Технологическая карта обобщающего урока литературного чтения во 2 классе «Люблю природу русскую. Осень».
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Быкова Екатерина Ивановна

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта

обобщающего урока литературного чтения во 2 классе «Люблю природу русскую. Осень».

Цель деятельности учителя

Создать условия для  обобщения и систематизации знаний по данному разделу, развития устной речи учеников, их творчества, воспитания мотивации к самостоятельному чтению, любви к  литературе.

Тип, вид деятельности

 Обобщение изученного материала.

Планируемые результаты (предметные)

Учащийся умеет:  умеют работать с учебником, организовывать рабочее место, читать наизусть изученные произведения;  умеют воспринимать и оценивать специфику поэтических текстов, участвуют в обсуждении, умеют пользоваться простейшим анализом поэтического текста.

Универсальные предметные действия

(метапредметные)

Личностные:

  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности;
  • воспитание чувства ответственности;
  • формирование умения самостоятельно оценивать  свои достижения и достижения группы учащихся.

 Регулятивные (уметь):

  • принимать и сохранять поставленную задачу, оценивать результат своей деятельности, адекватно воспринимать оценку своей деятельности учителем, товарищами;
  • планировать и организовывать свою деятельность;
  • самостоятельно организовывать своё рабочее место.

Познавательные (уметь):

  • отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике;
  • самостоятельно и коллективно находить пути решения для ответа на поставленный вопрос;
  • наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы

Коммуникативные:

  • умение отвечать на поставленный вопрос;
  • умение  осуществлять  взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания; умение с помощью вопросов  получать необходимые сведения от товарища (при работе в группах);
  • умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении вопроса;
  • аргументировать свои высказывания;
  • четко выражать свои мысли;
  • умение слушать собеседника и признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Формы и методы работы

Формы: фронтальная, групповая.

Методы: словесные, наглядные, практические.

Оборудование

Мультимедийная система, компьютер.

Наглядно-демонстрационный материал

  • Цветные карандаши, карточки с заданием, листочки с заданиями.
  • Рисунки на осеннюю тематику.
  • Выставка книг с произведениями об осени.
  • Репродукции картин русских художников об осени, фотографиями осенних пейзажей.
  • Музыкальный альбом П.И.Чайковского «Времена года. Осень»

Этап (элемент) деятельности

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Методический

приём, формы работы

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

1

2

3

4

5

I. Организа- ционный  момент.

Эмоционально - психологическая готовность к  занятию. Организация внимания всех учащихся. (Слайд 1)

Начинается урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давайте
И на уроке не зевайте.
Повернулись, оглянулись
И друг другу улыбнулись.
Поработаем мы дружно,
Много нам освоить нужно.
А для этого нужна…
Тишина.

Проверить готовность к занятию. Внутренне мобилизуются и организуются на работу.

Фронтальная беседа

Регулятивные: контролируют свои действия.

Личностные: проявляют желание учиться, интерес к изучаемому предмету и приобретают мотивацию к процессу обучения.

Коммуникативные:

умеют слушать, слышать и понимать учителя.

II.Самоопределение к деятельности

(прогнозирование темы урока).

- Мы закончили работу над произведениями раздела….А какого раздела, кто напомнит? (Люблю природу русскую. Осень.) И в гости к нам пожаловала сама героиня  Осень, ведь именно ей были посвящены стихотворения и рассказы этого раздела. (Слайд № 2.)

- Как вы думаете, что же сегодня нам предлагает осень? (Повторить всё, что мы изучили и знаем по данному разделу).

-Сегодня мы будем работать  группами, и каждая группа будет оценивать свою работу  с помощью листов самооценки, которые размещены на столах. (Учитель напоминает как работать с листами самооценивания.)

Оценка работы группы, если правильно        , если есть ошибки           , если не справились -           .

Приветствуют учителя.. Отвечают на вопросы учителя. Предполагают цели и тему урока.

Фронтальная.

Игровой момент (появление гостьи урока - Осени).

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют контроль своей деятельности и деятельности партнёров, при необходимости корректируют её.

Коммуникативные: участвуют в диалоге, умеют слушать и слышать, обосновывать свою точку зрения.

Личностные:

самостоятельное оценивание своих достижений и группы.

 Познавательные:  отвечают на  вопросы, строят логические умозаключения.

III. Речевая разминка.

1 листочек. Чтение скороговорки.

-Ребята! Осень с собой принесла листочки. Но для чего? (Это разные задания.)

- Правильно! Осень принесла много листочков с заданиями. Давайте подуем на листочек (когда учащиеся дуют на листочек, то на экране он растворяется) и посмотрим какое же первое задание принесла Осень.      

Чтение скороговорки. (Слайд № 3)

Под ногами в листопад

Листья жёлтые летят,

А под листьями шуршат

Шурм, Шуршиха и шуршонок-

Папа, мама и ребёнок.

- Какие слова выдумал поэт? А зачем так много слов, в которых повторяется звук [ш]? (Автор хотел показать шелест листьев.)

– А сейчас мы будем читать скороговорку все вместе. (Работа над чётким проговариванием; чтение вполголоса, громкое чтение, чтение с быстрым  темпом).

- А теперь задание. Каждая группа должна чётко, в быстром темпе прочитать скороговорку.

Анализируют звуковое оформление текста, выражают

эмоциональную оценку

Учатся правильному чтению скороговорки.

Коллективное чтение и оценивание деятельности группы. Занесение результатов в лист самооценивания.

Фронтальная.

Групповая.

IV.Работа по теме урока.

2 листочек. «Прочитайте слоги, составьте из них слова».

- Молодцы! Справились с первым заданием. А сейчас дуем на второй листочек (когда учащиеся дуют на листочек, то на экране он растворяется).

На экране появляются слоги, из которых надо составить слова: (Слайд № 4).

Листо      ди
Уро        пад
Дож        зки
Лу           жи
Заморо   жай

- Ребята, как вы думаете, что необходимо сделать. (Правильно соединить слоги, чтобы получились слова).

- Каждая группа получает свою карточку и выполняет задание от Осени.

Коллективная проверка и оценивание своей группы.

Групповая работа.

Регулятивные: осуществляют контроль,  корректировку и оценивание своей деятельности и деятельности партнера.

Познавательные: извлекают необходимую информацию; устанавливают причинно-следственные связи. Строят цепочку рассуждений.

Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; развивается самостоятельность, внимание, наблюдательность.

Коммуникативные:  умеют грамотно выражать свои мысли, умеют вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

3 листочек.

Работа с текстом.

- Вот и второе задание мы с вами выполнили. А чтобы выполнить следующее задание необходимо внимательно рассмотреть картины, которые лежат  на столе у каждой группы. (Учащиеся внимательно рассматривают картины и отвечают на вопросы).

Вопросы:

- Какое время года изображено на картинах? (Осень.)

- Какой бывает осень? (Ранняя, золотая, поздняя.)

- Какая осень изображена? По каким приметам определили?

Работа с текстом. У каждой группы на столе лежат карточки с текстом. (Слайд « 5.)

- А теперь дуем на третий листочек и узнаем задание.

- Необходимо выбрать  из текста предложения, относящиеся к золотой и поздней осени и подчеркнуть их разными цветами.  Предложения золотой осени – жёлтым цветом, поздней осени – красным.

(Выполненное задание проверяется коллективно и самостоятельно оценивается в каждой группе. Результаты заносятся в листы самооценивания.)
Текст. На кустах и деревьях пожелтела листва. По дорожкам ветер кружит сухие листья. По небу плывут серые тучи. Медленно кружась в воздухе, падают и падают с берез легкие, невесомые желтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити легкой паутины. Мелкий холодный дождь моросит весь день. Пролетают первые снежинки.

Проверка выполненного задания слайд № 6.

Рассматривание картин: И. Левитана «Золотая осень», В. Поленова «Золотая осень», И. Левитана «Осенний день Сокольники».

Коллективная работа с текстом по заданию. Оценка своей деятельности с занесением результатов в листы самооценивания.

Групповая работа.

Физкультминутка

Физминутка «Зажигай»

Выполняют элементарные физические упражнения под музыку.

Фронтальная.

Регулятивные: контролируют свои действия , соотнося их с действиями на экране.

4 листочек.

Игра «Кто быстрее».

- Ну, ребята, чур, молчок!

Продолжаем наш урок!

Мы сюда пришли учиться,
 Не лениться, а трудиться.
 Работаем старательно,
 Слушаем внимательно.

- Поэты в своих произведениях изображали красавицу осень. Давайте вспомним произведения и авторов, с которыми мы познакомились. Именно это задание принесла нам осень на следующем листочке. Дуем на листочек и увидим  задание. (Слайд № 7).

1. Вянет и желтеет травка на лугах

   Только зеленеет ….. на полях.

(Алексей Николаевич Плещеев)

2. С вечера всё спится, на дворе темно,
Лист ... валится, ночью ветер злится, да стучит в окно. (А. Фет.)
(Ласточки пропали)

3. Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё, ... везде.   (Ф. Тютчев)

(Есть в осени первоначальной)

4. Осень. Обсыпается весь наш ... сад.
Листья пожелтелые по ветру летят. (Алексей  Константинович  Толстой)
(Осень)

По итогам игры определяется группа, которая работа активнее и набрала больше правильных ответов.

Соединяют отрывки произведений с авторами и выразительно по памяти продолжают чтение.

По итогам задания группы проводят оценку своей деятельности.

Коллективная работа.

Регулятивные: осуществляют контроль,  и оценку своей деятельности.

Личностные: развивается самостоятельность, внимание, наблюдательность.

Коммуникативные: умеют   грамотно выражать свои мысли, воспроизводить по памяти заученные произведения, умеют вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

5 листочек.

Выразительное чтение  изученного произведения.

- Мы изучили много разных красивых произведений об Осени, и она хочет их послушать. Давайте  подуем на следующий листочек и узнаем очередное задание. (Слайд № 8).После выступления каждой группы проводится коллективное оценивание:

- Какая группа, на ваш взгляд, выступила лучше и почему?

Каждая группа самостоятельно выбирают стихотворение и читают его выразительно.

По итогам задания группы проводят оценку своей деятельности.

Фронтальная работа и групповая работа.

6 листочек.

«Театр одного актера»

- Осень очень рада вашей работе на уроке и она приготовила вам последнее задание. (Дети дуют на листочек. Слайд № 9.)

- Необходимо в каждой группе выбрать чтеца для выразительно чтения любого изученного  стихотворения наизусть. Обратите внимание на выразительность исполнения.

Выразительно чтение изученных произведений по данному разделу.

По итогам задания группа проводит оценку деятельности своего участника.

Индивидуальная работа.

V. Рефлексия.

- Вот и не осталось больше листочков, а значит, все задания мы с вами выполнили.

- А кто нам принёс листочки? (Осень). Зачем она их нам приносила? ( Чтобы проверить  какие произведения об осени мы изучили и как их знаем)

- Что вам больше всего понравилось  и запомнилось при изучении раздела «Люблю природу русскую. Осень»?

- Какие произведения вы запомнили из данного раздела и кто их авторы?

- Сегодня мы с вами работали группами и давайте посмотрим, как вы оценили работу своих групп. (Каждая группа выступает отдельно и комментирует свои результаты).По итогам урока самая активная группа получает золотой листочек.

Ответы на вопросы учителя.

Оценивание работы группы с помощью смайликов (каждый участник группы поднимает свой смайлик, а общий вывешивается на доску).

Фронтальная работа.

Коммуникативные: умеют  грамотно выражать свои мысли.

Регулятивные: осуществляют контроль и оценивание своей деятельности и деятельности участников группы.

Личностные: осознают важность полученных знаний; приобретают мотивацию к процессу учения.

VI. Домашнее задание.

- Мы изучили много произведений об осени.  На стр. 72-75 незаконченные произведения. Вам необходимо найти продолжение любого стихотворения на данных страницах и нарисовать к нему рисунок.

Запись домашнего задания в дневники.

Индивидуальная.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Начинается урок. Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давайте И на уроке не зевайте. Повернулись, оглянулись И друг другу улыбнулись. Поработаем мы дружно, Много нам освоить нужно. А для этого нужна… Тишина.

Слайд 3

Под ногами в листопад Листья жёлтые летят, А под листьями шуршат Шурм, Шуршиха и Ш уршонок- Папа, мама и ребёнок.

Слайд 4

Листо ди Уро пад Дож зки Лу жи Заморо жай Листопад Урожай Дожди Лужи Заморозки

Слайд 5

На кустах и деревьях пожелтела листва. По дорожкам ветер кружит сухие листья. По небу плывут серые тучи. Медленно кружась в воздухе, падают и падают с берез легкие, невесомые желтые кораблики. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити легкой паутины. Мелкий холодный дождь моросит весь день. Пролетают первые снежинки.

Слайд 6

На кустах и деревьях пожелтела листва. По дорожкам ветер кружит сухие листья. По небу плывут серые тучи. Медленно кружась в воздухе, падают и падают с берез легкие, невесомые желтые кораблики. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити легкой паутины. Мелкий холодный дождь моросит весь день. Пролетают первые снежинки.

Слайд 7

Вспомни и вставь пропущенные слова Где бодрый серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто всё, ................. везде. Осень. Обсыпается весь наш ................ сад. Листья пожелтелые по ветру летят. С вечера всё спится, на дворе темно, Лист .................. валится … Вянет и желтеет травка на лугах. Только зеленеет………..на полях. простор Ф. Тютчев бедный А. Толстой сухой А. Фет озимь А. Плещеев

Слайд 8

Выразительное чтение стихотворения всей группой (стр. 68-71).

Слайд 9

Учебник стр. 82 № 3. «Осень наступила…» А. Плещеев

Слайд 11

Используемые источники: http://festival.1september.ru/articles/561448/ http://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-1735 http://yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%BE%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%B8&lr=51 http://yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D1%89%D0%B8%D0%BD%D1%8B%20%D0%BE%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%B8&lr=51


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к итоговому уроку литературного чтения по теме "Люблю природу русскую.Зима" 2 класс

Презентация к итоговому уроку литературного чтения по теме "Люблю природу русскую.Зима" 2 класс УМК "Школа России"...

2 класс ОС Школа России» Литературное чтение Тема раздела: «Люблю природу русскую. Осень». Тема урока: Валентин Берестов «Хитрые грибы»

2 класс ОС Школа России»Литературное чтениеТема раздела: «Люблю природу русскую. Осень».Тема урока: Валентин Берестов «Хитрые грибы»...

Урок. Литературное чтение 2 класс "Люблю природу русскую. Зима. Зимние загадки. И.Бунин « Зимним холодом пахнуло …»"

Тема. Люблю природу русскую. Зима. Зимние  загадки.           И.Бунин   « Зимним холодом пахнуло …» Цель : позн...

Открытый урок по литературному чтению по теме: «Люблю природу русскую.Осень»

Открытый урок по литературному чтению по теме: «Люблю природу русскую.Осень»...

тест по литературному чтению по разделу "Люблю природу русскую.Осень" 2 класс "Школа России"

Материал содержит тест по разделу "Люблю природу русскую.Осень"...