ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ «33 СТУПЕНИ К УСПЕХУ» АВТОРА САВЕЛЬЕВОЙ В.В. ОТЧЁТ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ.
статья по чтению на тему

Савельева Вера Викторовна

В отчёте по теме самообразования представлена методика работы по авторскому пособию "33 ступени к успеху", где собраны игры-упражнения, которые способствуют развитию  навыков правильного, беглого, сознательного чтения, развивают память и  внимание. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ «33 СТУПЕНИ К УСПЕХУ» АВТОРА САВЕЛЬЕВОЙ В.В. ОТЧЁТ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ.

Савельева Вера Викторовна, учитель начальных классов МБОУ гимназии «Пущино»

По данным различных исследований затруднения в обучении по тем или иным причинам испытывают от 15% до 40% учащихся начальных классов общеобразовательной школы.

Как же решить школьные проблемы в кратчайшие сроки? На этот вопрос пытается ответить каждый учитель начальных классов. На протяжении нескольких я работала над темой  «Дифференцированный подход в работе со слабоуспевающими детьми». Я изучала теоретический материал по этой теме, проводила исследовательскую работу.

Хочу представить Вашему вниманию результат своей работы над темой по самообразованию.

Читательские навыки сегодняшних школьников вызывают серьёзную тревогу у педагогов и родителей. Нарушения при чтении  учащихся начальной школы оказывают отрицательное влияние на весь процесс обучения.

Коррекция нарушений требует целенаправленной и кропотливой работы педагогов, родителей и логопедов.

Процесс чтения включает в себя сложнейшие психофизиологические механизмы организации внимания, произвольной регуляции и контроля деятельности, артикуляции, слухового, звуко-буквенного и фонемного анализа, зрительно-пространственного восприятия, зрительной и слуховой памяти и др.

Существует множество причин, объясняющих трудности при обучении чтению:

  • несформированность процесса синтеза звуковых элементов;
  • неустойчивость произвольного внимания;
  • несформированность процессов зрительного анализа;
  • индивидуальные особенности темперамента;
  • инертность нервных процессов;
  • недостатки в артикуляции;
  • недостаточность развития антиципации (догадки);
  • малый объём кратковременной памяти;
  • недостаточно развитое поле чтения;
  • неразвитость периферийного зрения.

Анализируя причины трудностей при обучении чтению, у меня возник замысел в создании такого универсального пособия по развитию техники чтения в начальной школе, которое помогло бы каждому ученику справиться с проблемами по чтению в кратчайшие сроки. За основу моей авторской книги «33 ступени к успеху» были положены игры-упражнения, так как для младшего школьника  игра имеет  исключительное значение: игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания.

Чтобы  процесс  обучения чтению был интересным, познавательным и нескучным для обучающихся, я сочла нужным разнообразить работу различными играми-упражнениями, которые помогают превратить сложный процесс чтения в интересную игру.

Дидактическое пособие прошло апробацию в течение нескольких лет. В апробации принимали участие только те дети, которые испытывали трудности при обучении чтению. Результаты исследования показали, что качество чтения у детей, работающих по пособию, значительно повышается уже в течение  первых 20 дней: ребёнок делает меньше ошибок, скорость чтения   увеличивается от 15 до 40 слов, повышается интерес к чтению.

К дидактическому пособию  прилагается аннотация,  пояснительная записка, результаты апробации. Рецензентом пособия является кандидат филологических наук Шармар С.В. Пособие рекомендовано ГМС города Серпухова к использованию в общеобразовательных школах. Книга есть в главных 16 библиотеках РФ, имеет международный номер и соответствующие индексы.

         Игры-упражнения, собранные в пособии,  полностью соответствуют установленным требованиям и могут быть использованы только под контролем и руководством взрослых в школе и дома.

Игры-упражнения пособия «33 ступени к успеху» способствуют развитию  навыков правильного, беглого, сознательного чтения, развивают память, внимание. Они способствуют формированию универсальных учебных действий:  регулятивных, познавательных (общеучебных,  логических).

Методическое требование к работе с пособием:  постепенное движение от одной  ступени к другой. Книгу можно использовать только для индивидуальной работы с ребёнком во внеурочное время.

Каждый ребёнок в своём развитии индивидуален. Поэтому допускается прохождение одной ступени не за один день, а за несколько. Минимальное время занятий, на которое рассчитано пособие 33 дня. Но если необходимо, то время занятий может быть увеличено на необходимое. Из практики замечено, что максимальное время прохождения 1 ступени обычно составляет 4 дня.

Для удобства  пользования в книге имеется «Таблица успеха», где взрослый фиксирует этапы продвижения по ступеням (дата, страницы).

Какие условия предъявляются при работе с пособием?

  • Работать ежедневно.
  • Рекомендовано заниматься по пособию ежедневно в течение 25-30 минут.
  • Ребёнок должен заниматься  только со взрослым.
  • Никогда нельзя начинать заниматься с ребёнком в плохом настроении.
  • Необходимо ориентировать ребёнка только на успех. Чаще хвалить его, говорить «У тебя всё получится. Я верю в тебя!».

Необходимо отмечать рост, сравнивать сегодняшние результаты со вчерашними, радоваться каждому шагу вперёд, каждому успеху.

Задания игр-упражнений подобраны по принципу усложнения: слог-слово-предложение-текст. В основном, используются короткие рассказы Л.Н.Толстого, В. В. Бианки, Г. А. Скребицкого, И.С. Соколова-Микитова и др. писателей. В книге много интересных текстов, которые повествуют об истории изобретений.

Каждая страничка пособия построена по следующему принципу: верхняя часть - для чтения ребёнком, а нижняя часть страницы – пошаговая инструкция для взрослых.

Обычный шрифт  взрослый читает про себя, а то, что выделено курсивом, он произносит вслух  для  ребёнка. Родителям не обязательно иметь педагогическое образование, чтобы помочь своему ребёнку читать лучше. Для занятий по пособию потребуются лишь песочные часы, карандаш.

«33 ступени к успеху» - некий инструмент,  который зазвучит и в руках профессионалов, и  тех, кто не имеет педагогического образования, но очень хочет сделать своего ребёнка успешным.

Наиболее ценным  это пособие является для детей с неустойчивым вниманием, пониженным интересом к чтению.

Использование пособий «33 ступени к успеху» выступает гарантом успешной учебной деятельности  младших школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

отчёт по теме самообразования

Тема "Развитие речевых умений и навыков на уроках литературного чтения в условиях личностно-ориентированного обучения"Отчёт представлен в виде поэтапной работы ежегодно....

отчёт по теме самообразования

Данный материал содержит отчёт по теме самообразования " Формирование познавательной активности первоклассников через внеурочную деятельность"   и презентацию к нему.  Отчёт  предс...

Отчёт по теме самообразования."Применение деятельностного метода на уроках математики в начальной школе"

Отчет по теме самообразования "Применение деятельностного метода обучения в начальной школе на уроках математики в рамках УМК "Школа-2100" (из опыта работы)...

"Создание оптимальных условий для развития творческих способностей учащихся в различных видах деятельности" Отчёт по теме самообразования

«Создание оптимальных условий для развития творческих и индивидуальных способностей учащихся в различных видах деятельности»...

Использование дидактических пособий системы «Спектра» в начальной школе

Использование дидактических пособий системы «Спектра» в начальной школе...

Использование дидактических пособий на логопедических занятиях

Способность видеть орфограммы – это необходимое условие для овладения орфографическими нормами, для успешного применения правил требуется сложная работа всех функций головного мозга. Для м...