Н Рубцов "Березы"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Я люблю, когда шумят березы,

Когда листья падают с берез.

Слушаю - и набегают слезы

На глаза, отвыкшие от слез.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon berezy.doc342.5 КБ

Предварительный просмотр:

d76b581b3641e9693de0a79e737d9bdc.jpg

Конспект открытого урока по литературному чтению

В 4 «А» классе

 Николай Рубцов «Березы».

                Учитель: Дзотцоева Л Б

                Дигора

                 2016г

Цели: - формировать умение находить в тексте средства художественной выразительности

-развивать эмоциональную отзывчивость,   воображение, умение представлять картину, нарисованную автором,  понимать его чувства

-развивать у учащихся поэтический вкус и образное мышление.

Учебные задачи

•        учить  слушать  стихотворения  о  природе  русских  поэтов;

•        воспитывать  чувство  восхищения  картинами  родной  природы  и  стихами  поэта;

•        учить  выражать  своё  отношение  к  прослушанному  произведению.

 Учебные  умения:

•        высказывать  своё  отношение  к  прослушанному  произведению;

•        называть  стихотворение,  определять  тему;

•        выразительно  читать  отрывок  из  стихотворения.

Оборудование:  презентация, видеоролик,  листы самооценки, конверты с заданиями для групп.

Ход урока.

1.Организационный  момент.

- Здравствуйте, друзья! .

-Какое у вас настроение?

- Мне тоже радостно от встречи с вами.

- Нам сегодня  предстоит удивительная встреча с прекрасным миром поэзии, а сопровождать нас будут  музыка и живопись. Работать нужно внимательно, потому что в конце урока вы будете заполнять «лестницу достижений».

II. Актуализация,  мотивация,  целеполагание.

  1.  

Картины-слайды о березе, последняя картина Левитана «Березовая роща».

2). Исследовательская работа (фронтальная работа)

- Как вы  думаете, о чем сегодня пойдет речь? ( о березе)

- Да, березка – это милое, очаровательное дерево, одно из самых красивых деревьев нашей Родины, ее издавна считают символом России. Воспета она в музыке,, живописи и конечно, поэзии.

- Что вы видите на картине?

-Как вы думаете, нравится ли картина автору?

- Да, я согласна, художник написал картину с большой любовью, восхищением перед красотой русской природы и русской березы.

III. Вступительное слово учителя.

-  А сколько стихов о ней сложено!

- Какие стихи о березе вы помните? Тогда я вам помогу (отрывок стих-я на слайде)

-Да, ребята, береза вдохновила на творчество, не только художников и музыкантов, но и простого  мальчишку, ставшего впоследствии известным русским поэтом.

- Многие знают его имя! Я думаю, что и вы знакомы с Николаем Михайловичем Рубцовым.

                             (фото Николая Рубцова)

- Простой деревенский мальчишка, воспитывавшийся в детском доме в трудное послевоенное время. Яркими впечатлениями, которые запали запали в душу маленького Николая, были простые русские березки под его окном. И даже через много лет эти воспоминания его не оставили. Береза у Рубцова – символ связи времен, символ родного дома. Так и появилось стихотворение  «Березы». Это тема нашего урока. Мы познакомимся с произведением и раскроем его идею и смысл.

IV. Первичное восприятие произведения.

- Послушайте стихотворение и попробуйте понять, какие чувства хотел передать поэт?  (Чтение учителем)

Я люблю, когда шумят березы,

Когда листья падают с берез.

Слушаю - и набегают слезы

На глаза, отвыкшие от слез.

Все очнется в памяти невольно,

Отзовется в сердце и в крови.

Станет как-то радостно и больно,

Будто кто-то шепчет о любви.

Только чаще побеждает проза,

Словно дунет ветер хмурых дней.

Ведь шумит такая же береза

Над могилой матери моей.

На войне отца убила пуля,

А у нас в деревне у оград

С ветром и дождем шумел, как улей,

Вот такой же желтый листопад...

Русь моя, люблю твои березы!

С первых лет я с ними жил и рос.

Потому и набегают слезы

На глаза, отвыкшие от слез...

V. Беседа. Эмоциональный  настрой.

        - Какие чувства хотел передать поэт?

-Понравилось ли вам стихотворение?

-А что вам понравилось?

-Ну,  если понравилось, то прочитаем его еще раз и отметим слова, значение ко-торых не понятны.

         

VI.  Словарная работа.

- Какие незнакомые слова вам встретились в тексте?

- ОГРАД, (ПРОЗА,  НЕВОЛЬНО, ОЧНЕТСЯ)

-Кто может объяснить значение этого слова?

-Давайте обратимся к словарю.  (Работа со словарем и зачитывание значение слов оград и невольно).

 VII. Физминутка.

VIII. Анализ содержания стихотворения.

- Ребята, а сейчас у меня просьба – прочитайте еще раз это произведение и я задам вам вопросы, поэтому читайте вдумчиво.

- О чем оно?

Только ли тема березы затронута в стихотворении?

- О РОДИНЕ….. Найдите слова в тексте.

- О ДЕТСТВЕ……Найдите в тексте.

- О ГИБЕЛИ ОТЦА…. Найдите в тексте.

- А при помощи чего автор сумел передать красоту родной природы? ( При помощи слов).

- А какие слова украшают это стихотворение?

(ЭПИТЕТЫ- На слайде

Олицетворения – на слайде

Сравнения – на слайде)

- Так какие воспоминания  пробуждают березы? (вспоминает детство, берёзу над могилой матери, гибель отца на войне)

- Почему при виде берез у поэта набегают слезы? Как поэт сам отвечает на этот вопрос?  (с первых лет я с ними жил и рос)

 -  Как вы думаете, что хотел показать поэт, создавая стихотворение?  (Хотел пробудить в наших душах самые сокровенные нежные струны, умение сопереживать, видеть красоту природы, сострадание,  любить свою Родину так, как любил её он)

- Правильно, ребята, даже тот момент, который вызвал у вас чувство жалости, говорит о том, что вы – вы солидарны с автором.

-Рубцов часто возвращался в минуты творческого вдохновения к острым душевным переживаниям и стремился запечатлеть их в поэтической форме.

IX .  Работа над выразительным чтением.

- Поэтическое слово эмоционально, выразительно и наша задача – научиться читать это стихотворение так, чтобы передать душевное состояние.

- От чьего имени написано это произведение?

- Да, ребята, это грустный рассказ лирического героя о себе.

- Как мы должны читать это стихотворение?  (Плавно, мелодично)

- А почему оно плавно и мелодично? (Потому что использованы рифмы).

- А что такое рифма?

- Назовите рифмующиеся слова  в этом произведении.

- Я предлагаю провести конкурс чтецов. ( 2 человека)

- Молодцы, ребята, вы были выразительны.

X. Работа с проектами.

- А сейчас я снова  предлагаю вам поработать в группах.

-  нарисовать иллюстрацию к произведению Н. Рубцова «Березы».

- А если у кого-то из вас возникнет желание, может сочинить несколько строк к своей работе.

(Выполнение работы под музыку)

 Защита  работ.

XI. Рефлексия.

  • Ребята, мы познакомились с произведением Н. Рубцова «Березы». Береза – прекрасное, исконно русское дерево. Поделитесь вашими ощущениями от урока.

XII. Домашнее задание.

Дома попробуйте выучить стихотворение  «Березы» наизусть или выразительно прочитать и нарисовать иллюстрацию.

XIII. Стихотворение Рубцова «Березы» затронуло самые сокровенные струны моего сердца.

-Приложите свою ладошку на грудь, послушайте… А вашего?

 Урок окончен.