К.И.Чуковский "Мойдодыр"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Клусова Светлана Владимировна

...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkr.ur_._chuk.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

              Урок чтения в 1 кл.

         К.И..Чуковский «Мойдодыр»

ЦЕЛЬ:1.Познакомить учащихся со сказкой К.И.Чуковского.

             Учить плавному чтению по слогам. Прививать любовь к чтению.

            2.Формирование навыков здорового образа жизни.

              Воспитание важности и необходимости соблюдения правил личной гигиены.

            3.Расширение кругозора знаний учащихся.

Оборудование:

  1. Выставка книг К.И.Чуковского
  2. Портрет
  3. Иллюстрации к его известным сказкам

                                       Ход урока.

1.Оргмомент (1 мин.)

I. Психологическая установка. 

Учитель:-  Подравнялись, улыбнулись друг другу!

-Ребята, сегодня к нам на урок пришли учителя нашей школы и они хотят посмотреть, чему вы научились и что вы умеете.

Давайте поздороваемся.

Доброе   утро! –

Солнцу и  птицам,

Доброе  утро ! -

Улыбчивым  лицам.

            -Ребята, какое сейчас время года? (весна)

- А земля ещё покрыта снегом. Но скоро пригреет солнышко теплое и ласковое, потекут ручьи, запоют веселые песни птицы. Природа проснется после зимней спячки.

            У вас на партах есть рисунки солнышка и тучки. Поднимите рисунок, который соответствует вашему настроению. Хочется, чтобы хорошее настроение сохранилось у вас до конца урока.

Артикуляционная гимнастика.(2мин.)(слайд 1)

а) разминка

Сделаем глубокий вдох и на одном дыхании произнесём гласные: а-о-у-ы-э

в) чтение чистоговорок

ра-ра-ра – начинается игра,

ят-ят-ят-дети громко говорят.

е) чтение скороговорки

-Прочитаем вслух по слогам (медленное проговаривание)(слайд 2)

            Не любила Мила мыло,

            Мама с мылом Милу мыла.

-Прочитаем целым словом (медленно)

- Что это такое? (Скороговорка.)

 - Для чего мы говорим скороговорки?  (Учимся четко проговаривать каждый звук, для отработки дикции)

-Чуть быстрее.

-Шепотом.

-Про себя, но открывая рот.

-Быстро и громко.

-Кто попробует проговорить?(2-3 чел.)

3. Постановка темы и цели урока.(3 мин.)

1.Послушайте стих-е и попробуйте определить, о ком оно?

Нам жалко дедушку Корнея:

В сравненье с нами он отстал,

Поскольку в детстве «Бармалея»

И «Крокодила» не читал,

Не восхищался «Телефоном»,

И в «Тараканище» не вник.

Как вырос он таким ученым,

 Не зная самых главных книг?

-О ком это стихотворение?

-А кто знает фамилию дедушки Корнея?

-Название каких сказок вы услышали в стих-и?(Бармалей, Крокодил, Телефон , Тараканище)

А почему К.И.Чуковский в детстве не читал перечисленных сказок?(Потому что он их сам написал, когда был уже взрослым) 

2.Знак-во с автором(слайд )

Сегодня мы познакомимся с творчеством самого известного и самого любимого детского писателя.  

 В 40 км от Москвы, в одном из красивых уголков Подмосковья – в поселке Переделкино, среди берез и сосен в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали не только дети поселка, но и маленькие жители Москвы и всей страны. Звали его Корней Иванович Чуковский. (показать портрет).

- Вставал он очень рано, как только вставало солнце, и сразу же принимался за работу. Весной и летом копался в огороде или в цветнике перед домом, зимой расчищал дорожки от выпавшего за ночь снега. Проработав несколько часов, он отправлялся гулять. Ходил он удивительно легко и быстро, иногда он даже пускался наперегонки с малышами, которых встречал во время прогулки. Именно таким малышам он посвятил свои  книги.

Посмотрите, какое количество книг он написал. (Выставка книг)(слайд)

  Для своих маленьких друзей К.И. был настоящим волшебником из сказки.

Он как никто другой, зная, как жизненно необходимы ребенку радость, веселье, смех, счастье,  и умел с великой щедростью дарить это все детям.

- Сегодня радость, веселье, смех пришли к нам на урок.

4.Работа по теме (3 мин.)

Нам с вами даже представить трудно, что когда-то этих сказок не было.

А знакомы ли вам эти сказки? Кто их читал?

Давайте проверим, какие сказки К.И.Чуковского вы знаете?(Параллельно с тем, какие произведения называют дети, учитель обращает внимание на выставку книг)

Поиграем в игру «Угадай сказку»

1)Игра «Угадай сказку»(отрывок читают дети)

Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор… (
Айболит)
«Айболит»

Только вдруг из – за кусточка
Из-за синего лесочка,
Из далёких из полей
Прилетает… (
воробей)
«Тараканище»

А посуда вперёд и вперёд
По полям, по болотам идёт.
И чайник сказал утюгу
- Я больше идти… (
не могу).
«Федорино горе»

-Как называется сказка?

Детским поэтом и сказочником он стал неслучайно. Заболел его сынишка. Корней Иванович вёз его в поезде. Мальчик плакал, капризничал (слайд), и отец стал рассказывать сказку:

«Жил да был крокодил,

Он по улицам ходил».

Так он успокоился.

Появилась его первая сказка «Крокодил».

Однажды он услышал громкий плач младшей дочери. Слёзы текли в три ручья. Она не хотела умываться (слайд). Чуковский взял её на руки и неожиданно стал рассказывать.

«Надо, надо умываться

По утрам и вечерам.

А нечистым трубочистам

Стыд и срам! Стыд и срам!»

Вы догадались, из какого произведения эти строчки?

Дети: Мойдодыр

Так появился знаменитый «Мойдодыр» .

5.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА(1 мин.)

За тучку солнце спряталось

На целую минутку,

А мы все дружно проведём

Сейчас физкультминутку.

В ладоши мы похлопаем раз, два, три.

И чуть-чуть потопаем раз, два, три.

Раз – присели, два – привстали,

Три – нагнулись и достали

Правою рукой носок,

Левой – потолок.

А потом присели и тихонько сели.

6.Новый материал.(5 мин.)

Сейчас  мы отправимся в необычную страну, в которой вы бываете ежедневно, но частенько даже не замечаете, что гуляете по стране Здоровья. А поможет нам в этом отрывок из сказки  К.И.Чуковского «Мойдодыр»

Ребята, может вы догадались,  почему именно эта сказка поможет нам отправиться в страну Здоровья?

Словарная  работа.

-Прежде чем  мы познакомимся с этим произведением, мы поработаем  над трудными словами и объясним  их  значение.

 Чтение  трудных  слов  по  слогам  и целым словом с ударением, объяснение  их  значений.

Мой-до-дыр - умывальник

за ку-ша-ком – за пояс

к Тав-ри-чес-ко-му  са-ду- такой сад есть в городе Санкт-Петербурге

чрез ог-ра-ду - через забор

тру-бо-чист- человек, который чистит печные трубы от сажи

в у-ша-те- деревянная бочка с небольшими ушками

в ло-ха-ни- корыто

1)Чтение стих-я хор.чит.уч.

-Послушаем одноклассников, как они читают, и приготовимся отвечать на вопросы.

-Понравилось стих-?

-Что у вас вызвало улыбку при его прослушивании?

-Были ли в вашей жизни такие ситуации?

-Какое  настроение передаёт это стихотворение?(Весёлое, смешное)

- Отчего же  все завертелось, закружилось и помчалось колесом ?

- А как прочитали ребята, вам понравилось?

-А сейчас немного отдохнем.

                             Физкультминутка(1 мин.)(музыка)

На болоте  две подружки:

Две зелёные лягушки.

Утром рано умывались,

Полотенцем вытирались,

Ножками потопали

Лапками похлопали,

Вправо-влево наклонялись

Всем соседям улыбались!

 Вот здоровья в чём секрет!

Здравствуй ,Солнце,

Всем привет!»

-А сейчас мы будем учиться читать это стих- все вместе.(1 мин.)

-Но сначала прочитаем сложные слова.

-Читаем только гласные, потом плавно целым словом с ударением.

завертелось

закружилось

вертится

кружится

кувырком

перепрыгнул

волчица

умываться

плескаться

кувыркаться

-Сколько отрывков из стихотворения «Мойдодыр» мы будем читать?(4)

Чтение 1 отрывка.(вслух) (3 мин.)

- Расскажите, что же здесь « закружилось, завертелось и помчалось колесом?»

- Прочитайте, что за  чем помчалось?

- Прочитайте вопросительные предложения.

Чтение 2 отрывка.(цепочкой по 2 строчки)(2 мин)

-С чем сравнивает автор мочалку?( с палкой, волчицей)

Чтение 3 отрывка (сам-но)(2 мин)

-Какие чувства выражает автор? (осуждение)

-Назовите эти  слова?(Стыд и срам!)

-Кому автор их говорит?

-К чему нас призывает автор?( Надо, надо умываться , по утрам и вечерам!)

-Определите, какие слова спрятались? (называют слова)

-Прочитаем хором эту часть.

Чтение 4 отрывка.(цепочкой по 1 строчке- 3 ряд)(3 мин.)

1.Выберите слова из этой части  текста, где можно купаться.

в ушате

в корыте

в лохани

в реке

в ручейке

в океане

в ванне

в бане

-Прочитайте, все ли слова мы выбрали? ( Одного слова не хватает)

-Какое слово потерялось?

Прочитаем хором.

-Какое последнее предложение вы прочитали?(Вечная слава воде!)

-Какое это предложение по интонации? (воскл.)

-С помощью какого слова автор восклицает воду?(Слава!)

-Скажем три раза «Слава!»

-Чему учит вас это произведение?

Издавна человек старался сохранять своё здоровье. Об этом люди составляли пословицы.

Прочитайте одну из них. (1 мин.)

«Чисто жить- здоровым быть»(почему это предл. наз. посл.?)

-Как понять пословицу?

-Можно соотнести её к нашему произведению?

Чтобы быть здоровым для этого нужны предметы личной гигиены.

 А какие, мы сейчас узнаем.

Прочитаем отрывок.(про себя)(3 мин.)

Да здравствует мыло душистое,

И полотенце пушистое,

И зубной порошок,

И густой гребешок!

-О каких предметах личной гигиены вы узнали?

Игра «Собери ручейки в речку»(работа в парах)

(  вам нужно на карточке  соединить слова парами)

мыло душистое

полотенце пушистое

порошок  зубной

гребешок густой

-Проверяем.(читают  уч-ся)

-Из какого произведения этот отрывок?

-Прочитаем отрывок вслух.

Сейчас к нам в гости пожаловал сам мойдодыр.

Сценка «Мойдодыр и его друзья».(2 мин.)

Мойдодыр:

-Здравствуйте, ребята! Я рад, что вы заинтересовались нашей страной. Но я пришёл не один. Со мной мои  друзья. Отгадайте , кто они.

Зимой падает, весной журчит, летом шумит, осенью капает.

Вода:

-Здравствуйте, ребята. А скажите, зачем нужна вода?

Правильно! Без воды засохли бы деревья, кусты, Не смогли расти цветы. Да и человек не может жить без воды.

Мойдодыр:

Назовите моего третьего друга.

          Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я,

Дело ясное вполне:

Пусть отмоет руки мне.(мыло)

Мыло: Здравствуйте, ребята.

Мыло и вода - настоящие друзья.

Мойдодыр:

Нужно мыться непременно

Утром, вечером и днём-

Перед каждою едою,

После сна и перед сном!

Мыло:

Тритесь губкой и мочалкой,

Потерпите - не беда.

И чернила, и варенье

Смоют мыло и вода.

Вода:

Свежим воздухом дышите

По возможности всегда.

На прогулки в лес ходите-

Он вам силы даст, друзья!

Учитель: - Дорогие ребята! Давайте скажем спасибо Мойдодыру и его друзьям за советы для здорового образа жизни.

-Спасибо!

7. Итог урока.(1мин.)

-С творчеством  какого сказочника  мы познакомились сегодня на уроке?

-С отрывками из какого произведения познакомились? (библиотека)

- А кто уже захотел прочитать всю сказку?

Стихи Чуковского великолепно звучат, развивают нашу речь ,формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее.

Мы рождены, чтоб жить на  свете долго;

Грустить и петь, смеяться и любить,

Но чтобы стали все мечты возможны,

Должны мы все здоровье сохранить.

-Какое настроение у вас осталось после урока, покажите.

-Улыбнитесь и подарите своё настроение гостям.

8.Д/з(1 мин.)

-Прочитать сказку,  по желанию нарисовать иллюстрацию к сказке.

Сценка «Мойдодыр и его друзья».(2 мин.)

Мойдодыр:

-Здравствуйте, ребята! Я рад, что вы заинтересовались нашей страной. Но я пришёл не один. Со мной мои  друзья. Отгадайте , кто они.

Зимой падает, весной журчит, летом шумит, осенью капает.

Вода:

-Здравствуйте, ребята. А скажите, зачем нужна вода?

Правильно! Без воды засохли бы деревья, кусты, Не смогли расти цветы. Да и человек не может жить без воды.

Мойдодыр:

Назовите моего третьего друга.

          Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я,

Дело ясное вполне:

Пусть отмоет руки мне.(мыло)

Мыло: Здравствуйте, ребята.

Мыло и вода - настоящие друзья.

Мойдодыр:

Нужно мыться непременно

Утром, вечером и днём-

Перед каждою едою,

После сна и перед сном!

Мыло:

Тритесь губкой и мочалкой,

Потерпите - не беда.

И чернила, и варенье

Смоют мыло и вода.

Вода:

Свежим воздухом дышите

По возможности всегда.

На прогулки в лес ходите-

Он вам силы даст, друзья!