Рабочая программа по литературному чтению ("Начальная школа 21 века, 3 класс)
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему
Рабочая программа по литературному чтению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie_3_klass_2014-2015.docx | 84.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы «Литературное чтение» (автор Л.А.Ефросинина). Москва: издательский центр «Вентана – Граф», 2013 г.
Программа построена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009.
Учебная программа адресована обучающимся 3 г класса общеобразовательной школы.
Цель учебного предмета «Литературное чтение» нравственно-эстетическое воспитание и развитие учащихся в процессе формирования способности полноценно и глубоко воспринимать художественную литературу на основе изучения ее теории и практики анализа художественного текста и опыта самостоятельной творческой деятельности
Специфика учебного предмета «Литературное чтение» состоит в том, что обучение литературному чтению влияет на качество обучения всем другим школьным предметам, становится базой развития интеллектуальных и творческих способностей, закладывает основы социально-личностного развития младших школьников. Художественная литература оказывает комплексное воздействие на все стороны личности человека. Она формирует эстетическое и нравственное чувства, мировоззрение, даёт гигантский объём разнообразной информации. Литературное чтение способствует развитию таких качеств, как коммуникативная компетентность, владение навыками самостоятельной деятельности, владение активными формами познания и готовности к продолжению обучения в среднем звене.
Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные педагогические и образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания:
- технология развивающего обучения;
- игровые технологии;
- технология коллективного взаимообучения и сотрудничества;
- информационно-коммуникационные технологии;
- технология уровневой дифференциации;
- здоровьесберегающие технологии;
- технологии проблемного обучения;
- технологии проектной и исследовательской деятельности.
Формы обучения. Программа предусматривает проведение традиционных уроков, уроков-путешествий, уроков – исследований, защиты проектов. Большое внимание уделяется овладению навыками работы с информацией – как в учебнике, так и вне его, в справочной литературе. Особое место в овладении данным курсом отводится работе по организации самостоятельной поисковой деятельности обучающихся.
Произведена коррекция программы в связи с выделением часов для резервных уроков, проведения административных срезов. Количество уроков в неделю 4, в год – 136.
Планируемые результаты
Предметные результаты
Виды речевой и читательской деятельности
Обучающийся научится:
-осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;
-прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;
-читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
-различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;
-читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;
-использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);
-ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно-популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):
-для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
-для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста; озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
-использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:
-для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;
-для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание;
-использовать различные формы интерпретации содержания текстов:
-для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа; интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;
-для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста;
-ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов);
-различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно-популярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);
-передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);
-участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).
Обучающийся получит возможность научиться:
-осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;
осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
-высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;
-устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;
-составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).
Круг детского чтения (для всех видов текстов)
Обучающийся научится:
-осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию;
-вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;
-составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу.
Обучающийся получит возможность научиться:
-работать с тематическим каталогом;
-работать с детской периодикой;
-самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).
Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)
Обучающийся научится:
-распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);
-отличать на практическом уровне прозаический текст
от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;
-различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;
-находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет).
Обучающийся получит возможность научиться:
-воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;
-сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);
-определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста.
Творческая деятельность (только для художественных текстов)
Обучающийся научится:
-создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;
-восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание или пополняя его событиями;
-составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта;
-составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).
Обучающийся получит возможность научиться:
-вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;
-писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;
-создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;
-создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;
-работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта (мультфильма).
Личностные универсальные учебные действия
У обучающего будут сформированы:
-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
-широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
-учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
-способность к оценке своей учебной деятельности;
-основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
-знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
-развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
-установка на здоровый образ жизни;
-основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
-чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Обучающийся получит возможность для формирования:
-внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
-выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения;
-устойчивого учебнопознавательного интереса к новым общим способам решения задач;
-адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
-положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
-компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
-морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
-установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
-осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
-эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-принимать и сохранять учебную задачу;
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
-учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
-различать способ и результат действия;
-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Обучающийся получит возможность научиться:
-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
-преобразовывать практическую задачу в познавательную;
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
-самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
-осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
-использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
-строить сообщения в устной и письменной форме;
-ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
-основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
-осуществлять синтез как составление целого из частей;
-проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
-устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
-обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
-осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
-устанавливать аналогии;
-владеть рядом общих приёмов решения задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
-записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
-создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
-осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
-осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
-строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
-произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
-строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
-задавать вопросы;
-контролировать действия партнёра;
-использовать речь для регуляции своего действия;
-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
-учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
-учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
-аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
-продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
-с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
-адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты). .
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Обучающийся научится:
-находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
-определять тему и главную мысль текста;
-делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
-вычленять содержащиеся в тексте основные события и
устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
-сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака;
-понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
-понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
-понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
-использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
-ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Обучающийся получит возможность научиться:
-использовать формальные элементы текста (например,
подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
-работать с несколькими источниками информации;
-сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Обучающийся научится:
-пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
-соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
-формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
-сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
-составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Обучающийся получит возможность научиться:
-делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;
-составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
Работа с текстом: оценка информации
Обучающийся научится:
-высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
-оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
-на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
-участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Обучающийся получит возможность научиться:
-сопоставлять различные точки зрения;
-соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
-в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся (метапредметные результаты)..
Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером
Обучающийся научится:
-использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорнодвигательного аппарата эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку);
-организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере.
Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных
Обучающийся научится:
-вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото- и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию, набирать небольшие тексты на родном языке; набирать короткие тексты на иностранном языке, использовать компьютерный перевод отдельных слов;
-рисовать (создавать простые изображения) на графическом планшете;
-сканировать рисунки и тексты.
Обучающийся получит возможность научиться использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке.
Обработка и поиск информации
Обучающийся научится:
-подбирать подходящий по содержанию и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш-карты);
-описывать по определенному алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нем, используя инструменты ИКТ;
-редактировать тексты, последовательности изображений, слайды в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек изображений, видео- и аудиозаписей, фотоизображений;
-пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, использовать полуавтоматический орфографический контроль; использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида; следовать основным правилам оформления текста;
-искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок);
-заполнять учебные базы данных.
Обучающийся получит возможность научиться грамотно формулировать запросы при поиске в сети Интернет и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически относиться к информации и к выбору источника информации.
Создание, представление и передача сообщений
Обучающийся научится:
-создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать, оформлять и сохранять их;
-создавать простые сообщения в виде аудио- и видеофрагментов или последовательности слайдов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста;
-готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации;
-создавать простые схемы, диаграммы, планы и пр.;
-создавать простые изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация);
-размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательной организации;
-пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах.
Обучающийся получит возможность научиться:
-представлять данные.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тематический блок | Кол-во часов |
1 | Устное народное творчество. | 14 |
2 | Басни. | 4 |
3 | Произведения А.С. Пушкина. | 8 |
4 | Стихи русских поэтов. | 5 |
5 | Произведения Л.Н. Толстого. | 9 |
6 | Произведения Н.А. Некрасова. | 7 |
7 | Произведения А.П. Чехова. | 6 |
8 | Сказки зарубежных писателей. | 5 |
9 | Стихи русских поэтов. | 6 |
10 | Произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка. | 6 |
11 | Произведения А.И. Куприна. | 8 |
12 | Произведения С.А.Есенина. | 7 |
13 | Произведения К.Г.Паустовского. | 7 |
14 | Произведения С.Я.Маршака. | 2 |
15 | Произведения Л.Пантелеева. | 4 |
16 | Произведения А.П.Гайдара. | 8 |
17 | Произведения М.М. Пришвина. | 5 |
18 | Произведения зарубежных писателей. | 10 |
19 | Резервные уроки | 15 |
Итого | 136 |
Содержание учебно-тематического плана
(136 ч.)
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание). Восприятие литературного произведения. Восприятие произведений разных жанров из круга чтения; понимание главной мысли.
Изучение произведений одного и того же жанра или произведений одного и того же автора в сравнении; особенности произведения (композиция текста, язык произведения, изображение героев). Сравнение героев разных произведений, анализ их поступков, выделение деталей для характеристики; определение времени и места событий, выделение описания пейзажа и портрета героя. Выявление авторской позиции и формирование своего отношения к произведению и героям.
Чтение. Чтение вслух и молча небольших произведений или глав из произведений целыми словами. Умение читать выразительно текст произведения, передавая отношения к событиям, героям, выбирая соответствующий содержанию и смыслу текста интонационный рисунок.
Работа с текстом. Осознание последовательности и смысла событий. Вычленение главной мысли текста. Определение поступков героев и их мотивов; сопоставление поступков персонажей и их оценка. Нахождение в произведении слов и выражений, характеризующих героев и события; выявление авторской позиции и своего отношения к событиям и персонажам.
Работа со структурой текста. Начало, развитие, концовка; деление текста на части и озаглавливание частей; составление плана под руководством учителя. Пересказ содержания текста (подробно и кратко) по готовому плану. Самостоятельное выполнение задания к тексту.
Круг чтения
Произведения устного народного творчества русского народа и других народов. Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей. Художественные и научно-популярные рассказы и очерки. Справочная литература: словари, детские энциклопедии, книги-справочники.
Примерная тематика. Произведения о Родине, о героических подвигах во имя Родины, о людях и их отношении к Родине, к труду, друг к другу, природе и жизни; о чувствах людей и нравственных основах взаимоотношений (добро, зло, честь, долг, совесть, любовь, ненависть, дружба, правда, ложь и т. д.).
Жанровое разнообразие. Более сложные, чем изучаемые в 1 и 2 классах, по структуре сказки, рассказы, басни, былины, сказы, легенды, стихотворные произведения ( наблюдение за ритмическим рисунком, рифмой, строкой, строфой).
Народная сказка: замедленность действия за счёт повторов, включения песенок и прибауток, наличие волшебных превращений, присказки, зачины и их варианты, особые концовки. Идея победы добра над злом, правды над кривдой. Реальность и нереальность событий. Герои положительные и отрицательные.
Былина: особенности изображения персонажей ( гиперболизация), особенности былинного стиха, повторы.
Литературная (авторская) сказка: сходство с народной сказкой: сказочные герои, повторы, структурное сходство; особенности: особый поэтический язык писателя, лиричность и яркость образов, эмоциональные переживания.
Художественные рассказы: изображение явлений и героев; наличие диалогической речи, эпитетов, сравнений, устойчивых выражений.
Рассказы-описания (научно-художественные рассказы) – промежуточный жанр между художественными и научно-популярными рассказами. Особенности этого жанра: описание образов природы в художественной форме и наличие фактической информации.
Литературоведческая пропедевтика
Ориентировка в литературоведческих понятиях: литература, фольклор, литературное произведение. Литературные жанры: сказка, былина, сказ, пословица, загадка, рассказ, стихотворение, басня, пьеса-сказка, быль.
Присказка, зачин, диалог, произведение (художественное произведение, научно-художественное, научно-популярное). Герой (персонаж), портрет героя, пейзаж. Стихотворение, рифма, строка, строфа. Средства выразительности: логическая пауза, темп, ритм.
Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений).
Развитие интереса к художественному слову. Сочинение (по аналогии с произведениями фольклора) загадок, потешек, небылиц, сказок, забавных историй с героями изученных произведений. «Дописывание», «досказывание» известных сюжетов.
Коллективная творческая работа по изученным произведениям во внеурочное время ( в группе продлённого дня, в творческой мастерской, в литературном кружке или на факультативных занятиях): «Дорога сказок», «Город героев», «Сказочный дом» и т. д. Проведение литературных игр, конкурсов, утренников, уроков-отчетов.
Чтение: работа с информацией
Информация о книге, произведении, авторе произведения или книги. Получение информации с опорой на аппарат книги (титульный лист, оглавление, аннотация, предисловие, послесловие «Об авторе», «От автора»). Умение пользоваться справочниками и словарями, находить информацию о героях, произведениях и книгах.
Оформление информации в виде моделей, схем, таблиц.
Использование готовых таблиц с информацией для характеристики героев, книг, произведений.
Календарно-тематический план
№ п/п | Тема урока | Дата проведения | Услов ныеобозна-чения | |
по плану | по факту | |||
Устное народное творчество | ||||
1 | Повт. Загадки. Какие бывают загадки. В.И.Даль «Старик-годовик». | 1.09 | Исп. ИКТ | |
2 | Повт. Пословицы. Темы пословиц и особенности их построения. | 2.09 | Исслед. деят. | |
3 | Повт. Дорогами сказок. Русская народная сказка «Самое дорогое». Особенности языка и композиции народных сказок. | 3.09 | Исп. ИКТ | |
4 | Повт. Народные сказки. Художественный анализ сказки. «Про Ленивую и Радивую». Подготовка к проекту. | 7.09 | Проект. деят. | |
5 | Повт. Законы сказочного жанра. Лит. слуш. «Сказки о животных». Русская народная сказка «Лиса и Котофей Иваныч» | 8.09 | Исп. ИКТ | |
6 | Повт. Присказки. Сказка с загадками. Русская народная сказка. «Дочь-семилетка». Сравнение героев. | 9.09 | Исслед. деят. | |
7 | Русская народная сказка «Царевич Нехитёр-Немудёр». Сравнение бытовых и волшебных сказок. | 10.09 | ||
8 | Лит. слуш. Сказки народов России. Подготовка к проекту. | 14.09 | Проект. деят. | |
9 | Малые жанры фольклора. Скороговорки, потешки. | 15.09 | ||
10 | Проверка техники чтения. Былины. «Добрыня и Змея». Характеристика Добрыни. | 16.09 | Т.чт. | |
11 | Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Сочетание чудесного и реального. | 17.09 | ||
12 | Былины «Алёша Попович и Тугарин Змеёвич» и «Вольга и Микула». Характеристика главных героев. | 21.09 | ||
13 | Лит. слуш. Былина «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча». Работа с текстом художественного произведения. | 22.09 | С. р. | |
14 | Обобщение по теме «Устное народное творчество». Защита проекта по теме «Сказки народов России». | 23.09 | Проект. деят. | |
Басни. | ||||
15 | Эзоп «Лисица и виноград». И.А. Крылов «Лисица и Виноград». Сравнение моралей басен | 24.09 | Исслед. деят. | |
16 | И.А. Крылов « Ворона и лисица». Жизнь сюжетов древних басен во времени. | 28.09 | Н | |
17 | Лит. слуш. Мораль в басне Эзопа. «Голубь, который хотел пить». | 29.09 | Проект. деят. | |
18 | Обобщение по теме «Басни». Инсценировка басни по выбору. | 30.09 | ||
Произведения А.С.Пушкина. | ||||
19 | С.Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…». Понятие об олицетворении. | 1.10 | Н. | |
20 | А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Выразительное чтение. | 5.10 | Исп. ИКТ | |
21 | А.С.Пушкин « Сказка о царе Салтане…». Составление сравнительной характеристики главных героев сказки. | 6.10 | Исслед. деят. | |
22 | А.С.Пушкин « Сказка о царе Салтане…». Художественный анализ сказки. | 7.10 | Проект. деят. | |
23 | Лит. слуш. К. Паустовский « Сказки А.С.Пушкина». Красота и выразительность пушкинского стиха. | 8.10 | ||
24 | А.С.Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…», «Зимний вечер». Сравнение стихотворений | 12.10 | Н. | |
25 | А.С.Пушкин «Няне». Образ няни в лирике А.С. Пушкина. | 13.10 | Н. | |
26 | Обобщение по разделу «Произведения А.С. Пушкина». Работа с текстом художественного произведения. | 14.10 | С. р. | |
Стихи русских поэтов. | ||||
27 | Ф.И.Тютчев «Есть в осени первоначальной..», «Чародейкою зимою…». Интонация чтения. | 15.10 | Н. | |
28 | А.Н.Майков «Осень». Сравнение стихотворений. | 19.10 | Исслед. деят. | |
29 | А.А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Кот поёт, глаза прищуря…». Сравнение картин стихотворений. | 20.10 | ||
30 | Лит. слуш. Стихи русских поэтов. Художественный образ в поэзии И.Бунина «Листопад». | 21.10 | Исп. ИКТ | |
31 | Обобщение по разделу «Стихи русских поэтов». | 22.10 | Проект. деят. | |
Произведения Л.Н.Толстого. | ||||
32 | Л.Н.Толстой «Два брата», «Белка и Волк». Жанры произведений. | 26.10 | ||
33 | Л.Н.Толстой «Ореховая ветка». Сравнительная характеристика сказок Л.Н.Толстого. | 27.10 | Исп. ИКТ | |
34 | Лит. слуш. Сказки Л.Н.Толстого. Определение вида сказок. | 28.10 | ||
35 | Л.Н.Толстой «Лебеди», «Зайцы». Сравнение рассказов. | 29.10 | Проект. деят. | |
36 | Л.Н.Толстой «Прыжок». Характеристика отца – капитана. | 9.11 | ||
37 | Л.Н.Толстого « Прыжок». Характеристика героев произведения. | 10.11 | ||
38 | Л.Н.Толстой «Как боролся русский богатырь». Сравнение этой былины с народными. | 11.11 | Исслед. деят. | |
39 | Лит. слуш. Книги Л.Н.Толстого. | 12.11 | Проект. деят. | |
40 | Обобщение по разделу «Произведения Л.Н.Толстого». Работа с текстом художественного произведения. | 16.11 | С. р. | |
Произведения Н.А. Некрасова. | ||||
41 | Н.А. Некрасов «Крестьянские дети» (отрывок), «Мужичок с ноготок» (отрывок). Выразительное чтение. | 17.11 | ||
42 | Лит. слуш. Стихи о детях. К. Чуковский «Мужичок с ноготок». | 18.11 | ||
43 | Н.А.Некрасов« Славная осень…». Сравнения в произведении. | 19.11 | Н. | |
44 | Роль поэтического слова в изображении природы. Н.А.Некрасов «Зеленый шум». | 23.11 | ||
45 | Н.А.Некрасова «Мороз-воевода». Зимние картины природы в стихотворении. | 24.11 | Н. | |
46 | Лит. слуш. Мир чувств героя. Н.А.Некрасов «Саша» (отрывок из поэмы). | 25.11 | ||
47 | Обобщение по разделу «Русские поэты». Рубрика. Поверьте себя. | 26.11 | Проект. деят. | |
Произведения А.П.Чехова | ||||
48 | А.П.Чехов «Степь»(отрывок). Выделение олицетворений. | 30.11 | ||
49 | А.П.Чехова «Белолобый». Изображение внутреннего мира героев. | 1.12 | ||
50 | А.П.Чехов «Ванька». Рассказ о Ваньке. | 2.12 | Исп. ИКТ | |
51 | Лит. слуш. Книги о животных. Л.Андреев «Кусака». | 3.12 | Проект. деят. | |
52 | Очерки и воспоминания об А.П.Чехове. Н.С.Шер «О рассказах А.П.Чехова». | 7.12 | ||
53 | Контрольная работа за 1 полугодие по тексту администрации. | 8.12 | К.р. | |
54 | Обобщение. «Произведения А.П.Чехова». Проверка техники чтения. | 9.12 | Т.ч. | |
Сказки зарубежных писателей. | ||||
55 | Ш.Перро «Подарки Феи». Характеристика главных героев. | 10.12 | Проект. деят. | |
56 | Ц.Топелиус «Солнечный луч в ноябре». Выразительное чтение диалога. | 14.12 | ||
57 | Лит. слуш. Сказки зарубежных писателей. Братья Гримм «Умная дочь крестьянская». | 15.12 | ||
58 | Урок-утренник «В мире сказок». | 16.12 | Исп. ИКТ | |
Стихи русских поэтов. | ||||
59 | И.С.Никитин «Русь». Выделение логических ударений и пауз. | 17.12 | ||
60 | И.С.Никитин «Утро». Эпитеты и олицетворения в произведении. | 21.12 | Исслед. деят. | |
61 | И.Суриков «Детство». Сравнение и эпитеты в стихотворении. | 22.12 | Н. | |
62 | С.Дрожжин «Привет», «Зимний день». Сравнение стихотворений. | 23.12 | Исслед. деят. Н. | |
63 | Лит. слуш. Стихи о Родине и родной природе. Сравнительная характеристика. | 24.12 | ||
64 | Обобщение по разделу «Стихи русских поэтов». | 28.12 | Проект. деят. Икт | |
Произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка. | ||||
65 | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». Выявление главной мысли. | 29.12 | ||
66 | Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш». Рассказ о Приемыше. | 30.12 | ||
67 | Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш». Авторская позиция в рассказе. | Проект. деят. | ||
68 | Д. Мамин-Сибиряк «Умнее всех». Сравнение сказки с басней. | Исслед. деят. | ||
69 | Д.Н.Мамин-Сибиряк «Умнее всех». Нравственные уроки сказки. | |||
70 | Лит. слуш. Произведения о животных. Работа с текстом художественного произведения. | С. р. | ||
Произведения А.И.Куприна. | ||||
71 | А.И.Куприн «Синяя Звезда». | |||
72 | А.И. Куприн «Синяя Звезда». Мир чувств героев. Составление плана рассказа. | Исслед. деят. | ||
73 | А.И.Куприн «Синяя Звезда».Сравнение образов Эрна Великого и Шарля в произведении . | |||
74 | А.И.Куприн «Барбос и Жулька». Описание героев. | Исп. ИКТ | ||
75 | А.И.Куприн «Барбос и Жулька». Изображение внутреннего мира героев. | Исслед. деят. | ||
76 | Сравнительная характеристика рассказов А.И. Куприна и Л.Н.Толстого. | Проект. деят. | ||
77 | Лит. слуш. Книги о братьях наших меньших. А.И.Куприн «Собачье счастье». | |||
78 | Обобщение по разделу «Произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка и А.И.Куприна». Работа с текстом художественного произведения. | С. р. | ||
Произведения С.А.Есенина. | ||||
79 | С.А. Есенин. Стихи о Родине. Сравнение в стихотворениях. | Исслед. деят. | ||
80 | С.А.Есенина«Нивы сжаты, рощи голы…». Определение интонационной партитуры. | Н. | ||
81 | С.А Есенин «Берёза». Роль поэтического слова в изображении природы. | Н. | ||
82 | С.А.Есенин «Бабушкины сказки». | |||
83 | Сравнительная характеристика стихотворений С.А.Есенина и С.Сурикова «Детство». | Исп. ИКТ | ||
84 | Лит. слуш. Родные поэты. Книги со стихотворениями русских поэтов. | Проект. деят. | ||
85 | Обобщение по теме «Произведения С.А. Есенина». | |||
Произведения К.Г.Паустовского. | ||||
86 | К.Г.Паустовский «Стальное колечко». Описание образа Вари. | Исп. ИКТ | ||
87 | К.Г. Паустовский «Стальное колечко». Художественный анализ произведения. | |||
88 | К.Г.Паустовский «Кот-ворюга». Всепобеждающая сила доброты в рассказе. | |||
89 | К.Г.Паустовский «Кот-ворюга». Юмор в рассказе. Работа с текстом художественного произведения. | С. р. | ||
90 | К.Г.Паустовский «Какие бывают дожди?». Поиск описаний дождей. | |||
91 | Лит. слуш. Нравственные уроки сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб». | |||
92 | Обобщение по теме «Произведения К.Г.Паустовского». | Проект. деят. | ||
Произведения С.Я.Маршака. | ||||
93 | .Я.Маршак«Урок родного языка». Повторы в стихотворении. | |||
94 | Повт. Художественный образ в поэзии. С.Я.Маршак «Ландыш». В.Субботин «С Маршаком». Анализ лирического текста. | Исп. ИКТ Исслед. деят. | ||
Произведения Л. Пантелеева. | ||||
95 | Повт. Литературные средства художественной выразительности. Л. Пантелеев «Честное слово». Характеристика главных героев в произведении. | Проект. деят. | ||
96 | Повт. Метафора. Л.Пантелеев «Честное слово». Нравственность в рассказе. | |||
97 | Повт. Эпитет. Л.Пантелеев «Камилл и учитель». Художественный анализ рассказа. | Исслед. деят. | ||
98 | Обобщение по теме «Произведения Л.Пантелеева». Работа с текстом художественного произведения. | С. р. | ||
Произведения А.П. Гайдара. | ||||
99 | Повт.Олицетворение. А.П.Гайдар «Горячий камень». Художественный анализ. | Исп. ИКТ | ||
100 | Повт. Сравнения в произведении. А.П.Гайдар «Горячий камень». Нравственные уроки в рассказе. | Проект. деят. | ||
101 | Повт. Жанр и тема произведения. А.П. Гайдар «Тимур и его команда». Художественный анализ произведения. | |||
102 | Повт. Характеристика героев. А.П. Гайдар «Тимур и его команда». Характеристика главных героев. | Исслед. деят. | ||
103 | Повт. Ключевые слова. С.В.Михалков «Аркадий Гайдар». Воспоминания К.Г.Паустовского «Об Аркадии Петровиче Гайдаре». | Н. | ||
104 | Повт. Главная мысль произведения. Лит. слуш. Книги о детях и для детей. | Исп. ИКТ | ||
105 | Итоговая контрольная работа по тексту администрации. | К. р. | ||
106 | Повт. Стихи о детях. Обобщение по теме «Произведения о детях и для детей». | Проект. деят. | ||
Произведения М.М. Пришвина. | ||||
107 | Повт. План произведения. М. М.Пришвин «Моя Родина». Выборочное чтение. | |||
108 | Повт. Характеристика героев произведения. М.М. Пришвин «Выскочка». Определение отношения автора к Выскочке. | Исслед. деят. | ||
109 | Повт. Рассказы русских писателей о природе. М.М.Пришвин «Жаркий час». Выразительное чтение. | |||
110 | Работа со статьёй. В.Чалмаев «Воспоминания о М.М.Пришвине». Формирование вопросов по содержанию. | Проект. деят. | ||
111 | Повт. Рассказы М. Пришвина. Обобщение по теме «Произведения М.М.Пришвина». Проверка техники чтения. | Исп. ИКТ Т.чт. | ||
Произведения зарубежных писателей. | ||||
112 | Повт. Рассказы русских писателей о животных. Джек Лондон «Бурый волк» (в сокращении). Главная мысль рассказа. | Н. | ||
113 | Повт. Сюжет произведения. Д.Лондон «Бурый волк». Работа над сюжетом произведения. | Проект. деят. | ||
114 | Повт. Описание в произведении. Д.Лондон «Бурый волк». Характеристика героев произведения. | Исп. ИКТ | ||
115 | Повт. Смысловые части произведения. Э. Сетон-Томпсон «Чинк» (в сокращении). Озаглавливание частей. | |||
116 | Повт. Произведения А. Куприна. Э.Сетон-Томпсон «Чинк» и рассказы А.Куприна. Сравнительный анализ рассказов. | Исслед. деят. | ||
117 | Повт .Книги о братьях наших меньших. Лит. слуш. Писатели-натуралисты о животных. | |||
118 | Произведения зарубежных писателей. Рубрика «Проверьте себя». Работа с текстом художественного произведения. | С. р. | ||
119 | Повт. Русские и зарубежные писатели. Обобщение по теме: «Произведения зарубежных писателей». | Проект. деят. | ||
120 | Повт. Произведения Д. Лондона Лит. слуш. Дж. Чиарди «Джон Джей Пленти и кузнечик Дэн». | |||
121 | Библиотечный урок. Летнее чтение. | Исп. ИКТ Проект. деят. | ||
122-136 | Резервные уроки (15ч.) |
Система условных обозначений:
Исслед. деят. – исследовательская деятельность.
Исп. ИКТ – использование ИКТ.
К. р. – контрольная работа.
Н. – наизусть.
Проект. деят. – проектная деятельность.
С. р. – самостоятельная работа.
Т.чт. – техника чтения.
Информационно-методическое обеспечение
Учебно-методический комплект
1.Ефросинина Л.А., Оморокова М.И.Литературное чтение. Учебник для 3 класса. Ч.2 — М., Издательский дом, «Вентана-Граф». 2013 г.
2.Ефросинина Л.А. Литературное чтение. 3 класс. Рабочие тетради Ч.2 — М.,.Издательский дом, «Вентана-Граф». 2013г.
3.Ефросинина Л.А. Литературное чтение. 3 класс. Учебная хрестоматия Ч.2 — М.,.Издательский дом, «Вентана-Граф». 2013г.
4. Ефросинина Л.А. словарь-справочник «Книгочей», М.,. Издательский дом, «Вентана-Граф». 2013г
Литература для учителя
1.Ефросинина Л.А. Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение 3 класс — М., Издательский дом, «Вентана-Граф». 2013г.
2. Ефросинина Л.А. Программа «Литературное чтение»; 1-4 классы; УМК «Начальная школа 21 века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой – М.Издательский дом, «Вентана-Граф». 2013г:
3.Мисаренко Г. Г. Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе. – М.: Дом педагогики, 2005
4.Ковалева Г.С., Логинова О.Б Планируемые результаты начального общего образования. 2-ое издание.-М.: Просвещение, 2010.-120 с.
5.Ушакова О. Д. Великие писатели: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 200
Литература для обучающихся
1.Агеева И.Д. Новые загадки про слова.- М:ТЦ-СФЕРА, 2006г. - 50с.
2.Бетенькова Н.М. Конкурс граматеев.- М: Просвещение, 2008. – 124
3.Волина В.В. Учимся играя.- М:Новая школа, 2005 г. – 67с.
4.Ладыженская Т.А. Речевые секреты.-М:Просвещение, 1992 г. – 69 с.
5.Лазарева В.А. «Хрестоматия для внеклассного чтения» 1, 2, 3, 4 классов М: Просвещение, 2002 г. – 14 с.
6.Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. Малый толковый словарь русского языка. М.: Русский язык. 1990г.- 467 с.
7.Лопатин В.В. Рождение слова. -М.: Просвещение, 2006 г. – 160 с.
8.Максимов В.И.Точность и выразительность слова – Л., 2008 г. – 89 с.
9.Русские народные пословицы и поговорки/ Сост. М.А.Жигулев.- М.:Московский рабочий, 2004 г. – 345 с.
10.Сухин Г.Р. 200 школьных кроссвордов. - М:ТЦ-СФЕРА, 2002г. - 150с.
11.«Технология анализа художественного текста на уроках литературного чтения в начальной школе» М: Просвещение, 2005г. – 124 с.
12.Успенский Л.В. Слово о словах. Ты и твое имя. М:Просвещение, 2000г. – 140 с.
13.Шанский Н.М. В мире слов. – М., 1985г. – 90 с.
14.Шивердина Н.А. Новые олимпиады для начальной школы.- Ростов н/Д:Феникс, 2007г.
15. Югов А.С. Думы о русском слове. - М., 2007 г.- 69с.
Образовательные диски
1.Диск с электронными плакатами, презентациями по чтению и начальному литературному образованию (3 класс)
2.Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия. Литературное чтение 3 класс.
Адреса электронных ресурсов
1.http://www.labirint.ru/screenshot/goods/188213/12/
2.http://www.char.ru/books/1268990_Ohota_za_babochkoj_Rasskazy_o_zhivotnyh
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению "Начальная школа XXI века".
Рабочая программа по литературному чтению 1-4 классы ФГОС "Начальная школа XXI века"...
Рабочая программа по литературному чтению Начальная школа XXI века 1 класс
Рабочая программа по литературному чтению Начальная школа XXI века 1 класс...
Рабочая программа по литературному чтению "Начальная школа ХХI век", 4 класс
Рабочая программа по литературному чтению, 4 класс "Начальная школа ХХI век"...
Рабочая программа по литературному чтению "Начальная школа ХХI век", 3 класс
Рабочая программа по литературному чтению "Начальная школа ХХI век", 3 класс, 4 часа в неделю...
Рабочая программа по литературному чтению "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по литературному чтению в соответствии с изменениями, внесёнными в ФГОС НОО Приказом Минобрнауки № 1576 от 31.12.2015г....
Рабочая программа по литературному чтению(Начальная школа 21 века 3 класс)
Рабочая программа + КТП по литературному чтению 3 класс (Начальная школа 21 века)...
Рабочая программа по литературному чтению Начальная школа 21 века 4 класс
Рабочая программа по литературному чтению...