Рабочая программа по литературному чтению ("Начальная школа 21 века, 3 класс)
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему

Четина Марина Николаевна

Рабочая программа по литературному чтению 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie_3_klass_2014-2015.docx84.08 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

     Рабочая программа  составлена на основе программы «Литературное чтение» (автор Л.А.Ефросинина).  Москва: издательский центр «Вентана – Граф», 2013 г.

     Программа построена в соответствии с  федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009.

Учебная программа адресована обучающимся 3 г класса общеобразовательной школы.

Цель учебного предмета «Литературное чтение»  нравственно-эстетическое воспитание и развитие учащихся в процессе формирования способности полноценно и глубоко воспринимать художественную литературу на основе изучения ее теории и практики анализа художественного текста и опыта самостоятельной творческой деятельности

Специфика учебного предмета «Литературное чтение»  состоит в том,  что обучение литературному  чтению влияет на качество обучения всем другим школьным предметам, становится базой развития интеллектуальных и творческих способностей, закладывает основы социально-личностного развития младших школьников. Художественная литература  оказывает комплексное воздействие на все стороны личности человека. Она формирует эстетическое и нравственное чувства, мировоззрение, даёт гигантский объём разнообразной информации. Литературное чтение способствует развитию таких качеств, как коммуникативная компетентность, владение навыками самостоятельной деятельности, владение активными формами познания и готовности  к продолжению обучения в среднем звене.

Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные педагогические и образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания:

- технология развивающего обучения;

- игровые технологии;

- технология коллективного взаимообучения и сотрудничества;

- информационно-коммуникационные технологии;

- технология уровневой дифференциации;

- здоровьесберегающие технологии;   

- технологии проблемного обучения;

- технологии проектной и  исследовательской деятельности.

      Формы обучения. Программа предусматривает проведение традиционных уроков, уроков-путешествий, уроков – исследований, защиты проектов. Большое внимание уделяется овладению навыками работы с информацией – как в учебнике, так и вне его, в справочной литературе. Особое место в овладении данным курсом отводится работе по организации самостоятельной поисковой деятельности обучающихся.

Произведена коррекция программы в связи с выделением часов для резервных уроков, проведения административных срезов. Количество уроков в неделю 4, в год – 136.

Планируемые результаты

Предметные результаты

Виды речевой и читательской деятельности

Обучающийся научится:

-осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;

-прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;

-читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;

-различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;

-читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;

-использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);

-ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно-популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):

-для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;

-для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста; озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;

-использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:

-для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;

-для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание;

-использовать различные формы интерпретации содержания текстов:

-для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа; интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;

-для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста;

-ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов);

-различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно-популярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);

-передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);

-участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).

Обучающийся получит возможность научиться:

-осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;

осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;

-высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;

-устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;

-составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).

Круг детского чтения (для всех видов текстов)

Обучающийся научится:

-осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию;

-вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;

-составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу.

Обучающийся получит возможность научиться:

-работать с тематическим каталогом;

-работать с детской периодикой;

-самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).

Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)

Обучающийся научится:

-распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);

-отличать на практическом уровне прозаический текст
от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;

-различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;

-находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет).

Обучающийся получит возможность научиться:

-воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;

-сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);

-определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста.

Творческая деятельность (только для художественных текстов)

Обучающийся научится:

-создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;

-восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание или пополняя его событиями;

-составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта;

-составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).

Обучающийся получит возможность научиться:

-вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;

-писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;

-создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;

-создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;

-работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта (мультфильма).

Личностные универсальные учебные действия

У обучающего будут сформированы:

-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

-широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы;

-учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

-способность к оценке своей учебной деятельности;

-основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

-знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

-развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;

-установка на здоровый образ жизни;

-основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

-чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Обучающийся получит возможность для формирования:

-внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

-выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;

-устойчивого учебно­познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

-адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

-положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

-компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

-морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

-установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

-осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

-эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-принимать и сохранять учебную задачу;

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

-учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

-различать способ и результат действия;

-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

Обучающийся получит возможность научиться:

-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

-преобразовывать практическую задачу в познавательную;

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

-самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;

-осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

-использовать знаково­символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

-строить сообщения в устной и письменной форме;

-ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

-основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

-осуществлять синтез как составление целого из частей;

-проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

-устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений;

-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

-обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;

-осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

-устанавливать аналогии;

-владеть рядом общих приёмов решения задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

-записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

-создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

-осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

-осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей;

-произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

-строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

-задавать вопросы;

-контролировать действия партнёра;

-использовать речь для регуляции своего действия;

-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

-учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

-учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

-понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

-аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

-продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

-с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

-адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.

Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты). .

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Обучающийся научится:

-находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

-определять тему и главную мысль текста;

-делить тексты на смысловые части, составлять план текста;

-вычленять содержащиеся в тексте основные события и
устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;

-сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака;

-понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);

-понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;

-понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;

-использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;

-ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

Обучающийся получит возможность научиться:

-использовать формальные элементы текста (например,
подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;

-работать с несколькими источниками информации;

-сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Обучающийся научится:

-пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;

-соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;

-формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;

-сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;

-составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

Обучающийся получит возможность научиться:

-делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;

-составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.

Работа с текстом: оценка информации

Обучающийся научится:

-высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;

-оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;

-на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

-участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Обучающийся получит возможность научиться:

-сопоставлять различные точки зрения;

-соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;

-в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.

Формирование ИКТ-компетентности обучающихся (метапредметные результаты)..

 

Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером

Обучающийся научится:

-использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно­двигательного аппарата эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (мини­зарядку);

-организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере.

Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных

Обучающийся научится:

-вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото- и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию, набирать небольшие тексты на родном языке; набирать короткие тексты на иностранном языке, использовать компьютерный перевод отдельных слов;

-рисовать (создавать простые изображения) на графическом планшете;

-сканировать рисунки и тексты.

Обучающийся получит возможность научиться использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке.

Обработка и поиск информации

Обучающийся научится:

-подбирать подходящий по содержанию и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш-карты);

-описывать по определенному алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нем, используя инструменты ИКТ;

-редактировать тексты, последовательности изображений, слайды в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек изображений, видео- и аудиозаписей, фотоизображений;

-пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, использовать полуавтоматический орфографический контроль; использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида; следовать основным правилам оформления текста;

-искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок);

-заполнять учебные базы данных.

Обучающийся получит возможность научиться грамотно формулировать запросы при поиске в сети Интернет и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически относиться к информации и к выбору источника информации.

Создание, представление и передача сообщений

Обучающийся научится:

-создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать, оформлять и сохранять их;

-создавать простые сообщения в виде аудио- и видеофрагментов или последовательности слайдов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста;

-готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации;

-создавать простые схемы, диаграммы, планы и пр.;

-создавать простые изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация);

-размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательной организации;

-пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах.

Обучающийся получит возможность научиться:

-представлять данные.

Учебно-тематический план

№ п/п

Тематический блок

Кол-во часов

1

Устное народное творчество.

14

2

Басни.

4

3

Произведения А.С. Пушкина.

8

4

Стихи русских поэтов.

5

5

Произведения Л.Н. Толстого.

9

6

Произведения Н.А. Некрасова.

7

7

Произведения А.П. Чехова.

6

8

Сказки зарубежных писателей.

5

9

Стихи русских поэтов.

6

10

Произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка.

6

11

Произведения А.И. Куприна.

8

12

Произведения С.А.Есенина.

7

13

Произведения К.Г.Паустовского.

7

14

Произведения С.Я.Маршака.

2

15

Произведения Л.Пантелеева.

4

16

Произведения  А.П.Гайдара.

8

17

Произведения  М.М. Пришвина.

5

18

Произведения зарубежных писателей.

10

19

Резервные уроки

15

Итого

136

Содержание учебно-тематического плана

(136 ч.)

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание). Восприятие литературного произведения. Восприятие произведений разных жанров из круга чтения; понимание главной мысли.

Изучение произведений одного и того же жанра или произведений одного и того же автора  в сравнении; особенности произведения (композиция текста, язык произведения, изображение героев). Сравнение героев разных произведений, анализ их поступков, выделение деталей для характеристики; определение времени и места событий, выделение описания пейзажа и портрета героя. Выявление авторской позиции и формирование своего отношения к произведению и героям.

Чтение. Чтение вслух и молча небольших произведений или глав из произведений целыми словами. Умение читать выразительно текст произведения, передавая отношения к событиям, героям, выбирая соответствующий содержанию и смыслу текста интонационный рисунок.

Работа с текстом. Осознание последовательности и смысла событий. Вычленение главной мысли текста. Определение поступков героев и их мотивов; сопоставление поступков персонажей и их оценка. Нахождение в произведении слов и выражений, характеризующих героев и события; выявление авторской позиции и своего отношения к событиям и персонажам.

Работа со структурой текста. Начало, развитие, концовка; деление текста на части и озаглавливание частей; составление плана под руководством учителя. Пересказ содержания текста (подробно и кратко) по готовому плану. Самостоятельное выполнение задания к тексту.

Круг чтения

Произведения устного народного творчества русского народа и других народов. Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей. Художественные и научно-популярные рассказы и очерки. Справочная литература: словари, детские энциклопедии, книги-справочники.

Примерная тематика. Произведения о Родине, о героических подвигах во имя Родины, о людях и их отношении к Родине, к труду, друг к другу, природе и жизни; о чувствах людей и нравственных основах взаимоотношений (добро, зло, честь, долг, совесть, любовь, ненависть, дружба, правда, ложь и т. д.).

Жанровое разнообразие. Более сложные, чем изучаемые в 1 и 2 классах, по структуре сказки, рассказы, басни, былины, сказы, легенды, стихотворные произведения ( наблюдение за ритмическим рисунком, рифмой, строкой, строфой).

Народная сказка: замедленность действия за счёт повторов, включения песенок и прибауток, наличие волшебных превращений, присказки, зачины и их варианты, особые концовки. Идея победы добра над злом, правды над кривдой. Реальность и нереальность событий. Герои положительные и отрицательные.

Былина: особенности изображения персонажей ( гиперболизация), особенности былинного стиха, повторы.

Литературная (авторская) сказка: сходство с народной сказкой: сказочные герои, повторы, структурное сходство; особенности: особый поэтический язык писателя, лиричность и яркость образов, эмоциональные переживания.

Художественные рассказы: изображение явлений и героев; наличие диалогической речи, эпитетов, сравнений, устойчивых выражений.

Рассказы-описания (научно-художественные рассказы) – промежуточный жанр между художественными и научно-популярными рассказами. Особенности этого жанра: описание образов природы в художественной форме и наличие фактической информации.

Литературоведческая пропедевтика

Ориентировка в литературоведческих понятиях: литература, фольклор, литературное произведение. Литературные жанры: сказка, былина, сказ, пословица, загадка, рассказ, стихотворение, басня, пьеса-сказка, быль.

Присказка, зачин, диалог, произведение (художественное произведение, научно-художественное, научно-популярное). Герой (персонаж), портрет героя, пейзаж. Стихотворение, рифма, строка, строфа. Средства выразительности: логическая пауза, темп, ритм.

Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений).

Развитие интереса к художественному слову. Сочинение (по аналогии с произведениями фольклора) загадок, потешек, небылиц, сказок, забавных историй с героями изученных произведений. «Дописывание», «досказывание» известных сюжетов.

Коллективная творческая работа по изученным произведениям во внеурочное время ( в группе продлённого дня, в творческой мастерской, в литературном кружке или на факультативных занятиях): «Дорога сказок», «Город героев», «Сказочный дом» и т. д. Проведение литературных игр, конкурсов, утренников, уроков-отчетов.

Чтение: работа с информацией

Информация о книге, произведении, авторе произведения или книги. Получение информации с опорой на аппарат книги (титульный лист, оглавление, аннотация, предисловие, послесловие «Об авторе», «От автора»). Умение пользоваться справочниками и словарями, находить информацию о героях, произведениях и книгах.

Оформление информации в виде моделей, схем, таблиц.

Использование готовых таблиц с информацией для характеристики героев, книг, произведений.

Календарно-тематический план

п/п

Тема  урока

Дата проведения

Услов

ныеобозна-чения

по плану

по  факту

Устное народное творчество

1

Повт.  Загадки.

Какие бывают загадки.

В.И.Даль «Старик-годовик».

1.09

Исп. ИКТ

2

Повт.  Пословицы.

Темы пословиц и особенности их построения.

2.09

Исслед. деят.

3

Повт.  Дорогами сказок.

Русская народная сказка «Самое дорогое».

Особенности языка и композиции народных сказок.

3.09

Исп. ИКТ

4

Повт.  Народные сказки.

Художественный анализ сказки.

 «Про Ленивую и Радивую». Подготовка к проекту.

7.09

Проект. деят.

5

Повт.  Законы сказочного жанра.

 Лит. слуш. «Сказки о животных».

Русская народная сказка «Лиса и Котофей Иваныч»

8.09

Исп. ИКТ

6

Повт.  Присказки.

Сказка с загадками. Русская народная сказка.

«Дочь-семилетка». Сравнение героев.

9.09

Исслед. деят.

7

Русская народная сказка «Царевич Нехитёр-Немудёр». Сравнение бытовых и волшебных сказок.

10.09

8

Лит. слуш. Сказки народов России. Подготовка к проекту.

14.09

Проект. деят.

9

Малые жанры фольклора. Скороговорки, потешки.

15.09

10

Проверка техники чтения. Былины. «Добрыня и Змея». Характеристика Добрыни.

16.09

Т.чт.

11

Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Сочетание чудесного и реального.

17.09

12  

Былины «Алёша Попович и Тугарин Змеёвич» и «Вольга и Микула». Характеристика главных героев.

21.09

13

Лит. слуш. Былина «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча».

 Работа с текстом художественного произведения.

22.09

С. р.

14

Обобщение по теме «Устное народное творчество». Защита проекта по теме «Сказки народов России».

23.09

Проект. деят.

Басни.

15

Эзоп «Лисица и виноград».  И.А. Крылов «Лисица и Виноград». Сравнение моралей басен

24.09

Исслед. деят.

16

И.А. Крылов « Ворона и лисица».

Жизнь сюжетов древних басен во времени.

28.09

Н

17

Лит. слуш. Мораль в басне Эзопа.

 «Голубь, который хотел пить».

29.09

Проект. деят.

18

Обобщение по теме «Басни».

Инсценировка басни по выбору.

30.09

Произведения А.С.Пушкина.

19

С.Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…».

Понятие об олицетворении.

1.10

Н.

20

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

Выразительное чтение.

5.10

Исп. ИКТ

21

А.С.Пушкин « Сказка о царе Салтане…». Составление сравнительной характеристики главных героев сказки.

6.10

Исслед. деят.

22

А.С.Пушкин « Сказка о царе Салтане…». Художественный анализ сказки.

7.10

Проект. деят.

23

Лит. слуш. К. Паустовский « Сказки А.С.Пушкина». Красота и выразительность пушкинского стиха.

8.10

24

А.С.Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…», «Зимний вечер». Сравнение стихотворений

12.10

Н.

25

А.С.Пушкин «Няне». Образ няни в лирике А.С. Пушкина.

13.10

Н.

26

Обобщение по разделу «Произведения А.С. Пушкина».

Работа с текстом художественного произведения.

14.10

С. р.

Стихи русских поэтов.

27

Ф.И.Тютчев «Есть в осени первоначальной..», «Чародейкою зимою…». Интонация чтения.

15.10

Н.

28

А.Н.Майков «Осень». Сравнение стихотворений.

19.10

Исслед. деят.

29

А.А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Кот поёт, глаза прищуря…». Сравнение картин стихотворений.

20.10

30

Лит. слуш. Стихи русских поэтов. Художественный образ в поэзии И.Бунина «Листопад».

21.10

Исп. ИКТ

31

Обобщение по разделу «Стихи русских поэтов».  

22.10

Проект. деят.

Произведения Л.Н.Толстого.

32

Л.Н.Толстой  «Два брата», «Белка и Волк».

 Жанры произведений.

26.10

33

Л.Н.Толстой «Ореховая ветка». Сравнительная характеристика сказок Л.Н.Толстого.

27.10

Исп. ИКТ

34

Лит. слуш. Сказки Л.Н.Толстого. Определение вида сказок.

28.10

35

Л.Н.Толстой «Лебеди», «Зайцы». Сравнение рассказов.

29.10

Проект. деят.

36

Л.Н.Толстой «Прыжок». Характеристика отца – капитана.

9.11

37

Л.Н.Толстого « Прыжок».

Характеристика героев произведения.

10.11

38

Л.Н.Толстой «Как боролся русский богатырь».

 Сравнение этой былины с народными.

11.11

Исслед. деят.

39

Лит. слуш. Книги Л.Н.Толстого.

12.11

Проект. деят.

40

Обобщение по разделу «Произведения Л.Н.Толстого».

Работа с текстом художественного произведения.

16.11

С. р.

Произведения Н.А. Некрасова.

41

Н.А. Некрасов «Крестьянские дети» (отрывок), «Мужичок с ноготок» (отрывок). Выразительное чтение.

17.11

42

Лит. слуш. Стихи о детях.

 К. Чуковский «Мужичок с ноготок».

18.11

43

Н.А.Некрасов« Славная осень…».

Сравнения в произведении.

19.11

Н.

44

Роль поэтического слова в изображении природы. Н.А.Некрасов «Зеленый шум».

23.11

45

Н.А.Некрасова «Мороз-воевода».

Зимние картины природы в стихотворении.

24.11

Н.

46

Лит. слуш. Мир чувств героя.

Н.А.Некрасов «Саша» (отрывок из поэмы).

25.11

47

Обобщение по разделу «Русские поэты». Рубрика. Поверьте себя.

26.11

Проект. деят.

Произведения А.П.Чехова

48

А.П.Чехов «Степь»(отрывок). Выделение олицетворений.

30.11

49

А.П.Чехова «Белолобый».

Изображение внутреннего мира героев.

1.12

50

А.П.Чехов «Ванька». Рассказ о Ваньке.

2.12

Исп. ИКТ

51

Лит. слуш. Книги о животных. Л.Андреев «Кусака».

3.12

Проект. деят.

52

Очерки и воспоминания об А.П.Чехове.

Н.С.Шер «О рассказах А.П.Чехова».

7.12

53

Контрольная работа за 1 полугодие по тексту администрации.

8.12

К.р.

54

Обобщение. «Произведения А.П.Чехова».

Проверка техники чтения.

9.12

Т.ч.

Сказки зарубежных писателей.

55

Ш.Перро «Подарки Феи». Характеристика главных героев.

10.12

Проект. деят.

56

Ц.Топелиус «Солнечный луч в ноябре». Выразительное чтение диалога.

14.12

 57

Лит. слуш. Сказки зарубежных писателей. Братья Гримм «Умная дочь крестьянская».

15.12

58

Урок-утренник «В мире сказок».

16.12

Исп. ИКТ

Стихи русских поэтов.

59

И.С.Никитин «Русь». Выделение логических ударений и пауз.

17.12

60

И.С.Никитин «Утро».  Эпитеты и олицетворения в произведении.

21.12

Исслед. деят.

61

И.Суриков «Детство». Сравнение и эпитеты в стихотворении.

22.12

Н.

62

С.Дрожжин «Привет», «Зимний день». Сравнение стихотворений.

23.12

Исслед. деят.

Н.

63

Лит. слуш. Стихи о Родине и родной природе. Сравнительная характеристика.

24.12

64

Обобщение по разделу «Стихи русских поэтов».

28.12

Проект. деят.

Икт

Произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка.

65

 Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш».

 Выявление главной мысли.

29.12

66

Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш».

Рассказ о Приемыше.

30.12

67

Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш».

Авторская позиция в рассказе.

Проект. деят.

68

Д. Мамин-Сибиряк «Умнее всех». Сравнение сказки с басней.

Исслед. деят.

69

Д.Н.Мамин-Сибиряк «Умнее всех».

 Нравственные уроки сказки.

70

Лит. слуш. Произведения  о животных.

Работа с текстом художественного произведения.

С. р.

Произведения А.И.Куприна.

71

А.И.Куприн «Синяя Звезда».

72

А.И. Куприн «Синяя Звезда». Мир чувств героев. Составление плана рассказа.

Исслед. деят.

73

А.И.Куприн «Синяя Звезда».Сравнение образов Эрна Великого и Шарля в произведении .

74

А.И.Куприн «Барбос и Жулька». Описание героев.

Исп. ИКТ

75

А.И.Куприн «Барбос и Жулька».

Изображение внутреннего мира героев.

Исслед. деят.

76

Сравнительная характеристика рассказов

А.И. Куприна и Л.Н.Толстого.

Проект. деят.

77

Лит. слуш. Книги о братьях наших меньших.

А.И.Куприн «Собачье счастье».

78

Обобщение по разделу «Произведения

Д.Н. Мамина-Сибиряка и А.И.Куприна».

Работа с текстом художественного произведения.

С. р.

Произведения С.А.Есенина.

79

 С.А. Есенин.  Стихи о Родине.

Сравнение в стихотворениях.

Исслед. деят.

80

С.А.Есенина«Нивы сжаты, рощи голы…».

Определение интонационной партитуры.

Н.

81

С.А Есенин «Берёза». Роль поэтического слова в изображении природы.

Н.

82

С.А.Есенин «Бабушкины сказки».

83

Сравнительная характеристика стихотворений С.А.Есенина и С.Сурикова «Детство».

Исп. ИКТ

84

Лит. слуш. Родные поэты. Книги со стихотворениями русских поэтов.

Проект. деят.

85

Обобщение по теме «Произведения С.А. Есенина».

Произведения К.Г.Паустовского.

86

К.Г.Паустовский «Стальное колечко».

Описание образа Вари.

Исп. ИКТ

87

К.Г. Паустовский «Стальное колечко».

Художественный анализ произведения.

88

К.Г.Паустовский «Кот-ворюга».

Всепобеждающая сила доброты в рассказе.

89

К.Г.Паустовский «Кот-ворюга». Юмор в рассказе.

 Работа с текстом художественного произведения.

С. р.

90

К.Г.Паустовский «Какие бывают дожди?».

 Поиск описаний дождей.

91

Лит. слуш. Нравственные уроки сказки  

К.Г. Паустовского «Теплый хлеб».

92

Обобщение по теме «Произведения К.Г.Паустовского».

Проект. деят.

Произведения С.Я.Маршака.

93

.Я.Маршак«Урок родного языка».

Повторы в стихотворении.

94

Повт. Художественный образ в поэзии.

С.Я.Маршак «Ландыш». В.Субботин «С Маршаком». Анализ лирического текста.

Исп. ИКТ Исслед. деят.

Произведения Л. Пантелеева.

95

Повт. Литературные средства художественной выразительности.

Л. Пантелеев «Честное слово».

 Характеристика главных героев в произведении.

Проект. деят.

96

Повт. Метафора.

Л.Пантелеев «Честное слово». Нравственность в рассказе.

97

Повт. Эпитет.

Л.Пантелеев «Камилл и учитель».

Художественный анализ рассказа.

Исслед. деят.

98

Обобщение по теме «Произведения Л.Пантелеева».

Работа с текстом художественного произведения.

С. р.

Произведения  А.П. Гайдара.

99

Повт.Олицетворение.

А.П.Гайдар «Горячий камень». Художественный анализ.

Исп. ИКТ

100

Повт. Сравнения в произведении.

А.П.Гайдар «Горячий камень».

 Нравственные уроки в рассказе.

Проект. деят.

101

Повт. Жанр и тема произведения.

А.П. Гайдар «Тимур и его команда». Художественный анализ произведения.

102

Повт. Характеристика героев.

А.П. Гайдар «Тимур и его команда».

Характеристика главных героев.

Исслед. деят.

103

Повт. Ключевые слова.

С.В.Михалков «Аркадий Гайдар». Воспоминания К.Г.Паустовского «Об Аркадии Петровиче Гайдаре».

Н.

104

Повт. Главная мысль произведения.

 Лит. слуш. Книги о детях и для детей.

Исп. ИКТ

105

Итоговая контрольная работа

 по тексту администрации.

К. р.

106

Повт. Стихи о детях.

Обобщение по теме «Произведения о детях и для детей».

Проект. деят.

Произведения  М.М. Пришвина.

107

Повт. План произведения.

М. М.Пришвин «Моя Родина». Выборочное чтение.

108

Повт. Характеристика  героев произведения.

М.М. Пришвин «Выскочка». Определение отношения автора к Выскочке.

Исслед. деят.

109

Повт. Рассказы русских писателей о природе.

М.М.Пришвин «Жаркий час». Выразительное чтение.

110

Работа со статьёй. В.Чалмаев «Воспоминания о

М.М.Пришвине». Формирование вопросов по содержанию.

Проект. деят.

111

Повт. Рассказы М. Пришвина.

Обобщение по теме «Произведения М.М.Пришвина». Проверка техники чтения.

Исп. ИКТ

Т.чт.

Произведения зарубежных писателей.

112

Повт. Рассказы русских писателей о животных.

Джек Лондон «Бурый волк» (в сокращении).

Главная мысль рассказа.

Н.

113

Повт. Сюжет произведения.

Д.Лондон «Бурый волк».

Работа над сюжетом произведения.

Проект. деят.

114

Повт. Описание в произведении.

Д.Лондон «Бурый волк».

Характеристика героев произведения.  

Исп. ИКТ

115

Повт. Смысловые части произведения.

Э. Сетон-Томпсон «Чинк» (в сокращении). Озаглавливание частей.

116

Повт. Произведения А. Куприна.

Э.Сетон-Томпсон «Чинк» и рассказы А.Куприна. Сравнительный анализ  рассказов.

Исслед. деят.

117

Повт .Книги о братьях наших меньших.

Лит. слуш. Писатели-натуралисты о животных.

118

Произведения зарубежных писателей.

 Рубрика «Проверьте себя».

Работа с текстом художественного произведения.

С. р.

119

Повт. Русские и зарубежные писатели.

Обобщение по теме: «Произведения зарубежных писателей».

Проект. деят.

120

Повт. Произведения Д. Лондона

Лит. слуш. Дж. Чиарди «Джон Джей Пленти

 и кузнечик Дэн».

121

Библиотечный урок. Летнее чтение.

Исп. ИКТ Проект. деят.

122-136

Резервные уроки (15ч.)

Система условных обозначений:

Исслед. деят. – исследовательская деятельность.

Исп. ИКТ – использование ИКТ.

К. р. – контрольная работа.

Н. – наизусть.

Проект. деят. – проектная деятельность.

С. р. – самостоятельная работа.

Т.чт. – техника чтения.

Информационно-методическое обеспечение

Учебно-методический комплект

1.Ефросинина Л.А., Оморокова М.И.Литературное чтение.   Учебник для 3 класса. Ч.2  — М., Издательский дом, «Вентана-Граф». 2013 г.

     2.Ефросинина Л.А. Литературное чтение. 3 класс. Рабочие тетради  Ч.2  — М.,.Издательский    дом, «Вентана-Граф». 2013г.

3.Ефросинина Л.А.  Литературное чтение. 3 класс. Учебная хрестоматия Ч.2  — М.,.Издательский дом, «Вентана-Граф». 2013г.

4. Ефросинина Л.А.  словарь-справочник «Книгочей», М.,. Издательский дом, «Вентана-Граф». 2013г

Литература для учителя

     1.Ефросинина Л.А.  Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение 3 класс — М., Издательский дом, «Вентана-Граф». 2013г.

     2. Ефросинина Л.А. Программа «Литературное чтение»; 1-4  классы; УМК «Начальная школа 21 века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой – М.Издательский дом, «Вентана-Граф». 2013г:

     3.Мисаренко Г. Г. Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе. – М.: Дом педагогики, 2005

     4.Ковалева  Г.С., Логинова О.Б Планируемые результаты начального общего образования. 2-ое издание.-М.: Просвещение, 2010.-120 с.

     5.Ушакова О. Д. Великие писатели: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 200

Литература для обучающихся

     1.Агеева И.Д. Новые загадки про слова.- М:ТЦ-СФЕРА, 2006г. - 50с.

     2.Бетенькова Н.М. Конкурс граматеев.- М: Просвещение, 2008. – 124

     3.Волина В.В. Учимся играя.- М:Новая школа, 2005 г. – 67с.

     4.Ладыженская Т.А. Речевые секреты.-М:Просвещение, 1992 г. – 69 с.

     5.Лазарева В.А.  «Хрестоматия для внеклассного чтения» 1, 2, 3, 4  классов М: Просвещение, 2002 г. – 14 с.

     6.Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. Малый толковый словарь русского языка. М.: Русский язык. 1990г.- 467 с.

     7.Лопатин В.В. Рождение слова. -М.: Просвещение, 2006 г. – 160 с.

     8.Максимов В.И.Точность и выразительность слова – Л., 2008 г. – 89 с.

     9.Русские народные пословицы и поговорки/ Сост. М.А.Жигулев.- М.:Московский рабочий, 2004 г. – 345 с.

    10.Сухин Г.Р. 200 школьных кроссвордов. - М:ТЦ-СФЕРА, 2002г. - 150с.

    11.«Технология анализа художественного текста на уроках литературного чтения в начальной школе» М: Просвещение, 2005г. – 124 с.

    12.Успенский Л.В. Слово о словах. Ты и твое имя. М:Просвещение, 2000г. – 140 с.

    13.Шанский Н.М. В мире слов. – М., 1985г. – 90 с.

    14.Шивердина Н.А. Новые олимпиады для начальной школы.- Ростов н/Д:Феникс, 2007г.

    15. Югов А.С. Думы о русском слове. - М., 2007 г.- 69с.

Образовательные диски

    1.Диск с электронными плакатами, презентациями по чтению и начальному литературному образованию (3 класс)

    2.Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия. Литературное чтение 3 класс.

Адреса электронных ресурсов

    1.http://www.labirint.ru/screenshot/goods/188213/12/

    2.http://www.char.ru/books/1268990_Ohota_za_babochkoj_Rasskazy_o_zhivotnyh

    3.http://www.labirint.ru/books/130214/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению "Начальная школа XXI века".

Рабочая программа по литературному чтению 1-4 классы ФГОС "Начальная школа XXI  века"...

Рабочая программа по литературному чтению Начальная школа XXI века 1 класс

Рабочая программа по литературному чтению Начальная школа XXI века 1 класс...

Рабочая программа по литературному чтению "Начальная школа ХХI век", 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению, 4 класс "Начальная школа ХХI век"...

Рабочая программа по литературному чтению "Начальная школа ХХI век", 3 класс

Рабочая программа по литературному чтению "Начальная школа ХХI век", 3 класс, 4 часа в неделю...

Рабочая программа по литературному чтению "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по литературному чтению в соответствии с изменениями, внесёнными в ФГОС НОО Приказом Минобрнауки № 1576 от 31.12.2015г....

Рабочая программа по литературному чтению(Начальная школа 21 века 3 класс)

Рабочая программа + КТП по литературному чтению 3 класс (Начальная школа 21 века)...