Главные вкладки

    Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса на 2016 - 2017 учебный год
    рабочая программа по чтению (2 класс) на тему

    Паршина Татьяна Петровна

    Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов. Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью правдой и т.д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл literaturnoe_chtenie.docx49.84 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное  автономное  общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа №24»

                 Рассмотрено и рекомендовано                                                                                                                    Утверждено  приказом

               к  утверждению                                                                                                                                                 по  МАОУ  СОШ №24

              педагогическим  советом                                                                                                                               от «26»  08. 2016г. №   430 - од    

              протокол №1                                                                                                                                                    Директор  ____________В. А. Дегтярёв

             от  «26»  08.2016г.

    Рабочая  программа

    по литературному чтению

    для  2 класса  

    на 2016 - 2017 учебный год

    Составила Паршина Т. П.

    2016

    1. Содержательные линии учебного предмета, курса.

    Виды речевой и читательской деятельности

    Аудирование

    Умение адекватно воспринимать на слух звучащую речь: чтение текста вслух учителем и одноклассниками, высказывания собеседников, адресованные себе вопросы. Понимание смысла звучащей речи: выделение её цели и смысловых доминант, удержание обсуждаемого аспекта, способность отвечать на вопросы по её содержанию и задавать собственные вопросы.

    Чтение вслух

    Укрепление мотива чтения как основы для перехода от слогового чтения к чтению целыми словами, а также постепенного увеличения скорости чтения. Формирование мотива читать вслух в процессе чтения по ролям и чтения по цепочке, а также участия в инсценировках и драматизациях. Освоение особенностей выразительного чтения ( от чтения отдельных предложений с интонационным выделением знаков препинания на начальном этапе до понимания не только сюжетных, но и жанровых требований и ограничений самого читаемого текста (лирическое стихотворение читается не так, как былина, а гимн – не так, как колыбельная песенка или прибаутка) и осознанный выбор подходящих к случаю интонации, тона, пауз, логических ударений).

    Чтение про себя

    Умение самостоятельно читать текст небольшого объёма с разными целями: для составления общего впечатления в рамках ознакомительного чтения;

    для составления общего представления о содержании отдельных глав учебника, детских книг и популярных детских журналов в рамках просмотрового чтения;

    для привлечения уже пройденного материала в новый контекст в рамках повторного просмотрового чтения;

    для выяснения существенных подробностей текста в рамках изучающего чтения. Умение находить в изучаемом тексте необходимые сведения, а также умение находить в словарях нужные словарные статьи и извлекать из них требуемую информацию в рамках выборочного чтения.

    Говорение

    Освоение разновидностей монологического высказывания: в форме краткого или развёрнутого ответа на вопрос; в форме передачи собственных впечатлений от текста или живописного произведения, а также передачи жизненных наблюдений и впечатлений; в форме доказательного суждения с опорой на текст (зачитывание нужного места в тексте).

    Освоение особенностей диалогического общения: умение слушать высказывания собеседника и выражать к ним своё отношение (согласие/несогласие). Умение спорить, опираясь на содержание текста, а не на собственные эмоции.

    Этическая сторона диалогического общения – использование норм речевого этикета и воспитание сострадательного отношения к проигравшей в споре стороне – рассматривается системно на занятиях по развитию речи в рамках уроков русского языка.

    Письмо (культура письменной речи)

    Освоение жанра письма в процессе предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря»:

    умение самостоятельно заполнить два конверта (адресата и адресанта), использовать формулы вежливости в начале и в конце письма;

    отвечать на вопросы учебника и выполнять творческие задания (специальные вопросы и задания в конце каждой четверти, адресованные членам клуба и предназначенные для переписки).

    Накопление опыта предметной переписки: научиться реагировать на получение писем из клуба, отвечать на вопросы, заданные не только в учебнике, но и в этих письмах.

    Различение видов текста (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и их практическое освоение в форме мини-сочинений; краткие сочинения по личным наблюдениям и впечатлениям; сочинения по живописным произведениям; письменное составление аннотаций к отдельным произведениям и сборникам произведений; обучение культуре предметной и бытовой переписки; использование в письменной речи средств художественной выразительности (сравнений, олицетворений, синонимов, антонимов) – весь этот круг задач решается в комплекте «Перспективная начальная школа» на уроках русского языка средствами раздела «Развитие речи» (2 часть учебника «Русский язык» 2 класс).

    Работа с текстом художественного произведения

    Анализ заголовка с целью прогнозирования содержания текста и повторный анализ заголовка после прочтения текста. Аспектный анализ текста (через систему вопросов и заданий), определение его эмоционально-смысловых доминант (основная мысль в басне, переживания в лирическом стихотворении, противоположные позиции героев и авторский вывод в рассказе, основная интонация в колыбельной песне, былине, гимне). Определение особенностей построения текста, выделение ключевых действующих лиц, выявление средств художественной выразительности. Умение определить характер героя (через его словесный портрет, анализ поступков, речевое поведение, через авторский комментарий), проследить развитие характера героя во времени, реконструировать мотивы его поступков; сравнительный анализ поведения разных героев и способность выработать собственную оценку их поведения. Обнаружение (с помощью учителя) авторской позиции в прозаических текстах и направления авторских переживаний в лирических текстах.

    В результате работы с текстом: умение выделять в тексте разные сюжетные линии; видеть разные точки зрения или позиции, устанавливать причинно-следственные связи в развитии сюжета и в поведении героев; понимать авторскую точку зрения; выделять основную мысль текста; обнаруживать выразительные средства и понимать смысл их использования.

    Работа с учебными и научно-популярными текстами

    Обучение структурированию научно-популярного и учебного текстов, выделению в тексте отдельных частей, ключевых слов, составлению плана пересказа ведётся в комплекте «Перспективная начальная школа» на уроках русского языка средствами раздела «Развитие речи» (2 часть учебника «Русский язык» 2 класс).

    Формирование библиографической культуры

    Умение пользоваться аппаратом учебника (содержание, оглавление, условные обозначения), навыки работы с дополнительными текстами и иллюстрациями. Представление о книге-сборнике, книге-произведении, о периодической печати, о справочной литературе. Практическое умение составить монографический, жанровый и тематический сборники, опираясь на содержание учебника «Литературное чтение». Систематическое использование словарной и справочной литературы на уроках и в домашних условиях. Представление об алфавитном каталоге библиотеки. Практическое использование фондов школьной библиотеки в учебном процессе для решения конкретных задач, сформулированных в методическом аппарате учебника.

    Знакомство с книгой как с особым видом искусства, изучение её элементов, а также практическое освоение жанра аннотации – все эти задачи в комплекте  «Перспективная начальная школа» на уроках русского языка средствами раздела «Развитие речи» (2 часть учебника «Русский язык» 2-4 классы).

    Литературоведческая пропедевтика

    Работа с текстами разных видов и жанров литературы

    Определение принадлежности текста к фольклорному миру или кругу авторских произведений (от указания формальных примет до понимания разной степени разработанности характеров героев, наличия/отсутствия в тексте слоя индивидуальных переживаний, обнаружение разного мира ценностей – коллективных или индивидуальных). Понимание жанровых особенностей текста (волшебная сказка, докучная сказка, рассказ, небылица, колыбельная песенка, закличка, гимн) и начальные умения выявлять и обосновывать жанровую принадлежность текста, опираясь на его ярко выраженные жанровые особенности.

    Понимание разности между художественными  и научно-популярными текстами. Умение доказательно показать принадлежность текста к кругу художественных или научно-популярных текстов (через анализ целей создания текстов, их содержания и средств выразительности). Понимание отличий прозаического и поэтического текстов. Умение реконструировать (с помощью учителя) позицию автора в любом авторском тексте, а также понимать переживания героев в лирическом стихотворении.

    Работа с произведениями разных видов искусства (литература, живопись, прикладное искусство, скульптура, музыка)

    Представление о литературе как об одном из видов искусства. Сравнение особенностей мировосприятия писателя/поэта, живописца и композитора (на материале близких концептуально-тематически литературных, живописных и музыкальных произведений). Способность произведений, принадлежащих к разным видам искусства, транслировать сходные мысли и выражать похожие переживания авторов-создателей.

    Представление о литературе как явлении художественной культуры. Сравнение произведений, принадлежащих к разным видам искусства, для обнаружения сходства воссозданных в них картин мира.

    Элементы творческой деятельности (интерпретация литературного текста, живописного и музыкального произведений)

    Чтение художественного произведения (или его фрагментов) по ролям и по цепочке (в том числе и с опорой на цветное маркирование).

    Умение читать выразительно поэтический и прозаический текст на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения (понимание прочитанного, умение осознанно выбирать интонацию, темп чтения и делать необходимые паузы в соответствии с особенностями текста).

    Умение рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом», сравнивать их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний.

    Практическое освоение малых фольклорных жанров: сочинение собственных текстов и инсценирование  их с помощью выразительных средств (мимики, жестов, интонации).

    Способность устно и письменно делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, живописных и музыкальных произведений. Программа 2 класса предусматривает дальнейшее накопление читательского опыта и совершенствования техники чтения на основе смысловой работы с текстом. Этот год обучения предусматривает формирование начальных представлений о жанре народной сказки о животных и самое первое знакомство с народной волшебной сказкой.

            Продолжается знакомство с авторской литературой и дети знакомятся с жанром рассказа. Расширяется представление учащихся о средствах художественной выразительности прозы и поэзии: учащиеся анализируют смысл названия произведения, поступки героев, их имена, портреты, знакомятся с художественным смыслом сравнения, олицетворения, гиперболы, ритма.

    Круг детского чтения

    Произведения УСТНОГО народного творчества

    Малые жанры фольклора (прибаутки, считалки, небылицы, скороговорки, загадки, заклички);

    народные сказки (докучные, кумулятивные, сказки о животных, бытовые, волшебные); пословицы и поговорки.

    Авторские произведения, укорененные в фольклоре (былины, басни, гимны). Литературные авторские произведения 

    Произведения классиков отечественной литературы XIX-XX вв. (стихотворения, рассказы, волшебные сказки в стихах, повесть).

    Произведения классиков детской литературы (стихотворения, рассказы, сказки, сказочные повести).

    Произведения современной отечественной (с учетом многонациональности России) и зарубежной литературы (стихотворения, рассказы, сказки, сказочная повесть).

    Разные виды книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно - энциклопедическая литература;

    детские периодические издания (детские журналы).

    2.Описание места предмета, курса в учебном плане.

    Согласно базисному плану образовательных учреждений РФ на изучение предмета «Литературное чтение»  во 2 классе отводится 136 часов, 4 ч в неделю.

    Программа предусматривает проведение традиционных уроков, обобщающих уроков. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах, группах. Особое место в овладении данным курсом отводится работе по формированию самоконтроля и самопроверки.

    В ходе прохождения программы обучающиеся посещают урочные занятия, занимаются внеурочной (домашняя работа)

    Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

    Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов. Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью правдой и т.д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.

    Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

    Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

    Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

    Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

    Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу. Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

    Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

    Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

    Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

    Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

    Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

    3.Тематическое планирование

    Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

    Развивать умение  выразительного чтения.

    Формировать умения критически оценивать собственное чтение вслух.

    Формировать умение читать про себя.

    Формировать умение писать письма (учиться отвечать на письма).

    Развивать умение различать тему и основную мысль произведения.

    Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

    Народное творчество

    Сказки о животных. Общее представление. Разница характера героев-животных.

    Волшебные сказки. Противостояние волшебного и земного как сюжетный стержень волшебной сказки. Особенности  построения  волшебной  сказки.

    Авторская литература.

    Авторские волшебные сказки. Использование в авторской сказке сюжетных особенностей народных волшебных  сказок.

    Жанр рассказа.

    Жанровые особенности: жизненность изображаемых событий; достоверность и актуальность рассматриваемых нравственных проблем, возможность вымысла. Нравственная проблема, определяющая смысл рассказа. Роль названия  рассказа в выражении его смысла. Герои рассказов, их портреты и характеры, выраженные через поступки и речь; мир ценностей героев. Авторская позиция в рассказе.

    Поэзия.

    Представление о важности в создании художественного образа таких поэтических приемов, как сравнение, контраст.

    Раздел «Формирование библиографической культуры»

    Выход за рамки учебника: привлечение текстов хрестоматии, а также книг из библиотек при работе на уроках. Работа с Толковым словарем.

    Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»

    Чтение художественного произведения по ролям и по цепочке.

    Умение читать выразительно поэтический и прозаический текст на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту.

    Умение рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный дом», сравнивать их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний.

    Круг чтения

    Русские и зарубежные народные и авторские сказки

    Классики русской литературы

    Современные русские и зарубежные писатели и поэты

     Часть 1.

    Сказки о животных и волшебные сказки (18 часов)

    • Знакомство с библиотекой Учёного Кота
    • Вступление к поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»
    • Знакомство с авторской сказкой А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
    • Специфика сказочного жанра в поэтической сказке А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
    • Сказка А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
    • Русская народная сказка «Петушок – золотой гребешок»
    • Русские народные сказки «Лисичка-сестричка», «Кот и лиса»
    • Зарубежные сказки о животных.

    Джоэль Харрис «Братец Лис и братец Кролик».

    • Зарубежные сказки о животных.

    Джоэль Харрис «Почему у братца Опоссума голый хвост»

    • Китайская волшебная сказка

    «Как собака с кошкой враждовать стали»

    • Характеристика героев китайской волшебной сказки «Как собака с кошкой враждовать стали»
    • Русская волшебная сказка.

    Главные герои сказки «Волшебное кольцо»

    • Роль волшебных предметов в  сказке «Волшебное кольцо»
    • Современные поэтические тексты.

    И. Пивоварова «Жила-была собака», «Мост и сом»

    • Жанр произведения Г. Лагздынь «Утренняя кричалка»

    Поход в «Музейный дом» Иллюстрации к сказке «Репка»

    • Обобщение по теме «Сказки о животных и волшебные сказки»

    Фантазия и неправда (11 часов)

    • В гостях у Незнайки. Н. Носов «Фантазёры»
    • Фантазия и неправда в произведении Н. Носова «Фантазёры»
    • Сравнение произведений Н. Носова «Фантазёры» и «Приключения Незнайки»
    • Рассказ Дж. Родари «Бриф! Бруф! Браф!»
    • Э. Мошковская  «А травка не знает», «Ноги и уроки», «Язык и уши»
    • Э. Мошковская  «Если грачи закричали»
    • Б. Окуджава «Прелестные приключения» (отрывок)
    • Б. Окуджава «Прелестные приключения» (отрывок)
    • Б. Окуджава «Прелестные приключения» (отрывок)
    • Дональд Биссет «Хочешь, хочешь, хочешь…»
    • Обобщение по теме «Фантазия и неправда»

    Секрет любования (21 час)

    • Секреты чайного домика.
    • Сергей Козлов «Ёжик в тумане»
    • Поход в «Музейный дом»

                                                                    Иллюстрация Т. Мавриной «Полумесяц»

                                  С. Козлов «Необыкновенная весна»

    • Японская сказка « Барсук – любитель стихов»
    • Отношение к главному герою  японской сказки « Барсук – любитель стихов»
    • Японская сказка «Луна на ветке»

    • Поэт – тот, кто создаёт и ценит красоту
    • Поход в «Музейный дом»
    • Фрагмент «Тростник под снегом и дикая утка».
    • Секреты японского свитка.
    • С. Козлов «Красота»
    • Поход в «Музейный дом»
    • Иллюстрация А. Дюрера «Травы».
    • Секрет коротких стихотворений. Японское хокку Хиросиге.
    • Японское хокку Иссё Бусон. Поход в «Музейный дом». Иллюстрация А.Венецианова «Жнецы».
    • Японское хокку Тиё, Оницура

    Поход в «Музейный дом»

    Иллюстрация Ван Гога «Комната в Арле»

    • В. Драгунский «Что я люблю»
    • Герой стихотворения С. Махотина «Воскресенье»
    • В. Драгунский «Что любит Мишка»
    • С.  Махотин «Груша»
    • М. Бородицкая «Ракушки», «Уехал младший брат».
    • Сказка Дж. Родари « Приезжает дядюшка белый медведь»
    • Дж. Родари « Приезжает дядюшка белый медведь»
    • Работа по хрестоматии. «О  настоящем и ненастоящем богатстве»
    • Обобщение по теме  «Секрет любования»

    О любви (11 часов)

    • И. Тургенев «Воробей», М. Карем «Ослик»
    • М. Бородицкая «Котёнок», Э. Мошковская «Кому хорошо»
    • В Драгунский «Друг детства» (отрывок)
    • В Лунин «Кукла», Р. Сеф «Я сделал крылья и летал»
    • Лев Толстой «Прыжок» (2ч)
    • Лев Толстой «Акула» (2ч)
    • Э. Мошковская «Если такой закат»
    • Поход в «Музейный дом»

    Иллюстрация П. Брейгеля «Охотники на снегу»

    • Обобщение по теме «О любви»

    Часть 2.

    Точка зрения (36 ч)

    • Поэтический текст. А. Кушнер «Что я узнал!»

    Поход в «Музейный дом»

    Портреты итальянского художника Арчимбольдо.

    • С. Матохин «Фотограф».

    Поход в «Музейный дом»

    Иллюстрация В. Гога «Церковь в Овере»

    • С. Матохин «Фотограф».

    Поход в «Музейный дом»

    Иллюстрация В. Гога «Церковь в Овере»

    • И. Пивоварова «Картина».

    Поход в «Музейный дом»

    Иллюстрация Лентулова  «Василий Блаженный»

    • О. Дриз «Игра» (кубан.)
    • С. Козлов «Когда ты прячешь солнце, мне грустно»
    • О. Дриз «Стёклышки»
    • М. Бородицкая «Лесное болотце»
    • В. Берестов «Картинки в лужах»
    • А. Ахундова «Окно»
    • А. Усачёв «Бинокль»
    • Т. Белозёров «Хомяк», М. Яснов «Хомячок»
    • Г. Цыферов «Жил на свете слонёнок»
    • Е. Чеповецкий « В тихой речке» (кубан.)
    • А. Гиваргизов «Что ты,  Серёжа,  сегодня не в духе?»
    • М. Бородицкая «Вот такой воробей», С. Махотин «Местный кот»
    • М. Бородицкая «Булочная песенка»
    • П. Синявский «Федина конфетина», А. Усачёв «Эх!»
    • Г. Сапгир «У прохожих на виду», Н Крылов «Зимний пейзаж»
    • О. Кургузов «Сухопутный или морской?»

    Поход в «Музейный дом»

    Иллюстрация Н. Крылова «Зимний пейзаж»

    • О. Дриз «Кончилось лето»

    Поход в «Музейный дом»

    Иллюстрация М. Добужинского «Кукла»

    • О. Дриз «Синий дом»

    Поход в «Музейный дом»

    Иллюстрация М. Шагала «Синий дом»

    • А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало»
    • М. Лермонтов «Осень»
    • О. Дриз «Кто я?»
    • А. Гиваргизов «Мой бедный Шарик»
    • М. Карем «Повезло»
    • Р. Сеф «Лучше всех»
    • Л. Яхнин «Моя ловушка»
    • Г. Юдин «В снегу бананы зацвели»
    • Г. Юдин «Скучный Женя»
    • О. Дриз «Телёнок»
    • А. Усачёв «Обои»
    • В. Лунин «Что я вижу»
    • Ю. Мориц «Хвостики», «Букет».

    Поход в «Музейный дом» 

    Иллюстрация Д. Арчимбольдо «Лето», «Осень».

    • Работа по хрестоматии «Точка зрения»
    • Обобщение по теме «Точка зрения»

    Детские журналы (4 ч)

    • С. Михалков «А что у вас?»
    • Что такое новости? Кто рассказывает новости?
    • Детская периодика. Журналы для детей.
    • По страницам детского журнала «Мурзилка»
    • По страницам детского журнала «Весёлые картинки».
    • Развивающие задания журнала «Мурзилка»
    • Обобщение по теме «Детские журналы»

    Природа для поэта – любимая и живая (17 ч)

    • Л. Яхнин «Музыка леса»
    • Ю. Коваль «Три сойки»

    Поход в «Музейный дом»

    Иллюстрация А. Дюрера «Заяц»

    • Р. Сеф «Добрый человек», Л. Яхнин «Пустяки»
    • Е. Чарушин «Томка испугался»
    • Е. Чарушин «Томкины сны»
    • Г. Юдин «Вытри лапы и входи»
    • М. Пришвин «Разговор деревьев»
    • Ф. Тютчев «Зима недаром злится»
    • Д. Кедрин «Скинуло кафтан зелёный лето»
    • М. Пришвин «Золотой луг»

    Поход в «Музейный дом»

    Иллюстрация В. Гога «Подсолнухи»

    • С. Козлов «Жёлудь»
    • М. Лермонтов «Утёс»

    Поход в «Музейный дом»

    Иллюстрация Н. Рериха «Стражи ночи»

    • М. Есеновский «У мальчика Юры ужаснейший насморк»
    • Д. Биссет «Ух!»
    • А. Екимцев «Осень», Ю. Коринец «Тишина»
    • Работа по хрестоматии. Беседа «Для поэта природа – живая»
    • Обобщение по теме «Природа для поэта – любимая и живая»

    Почему нам бывает смешно (18 часов)

    • К. Чуковский «Федотка»
    • О. Дриз «Доктор», «Обида»
    • В. Драгунский «Сверху вниз, наискосок!»
    • Анализ произведения В. Драгунского  «Сверху вниз, наискосок!»
    • М. Тахистова «Редкий тип», Л. Квитко «Лемеле хозяйничает»
    • Л. Квитко «Способный мальчик», С. Махотин «Вот так встреча!»
    • С. Седов «Сказки про Змея Горыныча»
    • С. Седов «Сказки про Змея Горыныча»
    • С. Седов «Сказки про Змея Горыныча»
    • С. Седов «Сказки про Змея Горыныча»
    • П. Синявский «Такса едет на такси», П. Коран «По дорожке босиком»
    • Л. Яхнин «Зеркальце», П. Синявский «Ириски и редиски»
    • А. Усачёв «Жужжащие стихи»
    • П. Синявский «Хрюпельсин и хрюмидор»
    • Работа по хрестоматии «Тайны смешного»
    • Обобщение по теме «Почему нам бывает смешно»
    • Итоговое заседание клуба «Ключ и заря».

    Подведение итогов года.

    4. Требования к уровню подготовки. Планируемые результаты.

    Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

    Аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.

    Обучающие научатся:

    • читать целыми словами вслух, постепенно увеличивая скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями;
    • читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, выборочного чтения и повторного изучающего чтения по уже выделенным ключевым словам;
    • строить короткое монологическое высказывание: краткий и развёрнутый ответ на вопрос учителя;
    • слушать собеседника (учителя и одноклассников): не повторять уже прозвучавший ответ, дополнять чужой ответ новым содержанием;
    • называть имена 2-3 классиков русской и зарубежной литературы;
    • называть имена 2-3 современных писателей (поэтов); перечислять названия произведений и коротко пересказывать их содержание;
    • перечислять названия произведений любимого автора и коротко пересказывать их содержание;
    • определять тему и выделять главную мысль произведения (с помощью учителя);
    • оценивать и характеризовать героев произведения (их имена, портреты, речь) и их поступки;
    • анализировать смысл названия произведения;
    • пользоваться Толковым словарём для выяснения значений слов.

    Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и

     коллективной работы получат возможность научиться:

    • развивать навыки аудирования  на основе целенаправленного восприятия текста, который читает учитель;
    • писать письма и отвечать на полученные письма в процессе предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря»;
    • устно выражать своё отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем);
    • читать наизусть 6-8 стихотворений разных авторов (по выбору);
    • пересказывать текст небольшого объёма;
    • использовать при выборе книг и детских периодических журналов в школьной библиотеке содержательность обложки, а также страницу «Содержание» или «Оглавление»;
    • привлекать к работе на уроках тексты хрестоматии, а также книг из домашней и школьной библиотек;
    • задавать вопросы по тексту произведения и отвечать на вопросы, используя выдержки из текстов в качестве аргументов.

    Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

    Узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма), различение жанровых особенностей (народной и авторской сказки), узнавание литературных приёмов (сравнение, олицетворение, контраст).

    Обучающие научатся:

    • различать сказку о животных и волшебную сказку;
    • определять особенности волшебной сказки;
    • различать сказку и рассказ;
    • уметь находить в произведении изобразительно-выразительные средства литературного языка (сравнение, олицетворение, гиперболу (преувеличение), звукопись, контраст, повтор).

    Обучающиеся получат возможность научиться:

    • обнаруживать в авторской детской поэзии жанровые особенности фольклора: сюжетно-композиционные особенности кумулятивной сказки, считалки, скороговорки, заклички, колыбельной песенки;
    • обнаруживать подвижность границ между жанрами литературы и фольклора;
    • понимать, в чём особенность поэтического восприятия мира (восприятия, помогающего обнаружить красоту и смысл окружающего мира: мира природы и человеческих отношений);
    • обнаруживать, что поэтическое мировосприятие может быть выражено не только в стихотворных текстах, но и в прозе.

    Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»

    Чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов.

    Обучающие научатся:

    • понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;
    • читать художественные произведения по ролям и по цепочке, опираясь на цветовое маркирование;
    • эмоционально и адекватно воспринимать на слух художественные произведения, определённые программой.

    Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и

     коллективной работы получат возможность научиться:

    • читать выразительно поэтические и прозаические произведения на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;
    • рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом» и сравнивать их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств, переживаний;
    • устно делиться своими впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов и живописных произведений.

    Ожидаемые результаты формирования УУД

    к концу 2-го года обучения

    В области  познавательных общих учебных действий

    Обучающие научатся:

    • свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей и быстро находить нужную словарную статью;  
    • ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию;
    • работать с несколькими источниками информации (учебной книгой и тетрадью для самостоятельной работы и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту).

    В области коммуникативных учебных действий

    Обучающие научатся:

    В рамках коммуникации как сотрудничества:

    • работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;
    • выполнять работу по цепочке.

    В рамках коммуникации как взаимодействия:

    • видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них;
    • находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.

    В области регулятивных учебных действий: в области контроля и самоконтроля учебных действий обучающиеся получат возможность научиться:

     • подтверждать строчками из текста прозвучавшую точку зрения;

    • понимать, что разные точки зрения имеют разные основания.

    ∙ определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

    ∙ учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему   (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).

    ∙ учиться планировать учебную деятельность на уроке.

    ∙ высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).

    ∙ работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

     ∙ определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

    ∙ использовать словари для проверки достоверности информации

    5.Контроль предметных результатов.

    Проводится текущий контроль. В конце года предполагается  итоговая контрольная работа. Программа предусматривает проведение традиционных уроков, обобщающих уроков. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах, группах. Особое место в овладении данным курсом отводится работе по формированию самоконтроля и самопроверки.

    В ходе прохождения программы обучающиеся посещают урочные занятия, занимаются внеурочной (домашняя работа).

    1) Фронтальный и индивидуальный опросы.

    2) Тестирование по изученному материалу.

     3) Выполнение заданий в  тетради для проверочных  работ.    

     4)Практические работы.

    5) Контрольные работы.    

    6. Описание  учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

    Концептуальные и теоретические основы  УМК «Перспективная начальная школа»

    1.Чуракова Р.Г. Пространство натяжения смысла в УМК «Перспективная начальная школа» (Концептуальные основы личностно-ориентированной постразвивающей системы воспитания и обучения). -  М.:Академкнига/Учебник.

    2.Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. - М.: Академкнига/Учебник.

    3.Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения/ Под ред. Р.Г. Чураковой - М.: Академкнига/Учебник.

    Учебно-методическая литература

    1. класс

    1.Чуракова Н.А. Литературное чтение. 2 класс: Учебник. В 2 ч. Часть 1. — М.: Академкнига/Учебник.

    2.Чуракова Н.А. Литературное чтение. 2 класс: Учебник. В 2 ч. Часть 2. — М.: Академкнига/Учебник.

    3.Малаховская О.В. Литературное чтение. 2 класс: Хрестоматия. Под ред. Чураковой Н.А. — М.: Академкнига/Учебник.

    4.Малаховская О.В. Литературное чтение. 2 класс: Тетради для самостоятельной работы № 1 и № 2. — М.: Академкнига/Учебник. 2015 год.

    5.Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Литературное чтение. 2 класс: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник.

    Интернет-ресурсы:

    http://school-ppt.3dn.ru   - «В помощь учителю»

    http://nsportal.ru    -   Социальная сеть работников образования «Наша сеть»

    http://shkola-abv.ru/index.html   -  "Школа АБВ"

    http://easyen.ru   -  Учительский Портал

    Материально – техническое обеспечение образовательного процесса,

    осуществляемого по курсу «Литературное чтение»

           - классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок;

           - настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок;

           - мультимедийный проектор (по возможности);

       

       - экспозиционный экран (по возможности);

           - компьютер (по возможности).

    Экранно – звуковые пособия:

           - аудиозаписи в соответствии с программой обучения;

           - видеофильмы, соответствующие тематике программы по литературному чтению (по возможности);

           - слайды (диапозитивы),  соответствующие тематике программы по литературному чтению (по возможности);

           - мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по  литературному чтению  (по возможности).

    Iч. -32ч.

    IIч. -32ч.

    IIIч. –  41ч.  

    IV ч. -31ч.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературному чтению 4 класс на 2016-2017 учебный год УМК "Школа России" 4 часа в неделю, 136 часов в год

    Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературному чтению на 2016-2017 учебный год УМК "Школа России" составлены в соответствии с ФГОС нового поколения и с учетом изменений прим...

    Рабочая программа по курсу «Литературный Тамбов» для 2 класса на 2016 - 2017 учебный год

    Программа обеспечена учебником-хрестоматией «Тамбовские писатели – детям» Тамбов: Юлис, 2007, составитель Г.М. Первова и методическими рекомендациями к урокам по книге «Тамбовские писатели – де...

    Рабочая программа по литературному чтению 1-4 классы на 2016-2017 учебный год

    Рабочая программа разработана к УМК "ПНШ" на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования с учётом программ, включённых в её структуру...

    Рабочая программа по предмету « Обучение грамоте ЧТЕНИЕ» 1 класс на 2016 - 2017 учебный год УМК «Школа России»

    Разработала учитель начальных классов МБОУ СОШ №2 г.Лермонтова Садовникова Ольга Викторовна...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению и русскому языку (период обучения грамоте) для первых классов на 2016 – 2017 учебный год

    Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса общеобразовательной школы составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общег...