"В чем счастье?"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Афандерова Елена Юрьевна

Сравнительный анализ жизни и творчества Л.Н.Толстого и чувашского педагога-просветителя И.Я.Яковлева

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_chem_schaste.docx27.33 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 4 классе на тему «В чем счастье?»

(Сравнительный анализ жизни и творчества Л.Н.Толстого и чувашского педагога-просветителя И.Я.Яковлева)

1. Самоопределение к  деятельности.

Я рада приветствовать  вас сегодня на уроке литературного чтения.  Давайте вместе прочитаем стихотворение на слайде.

Литературное чтение – прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк.

Будь  это стих или рассказ,

 Мы учим их, они учат нас.

Литературное чтение, действительно, прекрасный урок  и из строк литературных произведений мы постараемся извлечь много полезного.

2.. Определение темы и цели урока.

Ребята,  перед вами ребус.  Угадайте его.

Отгадка - СЧАСТЬЕ

Ваши ассоциации со словом «счастье». (  Что вы подразумеваете, когда слышите слово «счастье»?)

 На доске рисую кластер «счастье»

Попробуйте сформулировать тему урока в  соответствии с угаданным словом и вашими ассоциациями.

Тема урока «В чем счастье?»

Значит, что  мы должны сделать  на уроке исходя из его темы.

- Мы должны ответить на вопрос.

Поскольку, у нас урок литературного чтения мы через литературные произведения попробуем ответить на этот вопрос.

3. Актуализация знаний.

Вашему вниманию я предлагаю отрывки из произведений. Ваша задача по заданному отрывку угадать его название и автора. Работаем в парах.

Есть у нас большой красный петух. Каждый раз ровно в полдень взлетает он на телегу и громко поет: «Кука-ре-ку-у!» Голос  у него прям заслушаешься, хвост –загляденье, колесом.  Гребешок у петуха большой, ноги мохнатые и, шпоры длиннющие.

А ваш петух каков?

Название произведения________________

Автор_______________________

С тех  пор собачка жила в одной клетке со львом.  Лев не трогал  ее, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней.

Название произведения________________

Автор_______________________

Давайте проверим, что у вас получилось.

Дети зачитывают отрывки, названия произведений и называют автора.

Что вы знаете о Л.Н.Толстом? Какие произведения Л.Толстого вы читали?

 ( Я вывешиваю портрет Толстого Л.Н.)

А что вам известно об И.Я.Яковлеве?

(Вывешиваю портрет И.Я.Яковлева)

Как вы думаете, что у них общего?

Вот несколько книг, где собраны их произведения для детей. В библиотеке вы можете взять эти книги и почитать.

4. Работа над раскрытием темы.

Итак, ребята,  сегодня на уроке попробуем раскрыть секрет счастья Льва Толстого и Ивана Яковлевича Яковлева через их биографии и некоторые произведения.

И сейчас мы поиграем в игру «Биографическое лото».

Вам знакома игра «лото»?

  • Лото- игра на особых картах с номерами, которые закрываются фишками или картинками.

Что значит «биографическое»?

Давайте познакомимся с правилами игры: перед вами таблица, изучим ее. Прочитайте верхнюю строку таблицы, первый столбец. Все ли здесь понятно? Как понимаете словосочетание «педагогическая и просветительская деятельность».

Теперь я вам раздаю карточки, вы их внимательно и вдумчиво читаете и заполняете таблицу этими карточками. Время на выполнение задания – 3 минуты.

Работа в группах.

Л.Н.Толстой

И.Я.Яковлев

Годы жизни

1828-1910

1848-1930

Рождение

Родился 9 сентября 1828 года в имении Ясная Поляна Тульской губернии. По своему происхождению принадлежал к знаменитому роду.

Родился 25 апреля 1848 года в селе Кошки-НовотимбаевоТетюшского района Республики Татрстан.

Воспитание

Мама умерла, когда ему было 1,5 (полтора) года, а отец через 7 лет. Воспитывала детей дальняя родственница Татьяна  Александровна Ергольская.

Отец умер до рождения сына, матери не стало на третий день после его появления на свет.  Мальчика воспитывали соседи.

Педагогическая и просветительская деятельность

Он был богат, но не отворачивался от бедных крестьянских ребятишек. И когда ему исполнилось 22 года, решил открыть в своем имении  школу для бедных необразованных детей. Он объявил, что школа бесплатная. Помог устроить более  20 школ в окрестностях Ясной Поляны. Не было книг для детского чтения, поэтому для обучения крестьянских детей написал рассказы, басни, сказки и поместил их в одну большую  книгу «Азбуку».(18…)

Поступил он в гимназию и после долгих размышлений 28 октября 1868 года открыл в Симбирске  чувашскую школу. На тот момент ему было 20 лет. В 1871 году им была создана новая чувашская письменность. Издается «Букварь» (19..). Он не только создал чувашскую письменность и литературный язык, но и был писателем, выдающимся мыслителем, переводчиком, издавал книги и распространял  их. Им открыто 400 школ в разных селениях с преподаванием  на родном языке.

Произведения для детей

Филипок.

Птичка.

Косточка.

Лев и собачка.

Акула.

Прыжок.

Лгун.

Девочка и грибы.

Два товарища.

Дойная корова.

Ворон и лисица.

Петух.

Сармандей.

Кнут.

Калач.

Пустая обида.

Мое раскаяние.

Лгун.

Ворона и лисица.

Мышь.

Дойная корова.

Хведер.

Отношение к труду

Все время трудился. Он пахал землю, косил траву, пилил дрова, строил избы, шил сапоги. Считал, что всякий труд полезен и нужен.

Пас лошадей, бороновал поле, жал рожь.

  • Ребята, давайте проверим, что у нас получилось.
  • Сосчитайте, сколько лет жили Толстой и Яковлев?
  • Что можете сказать об их воспитании?
  • Что интересного узнали из раздела «педагогическая и просветительская деятельность»?
  • Как они относились к труду?
  • Вы обратили внимание, что названия некоторых произведений совпадают. Как вы думаете, почему?

Дети проговаривают.

А теперь, переверните карточки. У вас должны получиться 2 сюжетные картинки из произведений Толстого и Яковлева, с которыми мы сегодня познакомимся.

Но прежде после такой кропотливой и серьезной работы давайте отдохнем. Встали все.

Физкультминутка для глаз. Следим глазами за солнышком.

5. Физкультминутка для глаз.  

(Я во время физкультминутки раздаю листы с произведениями)

6. Дальнейшая работа над темой.

Ребята, пред вами басня Льва Толстого «Садовник и сыновья». Я предлагаю вам послушать аудиозапись, вы можете следить по вашим листам. Ваша задача – внимательно слушать басню.

А) Прослушивание аудиозаписи басни Толстого «Садовник и сыновья» с последующим  обсуждением.

- О ком шла речь в басне Толстого?

-Кто такой садовник?

- Почему садовник оставил сыновьям такое напутствие?

-Как вы думаете,  какова главная мысль басни?

- Какая из данных пословиц  отражает главную мысль басни?

  • Работай до поту, так и поешь в охоту.
  • Терпенье и  труд все перетрут.
  • Счастье не в богатстве, а в труде.
  • Где охота и труд, там поля цветут.

А теперь познакомимся с рассказом И.Я.Яковлева «Калач». Читать будем по цепочке.

Б)  Чтение и обсуждение рассказа И.Я.Яковлева «Калач»

1) чтение цепочкой

2) – Кто главные герои рассказа?

-Что такое калач?

- В какой русской пословице вы встречали это слово?

-Почему рассказ назван именно так?

-В каком предложении заключена главная мысль рассказа.

- Какая пословица подходит к данному  рассказу?

- Что общего в этих произведениях?

Д. Главные герои – отец и сыновья; отец и сын. Главная мысль похожа.

-Как вы думаете,  главные герои произведений стали счастливыми?

-Что принесло им счастье?

- Значит, в чем счастье?

Д. Счастье в труде.

-Давайте, еще раз вернемся  к  И.Я.Яковлеву и Л.Н.Толстому и узнаем, что они говорили о труде.

Уважать можно того человека, который всю жизнь трудится.

Л.Н.Толстой

Верьте в силу мирного труда и любите его.

И.Я.Яковлев

- Итак, какая была тема урока?

- Мы ответили на вопрос?

(Значит мы с вами раскрыли тему урока).

6. Задание на дом.

Теперь перейдем к домашнему заданию. Перед вами известная вам русская поговорка, читаем ее хором.

Домашнее задание на ваш выбор.

- Хочешь есть калачи – не сиди на печи.

  1. Придумайте свою историю, в которой главной мыслью были бы слова из этой поговорки.
  2. Нарисуйте сюжетную картинку, иллюстрирующую поговорку.
  3. Подберите 5 пословиц на чувашском языке, близкие по смыслу данной поговорке.

7.Подведение итогов урока. Рефлексия

Вернемся к стихотворению, с которого  начали урок.

-Что полезного было в рассказах?

-Чему они нас научили?

Соберите слово из названий произведений Л.Толстого  и И.Яковлева, которое будет ключевым для оценки вашего труда на уроке.

  1. Мышь.
  2. Мое раскаяние.
  3. Калач.
  4. Пустая обида.
  5. Два товарища.
  6. Отец и сыновья.
  7. Садовник и сыновья.

Ключевое слово – «МОЛОДЦЫ»

Ребята, вы все молодцы. Очень хорошо поработали. Спасибо за урок.

-На память о сегодняшнем уроке хочу подарить вашему классу  завещание И.Я.Яковлева детям. Думаю, что вы будете руководствоваться в своей жизни этим завещанием.

 И книгу Л.Толстого, в рассказах которого вы будете  искать  и находить ответы на многие жизненные вопросы.

А каждому из вас я дарю ручки. Пишите красиво, трудитесь много. И поверьте мне, вы тоже будете счастливы.