План-конспект урока по литературному чтению "Звук [и]. БУКВЫ И, и. Обозначение мягкости согласных на письме буквой И"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Чистова Юлия Викторовна

Разработка урока для 1 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvuk_i_bukva_i.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Лит. чтение

Тема урока: Звук [и]. БУКВЫ И, и. Обозначение мягкости согласных на письме буквой И

(«Букварь», с. 41)

Ход урока

I.        Организационный момент.

Эмоциональный настрой на урок:

Речевая разминка.

III.        Усвоение новых знаний и способов действий. Работа с инвариантной частью букваря.

1. - Я вам сейчас прочитаю отрывок из сказки, а вы внимательно послушайте и угадайте название этой сказки. (Чтение учителем отрывка, «Спутник букваря», с. 41)

- Итак, как называется эта сказка? (На доске иллюстрация)

-        Куда улетела стрела Ивана-царевича? (На болото.)

-        Кто ее поднял? (Лягушка.)

-        Один из главных героев - Иван-царевич.

- Произнесем его имя по слогам. (И-ван.)

- Покажите на пальчиках, сколько в слове слогов.

2.        Выделение звука [и].

- Назовите первый звук в слове ([и]).

- Какой это звук?  (Гласный).

- Как докажите?

- А какие еще звуки бывают? (Согласные тв, согл. мягк.).

- Как вы думаете, гласный [и] какой буквой будем обозначать на письме? (И, и, показ печатных букв).

3.        Знакомство с печатными и письменными буквами И, и. (На доске табличка).

- Первое испытание «Отгадай загадку».

Остроносая старушка 
Узоры вышивает, весь мир одевает,

Что сошьёт - не  надевает.   (Иголка)

(На доске картинки иголок)

- Сравним схемы слов. (Работа с интерактивной доской)

На калитку посмотри:

Чем она не буква «И»?

Между двух прямых досок

Одна легла наискосок.

- Кто живет в этом тереме? (Гласные).

- Какие гласные на нижнем этаже? А на верхнем?

- Посмотрите на ленту букв, в каком ряду расположена буква и? (В нижнем).

- Что вы знаете про гласные нижнего ряда?

- Итак, что мы сейчас узнали про звук [и]? (Он гласный, делает согласный звук мягким).

- Молодцы, хорошо преодолели 1-ое испытание.

-        В русском языке есть слова, которые имеют несколько значений. У слова иголки тоже много значений. (На доске картинки)

Есть иголки у ежа.

И, конечно, у ерша.

У сосны и ёлки

Тоже есть иголки.

Это швейная игла.

Всем одежду шьёт она.

Физкультминутка «Листики»

- Следующее испытание.

- Работа по букварю с. 41.

- Прочитаем столбики слогов (1,2).

-        Чтение слогов с твердыми согласными звуками.

-        Чтение слогов с мягкими согласными звуками.

(Работа с интерактивной доской)

- Чтение столбиков слов.

- Объяснение значения слова лианы. (На доске картинка)

Лианы — вьющиеся и ползучие растения в тропических лесах; своими ветвями они обвивают стволы и ветви других растений.

-        В каком слове все согласные звуки мягкие? (Лилии.)

-        Какой общий слог в словах четвертого столбика? (Ли.)

-        Какой общий звук в словах пятого столбика? ([и].)

(Выключить доску)

-        Буква И обозначает звук [и] и показывает мягкость предшествующего согласного.

- Молодцы, ребята, успешно преодолели 2 – ое препятствие.

Минутка отдыха

Зарядка для глаз

- Иван-царевич приготовил для вас следующее испытание

- Работа по букварю

-        Распределение предметов на две группы.

-        Две группы: игрушки и школьные принадлежности.

-        Пары предметов: кубики и пирамидка, книга и треугольник.

(-        Назовите мягкие согласные звуки в названиях этих предметов:

кубики - [б’], [к’]; книга - [н’]; пирамидка - [п’], [м’]; треугольник- [р’], [л’], [н’]) . – При наличии времени.

- Чтение и анализ предложения:  Ира и Нина малы, но умны.

- Дополнение предложения словом книги. (На доске схема предложения)

У Ирины и Нины книги. (Анализ предложения).

-        Буква и может быть как частью слова, так и целым словом.

-        Составьте предложения со словом и. (Ответы детей.)

- Скажите, что мы еще сейчас узнали про букву и?

- Молодцы!

IV.        Работа с букварем.

1.        Работа с пословицей.

Учитель читает пословицу: «Испокон века книга растит человека».

V.         Работа в тетради (с. 21). (При наличии времени)

1.        Выполнение задания по образцу. Дифференцированное задание.

•        В буквенную схему слова впишите буквы, обозначающие гласные звуки.

•        Пропущенные буквы не читающие дети отмечают точками.

•        Читающие дети вписывают в схему слова.

- Молодцы, ребята, успешно преодолели все препятствия. Иван-царевич в подарок вам приготовил игру: «Поймай звук [и]».

(Учитель называет слова, а дети хлопают в ладоши, если в слове есть звук [и]:  гиря,  письмо, рамка, ирис, абрикос, слон, нитки,  иголка, лампа, пила, паук, рак, три).

VI.        Итог урока. Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте. Тема урока: "Звук [и]. БУКВЫ И, и. Обозначение мягкости согласных на письме буквой И".

Урок-сказка разработан для 1 класса по ФГОС. Программа "Планета Знаний". Конспект урока содержит разнообразный занимательный материал, что повышает познавательный интерес обучающихся к изучаемому мате...

Конспект урока по русскому языку "Обозначение мягкости согласных на письме буквами. Работа с текстом."

Тема: Обозначение мягкости согласных на письме буквами.Работа с текстом.  Цели: 1) Совершенствовать умение учеников обозначать мягкость согласного гласными и мягким...

Отзыв на открытый урок обучения грамоте (литературного чтения) в 1 В классе на тему: «Звук [и]. Буквы И, и. Обозначение мягкости согласных на письме буквой И»

Отзывна открытый урок обучения грамоте (литературного чтения) в 1 В классена тему: «Звук [и]. Буквы И, и. Обозначение мягкости согласных на письме буквой И»...

Урок для учащихся 3 класса по теме "Обозначение мягкости согласных на письме буквами и, е, ё, ю, я"

Урок для учащихся 3 класса по теме  "Обозначение мягкости согласных на письме буквами и, е, ё, ю, я"...