещё мама», подготовить пересказ отрывка, который сильней всего взволновал. Или придумать продолжение.  Выполнить рисунок (по желанию)

    Подводить итог урока;

    Записывать домашнее задание;

    Р: понимание причин успеха в учёбе;

    Р: осуществлять итоговый контроль по результату;


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    технологическая карта урока литературного чтения В. Осеева "Волшебное слово" 3 класс УМК «Гармония»

    Урок литературного чтения по рассказу В.Осеевой "Волшебное слово"...

    Технологическая карта урока литературного чтения С. Михалков «Сила воли» 2 класс

    Предмет: литературное чтение Класс: 2 «а» Тема урока: С. И. Михалков «Сила воли» Цели деятельности учителя: продолжить знакомство учащихся с творчеством С. Михалкова; воспитывать положительные качеств...

    Технологическая карта урока литературного чтения «В.П. Астафьев «Капалуха» 3 класс

    Предмет: Литературное чтениеКласс: 3 аТема урока: «В.П. Астафьев «Капалуха»Цели урока: - познакомить учащихся с произведением Виктора Астафьева «Капалуха» и на его основе сформировать у учащихся следу...

    Технологическая карта урока литературного чтения «В.Дуров «Наша Жучка» 3 класс

    Предмет: Литературное чтениеКласс: 3 аТема урока: «В.Дуров «Наша Жучка»Цели урока: - Воспитание нравственных качеств учащихся, любви к живому пробуждение сострадания и милосердия к братьям нашим меньш...

    Технологическая карта урока литературного чтения «С. А.Есенин «Черемуха» 3 класс

    Предмет: Литературное чтениеКласс: 3 аТема урока: «С. А.Есенин «Черемуха»Цели урока: - Учить детей представлять в своём воображении картины природы, описанные автором в стихотворении;Предметные:учить ...

    Технологическая карта урока литературного чтенияТема: А.П.Платонов «Ещё мама».

    Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с произведением А.П. Платонова «Ещё мама », дальнейшего совершенствования навыков чтения, навыков работы с текстом.Пла...