Открытый урок литературного чтения во 2 классе В.Осеева "Хорошее" УМК "Гармония
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Открытый урок содержит разнообразные формы работы, презентацию, дополнительную информацию об авторе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_oseeva_horoshee.docx25.06 КБ
Файл prilozhenie.docx55.14 КБ
Файл samoanaliz.docx19.28 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по литературному чтению,

проведенный  5. 04. 2016 г   во 2 г классе

Учитель: Гоптарева Е.Г.

Тема урока: В. Осеева «Хорошее».

Задачи: познакомить с произведением В. Осеевой «Хорошее»;

формировать умение составлять характеристику героя;

обучающая: формировать навыки правильного и осознанного чтения, умения составлять характеристику героя, формулировать главную мысль произведения;

развивающая: развивать мышление детей через анализ, обобщение, рассуждение, сравнение;

воспитывающая: воспитывать нравственные качества личности ребенка.

Оборудование для учителя: компьютер, мультимедийный проектор,  .

Оборудование:

  • учебник с рассказом В.Осеевой “Хорошее”;
  • тетрадь на печатной основе;
  • компьютер;
  • проектор;
  • демонстрационный экран;
  • листы-заготовки слов для составления характеристики литературного героя;
  • презентация к уроку;
  • словарь характеристик;
  • пословицы;
  •  карточки-задания для групп;
  •  6 шляп

Ход урока:

  1. Оргмомент.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сядьте, спинки прямо.      

Проверяем свое рабочее место…

На уроке будь старательным,

    Будь спокойным и … внимательным.

2. Всё пиши, не отставая,

    Слушай, … не перебивая.

3. Говорите чётко, внятно,

    Чтобы было всё … понятно.

4. Если хочешь отвечать –

    Надо … руку поднимать

Дыхательная гимнастика

- Проведем дыхательную гимнастику и подготовим голос к работе:

* вдох носом, выдох через рот;

* нюхаем цветок;

* тушим свечу.

Речевая разминка (приложение 1)

  1. Актуализация опорных знаний.

         

-Назовите произведение, с которым мы знакомились на прошлом уроке.

Проверка домашнего  задания. (Домашнее задание по выбору: подготовить сценку или к чтению  по ролям.)

-Чему научились вы, познакомившись с  произведением  Н. Носова  «На горке»

3. Целеполагание.

-«Включите»  внимание.

 Сейчас вы увидите компьютерную зарисовку. Ваша задача - определить тему увиденного.

(Приложение 2.)

-Как вы думаете, какова же тема телевизионного сюжета?

Попробуйте определить тему нашего урока.

4. Первичное усвоение новых знаний.

-Предположите, о чём может говориться в произведении с которым мы на сегодняшнем  уроке познакомимся?

-Как вы думаете, кто из писателей мог написать произведение с таким названием?

-Что вы знаете о жизни и творчестве этой писательницы? (Выступление учащихся)

(Приложение № 3)

-В одной из книг Валентина Александровна обратилась к своим читателям с такими словами (Приложение № 4)

 -Что означает слово «хорошо»? («Хорошо» — это как?)

 -В каких случаях мы употребляем слово «хорошо»?

- Мы уже знаем, как много в мире книг, но есть одна, из серии особых, которая знает про слово всё. Книга эта у нас в гостях:

ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ РУССКОГО ЯЗЫКА.        

-Будем читать текст «по цепочке», до моего сигнала. (По сигналу учителя дети перестают читать и выдвигают свои предположения, что буде дальше в тексте)

-Чьё чтение вам понравилось больше всего?

5. Проверка первичного восприятия.

-Ожидали ли вы, что у рассказа может быть такой конец?

- Рассказ называется "Хорошее". Как вы думаете, что хорошего в рассказе? Как можно назвать одним словом? (мысли, желания)

- А есть ли такое в рассказе, что вам не понравилось? (поступки Юры)

6. Физкультминутка

Мы осанку исправляем,
Спинку дружно прогибаем.
Вправо, влево мы нагнулись,
До носочков дотянулись.
Плечи вверх, назад и вниз,
Улыбайся и садись.

7. Вторичное восприятие.  Чтение рассказа детьми

- А теперь внимательно прочитаем весь рассказ и выделим то, о чём думал Юра, о чём он мечтал?

Анализ произведения. Выборочное чтение:

 - Итак, насколько вы были внимательны во время чтения, сможете ли ответить на мои вопросы. (Приложение 5)

Составление плана рассказа

- Посмотрите, ребята, на экран. Что вы видите? (Картинный план)  

 - Придумайте название для каждой картинки.

      1ч. Юрик проснулся. (Захотелось Юрику сделать что-то хорошее.)

      2ч. Просьба сестрёнки.

      3ч. Нянина просьба.

      4ч. Трезорка хочет воды.

      5ч. Совет мамы.

-Как же так получилось, что мальчик, который искренне хотел

 доставить всем радость, так и не смог ее никому доставить?

-Хотел ли он что-то сделать для родных?

-О ком думает Юра на самом деле?

(Он думает о себе.  Юра мечтает, чтобы его похвалили, хочет прославиться.)

-В каком случае можно сделать что-то хорошее?

(Сделать что-то хорошее можно тогда, когда думаешь не о себе, а о других людях.)

8. Работа в паре

Выполнение творческого задания ТПО  стр. 49  №1

9. Рефлексия учебной  деятельности

ПРИЕМ «Шесть шляп».



Предварительный просмотр:

Приложение 3

-В юные годы мечтала стать актрисой и даже поступила на актерский факультет.

Шестнадцать лет она отдала воспитанию детей-беспризорников и малолетних правонарушителей. Работая воспитательницей в детских учреждениях, на досуге Осеева сочиняла для ребят сказки, сама писала пьесы и ставила их вместе с детьми. Она любила придумывать игры, увлекаясь ими не меньше самих ребят. Осеева много писала для малышей - стихи, сказки, короткие рассказы. В 1952 году  получила  Государственную  премию  за  произведение  «Васёк  Трубачёв  и его  товарищи». (Слайды 9,10)

Приложение № 4

"Дорогие ребята! Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:

– Понравился тебе рассказ?

Я ответила:

– Не знаю. Я о нем не думала.

Мама очень огорчилась.

– Мало уметь читать, надо уметь думать,– сказала она.

С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и о своих собственных. Итак, как в жизни мне это помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать".

Приложение 1

1) Читаем быстро, смотрим внимательно:

ОИЭ           АОЕЯ          ЕАЁИО
ЯОЮ          АЮОЕ        ЭЁЮЯУ
ЫЯЮ         УЁЮУ         ЮУАОЮ

  1. Скороговорки
  1. Читаем тихо
  2. Читаем громко
  3. Читаем шёпотом

Лена искала булавку.
Булавка упала под лавку.
Под лавку залезть было лень,
Искала булавку весь день.

1) Читаем быстро, смотрим внимательно:

ОИЭ           АОЕЯ          ЕАЁИО
ЯОЮ          АЮОЕ        ЭЁЮЯУ
ЫЯЮ         УЁЮУ         ЮУАОЮ

  1. Скороговорки
  1. Читаем тихо
  2. Читаем громко
  3. Читаем шёпотом

Лена искала булавку.
Булавка упала под лавку.
Под лавку залезть было лень,
Искала булавку весь день.

Приложение 5

- Итак, насколько вы были внимательны во время чтения, сможете ли ответить на мои вопросы.

- Скажите, почему мальчику Юрику захотелось сделать что-нибудь хорошее?

- В какое время суток происходит действие рассказа?

- Какая погода была в тот день? Найдите и прочитайте эти строки.

- Прочитайте о чём мечтал Юра вначале. (Что, если б моя сестренка тонула, а я бы ее спас).

А чем отличаются между собой слова сестра и сестрёнка?

- Что вы можете сказать о его мечте: хорошая она или плохая? (Хорошая)

- О чём он мечтал потом? Прочитайте. (Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил)

- Что можете сказать об этой мечте?

- Прочитайте о чём Юрик ещё мечтал? (Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил)

- Что можете сказать об этой мечте?

- Итак сделайте вывод, какие мечты были у Юры? ( Мечты у Юры были хорошие)

-А теперь посмотрим на его поступки.

- Найдите в тексте и прочитайте разговор Юры с сестрой.

- Какой хороший поступок мог совершить Юра для сестры? (Погулять с ней)

- А как он поступил? (Он обидел сестру)

- Как он ее обидел? (Грубо ее прогнал)

- Как он разговаривал с сестрой?  (Грубо)

- Что он сказал сестре, когда она попросила его погулять с ней? (Уходи не мешай думать)

- Ребята, а когда мы просим, чтобы нам не мешали? (Когда чем-то заняты)

- Был ли Юра занят? (Нет, он просто думал)

- Прочитайте диалог Юры и няни.

- Какой хороший поступок мог совершить Юра для няни? (Убрать посуду)

- А как он поступил? (Обидел няню)

- Как он с ней разговаривал? (Грубо)

- Что он ей сказал? (Некогда мне)

- А когда мы говорим, что нам некогда? (Когда у нас очень много дел)

- Действительно ли у Юры было очень много дел? (Нет, он просто сидел и думал)

- Прочитайте, как Юра общался с Трезором. Что Трезорка будто бы хотел сказать Юре?

- Какой хороший поступок мог совершить Юра для Трезора? (Дать ему попить).

- Как он поступит с Трезором? (Прогнал его)

- Сделайте вывод: какие же были поступки Юры?

- Мысли и желания Юры были хорошие, а вот его поступки плохие.

- Каким вы себе представляет Юру, был ли он плохим, злым мальчиком? (Нет, просто он не знал, как он может сделать хорошее)

- Какой совет вы можете дать Юре? Что бы ему сделать хорошего?

- Как вы думаете, какой совет дала Юре мама?

http://do.gendocs.ru/pars_docs/tw_refs/109/108496/108496_html_m33fa2854.jpg



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока литературного чтения во 2 «Г» классе

2 класс

Учитель: Гоптарева Е. Г.

Дата проведения: 5.04.16 г.

 Предмет: литературное чтение

Тема урока: В. Осеева « Хорошее»

Задачи:

обучающая: формировать навыки правильного и осознанного чтения, умения составлять характеристику героя, формулировать главную мысль произведения;

развивающая: развивать мышление детей через анализ, обобщение, рассуждение, сравнение;

воспитывающая: воспитывать нравственные качества личности ребенка.

Отрабатываемые УУД

Личностные: формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся; оценивать поступки героев с точки зрения общечеловеческих норм;

Познавательные: умение отвечать на простые и сложные вопросы учителя; развитие операций мышления, осуществление анализа объектов художественного произведения с выделением последовательности развития сюжета; формирование умения работать с информацией, текстом; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом; делать самостоятельные выводы.

Регулятивные: самоопределение, определять и формулировать цель своей деятельности на данном этапе урока, способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности. Планировать своѐ действие в соответствии с поставленной задачей умение оценивать качество выполнения работы на уроке в соответствии с принятыми требованиями

Коммуникативные: формирование умения слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на поступки героев; сотрудничать в группе, оформлять свои мысли в речевых ситуациях

Оборудование:

учебник с рассказом В.Осеевой “Хорошее”;

  • тетрадь на печатной основе

компьютер;

проектор;

демонстрационный экран;

листы-заготовки слов для составления характеристики литературного героя;

Презентация к уроку

Словарь характеристик.

Пословицы.

Методы и формы организации учебной деятельности: эвристическая беседа, фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Свой урок я строила в соответствии с ФГОС.  В процессе обучения использовались современных образовательных технологии - проблемно-диалогической технологии, ИКТ, технология здоровье сбережения (двигательные  физминутки, дозировка заданий, своевременная смена видов деятельности учащихся)

Данный урок представлен по ходу изучения раздела «План и пересказ»

На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации.

На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и проблемно-диалогической.

Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Помня об этом, я тщательно продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников.

На всех этапах урока практически все  ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность .

Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования второклассников, соответствовал их жизненному опыту.

Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.

При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.

Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для обучающихся 2  класса.

Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей второклассников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок литературного чтения в 4 классе "Уроки истины в сказаке А. Экзюпери "Маленький принц"

Обобщающий урок по произведению А. Экзюпери "Маленький принц" Дети учаться находить афоризмы, раскрывающие философскую суть произведения. Работа идет по учебнику Лазаревой....