Урок литературного чтения «Что дороже всего?» Рассказ А.И. Куприна «Слон» .
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Каблак Ольга Валерьевна

Урок литературного чтения в 3 классе по программе " Школа России"

Тема урока : «Что дороже всего?» Рассказ А. И. Куприна «Слон» (2 урок).

Урок –исследование.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Форма организации учебной деятельности: работа в парах, в группах, фронтальная.

Методы, педтехнологии:  технология развития критического мышления (ТРКМ) –с использованием стратегий: «дерево предсказаний, «чтение с остановками», составление синквейна;технология коллективного сотрудничества; проблемно- диалоговое обучение

Будут учится работать с художественным текстом, понимать характеры и поступки героев, раскрывать авторский замысел. На материале рассказа А.И. Куприна «Слон» воспитывается бережное отношение к окружающему миру и пропагандируются семейные ценности.

Работая на уроке с художественным текстом, показать детям, что тема , затронутая автором, актуальна в жизни каждого человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx36.57 КБ
Office presentation icon kuprin_.ppt2.23 МБ

Предварительный просмотр:

УМК «Школа России»

Урок литературного чтения 3 класс.

Тема урока : «Что дороже всего?» Рассказ А. И. Куприна «Слон» (2 урок).

Урок –исследование.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Форма организации учебной деятельности: работа в парах, в группах, фронтальная.

Методы, педтехнологии:  технология развития критического мышления (ТРКМ) –с использованием стратегий: «дерево предсказаний, «чтение с остановками», составление синквейна;технология коллективного сотрудничества; проблемно- диалоговое обучение

Будут учится работать с художественным текстом, понимать характеры и поступки героев, раскрывать авторский замысел. На материале рассказа А.И. Куприна «Слон» воспитывается бережное отношение к окружающему миру и пропагандируются семейные ценности.

Работая на уроке с художественным текстом, показать детям, что тема , затронутая автором, актуальна в жизни каждого человека.

Цель урока: развитие читательских навыков, воспитание любви и уважения к животным, к родным людям.

Планируемые результаты обучения, в том числе и формирование УУД:

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД: осуществлять смысловое чтение, выбирать вид чтения в зависимости от цели, свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля, поиск и выделение необходимой информации; строить рассуждения.

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание, координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу, использовать речь для регуляции своего действия; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Личностные УУД: уважительное отношение к иному мнению, ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, ценностное отношение к природному миру, развитие этических чувств.

Предметные результаты: воспринимать на слух текст; осознанно, правильно, выразительно читать вслух; самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации; находить в тексте материал для характеристики героя.

Ход  урока.

I. Организационый момент.Психологический настрой.

- Я рада вас приветствовать на уроке литературного чтения. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнётесь мне и друг другу.

- Сегодня у нас необычный урок. К нам пришло много гостей. Я хочу, ребята, чтобы вы поздоровались с нашими гостями. Повернитесь, улыбнитесь гостям, поздоровайтесь. Поздоровайтесь кивком головы.

«Здравствуйте!» говорят при встрече, желая здоровья, так и мы приветствуем вас, дорогие наши гости.

II. Стадия вызова.

1) Проблемный вопрос.

На доске:

- Что на свете дороже всего? ( Ответы детей).

- Прозвучали разные варианты ответов. К концу урока мы с вами методом исследования найдем ответ на поставленный вопрос.

2) Биография писателя. (Слайд 2)

-Ребята, посмотрите на экран, вы узнали этого человека? (А.И.Куприн)

- Это русский писатель Александр Иванович Куприн, живший на рубеже 19-20 веков, оставивший нам прекрасные и светлые произведения.

- Что вы узнали о жизни этого писателя? (Александр Иванович Куприн родился в 1870 году, т.е. 146 лет назад, отец умер через год после его рождения. С 6 лет он воспитывался в сиротском училище. В этом училище он жил круглые сутки, подолгу не видел свою маму, поэтому испытывал огромную потребность в родительской ласке и любви.)

Рассказ о А.Куприне (подготовленный ученик) . (Слайд 3). Александр Иванович любил жизнь, любил цирк, животных, много о них писал, а для этого изучал их повадки, характер. Особенно любил лошадей. Друг Александра Ивановича вспоминал как однажды в деревне возвращались они на лошадях из какой-то поездки к соседям. Подъезжая к усадьбе, заметили, что чья-то лошадь забралась в овёс. Друг хотел прогнать эту лошадь, но Александр Иванович подхватил ее за чёлку и привел в дом. Сел на неё верхом, заставил подняться по ступеням балкона и, как капризный ребёнок, настоял, чтобы её оставили ночевать в доме, и привязал около своей кровати. «Я хочу знать, когда и как лошадь спит, – говорил он, – хочу с ней побыть». На другой день повторилась такая же история, но приведена была другая лошадь. Александр Иванович за ней ухаживал, кормил, поил и решился прекратить свои опыты лишь тогда, когда его спальня пропиталась запахом конюшни.

-Как вы думаете, жизнь писателя повлияла на его творчество? (Ответы детей)

Обращение к выставке.

- Многие любимые животные войдут в рассказы Куприна, такие как, например, «Сапсан», «Мария Ивановна», «Козлиная жизнь», «Барбос и Жулька» и др. Вы видите эти книги на выставке.

- Ребята, почему я вам предложила послушать именно эти сведения об авторе? В чём их важность?

- Как вы думаете, когда Александр Иванович стал писателем, о чём он начал писать? (О животных, как членах семьи; о семье, о родительской любви. В его рассказах животные объединяют семью.)

3) Задачи урока.

- С каким произведением А. Куприна мы начали работать? (Ответы детей.)

- Какие задачи мы поставим сегодня перед собой?

Задачи урока.

  • продолжить знакомство с произведением А.И. Куприна «Слон»;
  • учиться работать с текстом;
  • правильно выражать свои мысли, развивать речь;
  • слушать и принимать другую точку зрения;
  • узнать, что на свете дороже всего.

-Каждое произведение литературы всегда «загадка». А отгадывает её лучше всего тот, кто внимательно читает авторский текст. Вот сегодня на уроке мы будемпытаться находить и разгадывать загадки, которые нам преподнесет рассказ А.И.Куприна «Слон». Зачем же русский писатель  Куприн придумал такую историю «СЛОН» сто лет тому назад? На этот вопрос вы ответите в конце урока.Я предлагаю вам сегодня поработать  не только читателями, но также и «исследователями».

4) Проверка домашнего задания.

Беседа,выборочное чтение.

-Давайте вспомним, с чего начинается рассказ «Слон»? Ваш пересказ я буду сопровождать иллюстрациями к этому произведению. (Слайды 5-8 По щелчку на Слайде, появляется иллюстрация )

- Так чем же больна девочка Надя? (Ей неинтересно жить.)

- Прочитайте строки, описывающие насколько серьёзной была болезнь девочки.

- Иными словами, Надина болезнь не физического, а душевного происхождения, что не менее опасно.

- Когда в состоянии Нади произошел переломный момент? (Ей приснился необычный сон)

- Поняли ли родители просьбу Нади?

- Как девочка отреагировала на игрушку? 

-Какое чувство родителей проявляется здесь?( Беззаветная любовь и старание развлечь Надю, которой ничего не надо.)

-Какое желание выразила девочка, какую мечту попросила осуществить?

-В чём состояла трудность исполнения желания?

- Как вы думаете, какой самый волнительный момент в рассказе?( разговор папы с немцем-дрессировщиком, от решения которого зависит судьба Нади и всей ее семьи. Ведь в случае отказа немца, все могло сложиться иначе. Он посочувствовал беде Надиного отца и, как понятно между строк, невольно представил себя на его месте. Ведь у дрессировщика тоже была дочка Лиза – ровесница Нади.)

- Почему хозяин зверинца согласился?

- Почему Наде выбирают самого большого слона: ведь есть еще два маленьких? Найдите и прочитайте отрывок.

Словесное рисование.

- Перед нами галерея портретов героев рассказа, которые вы выполняли дома.

- Охарактеризуйте персонажей, представленных на ваших рисунках.( Дети дают словесный портрет Нади, родителей,немца-дрессировщика, дополняют ответы друг друга.)

Образ Нади - это послушная, примерная и воспитанная девочка, которая не хочет расстраивать своих родителей. Но, к сожалению, она и сама не может разобраться, что же с ней не так, пока не приснился ей добрый сон о слоне.

Родители. Надин отец – любящий, упорный, надежный человек, который поверил своему ребенку и решил всеми возможными способами претворить в реальность мечту из сновидения. Ведь счастье маленьких детей всецело зависит от родителей. Мама – идеальный образ женщины, которая готова выполнять все просьбы своего чада, лишь бы Надя пошла на поправку. И ей, как ни кому другому, не знать ли о том, что нет ничего хуже, чем заболевший ребенок.

Немец-дрессировщик. Этот цирковой человек становится в этом рассказе образом внимательного, отзывчивого и доброго человека.Он проявил чувство сострадания и постарался помочь, насколько бы абсурдной не показалась ему эта просьба изначально.

5) Приём «Дерево предсказаний» Работа в группах.

- Предлагаю поработать в группах. Выберите ответственного.

- Как,  по-вашему,  будут развиваться  события дальше? Обоснуйте свою точку зрения.

- Как сможем их проверить? (Прочитать продолжение рассказа).

III. Осмысление.

Чтение рассказа до конца. Прием «Чтение с остановками».

Читать продолжение рассказа будем с остановками Для чего будем делать остановки?(лучше понять прочитанное, выделить главное)

1 часть

- Почему Надя просыпается чуть свет?

- Какие перемены произошли в настроении девочки?

2 часть

- Таким ли она его представляла?( Слон оказывается гораздо больше, чем думала Надя, когда разглядывала его на картинке.)

- Почему не испугалась?( Она только немножко поражена громадной величиной животного)

Физкультминутка. Прослушать Сен-Санс «Карнавал животных» Слон.

- А теперь давайте попробуем представить слона. Поможет в этом музыка.

3 часть

- Надя сама протягивает слону руку. О чём это говорит? (Она его не боится.)

- Отчего Надя хохочет и хлопает в ладоши?

- Что значит «густо» смеётся? Какой человек может так смеяться?( Немец густо смеется. Он сам такой большой, толстый и добродушный, как слон.)

- Что необычного узнали о слоне?( Он с удовольствием пьет сахарную воду. Также он очень любит булки.)

4 часть

- Надя разными способами развлекает слона. Для чего она это делает? (Ей интересно общаться с ним. У девочки появилось желание  общаться.)

- Почему Томми переворачивает страницу с нарисованным слоном? (Томми находит, что таких маленьких слонов никогда не бывает на свете. Вообще ему эта картинка не нравится. )

5 часть

- Что вас удивило в этой части?

- Почему слона посадили обедать за стол вместе с Надей? (Родители не хотят огорчать свою дочь, надеются, что вместе со слоном девочка пообедает. )

6  часть

-Почему Наде и Томми снятся такие сны?

7 часть

- Опишите состояние девочки в конце рассказа? О чем это говорит?

- Что чувствует мама? Почему она крестится?

- Сейчас вернемся к «Дереву предсказаний».

- Оправдались ли ваши предположения?

- Какие последствия могла иметь болезнь Нади, если бы родители не выполнили её просьбу?

- Что же излечило шестилетнюю девочку от тяжелой угрожающей болезни?

6) Работа в группах.

Задание для группы №1.

  1. Восстановите последовательность событий, которые отражены в плане, пронумеруй.
  • «Я уже совсем здорова»
  • «Слон такой большой!»
  • «Он пришёл?»
  • «Здравствуйте, Томми!»
  • «В эту ночь во сне…»
  • «Он очень любит булки»
  • «Давайте играть, Томми»
  • «Они пообедают вместе»
  1. Проверьте правильность у другой микрогруппы.

Задание для группы №2.

  1. Откройте на рабочем столе ноутбука файл «А.И. Куприн «Слон». Распределите слайды в правильном порядке.
  2. Проверьте правильность у другой микрогруппы.

Задание для группы №3.

1. Хочется ли вам, чтобы встреча Нади и слона повторилась?

Придумайте свое продолжение этого рассказа.

Задание для группы №4.

1. Дополните предложения.

В прочитанном отрывке А.И.Куприн не описывает состояние родителей. Но мы постоянно чувствуем их присутствие. Мы считаем, что родители, наблюдая за общением Нади и слона, испытывают чувство___________________________________

          Они   ________________________________________________

__________________________________________________

- В рассказе Александра Ивановича Куприна Надя почувствовала себя счастливой? Благодаря кому? (Благодаря родителям, семье.)

- Какой мы увидели в рассказе семью Нади? ( ответы детей)

- Ради счастья, здоровья детей родители не боятся никаких трудностей. Родительская  любовь способна творить настоящие чудеса.

- Как вы считаете, что хотел сказать нам своим рассказом А.И. Куприн? (Ответы детей)

- Жизнь людей на земле – и взрослых,и детей- на протяжении всей истории человечества не была простой и безоблачной. Различные проблемы, болезни подстерегают буквально каждого.Иногода невозможность помочь самым близким и дорогим людям вызывает отчаяние.  И поэтому любое участие, любая помощь, которая так необходима в такой критический момент, воспринимается как чудо. Необходимо верить, любить и сделать все от тебя зависящее, чтобы родные люди рядом с тобой всегда могли чувствовать в тебе надежного, доброго и сильного человека. Папа Нади борется за жизнь дочери всеми возможными способами. Ведь счастье маленьких детей полностью зависит от родителей. Таким автор представляет настоящего отца семейства. Немец-дрессировщик с сочувствием отнесся к судьбе незнакомой ему девочки, проявил чувство сострадания и старался помочь. Это пример внимательного, доброго человека.
Другой нитью проходит тема детских мечтаний. У каждого из нас найдется вспоминание из детства, которое так и осталось несбыточным мечтанием. Наденьке очень повезло, что ее папа, во что бы то ни стало, устроил встречу дочери со слоном, пусть даже и жили они на втором этаже. Рассказ «Слон» убедительно говорит о том, что люди перестают ценить природу и не видят в ней никакого спасения. Но ведь именно общение с таким же живым существом, как и сама Надя, всего лишь за один день смогло вылечить девочку, вернуть к жизни которую уже отчаялись и самые опытные в своем деле врачи. Слон Томми вызвал у нас чувство симпатии. Оказывается, эти огромные животные при правильном обращении могут быть добрыми к людям и воспитанными.Рассказ Куприна получился светлым, наполненным любовью к детям, потому что и он сам когда-то испытывал потребность в подобной любви и в том, чтобы его детские мечты могли сбыться.

IV. Рефлексия.

Возвращаемся к вопросу начала урока.

- Что же дороже всего на свете? (Семья – самое ценное. Ради здоровья, благополучия родного, любимого человека люди готовы на невозможные поступки.  Ради счастья детей родители не боятся никаких трудностей.

- Прекрасный русский писатель,ребята, очень хотел, чтобы вы это поняли: рядом с вами самые дорогие для вас люди.

Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!

Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле?

Работа в группах.

- Ребята, что вы вкладываете в понятие семья, что для вас значит это слово? Предлагаю снова объединится в группы и составить синквейн с этим словом.

Составление синквейна «Семья»

Семья!

Дружная, любящая.

Заботится, оберегает, поддерживает!

Помогает преодолевать любые трудности!

Крепость!

Возвращение к  книжной выставке.

Высказывание К.Г. Паустовского (Слайд 9)

«...каждым своим рассказом призывает к человечности. Oн повсюду искал ту силу, что могла бы поднять человека до состояния внутреннего совершенства и дать ему счастье» К.Г. Паустовский

Работа с листами самооценки.

- Наш урок подошёл к концу. Оцените свою работу. Прочитайте, что вам следует оценить в работе и обведите в кружочек тот балл, который вы считаете, что заслужили на уроке.

1. Я давал ответы на поставленные вопросы 1 2 3 4 5

2.Я внимательно работал с текстом 1 2 3 4 5

3.Я активно работал в группе 1 2 3 4 5

4.Моя группа работала 1 2 3 4 5

Ответственные собирают листочки и вкладывают в конверт.

V.Итог.

- Поделитесь своими мыслями. Вам поможет следующий слайд – закончите предложения.

Слайд 10

  • Сегодня на уроке я узнал…
  • Мне показалось интересным…
  • Меня удивило…
  • Я хочу похвалить…, за …

- Ребята, вы работали дружно, сплоченно, и это помогло вам находить правильные решения. Спасибо за урок!

VI.Домашнее задание

- Хочется ли вам ещё раз перечитать этот рассказ? Подготовьте пересказ.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 3 класс УМК «Школа России» Учебник «Родная речь» 2 часть. Составители: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. М.: Просвещение, 2012. Учитель: Каблак Ольга Валерьевна

Слайд 2

Александр Иванович Куприн (1870-1938)

Слайд 7

05.05.17

Слайд 8

05.05.17

Слайд 9

«...каждым своим рассказом призывает к человечности. O н повсюду искал ту силу, что могла бы поднять человека до состояния внутреннего совершенства и дать ему счастье» К.Г. Паустовский Александр Иванович Куприн

Слайд 10

* Сегодня на уроке я узнал … . * Мне показалось интересным … . * Меня удивило … . * Я хочу похвалить … , за … .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация ко 2 уроку литературного чтения во 2 классе рассказ Н.Носова "Живая шляпа".

Литературное чтение 2 класс "Школа России". Рассказ Н.Носова "Живая шляпа"....

Презентация к уроку литературного чтения в 4 классе. Тема: " А.И.Куприн. Биография".

Презентация к уроку литературного чтения в 4 классе. Тема: " А.И.Куприн. Биография"....

Презентация к уроку литературного чтения в 4 классе по произведению И. Куприна "Девочка и слон"

Презентация к уроку литературного чтения в 4 классе по произведению И. Куприна "Девочка и слон"...

Урок литературного чтения в 3 классе «Рассказ А.И. Куприна «Слон»».

УМК «Школа России»Тема урока : Рассказ А. И. Куприна «Слон» (3урок).Тип урока: урок обобщения знаний.Цель урока: развитие читательских и исследовательских навыков, воспитание л...

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...

Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс УМК "Школа России" А.Куприн «Слон»

В уроке представлен материал на развитие чувственной сферы личности через суждение о прочитанном на основе авторской позиции и представлений младших школьников;приобщение детей к восприятию решения не...