Рекомендации для чтения летом (после первого класса).
консультация по чтению (1, 2 класс) по теме

Рябых Елена Павловна

Советы по организации чтения летом после первого класса, рекомендательный список литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_dlya_chteniya_letom_posle_1_klassa.docx24.68 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации  для чтения летом (после первого класса).

1.  Ребёнок  должен читать ежедневно. Важно читать ежедневно не менее 30 минут ( но не более 20 минут за один подход). При этом следить желательно с помощью закладки или пальчиком левой руки. Повторять прочитанное как понял и запомнил, не глядя в текст, сразу после прочтения и через некоторое время ( - Что прочитал утром? Какие слова сегодня читал, пойди расскажи сестре. Выложи из кассы какое слово ты читал, я прочитаю.  и т.п. ). По-прежнему,  имеет смысл  перечитывать  прочитанное  для улучшения восприятия, запоминания и  для совершенствования техники чтения (правильности, беглости, выразительности).  Например, сначала читает самостоятельно, затем  прочитывает  слушателю  или вечером перечитывает  то стихотворение, что читал утром. Чтение на выбор – более интересное задание для перечитывания (определённый абзац, ответ на вопрос , непонятый момент, подходящее к  иллюстрации).

2. Рекомендую не пренебрегать  стихами. Они читаются легко (рифма, короткие строчки), лексика (словарь) разнообразная, объём  небольшой. Знакомясь  с творчеством детских  поэтов, дети готовятся  к  восприятию  классической поэзии.

3. Не забудьте о  детских журналах ( разнообразие жанров, печатных шрифтов) и энциклопедиях для  детей ( научно-познавательные тексты ).

4. Не обязательно вести  Читательский дневник, но  это приветствуется. Вести его можно в свободной форме  в альбоме, блокноте, тетрадке, в папке-конверте с листами. В первую очередь,  это запись автора и названия прочитанного произведения.  Далее  по желанию и возможности  можно указать  жанр ( стихотворение, рассказ, сказка), записать имена главных героев или места , где происходили события. Дополнительно  можно сделать рисунок ( обложка или иллюстрация к  отрывку), подписав его фразой из текста,  выписать новое  для себя слово. Вполне возможно, что не всё прочитанное удастся записать и не нужно соблюдать единую форму : к стихотворению нарисовать минирисунок, а к рассказу подобрать пословицу, то есть за идеалом гнаться не надо. Сделайте шаг вперёд по-своему. Даже если проверки  дневников не будет, то будет обсуждение  того, что прочитали летом, будут уроки внеклассного чтения, будут обзоры творчества  авторов, изучаемых по программе литературного чтения. С опорой на Читательский дневник  ребёнок будет увереннее  участвовать  в работе  на уроках. Это первые шаги к  анализу  прочитанного. Это возможность  рассказать \ посоветовать  другим ребятам и взрослым об интересных  произведениях и  узнать, что  читают они.

5. Желательно, чтобы ребенок читал  книги из каждого раздела, разные, выбирая  по  своему настроению, по своим  желаниям и возможностям. Главное, чтобы ЧИТАЛ.  Это  список рекомендательный, а значит не обязательный. Не ограничивайтесь списком. Дополняйте и расширяйте его.

6. Встречая книги  с известным сюжетом, помните, что речь идёт  о САМОСТОЯТЕЛЬНОМ чтении  ребёнком. А значит то, что он раньше  слышал от взрослых, видел  по телевизору, не в счёт. Теперь  его очередь читать, а взрослым –слушать. Знакомое, понятное читать легче, и тоже нужно. Необходимо научиться  произносить  эти словесные обороты, предложения, так сказать, «посадить их на язычок»  и для тренировки  навыка чтения  хорошо - это всё равно что бегуну  бежать по знакомой  местности.

 7.  Уважаемые родители! Читайте вместе с детьми, слушайте их, читайте для них! Детям недостаточно того объёма, что они могут осилить самостоятельно. С каждым годом потребность в этом и возможность осуществить будет всё меньше. С  помощью  чтения  взрослыми детям  круг, прочитанных книг существенно расширится, а значит, Ваш ребёнок  узнает намного больше, услышит образец чтения, которому сможет подражать,  Важно, чтобы дети учились слушать и  слышать. Обращайте внимание на то, что  понимание значения непонятных, незнакомых словом необходимо уточнять (перед прочтением, во время его или после него). Зачастую  юные слушатели \ читатели способны нас удивить или рассмешить, объясняя казалось бы вполне понятное на наш  взгляд  выражение.

Рекомендованный  список  для  летнего  чтения  после  1  класса.  Выбор  за  вами!

I. Поэты – детям (желательно по 1-3 стихотворения каждого автора)

Самуил Маршак «Вот какой рассеянный», «Детки в клетке», «Багаж», «Рассказ о неизвестном герое»

Сергей Михалков «Дядя Стёпа», «Щенок»                            

    Григорий  Остер  «Вредные советы»

Ирина  Токмакова

Борис  Заходер

Эмма  Мошковская

Валентин Берестов

 Елена  Благинина

Эдуард Успенский

Корней Чуковский

Ирина  Пивоварова

Агния  Барто

Даниил  Хармс

Александр Шибаев

Виктор Лунин

Роман  Сеф

Дополнительно:

Яков  Аким

Зоя  Александрова

Овсей  Дриз

Екатерина Серова

Владимир Орлов

Александр Прокофьев

II. Рассказы о детях ( желательно  по 1-2 рассказу каждого автора)

Валентина Осеева  

 Николай Носов

Евгений Пермяк

Виктор Драгунский

Юрий Ермолаев

Дополнительно :  

Леонид Пантелеев «Честное слово», «Про Белочку и Тамарочку», «Буква ТЫ»

Михаил Зощенко,  Юрий Сотник,  Юрий Коваль,  Виктор  Голявкин

III. О природе, о животных  (авторы обязательные, названия для примера)

Николай  Сладков «Загадочный зверь», «В песках», «Лесной календарь», «Кто как спит»

Виталий  Бианки «Лесные домишки», «Синичкин календарь», «Хвосты», «Чей нос лучше?»

Евгений  Чарушин «Про Томку», «Никита и его друзья»,

Михаил  Пришвин «Ёж»,   «Этажи леса»  

Дополнительно :

Георгий  Скребицкий ,

 Вера Чаплина,

 Эдуард  Шим,

 Геннадий  Снегирёв,                                  

Иван Соколов-Микитов  «Листопадничек».

IV. Русские народные сказки.  Их так много, что если взять сборник, обязательно найдутся незнакомые или  забытые. (минимум 5 сказок).   Например:

- о животных: «Лиса, заяц и петух», «Смоляной бочок», «За лапоток –курочку, за курочку – гусочку»

- волшебные:  «Сивка-Бурка», «Сказко о молодильных яблочках и живой воде», «Финист – Ясный Сокол», «Кощей Бессмертный», «Крошечка-Хаврошечка», «Семь Симеонов», «Волшебное  кольцо»

- бытовые:«Дочь-семилетка», «Как Иван-дурак дверь стерёг», «Солдат и царь», «Наговорная водица»

V. Зарубежные  сказки (авторы обязательные, названия для примера). Будьте внимательны: первые два автора часто встречаются в  упрощённом пересказе для дошкольников, желательно читать  полный вариант перевода.

Шарль Перро «Кот в сапогах», «Ослиная шкура», «Спящая красавица»

Ганс Христиан Андерсен «Дюймовочка», «Принцесса на горошине», «Стойкий оловянный солдатик»  

Эни Хогарт «Мафин и его весёлые друзья» (истории на выбор)

Редьярд  Киплинг «Слонёнок» и другие  сказки ( кроме «Маугли»)

Джулия  Дональдсон  «Человеткин», «Что услышала Божья коровка», «Груффало»  

Дополнительно:

 Александр Милн  «Винни Пух и все-все-все»,

Джанни  Родари «Сказки по телефону» ,  

Братья  Гримм,   Отфрид Пройслер,

 Всеволод  Нестайко «Удивительные приключения в Лесной школе»

VI. Советуем прочитать  ( советую не меньше 2  рассказов  каждого автора)

Лев Толстой «Косточка», «Котёнок», «Как волки учат своих детей», «Пожарные собаки», «Белка и волк», «Липунюшка»  и другие  рассказы, сказки, басни.

Борис Житков рассказы из циклов «Что я видел», «Что бывало»

Константин Ушинский «Четыре желания», «Как рубашка в поле выросла», «Жалобы зайки», «Ветер и солнце», «Проказы старухи зимы»   и др.

Дополнительно:               Владимир Даль «Старик-годовик», «Девочка Снегурочка»

                                           Александр Пушкин «Сказка о золотой рыбке»

                                            Максим Горький «Воробьишко»

                                             Дмитрий Мамин-Сибиряк «Сказка  про храброго зайца»

                                             Григорий  Остер  «Приключения Пифа»

VII. СКАЗКИ

Валентин  Катаев  «Цветик-семицветик», «Дудочка и кувшинчик»

Эдуард Успенский  « Крокодил Гена и его друзья»

Дополнительно :        Николай  Грибачёв  цикл «Заяц Коська», «Волшебные очки»

                                     Сергей Козлов  Истории про Ёжика и Медвежонка, о Львёнке и Черепахе                                    

 Геннадий  Цыферов , Михаил  Пляцковский ,  Владимир  Сутеев,  Григорий Остер, Софья Прокофьева, Александр Курляндский  и другие.

VIII. Об истории Отечества:

рассказы Сергея Алексеева ( о Великой Отечественной войне )

  рассказы  Владимира Богомолова

 Аркадий Гайдар «Чук и Гек»,                                                                                                                                      «Рассказ О Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове». 

IХ. Для семейного чтения   

Корней  Чуковский «Доктор Айболит» ( в прозе)

 Юрий  Дружков «Путешествие Карандаша и Самоделкина»

 Дж. Харрис. «Сказки дядюшки Римуса».

 Евгений   Шварц. «Первоклассница».

Алексей  Толстой «Золотой ключик или Приключения Буратино»                                                                                    Александр  Волков «Волшебник Изумрудного города»

Николай  Носов «Приключение Незнайки и его друзей»

Лия  Гераскина « В стране невыученных уроков»

Виталий  Губарев «Королевство кривых зеркал»

Приятного  чтения!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Список литературы для чтения летом после 2 класса.

Список литературы для чтения летом после 2 класса. Образец оформления читательского дневника во время летних каникул....

Список рекомендованных книг для чтения летом (после 2 класса).

Список рекомендованных книг для чтения летом (после 2 класса)....

Читаем летом. Рекомендуемый список для чтения летом после 1 класса.

Рекомендуемый список для чтения летом после 1 класса....

Список литературы для чтения летом после 1 класса

Предлагается список литературы для летнего чтения после 1 класса...

Список книг для чтения летом (после 4 класса)

Примерный список книг для чтения летом после 4 класса...

Список книг для чтения летом после первого класса

Список книг, предназначенных для чтения летом после первого класса. Содержит рекомендации по созданию читательского дневника....

Рекомендации на лето после первого класса.

Рекомендации на лето после первого класса....