Пояснительная записка по литературному чтению 3 класс УМК Гармония
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему

Поряснительная записка содержит общую характеристику предмета (курса), личностные, метапредметные и предметные результаты освоения данного предмета. содержание учебного предмета (136 ч).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа учебного предмета (курса) «Литературное чтение»                                      (автор - О.В.Кубасова)

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и обеспечена УМК для 1–4 классов (автор: О.В.Кубасова)

Пояснительная записка

Речевая деятельность является основным средством познания и коммуникации, поэтому литературное чтение – один из ведущих учебных предметов в системе подготовки младшего школьника, способствующий общему развитию, воспитанию и социализации ребёнка. Успешность изучения курса литературного чтения, входящего в предметную область «Русский язык», во многом определяет успешность обучения по другим предметам начальной школы.

Речевая деятельность (слушание, говорение, чтение, письмо) – это основное доступное всем средство самопознания, самовыражения и развития творческих способностей. Овладение системой языка, навыками речевой деятельности позволяет лучше понять себя и других, овладеть системой нравственных и эстетических ценностей.

Целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование:

•всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо);

•потребности начинающего читателя в чтении как средстве познания мира и самопознания;

•читательской компетентности младшего школьника, которая определяется владением тех-

никой чтения, различными видами чтения и способами освоения прочитанного (прослушанного) произведения, умением ориентироваться в книгах и приобретением опыта самостоятельной читательской деятельности;

•готовности обучающегося к использованию литературы для своего духовно-нравственного, эмоционального и интеллектуального самосовершенствования, а также к творческой деятельности на основе прочитанного.

Общая характеристика учебного предмета (курса)

Поскольку стандарты нового поколения опираются на деятельностную парадигму образования, постулирующую в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения им способов деятельности, данная программа ориентирована на реализацию коммуникативно-деятельностного подхода к обучению чтению.

В связи с этим концептуальной особенностью данного курса является осознанная установка на дистанционное (посредством чтения текста) общение с писателем. Отсюда вытекают базовые позиции курса «Литературное чтение»:

• обеспечение мотивационной стороны (желание вступить в общение с писателем посредством чтения);

• внимание к личности писателя;

• бережное отношение к авторскому замыслу, реализовавшемуся в отборе, трактовке содержания и придании ему той или иной литературной формы;

• наличие ответного коммуникативного акта, выраженного в оценке и интерпретации полученной информации (эмоциональной, интеллектуальной, эстетической).

Для успешной реализации модели общения «АВТОР_ТЕКСТ_ЧИТАТЕЛЬ» необходимо решение комплекса личностных, метапредметных и предметных задач.

Личностные задачи/результаты

1. Формирование у обучающихся позитивного отношения к действительности.

2. Формирование у детей самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности выражать и отстаивать свою позицию, самокритичности.

3. Развитие жизненного оптимизма, целеустремлённости и настойчивости в достижении целей.

4. Обучение ориентировке в мире нравственных, социальных и эстетических ценностей.

5. Формирование гражданской идентичности личности, осознание учеником себя гражданином российского общества, уважающим историю своей Родины.

6. Формирование привычки к рефлексии.

7. Совершенствование эмоциональной сферы (восприимчивости, чуткости).

8. Формирование готовности к сотрудничеству с другими людьми, дружелюбие, коллективизм.

9. Развитие мышления, внимания, памяти.

10. Развитие творческого отношения к действительности и творческих способностей.

Метапредметные задачи/результаты

1. Формирование мотивации к самосовершенствованию, в том числе положительного отношения к обучению.

2. Приобщение детей к основам отечественной и мировой культуры, к духовному и нравственному опыту человечества.

3. Формирование уважения к ценностям иных культур, мировоззрений и цивилизаций.

4. Формирование целостного мировосприятия на основе взаимодействия литературного чтения с другими школьными предметами.

5. Развитие ценностно-смысловой сферы личности.

6. Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной литературой.

7. Формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке) как первого шага к самообразованию и самовоспитанию.

8. Обучение навыкам и умениям общеучебного характера, в том числе ориентировке в книжном пространстве.

9. Выработка коммуникативных умений, функционирующих при слушании, говорении, чтении, письме.

Предметные задачи/результаты

1. Формирование положительной мотивации к чтению.

2. Создание условий для получения детьми эстетического удовольствия от чтения художественной литературы.

3. Развитие воссоздающего воображения.

4. Обучение адекватному восприятию читаемого.

5. Обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, тематике, видо-жанровой  специфике.

6. Совершенствование всех сторон навыка чтения.

7. Формирование умения вступать в дистанционное общение с автором литературного произведения и осознавать отношение писателя к тому, о чём и о ком он написал.

8. Развитие способности к осознанию и словесному выражению своего отношения к содержанию и форме литературного произведения.

9. Обучение основам литературного анализа художественных произведений разной видо-жанровой принадлежности.

10. Освоение литературоведческих понятий, позволяющих ориентироваться в доступном круге чтения.

11. Формирование умения определять художественную ценность литературного произведения и анализировать средства выразительности (на доступном уровне).

12. Обучение умению различать художественный и научно-популярный тексты и выбирать адекватный вид чтения литературного произведения в соответствии с его особенностями.

13. Овладение приёмами ознакомительного, поискового (просмотрового), творческого и изучающего чтения.

14. Формирование умения находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, в Интернете.

15. Развитие способности сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живописью, театром, кино, музыкой).

16. Обучение работе с книгой в единстве её текстового и внетекстового содержания.

17. Развитие литературных способностей.

С целью достижения названных результатов  были выработаны принципиальные подходы к построению учебного курса, излагаемые ниже.

1. Приоритетной задачей предмета «Литературное чтение» является духовно-нравственное воспитание обучающихся, для чего в программу включены художественные произведения, обладающие мощным нравственным и духовным потенциалом: от небольших поучительных басен Эзопа до философской сказочной повести Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Сформировать у детей  духовно-нравственные ориентиры помогает не только целенаправленный подбор литературных произведений, но и методический аппарат учебников.

2. С целью реализации принципа преемственности данный курс по литературному чтению для начальной школы дополняют пособия для дошкольников.

3. Учебный материал, реализующий данную программу, подобран в соответствии с рекомендациями ФГОС и отвечает критериям художественной и познавательной ценности, сочетания классики и современности, доступности, тематического и видо-жанрового разнообразия. Он отличается следующими особенностями:

широким видо-жанровым и тематическим диапазоном литературных произведений;

соответствием учебного материала и способов его систематизации ведущим задачам каждого года обучения. (В 1 классе, когда важно вызвать интерес детей к чтению и к урокам чтения, произведения сгруппированы в разделы, тематика которых максимально близка жизненным и читательским интересам первоклассников. Во 2 классе, когда ведущей задачей становится формирование базовых читательских компетенций, литературные произведения систематизированы по методической цели обучения чтению. В 3 классе, поскольку в это время ещё большее, чем прежде, внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию детей, в учебнике доминируют разделы с произведениями нравственной тематики. В 4 классе, в большей степени, чем предыдущие, ориентированном на подготовку к дальнейшему систематическому изучению литературы, усилена литературоведческая пропедевтика, в связи с чем произведения сгруппированы по видоанровой специфике. Таким образом, и учебный материал, и структура учебников направлены на создание благоприятных методических условий формирования приоритетных для каждой ступени обучения компетенций и личностных качеств.)

4. В основе методического аппарата учебников лежит современная практико- и личностно- ориентированная педагогическая технология: методический аппарат программирует процесс обучения, «ведёт» за собой, учит мыслить, включая детей в логику осмысления произведений разных литературных родов и жанров. В большинстве случаев учебники не дают готовых решений, а подводят к нахождению правильных ответов, а значит, к правильному осмыслению прочитанного.

Особую группу составляют задания, формирующие универсальные учебные действия учащихся. Методический аппарат содержит материалы для формирования всех видов УУД: личностных и метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) с приоритетом (из-за специфики предмета) развития личностных (прежде всего ценно-смысловых), познавательных и коммуникативных. С целью формирования читательской самостоятельности учащихся с 1 класса регулярно даются задания, привлекающие детей к деятельности с книгами. Во 2 классе этому посвящён специальный раздел «В мире книг».

Значительное место в курсе «Литературное чтение» занимают задания творческого характера. Особое место среди них отводится заданиям, организующим обучение словесному творчеству: созданию сочинений, отзывов, аннотаций, стилизаций (небылица, считалка, загадка, сказка) и др.

Наиболее существенными особенностями методического аппарата являются:

• охват всех этапов урока (вопросы, задания и упражнения сопровождают литературное произведение: перед текстом с их помощью осуществляется подготовка к чтению; далее, в том случае, если текст имеет значительный объём, в нём содержатся методические вставки, а именно вопросы и задания, помогающие осмыслить читаемое и прогнозировать дальнейшее развитие сюжета, основной блок вопросов и заданий расположен после текста); таким образом методический аппарат окаймляет произведение, направляя восприятие и вырабатывая привычку к чтению-диалогу, чтению-размышлению, чтению-изучению, то есть формируя правильный тип читательской деятельности);

обеспечение методической поддержкой трёх основных направлений в обучении чтению: совершенствование техники чтения, обучение работе с текстами разной специфики и формирование умения ориентироваться в мире книг;

систематичность в формировании читательских компетенций, то есть постепенное нарастание сложности заданий и большая самостоятельность детей при их выполнении;

сопровождение наиболее трудных и новых заданий вспомогательными методическими материалами, помогающими их выполнить: пояснениями, советами, памятками (например, учебники содержат памятки с алгоритмами для составления выборочного и краткого пересказов, проведения драматизации, составления диафильма, осуществления виртуальной экранизации прочитанного, составления аннотации, создания читательского отзыва, сочинения рассказа по картине, подготовки и проведения презентации).

Таким образом, методический аппарат учебников и пособий данного учебного курса предоставляет конкретную методическую помощь в освоении заявленных в программе читательских компетенций и разнообразных способов деятельности на основе прочитанного, в том числе обобщённых способов учебной деятельности.

Несмотря на то что методический аппарат соответствует возрастным возможностям детей, с целью организации разноуровневого подхода к обучению выделены задания повышенной сложности, необязательные для выполнения, что позволяет предотвратить перегрузку учащихся.

Место предмета « Литературное чтение» в учебном плане

В федеральном базисном образовательном плане на изучение курса «Литературное чтение», начинающегося после периода обучения грамоте, в каждом классе начальной школы отводится 4 часа в неделю, всего 448 часов.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса

К концу изучения в начальной школе курса «Литературное чтение» будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их читательской компетентности, литературного и речевого развития.

Выпускники начальной школы научатся:

• осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения по другим предметам и дальнейшей жизни;

• читать осознанно, правильно, бегло (целыми словами вслух – не менее 90 слов в минуту, про себя – не менее 120 слов в минуту) и выразительно доступные по содержанию

и объёму произведения;

• применять различные способы чтения (ознакомительное, творческое, изучающее, поисковое/выборочное, просмотровое);

• полноценно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании)  художественную литературу, получая от этого удовольствие; эмоционально отзываться на прочитанное;

• знанию основных моральных норм;

• ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, оценивать поступки персонажей с точки зрения общепринятых морально-этических норм;

• работать с литературным текстом в соответствии с его эстетической и познавательной сущностью;

• определять авторскую позицию и высказывать своё отношение к герою и его поступкам;

• характеризовать героев;

• устанавливать причинно-следственные связи и определять жанр, тему и главную мысль произведения;

• находить в художественном произведении различные средства языковой выразительности (сравнение, олицетворение, эпитет, художественный повтор, звукопись) и понимать их роль в тексте;

• выделять основные элементы сюжета, определять их роль в развитии действия;

• сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три существенных признака;

• отличать поэтический текст от прозаического;

• распознавать основные жанровые особенности фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы, небылицы, считалки, песни, скороговорки и др.);

• соотносить произведения с изученными жанрами художественной литературы (миф, былина, рассказ, повесть, литературная сказка, стихотворение, басня), основываясь на их признаках;

• владеть алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений;

• осуществлять различные формы интерпретации текста (выразительное чтение, декламация, драматизация, словесное рисование, творческий пересказ и др.);

• делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план;

• цитировать (устно);

• передавать содержание прочитанного или прослушанного текста в виде пересказа (полного, выборочного, краткого) с учётом специфики художественного, научно-популярного, учебного текстов;

• применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте общепознавательные и коммуникативные универсальные учебные действия;

• высказывать собственное мнение и обосновывать его фактами из текста;

• вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета;

• составлять несложные монологические высказывания о произведениях;

• составлять аннотацию и отзыв на литературное произведение или книгу;

• определять порядок действий при поиске и выборе книги, при поисковом чтении, при подготовке к обсуждению или выступлению, при заучивании наизусть;

• создавать собственные небольшие тексты (повествование, описание, рассуждение) на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта;

• осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно-популярном текстах;

• ориентироваться в специфике научно-популярного и учебного текста и использовать полученную информацию в практической деятельности;

• пользоваться алфавитным каталогом;

• ориентироваться в отдельной книге и в группе книг, представленной в детской библиотеке;

• пользоваться справочно-энциклопедическими изданиями.

Выпускники начальной школы получат возможность научиться:

• осознавать основные духовно-нравственные ценности человечества;

• воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии;

• применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте личностные и регулятивные универсальные учебные действия;

• испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю;

• уважать культуру народов многонациональной России и других стран;

• бережно и ответственно относиться к окружающей природе;

• воспринимать художественную литературу как вид искусства;

• соотносить литературу с другими видами искусства;

• испытывать эстетические чувства в процессе знакомства с мировой и отечественной художественной литературой;

• развивать способность к эмпатии, эмоционально нравственной отзывчивости (на основе сопереживания литературным героям);

• определять сходство и различие произведений разных жанров;

• осознанно выбирать виды чтения (творческое, ознакомительное, изучающее, поисковое, просмотровое) в зависимости от цели чтения;

• использовать полученную при чтении научно-популярного и учебного текста информацию в практической деятельности;

• выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями;

• высказывать и пояснять свою точку зрения;

• применять правила сотрудничества;

• работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность), целенаправленно пополнять свой словарный запас;

• находить в художественном произведении такие средства языковой выразительности, как метафора и гипербола, понимать их роль в тексте;

• понимать особенности изучаемых типов композиции;

• выделять в тексте опорные (ключевые) слова;

• цитировать (письменно);

• цитировать (письменно);

• осуществлять такие формы творческой интерпретации текста, как составление диафильма, воображаемая экранизация;

• писать изложения;

• создавать прозаический или поэтический текст по аналогии с авторским текстом, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста);

• делать устную презентацию книги (произведения);

• пользоваться тематическим (систематическим) каталогом;

• работать с детской периодикой;

• расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоятельной читательской деятельности.

Содержание учебного предмета (курса) «Литературное чтение»

3 класс (136 ч)

 Виды речевой деятельности

Аудирование (слушание)

Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения; осознание цели и определение последовательности построения речевого высказывания. Умение задавать вопрос по услышанному научно-популярному и художественному произведению.

Чтение

Чтение вслух

Осмысленное, правильное, беглое, выразительное чтение с соблюдением орфоэпических и интонационных норм.

Чтение про себя

Осознание при чтении про себя смысла доступных по объёму и жанру произведений. Выбор вида чтения (просмотровое, ознакомительное, поисковое/выборочное, творческое, изучающее). Умение находить в тексте необходимую информацию.

Работа с разными видами текста

Общее представление о разных видах текстов – художественных, учебных, научно-популярных – и их сравнение. Определение целей и задач создания этих видов текста.

Прогнозирование содержания книги перед чтением и в процессе чтения.

Определение темы текста, главной мысли.

Деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Составление вербального плана.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст.

Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Работа с текстом художественного произведения

Понимание заглавия произведения.

Понимание содержания текста и его подтекста; выявление отношения автора к тому, о чём идёт речь, и осознание собственного отношения к тому, что и как написано.

Подробная характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств из прочитанного текста. Выявление причины поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою.

Характеристика исторического героя – защитника Родины. Осознание понятия «Родина». Проявление характера в поступках: преодоление собственных недостатков, воспитание нравственных принципов.

Соотношение содержания произведения с теми языковыми и композиционными средствами, с помощью которых оно выражено автором. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (синтаксическое построение предложений, единство или контрастность описаний), жанр, структура (композиция).

Составление плана (цитатного, вопросного, в виде самостоятельно сформулированных повествовательных предложений).

Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики, пересказ (подробный, частичный, выборочный, творческий – от другого лица и по изменённому плану), рассказ по иллюстрациям и по репродукциям картин.

Описание портрета персонажа и места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста).

Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Работа с учебными и научно-популярными текстами

Понимание заглавия произведения. Осознание особенностей научно-популярного текста, связанных с передачей информации. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые (опорные) слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, план, схему. Отбор главного в содержании текста. По- дробный и выборочный пересказ текста.

Библиографическая культура

Книга: учебная, художественная, справочная. Книга как особый вид искусства и как источник знаний. Элементы книги. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал).

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Составление каталожной карточки. 

Выбор книг на основе рекомендательного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. 

Самостоятельный поиск книг на заданную учителем тему.

Говорение (культура речевого общения)  

Освоение диалога как вида речи. Осознание особенностей диалогического общения: необходимости понимать, отвечать и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-популярному, художественному).

Использование норм речевого этикета в условиях как учебного, так и внеучебного общения.

Освоение монолога как формы речевого высказывания: отбор и использование изобразительно-выразительных средств языка для создания собственного устного высказывания.

Отражение основной мысли текста в высказывании.

Передача впечатлений от повседневной жизни, литературного и живописного произведения в виде описания, рассуждения, повествования. Построение плана собственного высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, рассказ по иллюстрациям и репродукциям картин, на заданную тему, по аналогии с прочитанным.

Письмо (культура письменной речи)

Практическое освоение обучаемыми некоторых типов письменной речи (на основе осмысления художественного произведения): текст-повествование, текст-описание, текст- рассуждение. Создание собственных письменных высказыва-ний: эссе, рассказ по картине, отзыв, аннотация.

Соблюдение норм письменной речи. Соответствие содержания заголовку, последовательность изложения, использование в письменной речи выразительных средств языка.

Круг чтения

В третьем классе на первый план выходят следующие задачи: приобщение детей к основам литературы как искусства слова и создание при этом условий для постижения ребёнком окружающего мира и самого себя. В силу этого круг чтения третьеклассников весьма широк: фольклорные и литературные художественные произведения разных жанров, традиционно входящие в чтение учащихся младшего школьного возраста, и познавательные тексты (очерки), систематизированные по темам. Учащимся предлагаются литературные произведения разных стран и народов, большую часть которых составляют произведения русской литературы.

Тематическое планирование

Труд человека кормит, а лень портит (12 ч)

Р. Сеф «Лопата»; Е. Карганова «Лекарство без рецепта»; К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла»; Е. Благинина «Не мешайте мне трудиться»*; С. Баруздин «Бревно»; русская народная сказка «Кому горшок мыть»; С. Маршак «Старуха, дверь закрой!»; Е. Шварц «Сказка о потерянном времени»; И. Крылов «Стрекоза и Муравей»*; африканская сказка «Лентяйка»; Р. Сеф «Странное дело».

Мудрец отличен от глупца тем, что он мыслит до конца (8 ч)

Русские народные сказки «Дочь-семилетка», «Морской царь и Василиса Премудрая»; армянская сказка «Золотое яблоко»; Кир Булычёв «Авгиева лаборатория».

 «Унылая пора! Очей очарованье!..» (6 ч)

К. Бальмонт «Осень»*; И. Соколов-Микитов «Листопадничек»; Ф. Тютчев «Листья»; А. Фет «Ласточки пропали...»; К. Паустовский «Барсучий нос»; А.С. Пушкин «Осень»*; М. Лермонтов «Осень»; А.К. Толстой «Осень! Обсыпается весь наш бедный сад...»; Н. Некрасов «Славная осень! Здоровый, ядрёный...».

 Много хватать — своё потерять (4 ч)

Английская сказка «Женщина, которая жила в бутылке»; Я. Аким «Жадина»; В. Зотов «Бабушкин халат»; Дж. Родари «Солнце и туча».

Тайное всегда становится явным (11 ч)

B. Драгунский «Тайное становится явным»; Н. Носов «Огурцы»; В. Осеева «Почему?»; шведская сказка «Принцесса- лгунья»; Л. Пантелеев «Честное слово».

«Ежели вы вежливы...» (3 ч)

C. Маршак «Урок вежливости»; И. Пивоварова «Вежливый ослик»; Б. Заходер «Очень вежливый Индюк»; В. Осеева «Волшебное слово».

«Снег летает и сверкает...» (9 ч)

С. Есенин «Берёза»*; М. Пришвин «Деревья в лесу»; И. Никитин «Весело сияет месяц над селом...»; А.С. Пушкин «Зимний вечер»; А. Блок «Ветхая избушка»; И. Суриков «Детство»; З. Александрова «Снежок»*; Саша Чёрный «На коньках»; B. Драгунский «Кот в сапогах»; С. Дрожжин «Снег летает и сверкает...»*; К. Бальмонт «Снежинка»; С. Есенин «Пороша», «Поёт зима – аукает...».

 Каждый своё получил (18 ч)

Эстонская сказка «Каждый своё получил»; латышская сказ- ка «Два брата»; Ю. Ярмыш «Добрый Клён», «Озеро»; узбекская сказка «Черепаха и скорпион»; И. Крылов «Чиж и Голубь»*; Л.Н. Толстой «Белка и волк», «Комар и лев»; Г. Ладонщиков «В старой сказке»; русские народные сказки «Баба-Яга», «Падчерица и мачехина дочка»; Б. Заходер «Серая Звёздочка»; английская сказка «Хромая Молли»; чешская сказка «Златовласка»; итальянская сказка «Дары феи Кренского озера»; Ю. Мориц «Песенка про сказку».

Жизнь дана на добрые дела (8 ч)

Ю. Мориц «Разговаривали вещи»; X.К. Андерсен «Пяте- ро из одного стручка», «Ель»; Е. Пермяк «Некрасивая Ёлка»; Е. Клюев «Сказки Простого Карандаша»

За доброе дело стой смело (9 ч)

Русская народная сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»; Н. Артюхова «Трусиха»; Э. Киселёва «Мальчик-Огонёк»; Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина»; В. Высоцкий «Он не вернулся из боя»; C. Баруздин «Страшный клад»; С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое».

Кто родителей почитает, тот вовек не погибает (14 ч)

В. Осеева «Печенье», «Лекарство»; Б. Емельянов «Мамины руки»; Л. Яковлев «Альбом фотографий»; Л. Квитко «Бабушкины руки»; В. Драгунский «...Бы»; Н. Артюхова «Трудный вечер»; М. Зощенко «Золотые слова»; адыгейская сказка «Девочка-птичка»; испанская сказка «Птица-Правда»; A. Платонов «Разноцветная бабочка»; русская народная сказка «Подземные царства».

Весна идёт, весне дорогу!.. (9 ч)

Ф. Тютчев «Зима недаром злится...»*; М. Пришвин «Капля и камень»; В. Железников «Три ветки мимозы»; И. Северянин «Отчего?»; Г. Новицкая «Подснежник»; B. Берестов «Мать-и-мачеха»; Н. Гоголь «Весна, долго задерживаемая холодами...»; А. Плещеев «Весна» («Песни жаворонков снова...»); К. Паустовский «Стальное колечко»; А. Майков «Ласточка примчалась...»; А.К. Толстой «Звонче жаворонка пенье...»*; А. Фет «Я пришёл к тебе с приветом...»; А. Чехов «Весной»; Я. Аким «Апрель»; А. Блок «Вербочки»; Л. Чарская «Дивные звуки»; Е. Благинина «Черёмуха».

Любовь – волшебная страна (14 ч)

В. Берестов «Вечер. В мокрых цветах подоконник...»; Н. Вагнер «Сказка»; братья Гримм «Рапунцель»; французская сказка «Красавица и Чудовище»; X.К. Андерсен «Ромашка»; Ш. Сильверстейн «Щедрое дерево»; русская народная сказка «Пёрышко Финиста-ясна сокола»; польская сказка «Каменный Принц и Прекрасная Померанца»; А. Фет «Облаком волнистым...»*; И. Тургенев «Воробей».

Чудесное – рядом (11 ч)

Р. Сеф «Чудо»; А. Прокофьев «Люблю берёзку русскую...»; К. Паустовский «Заботливый цветок»; В. Жуковский «Родно- го неба милый свет...»*; С. Маршак «О том, как хороша при- рода»; Н. Абрамцева «Радуга»; Ю. Могутин «Берег бродячихкамешков»; М. Пришвин «Дятел»; В. Астафьев «Стрижонок Скрип»; О. Дриз «Счастье»; Б. Заходер «Что красивей всего?»; белорусская сказка «Музыка-чародейник»; итальянская сказка «Тайна Флорио»; И. Мазнин «Давайте дружить»; Ю. Ким «Летучий ковёр»; В. Шефнер «Миг».

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Накопление разнообразных видо-жанровых представлений об эпосе и лирике (сказки и рассказы в прозе и стихах, басни, песни, легенда, эпические и лирические стихотворения, очерки). Общее представление о жанрах, особенностях композиции и выразительных средствах.

Выделение художественных особенностей сказок, их структуры (зачин, троекратный повтор, концовка) и лексики, умение отличать сказку от рассказа.

Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, эпизод, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.

Нахождение в тексте, определение функций в художествен- ной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, художественных повторов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол, олицетворений, звукописи.

Общее представление о разных видах текстов: повествование (рассказ), описание (портрет, пейзаж, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев).

Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Творческая деятельность (на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: выразительное чтение, драматизация (чтение по ролям, живые картины, произнесение реплик героя с использованием мимики, развёрнутая драматизация); словесное, графическое, музыкальное иллюстрирование; составление диафильма (комикса) и виртуальная экранизация; творческий пересказ, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии).

Внеурочная деятельность на основе прочитанного на уроках литературного чтения

 Пополнение и структуризация классной библиотечки (уголка чтения).

Участие в подготовке и проведении литературных викторин по творчеству любимых писателей.

Создание рисунков к прочитанным произведениям.

Участие в конкурсах чтецов.

Создание коллажей по темам «Осень», «Зима», «Весна».

Создание сборника любимых стихотворений о природе.

Создание аудиоальбома по произведениям русских поэтов.

Сочинение собственных произведений в жанре очерка, сказки.

Участие в читательской конференции по теме «Никто не забыт, ничто не забыто».

Планируемые результаты
формирования универсальных учебных действий
средствами предмета «Литературное чтение»
на конец 3 класса

Личностные качества: положительная мотивация к обучению в школе, к урокам литературного чтения, к выбору и чтению книг; размышление о смысле жизни (смыслообразование); нравственно-этическая ориентация; формирование основ гражданской идентичности; уважение культуры народов многонациональной России и других стран; формирование эстетических чувств и представлений; формирование экологического сознания; развитие рефлексии, эмпатии и эмоционально-личностной децентрации; культивирование дружеского отношения к другим детям.  

Регулятивные УУД: понимать и принимать учебную задачу; использовать определённые учителем (учебником) ориентиры действия; планировать свою деятельность по выполнению задания; прогнозировать; осуществлять последовательность действий в соответствии с инструкцией или с собственным планом; осуществлять самоконтроль при выполнении упражнений в чтении, при чтении произведения и при выполнении заданий к текстам; вносить коррективы в свою деятельность; оценивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников; вырабатывать способность к волевой саморегуляции.

Познавательные УУД: понимать прочитанное, находить в тексте нужные сведения (выборочное чтение); выявлять непонятные слова, интересоваться их значением, пользоваться толковыми и энциклопедическими словарями для школьников, определять смысл слова по контексту; выделять главное; составлять план; ориентироваться в отдельной книге и в мире детских книг; использовать полученную при чтении информацию в практической деятельности (П-1.); выдвигать гипотезы (в процессе прогнозирования читаемого); устанавливать элементарную логическую причинно-следственную связь событий и действий героев произведения; выполнять действия анализа, характеризуя персонажей, выявляя подтекст и идею произведения; сравнивать персонажей одного произведения и разных произведений по заданным критериям; сравнивать произведения; анализировать особенности языкового оформления текста; подводить под понятие при определении типа текста, вида произведения и языковых особенностей; синтезировать прочитанное при выполнении заданий творческого характера; обобщать прочитанное; ранжировать книги и произведения; обосновывать свои утверждения; решать учебные проблемы, поставленные совместно с учителем (П-2.). 

Коммуникативные УУД: согласовывать свои действия с партнёром; уметь и желать участвовать в коллективной беседе, соблюдая основные правила общения на уроке; готовность оказать помощь товарищу; пересказывать прочитанное подробно, выборочно, творчески; создавать небольшой текст (повествование, описание, рассуждение); выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владеть (на определённом программой уровне) монологической и диалогической формами речи.

 

 Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Учебники и тетради с печатной основой для учащихся  

                        (Изд.: Смоленск,  Ассоциация ХХI век)

  1. Кубасова О.В.Литературное чтение. 3 класс -  в 4-х частях.- Смоленск:      Ассоциация XXI век, 2013;
  2. Кубасова О.В. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 3 класс.- Смоленск: Ассоциация XXI век,2015;
  3. Кубасова О.В. «Учусь читать». Книга для чтения. 3 класс.- Смоленск: Ассоциация XXI век,2015;

 

Пособия  для учителя

(Изд.: Смоленск, Ассоциация ХХI век)

  1. Учебно-методический комплект «Гармония» для четырехлетней начальной школы. Русский язык./ Под ред. О.В.Кубасовой. - Смоленск: Ассоциация XXI век,2012.
  2. Кубасова О.В. Литературное чтение. Методические рекомендации к учебнику для 3класса общеобразовательных учреждений. Пособие для учителя. - Смоленск: Ассоциация XXI век,2013.
  3. Кубасова О.В. Литературное чтение. Методические рекомендации к тестовым заданиям к учебникам «Любимые страницы» для 1 – 4 классов общеобразовательных учреждений. Пособие для учителя. - Смоленск: Ассоциация XXI век,2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка по литературному чтению 3 класс по ПНШ

Пояснительная записка по предмету "Литературное чтение" УМК ПНШ...

пояснительная записка по литературному чтению 4 класс "Школа 21 века"

пояснительная записка по литературному чтению 4 класс "Школа 21 века"...

Пояснительная записка по литературному чтению 1-4 класс

Пояснительная записка к учебнику Климановой по литературному чтению 1-4 класс...

Пояснительная записка по литературному чтению 2 класс УМК "Гармония"

Материал содержит пояснительную записку к рабочей программе по литературному чтению для 2 класса по УМК "Гармония" в соответствии с требованиями ФГОС НОО....

Пояснительная записка по литературному чтению 1 класс УМК "Гармония"

В материале содержится пояснительная записка к рабочей программе по литературному чтению для 1 класса УМК "Гармония" в соответствии с ФГОС НОО....

Пояснительная записка по литературному чтению по программе "Школа России" Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В., Виноградская Л. А., Бойкина М. В. 2 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.Рабочая программа составлена на основе программы Климановой Л.Ф., Бойкиной М.В. «Литературное чтение» (Сборник рабочих программ «Школа России» 1 —4 классы. М.: Просвещение, 2011)...