Урок литературного чтения 4 класса на тему "Рассказ Н.С. Тихонова «Поединок»"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Тема: Рассказ Н.С. Тихонова «Поединок»

  "Цель: Прочитать и осмыслить рассказ Н.С. Тихонова «Поединок»

         Знать: про ВОВ

Понимать: главную мысль текста

Применять: уметь читать текст правильно и осознано. Отвечать на вопросы учителя, грамотно строя свою речь

Анализ: раскрыть главную мысль текста

Оценка: оценивать значимость (содержание) рассказа

Литература: Хрестоматия 4 класс 2 часть Воюшина М.П

Оборудование: презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_-_tihonov_poedinok.docx39.95 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Рассказ Н.С. Тихонова «Поединок» 

Цель: Прочитать и осмыслить рассказ Н.С. Тихонова «Поединок»

Знать: про ВОВ

Понимать: главную мысль текста

Применять: уметь читать текст правильно и осознано. Отвечать на вопросы учителя, грамотно строя свою речь

Анализ: раскрыть главную мысль текста

Синтез:

Оценка: оценивать значимость (содержание) рассказа

Литература: Хрестоматия 4 класс 2 часть Воюшина М.П.

Оборудование: презентация

Эскиз оформления доски    

 

Ход урока

1. Орг. момент
- Здравствуйте, ребята, меня зовут Ларина Юрьевна, и сегодня я проведу у вас урок чтения. Давайте проверим, что у вас должно лежать на парте (хрестоматия, тетрадка, пенал).
- Садитесь.

2. Вступительное слово
- На прошлом урок вы познакомились с рассказом Николай Тихонов "Поединок", который входит в сборник «Ленинградские рассказы». 
Скажите:
- Понравился ли вам рассказ?
- Кто главные герои рассказа? 

Слайд-1
- На фоне каких исторических событий происходит действие рассказа? (на фоне Великой Отечественной Войны)
-Правильно. А кто знает, даты ВОВ? (22 июня 1941 -  9 мая 1945).
-Вы, наверное, знаете, что наш город, тогда он назывался Ленинград, был в кольце блокады. 

Слайд-2
8 сентября 1945 фашисты захватили Ленинград. Они бомбили  дома, продовольственные склады, памятники архитектуры. Жителям города постоянно приходилось прятаться в бомбоубежищах. Каждый день сотни ленинградцев умирали  от голода, замерзали на улицах, погибали под бомбёжками.

Слайд-3
В окружение попало около 2 млн. людей города включая 400 тыс. детей. Продовольствие и топливные запасы были ограничены.

Слайд-4
12 сентября 1941 года открылась Дорога Жизни. По воде Ладожского озера водители, рискуя жизнью, в город везли продовольствия, а из города эвакуировали людей. Часто лед трескался под машинами, и они проваливались под лед. А ещё чаще немецкие летчики бомбили их. 

Слайд-5
Около 27 млн человек погибло, миллионы остались калеками и инвалидами, была уничтожена треть национального достояния. Блокада Ленинграда стала самой кровопролитной осадой в истории человечества. 
- Все то время, пока шла блокада, не замолкало ленинградское радио, где выступали поэты и писатели.

Слайд-6

Среди них был Николай Семенович Тихонов писатель, с которым вы познакомились на прошлом уроке, на этом мы будим продолжать с ним знакомиться. 
Николай Семенович Тихонов родился 22 ноября 1896 года в Санкт-Петербурге. 
Он рано начал писать стихи. Во время Великой Отечественной войны  писал очерки и рассказы, статьи и листовки, стихи и обращения для жителей блокадного Ленинграда. 
Поэт скончался в возрасте 82 лет  в Москве.
 Все события, вошедшие в книгу, произошли в нашем городе, поэтому сборник и называется "Ленинградские рассказы".

3. Словарно-лексическая работа
- При прочтении рассказа "Поединок" вы, наверное, сталкивались с трудными словами, давайте объясним их значения. Посмотрите на доску:

Слайд-7
пикировать (пике) - резко снижаться 
понапрасну – впустую - зря  извозчичий - от извозчик — человек управляющей лошадью
озирая – окидывать взглядом
неистово – очень громко
мундштук – металлический прибор для управления лошадью, часть которого вкладывается в рот лошади +Картинки 
ас – профессионал 
изнеможение – без сил
распростертая – открытая
ринулся – сорваться стремительно
презрение – ненависть
 
4. Физминутка
5. Повторное чтение по частям (Ученики)
- Давайте еще раз прочитаем текст. Откройте хрестоматию на стр. 74. Кто начнет?
Вопросы: 
1 часть – Почему летчику было необходимо «разбомбить этот поезд»? (поезд был с военным грузом)

             - Скажите, какой план по уничтожению поезда был у немецкого летчика? найдите в тексте ("Надо подождать, когда поезд приблизится к выходу на открытое пространство между двумя лесами, и разбомбить его спокойно и безошибочно")

            – Какие слова нам помогают понять, что летчик ведет охоту? ("добыча, ползет, надо подождать") 
             - Что летчик называл своей добычей? (поезд)
 
2 часть – Летчик следует своему плану. Но что идет не так? (он промахивается)
              - Посмотрите, второй раз происходит тоже самое. Летчик промахивается.
 
3 часть – Летчик начинает волноваться («он выругался»). Как он называет поезд? («неповоротливый длинный извозчичий состав») 

              - А автор? Кто найдет в тексте (неуловимый состав)

              - И в третий раз летчик промахивается, и бомбы пролетают мимо поезда.
              - Что дальше делает летчик? (он себя успокаивает: "Спокойствие")

 "Теперь мы поговорим всерьез" - Каму он это говорит? (он говорит сам с собой) 
и он начинает рассчитывать, не планировать, а рассчитывать. 

4 часть – Как вы понимаете слова: «Кто-то вынул из под него поезд»?
 
5 часть – Посмотрите 'летчик понял, что чья-то не менее упорная воля ему не уступает". И это не поезд, а кто это? (машинист) 

              - Какими словами характеризуется машинист? (У машиниста железный глаз, расчет точный»)

              - Обратите внимание, что здесь уже употребляется слово поединок. Как выдумаете почему? (потому что появляется машинист, и летчик понимает, что силы равны воспринимает его как равного и начинается уже не охота, а поединок)
 
6 часть -  Как описывает автор движение поезда? 

             - Сначала был холодный расчет уничтожить поезд, теперь, посмотрите он уже в ярости. Какие слова подтверждают это? ("Летчик был в поту, плевал в низ бросался в атаку, снова бросался в атаку") 
             -  И когда он был близок к цели, "Машинист дал ошибку", закончились бомбы.
 
7 часть – Почему обезумел летчик? (летчик осыпает пулеметом поезд, а в это время опять лес, поезд опять под защитой)
               - Почему летчик называет машиниста "страшным русским рабочим", а себя " мужественным асом"? 
 
8 часть – Поединок закончен. Русский машинист побелил. Но у летчика остался еще один шанс: безумие остановить безумием? Что это значит? Как вы это понимаете? (уничтожить поезд и машиниста ценой своей жизни – пойти на таран).
             - Дрожь прошла по спине машиниста. Он вспоминает далекую вестфальскую осень. И он понимает, что не хочет терять эти воспоминания. 
             - Почему летчик с любопытством и ненавистью прошел над поездом?

             - Почему именно с этими чувствами?
             - Чем заканчивается поединок? (последний абзац)
 
6. Обобщающая беседа
 - Вспомните, кем себя считал летчик? (асам) Можем ли мы асом назвать русского машиниста? Подтвердите словами текста?

_ Можем ли мы сказать, что в лице русского машиниста автор олицетворяет героизм русского народа участвовавшего в ВОВ? Как мы можем это доказать? (мужественный, целеустремленный - победа)
- Сейчас мы с вами попробуем составить синквейн на тему: «Поединок» . Кто знает, что это такое? Синквейн - своего рода стихотворение. С фр. Оно, кстати, так и переводится «стихотворение, состоящее из пяти строк». стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.
1 строка – заголовок, ключевое слово (поединок)
2 строка – два прилагательных (опасный, страшный)
3 строка – три глагола (уничтожать, сражаться, противостоять)
4 строка – фраза, несущая определенный смысл(борьба двух противников и соперников)
5 строка – синоним, вывод, существительное (Бой(Дуэль)) 
 
-А теперь давайте, нарисуем иллюстрацию к рассказу. 
7. Д/З
- Откройте свои дневники, запишите домашнее задание стр. 79 в хрестоматии читать.


2. Вступительное слово
- На прошлом урок вы познакомились с рассказом Николай Тихонов "Поединок", который входит в сборник «Ленинградские рассказы». 
Скажите:
- Понравился ли вам рассказ?
- Кто главные герои рассказа? 

Слайд-1
- На фоне каких исторических событий происходит действие рассказа? (на фоне Великой Отечественной Войны)
-Правильно. А кто знает, даты ВОВ? (22 июня 1941 -  9 мая 1945).
-Вы, наверное, знаете, что наш город, тогда он назывался Ленинград, был в кольце блокады. 

Слайд-2
8 сентября 1945 фашисты захватили Ленинград. Они бомбили  дома, продовольственные склады, памятники архитектуры. Жителям города постоянно приходилось прятаться в бомбоубежищах. Каждый день сотни ленинградцев умирали  от голода, замерзали на улицах, погибали под бомбёжками.

Слайд-3
В окружение попало около 2 млн. людей города включая 400 тыс. детей. Продовольствие и топливные запасы были ограничены.

Слайд-4
12 сентября 1941 года открылась Дорога Жизни. По воде Ладожского озера водители, рискуя жизнью, в город везли продовольствия, а из города эвакуировали людей. Часто лед трескался под машинами, и они проваливались под лед. А ещё чаще немецкие летчики бомбили их. 

Слайд-5
Около 27 млн человек погибло, миллионы остались калеками и инвалидами, была уничтожена треть национального достояния. Блокада Ленинграда стала самой кровопролитной осадой в истории человечества. 
- Все то время, пока шла блокада, не замолкало ленинградское радио, где выступали поэты и писатели.

Слайд-6

Среди них был Николай Семенович Тихонов писатель, с которым вы познакомились на прошлом уроке, на этом мы будим продолжать с ним знакомиться. 
Николай Семенович Тихонов родился 22 ноября 1896 года в Санкт-Петербурге. 
Он рано начал писать стихи. Во время Великой Отечественной войны  писал очерки и рассказы, статьи и листовки, стихи и обращения для жителей блокадного Ленинграда. 
Поэт скончался в возрасте 82 лет  в Москве.
 Все события, вошедшие в книгу, произошли в нашем городе, поэтому сборник и называется "Ленинградские рассказы".


3. Словарно-лексическая работа
- При прочтении рассказа "Поединок" вы, наверное, сталкивались с трудными словами, давайте объясним их значения. Посмотрите на доску:

Слайд-7

мундштук – металлический прибор для управления лошадью, часть которого вкладывается в рот лошади +Картинки 
4. Физминутка
5. Повторное чтение по частям (Ученики)
- Давайте еще раз прочитаем текст. Откройте хрестоматию на стр. 74. Кто начнет?
Вопросы: 
1 часть – Почему летчику было необходимо «разбомбить этот поезд»? (поезд был с военным грузом)
             - Скажите, какой план по уничтожению поезда был у немецкого летчика? найдите в тексте ("Надо подождать, когда поезд приблизится к выходу на открытое пространство между двумя лесами, и разбомбить его спокойно и безошибочно")
            – Какие слова нам помогают понять, что летчик ведет охоту? ("добыча, ползет, надо подождать") 
             - Что летчик называл своей добычей? (поезд)
2 часть – Летчик следует своему плану. Но что идет не так? (он промахивается)
              - Посмотрите, второй раз происходит тоже самое. Летчик промахивается.
3 часть – Летчик начинает волноваться («он выругался»). Как он называет поезд? («неповоротливый длинный извозчичий состав») 
              - А автор? Кто найдет в тексте (неуловимый состав)
              - И в третий раз летчик промахивается, и бомбы пролетают мимо поезда.
              - Что дальше делает летчик? (он себя успокаивает: "Спокойствие")
 "Теперь мы поговорим всерьез" - Каму он это говорит? (он говорит сам с собой) 
и он начинает рассчитывать, не планировать, а рассчитывать. 
4 часть – Как вы понимаете слова: «Кто-то вынул из под него поезд»?
5 часть – Посмотрите 'летчик понял, что чья-то не менее упорная воля ему не уступает". И это не поезд, а кто это? (машинист) 
              - Какими словами характеризуется машинист? (У машиниста железный глаз, расчет точный»)
              - Обратите внимание, что здесь уже употребляется слово поединок. Как выдумаете почему? (потому что появляется машинист, и летчик понимает, что силы равны воспринимает его как равного и начинается уже не охота, а поединок)
6 часть -  Как описывает автор движение поезда? 
             - Сначала был холодный расчет уничтожить поезд, теперь, посмотрите он уже в ярости. Какие слова подтверждают это? ("Летчик был в поту, плевал в низ бросался в атаку, снова бросался в атаку") 
- и когда он был близок к цели, "Машинист дал ошибку", закончились бомбы.
7 часть – Почему обезумел летчик? (летчик осыпает пулеметом поезд, а в это время опять лес, поезд опять под защитой)
- Почему летчик называет машиниста "страшным русским рабочим", а себя " мужественным асом"?


8 часть – поединок закончен. Русский машинист побелил. Но у летчика остался еще один шанс: безумие остановить безумием? Что это значит? Как вы это понимаете? (уничтожить поезд и машиниста ценой своей жизни – пойти на таран).
- Дрожь прошла по спине машиниста. Он вспоминает далекую вестфальскую осень. И он понимает, что не хочет терять эти воспоминания. 
Почему летчик с любопытством и ненавистью прошел над поездом? Почему именно с этими чувствами?
Чем заканчивается поединок? (последний абзац)

6. Обобщающая беседа
 - Вспомните, кем себя считал летчик? (асам) Можем ли мы асом назвать русского машиниста? Подтвердите словами текста?

_ Можем ли мы сказать, что в лице русского машиниста автор олицетворяет героизм русского народа участвовавшего в ВОВ? Как мы можем это доказать? (мужественный, целеустремленный - победа)
- Сейчас мы с вами попробуем составить синквейн на тему: «Поединок» . Кто знает, что это такое? Синквейн - своего рода стихотворение. С фр. Оно, кстати, так и переводится «стихотворение, состоящее из пяти строк». стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.
1 строка – заголовок, ключевое слово (поединок)
2 строка – два прилагательных (опасный, страшный)
3 строка – три глагола (уничтожать, сражаться, противостоять)
4 строка – фраза, несущая определенный смысл(борьба двух противников и соперников)
5 строка – синоним, вывод, существительное (Бой(Дуэль)) 
-А теперь давайте, нарисуем иллюстрацию к рассказу. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение  класс,"Школа России"...