Сочинение по серии картинок
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Мишина Любовь Ивановна

Цель и задачи урока:

     1. Формирование умения устанавливать последовательность действий при подготовке к сочинению.

     2. Формирование умения рассматривать картинки и раскрывать содержание картинок в письменном тексте.

     3. Формирование умения выделять части в тексте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sochinenie_po_serii_kartinok.docx17.17 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи. 4 класс.

Тема: Сочинение по серии картинок

Цель и задачи урока:

     1. Формирование умения устанавливать последовательность действий при подготовке к сочинению.

     2. Формирование умения рассматривать картинки и раскрывать содержание картинок в письменном тексте.

     3. Формирование умения выделять части в тексте.

Оборудование: презентация.

                                     Ход урока:

1.Постановка учебной задачи.

     -Ребята, давайте вспомним, чем мы занимались на прошлом уроке?

( Писали изложение)

     - Что вам помогало правильно, поэтапно написать изложение?

( План работы)

     - Посмотрите на доску. Вы видите картинки. Как вы думаете, какое задание  будете сегодня выполнять?

( Составлять по картинкам рассказ)

2.  Восстановление деформированного плана работы. Работа в группах.

     - Определим порядок  работы. Для чего нужен нам план работы?

( План работы отражает нашу работу)

     - Прочитайте памятку.                        

 Памятка №1

 1. Определю части.

 2. Выделю в них главное и озаглавлю.

 3. Рассмотрю картинки. Выделю  события, которые буду описывать.

 4. Обращаю внимание на структуру и оформление предложений.         5.Найду слова с изученными орфограммами, подумаю, как объяснить их написание.

 6. Продумаю содержание вводной, основной, заключительной частей текста.

  7. Подумаю, какие слова можно употребить, чтобы описание было точным и ярким.

   8. Напишу сочинение, проверю.

 ( Памятка, т.е. порядок  работы, составлен неверно)

     - Ребята, работаете в группах по четыре человека, будем устанавливать правильную последовательность работы.

     (При восстановлении деформированного плана работы учащиеся обосновывают необходимость и последовательность каждой операции.)

     - Почему первым пунктом плана работы мы должны рассмотреть картинку, выделить события?

( Чтобы знать, о чём или оком будет речь)

     - А почему следующим пунктом будет подбор слов, предложений?

( Знать, что писать и как писать)

     - Почему следующим пунктом определяем части текста, продумываем содержание вводной, основной и заключительной частей текста?

( Чтобы знать с чего начинать писать, чтобы рассказ получился последовательным, чтобы текст был законченным)

     - А почему следующее действие: выделяю в частях главное и озаглавливаю, т.е. (план сочинения).

( Чтобы всё рассказать по порядку, ничего не пропустить)

     - Почему следующим пунктом будет: обращаю внимание на структуру и оформление предложений. Найду слова с изученными орфограммами, подумаю, как объяснить их написание.

( Чтобы предложения были правильно оформлены, чтобы грамотно написать текст.)

     - Зачем после написания сочинения мы должны обязательно проверить работу?

( Мы увидим, получился ли у нас текст, проверим написание текста)

     - Читаем памятку №2, сравниваем с памяткой №1.

(Памятка №2 -  это последовательность нашей работы)

                                             Памятка №2

     1. Рассмотрю картинки. Выделю события, которые буду описывать.

     2. Подумаю, какие слова можно употребить, чтобы описание было точным и ярким.

     3. Определю части.  

    4. Продумаю содержание вводной, основной, заключительной частей текста.

     5. Выделю в них главное и озаглавлю (план сочинения).

     6. Обращаю внимание на структуру и оформление предложений.

     7.Найду слова с изученными орфограммами, подумаю, как объяснить их написание.

     8. Напишу сочинение, проверю.

     

3. Рассматривание картинок. Определение темы и основной мысли текста.

     - Рассмотрите картинки. О чём будет рассказ?

( О том, как спасли рыбаков на льдине)

     - Верно. А что главное хотел сказать автор?

( Людей не оставили в беде)

     - Что мы определили?

( Тему и основную мысль)

     - Давайте подберём заголовок. Что в нём должно быть отражено?

( Тема)

     - Как можно озаглавить рассказ?

( Спасение рыбаков. Рыбалка на льдине. Опасная рыбалка. Помощь пришла.)

    -Какие заголовки отражают тему? ( Спасение рыбаков)

- Какие заголовки отражают главную мысль?  

 (Помощь пришла)

4. Составление плана текста.

     - Что поможет нам представить весь текст полностью и вспомнить все главные моменты при его описании?

( План сочинения)

     - Подумайте, что могло произойти до того момента, который изображён на картинке?

(Дед с внуком собираются на рыбалку)

     - В какой части можно рассказать об этом?

(  Во вводной)

     - Составьте предложения для вводной части. Можно пользоваться опорными словами. Дайте мальчику имя.

( Дед и внук Максим давно мечтали о рыбалке. Наступил долгожданный день, и они стали собираться. Погода была прекрасная. Максим был очень счастлив, что сбылась его мечта)

     - Как озаглавим эту часть?

( Долгожданная рыбалка. Сборы на рыбалку.)

Учитель записывает заголовок на доске.

     - Скажите, что подсказывают нам картинки, какую роль они могут выполнять?( Правильно. Роль плана могут выполнять картинки.)

    - Как  называется следующая часть? ( Основная часть)     

     - О чём будем рассказывать в основной части? ( О событиях, которые изображены на рисунках)

     - Рассмотрите первую картинку. Скажите, что на ней происходит? (Максим с дедом ловят рыбу)

     - Как озаглавим эту часть? ( Первый улов)

 Учитель записывает заголовок на доске.

     - Рассмотрите второй рисунок. Как дальше развивались события?

( Льдина треснула, и рыбаков унесло в море)

     - Скажите, что почувствовали рыбаки? ( Рыбаки очень испугались.)

     - Как это показал художник?  ( У них испуганное выражение лиц, открыты рты, словно они кричат, дед выронил со страха удочку)

     - Теперь озаглавим эту часть, чтобы выделить главное. ( Льдина треснула. Страшное несчастье. Рыбаков унесло в море.)

Учитель записывает заголовок на доске.

     - Что случилось дальше? ( Диму с дедом спас вертолёт)

     - Может ли эта часть быть заключительной? Озаглавьте эту часть.

(Чудесное спасение)

Учитель записывает заголовок на доске.

     - Для чего нам нужен план?  ( Чтобы вспомнить главные моменты сочинения; чтобы события излагать по порядку)

     - Посмотрите на доску, что у нас получилось?

                                       План

1. Сборы на рыбалку.

2. Первый улов.

3. Рыбаков унесло в море.

4. Чудесное спасение.

     - Сколько у нас получилось частей по плану? ( Четыре)

     - Как отделить одну часть от другой? ( Писать с красной строки)

5. Орфографическая подготовка.

     - Подготовьтесь написать сочинение грамотно:

  • найдите слова с проверяемыми безударными гласными. Подберите проверочные слова;  
  • прочитайте слова и  запомните, как они пишутся;

 6. Запись текста.    

     -Напиши заглавие.

     - А теперь молча, готовимся к записи. Ещё раз рассматриваем картинки и приступаем к работе.

    - Проверьте грамотность  написанного.

7. Итог урока.

    - Чему учились на уроке?

( Устанавливать план работы; составлять план сочинения по сюжетным картинкам.)

    - Расскажите, как пользовались памяткой ( планом работы) ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Сочинение по серии картинок 2 класс

Сочинение "Друзья птиц" по серии картинок, 2 класс, "Школа 2100"...

Сочинение по серии картинок "Друзья птиц"

Готовый урок.Сочинение по серии картинок с использование ЦОР проходит более успешно. Прилагается подробный конспект урока. Презентация к разработке Щёголевой Г.С....

Сочинение по серии картинок (И. Радлов «Находчивые лягушата»)

Конспект занятия по развитию речи младших школьников...

Сочинение по серии картинок "Дружок"

Материал для работы над формированием умения писать сочинение по серии картинок....

Методическая разработка урока развития речи сочинение по серии картинок: « Как спасали рыбаков"

   Развитие речи – важнейшая задача обучения родному языку. Речь – основа всякой умственной деятельности. Включение в систему развития связной речи работы над изложением и...