проект урока по литературному чтению Носов "Федина задача"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Борисова Татьяна Евгеньевна

проект урока по литературному чтению Носов "Федина задача"

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Проект урока по теме: Н. Носов «Федина задача

                                                             

     Проект урока

  1. Общие сведения о проекте:
  • Литературное чтение
  • 3 класс
  • УМК «Школа России»
  • Литературное чтение - Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др.
  • Раздел «Собирай по ягодке  наберёшь кузовок» урок 117. Н. Носов «Федина задача»

2) Тема урока - Н. Носов «Федина задача»  урок ознакомления  с новым материалом

     3) Задачи урока

  •   Развитие познавательных логических УУД анализа и обобщения на основе умения осознанно и произвольно  строить речевое высказывание в устной форме
  •  Развитие регулятивного УУД итогового самоконтроля на основе соотнесения составленного текста и его модели»
  • Развитие коммуникативного УУД   умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение

4) Ожидаемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

-осознают значимость чтения для дальнейшего обучения;

-понимают цель чтения;

-используют простейшие приемы анализа произведения;

-устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные УУД

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- выполнять учебное задание, используя план;

- осуществлять самооценку, взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания;

- соотносить результат с поставленной целью.

Познавательные УУД

- определять черты характера героя и обосновывать своё мнение;

- определять отношение автора к героям и обосновывать своё мнение;

- определять особенности сатирического произведения.

- придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей.

Коммуникативные УУД

- формулировать высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога;

- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения,  ориентация на содержательные моменты школьной действительности; принятие образа «хорошего ученика»;

- первоначальные представления о нравственных понятиях («поступок», «честность», «верность слову»), отраженных в литературных произведениях;

- умения самостоятельно понимать поступки героев рассказа; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор;

- способность к самооценке своей работы  на основе самостоятельно выбранных критериев или образца.

.

5) Оборудование урока.

  Компьютер, проектор, экран, презентация; Учебник Литературного чтения. Учебник для 3 класса начальной школы

 В 2 частях. Часть 2 (сост. Л. Ф. Климанова и др.). Карточки с заданиями для групп. Работа с толковым словарем Ожегова. Аудиозапись рассказа Н.Носова»Федина задача» в исполнении Л.Дурова

6) План урока с хронометражем

1. Организационный момент, мобилизующий психологический настрой на работу (2 мин.).

2. Постановка цели. Актуализация знаний (6 минут).

3. Изучение нового материала (10мин.)

- Первичное восприятие текста

-Работа над текстом до начала чтения

-Прослушивание аудиозаписи рассказа Н.Носова»Федина задача» в исполнении Л.Дурова

- Словарная работа

4. Физкультминутка (3 мин.)

5. Самостоятельное чтение (5 мин)

6. Закрепление изученного материала (15мин)

-проверка понимания, работа с текстом

-групповая работа

-экспериментальная деятельность

- чтение и анализ пословиц

7. Подведение итогов (3 мин)

8. Домашнее задание (1 мин)

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Теоретическое обоснование

1.Организационный этап

Прозвенел звонок.
Мы начинаем наш урок.
Любознательные в классе дети
Обо всем хотят знать на свете.
С добрым утром!
Начат день.
Первым делом гоним лень.
На уроках не скучать,
А работать и читать!

 Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи друг другу

Дети делятся на группы

  1. Актуализация знаний

Цель: повторение изученного материала, необходимого для открытия «нового знания»

Мы с вами продолжим знакомство с одним замечательным детским писателем, а каким, вы узнаете, разгадав кроссворд.

 Слайд 2

  1. В этом рассказе дети придумывают истории и выкладывают их друг другу, но при этом, они соревнуются в том, кто больше навыдумывает. Но здесь им встречается Игорь, который сам съел варенье, а маме сказал, что это сделала его младшая сестра. Ребятам стало жалко девочку, и они купили ей мороженое.
  2. В этом рассказе описывается спор двух мальчиков, которые во дворе увидели автомобиль и разошлись во мнении «Волга» или «Москвич». Затем у одного из товарищей возникла идея прокатиться на бампере машины, но никто из водителей не соглашался на просьбу.
  3. История о том, как мама сделала подарок сыну Виталику. И это был аквариум с красивой рыбкой карасиком. Вначале ребенок ухаживал за ней, а потом ему надоело, и он решил поменяться с товарищем на свисток.
  4. В пионерском лагере идет соревнование у кого будет лучший огород. Победитель получит красное знамя. Проигравший пугало.
  5. История о том, как трое ребят остались дома одни и решили поиграть в прятки, несмотря на то, что мест, чтобы спрятаться, было не так много, один из них спрятался так, что его никак не могли найти. В процессе поисков вся квартира была в сплошном беспорядке, после чего еще целый час понадобиться для ее уборки.

С произведением, какого писателя мы познакомимся на уроке?

Слай№3

Дети читают задание про себя. В группах обсуждают. Ответ дает представитель группы.

Фантазёры

Автомобиль

Карасик

Огородники

Находчивость

Носов

Личностные УУД

-мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Предметные УУД

- соотносить автора и название произведения

Познавательные УУД:  умение на основе анализа объектов делать выводы;

Коммуникативные УУД:

- умение оформлять свои мысли в устной форме;

- умение работать в группах.

  1. Работа над новым материалом

Цель: включение нового знания в систему знаний

Итог урока

Домашнее задание

- Скажите, пожалуйста: «Те рассказы Носова, которые вы прочитали, какие они по характеру?»

- Кто являются главными героями в рассказах Н. Носова.

-Так какие же эти Носовские мальчишки?

В своих рассказах, как вы уже успели заметить, Николай Николаевич Носов не упускает повода сообщить своим читателям что-нибудь интересное и полезное и очень просто, легко и с юмором рассказывает нам о человеческих достоинствах и недостатках.

Мы на сегодняшнем уроке продолжаем знакомиться с произведением Н. Носова. Но чтобы узнать с каким нужно расшифровать его.

Слайд 4

Ачадаз анидеф

- Сформулируйте цель урока.

Первичное восприятие

1) Работа над текстом до начала чтения:

  1. Чтение автора, заглавия произведения, рассматривание иллюстрации.
  2. Попробуйте предположить; о чём будет это произведение? Ещё раз прочитаем название произведения на с.163, рассмотрим рисунок на с. 166.
  3. Прослушивание аудиозаписи рассказа Н.Носова «Федина задача» в исполнении Л. Дурова. Слайд 5

- Понравилось вам произведение?

- Подтвердились ваши предположения по заглавию, рисунку?

- К какому жанру относится произведение?

3) Словарная работа

Какие трудные или не знакомые слова вы услышали в тексте?

Где мы можем найти значение этих слов?

Перед вами лежат толковые словари Ожегова. Найдите и прочитайте значение этих слов.

Слайд 6

Рокочущим басом – низким мужским голосом

Борзая – быстрая

ТИТУЛЯРНЫЙ СОВЕТНИК - высокий служебный чин (должность) в России до революции.

В МОРЕ ПОЛУДЁННОМ – в море в середине, в полдень.

КАФТАН – удлинённый пиджак

Чурбан – глупый человек

Физминутка под музыку «В траве сидел кузнечик». (напомнить детям, что слова песни принадлежат Н. Н. Носову) Слайд 7

Самостоятельное чтение рассказа.

- Самостоятельно прочитайте рассказ (шёпотом). Читая, обратите внимание на задания.

Работа в группах. (Если дети затрудняются в ответе, предлагаем найти его в рассказе)

1 группа. Сколько всего задач прочитал Федя?

2 группа. Сколько концертных номеров прослушал Федя?

3 группа. Сколько раз Федя прочитал задачу?

4 группа. Сколько мелодий исполнялось со словами «колокольчик»?

- Скажите, в тексте есть моменты, когда Федя разговаривает, рассуждает? Найдите в тексте.

- Он разговаривает с кем-то или с самим собой.

- Какой тип речи он использует? (монолог или диалог)

Работа над произведением.

- Понравился вам рассказ?

- Почему Феде не удалось решить задачу?

- Какой из трёх типов текста здесь преобладает?

- Вкратце передай сюжет (основные события) рассказа.

-Назови главного героя рассказа.

-Опиши героя. (внешность, лицо, одежда, манеры поведения).

-Как вы думаете в каком классе учится Федя? (задача…450 мешков…)

- На кого похож герой произведения Федя Рыбкин, назови героев других произведений, почему?

- Что рассмешило, что показалось грустным?

- В чём главная идея этого произведения?

- О чём нам предлагает задуматься автор?

Работа в парах.  (Проверка по образцу – слайд.8)

Установите соответствие между номером в концерте и его влиянием на поведение Феди во время решения задачи. (Приложение 2)

- Сколько времени было затрачено Федей на попытку решить задачу, если каждой музыкальное произведение длилось около 3 минут?

- Какая песня полностью затормозила работу над задачей?

Эксперемтальная деятельность Слайд 9

Учитель предлагает каждой группе решить задачу из рассказа под музыкальное сопровождение.

- почему у вас получились разные ответы

- о чем песня, кто вспомнит слова.

-Какой можно сделать вывод

Слайд 10

Чтение и анализ пословиц.

Прочитайте пословицы и скажите:

- Какая пословица больше подходит к нашему тексту?

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

Ум хорошо, а два лучше.

Делу время, потехе час.

Сделал дело, гуляй смело.

Чему учит  нас произведение Носова?

- В чем заключена его главная мысль?

- Нужны ли ребятам его сатирические рассказы? Для чего?

– Что нужно для того, чтобы вы смогли быстро и правильно сделать домашнее задание?

Домашнее задание выбери сам Слайд 11

  1. 1. Нарисовать рисунки к произведению
  2. 2. Пересказ
  1. 3. Попробуйте сами написать смешной рассказ  
  1.  
  2.  Урок окончен. Спасибо за работу.

(Добрые, смешные, весёлые)

Главными героями рассказов Носова являются мальчишки.

Они  изобретательные, энергичные, добрые, честные,

Предположения детей:

- поменять местами буквы

- прочитать задом наперед

Цель: познакомиться с произведением Н.Н.Носова «Федина задача», учиться правильно и выразительно читать и анализировать произведение.

Рассуждение детей

Рассуждение и высказывание детей.

Рокочущим басом, борзая, титулярный советник, в море полудённом, кафтан, чурбан.

В толковом словаре Ожегова.

Работа в парах.

Федя прочитал 2 задачи

6 концертных номеров прослушал Федя.

5 раз Федя прочитал задачу.

2 мелодии исполнялись со словами колокольчик.

Дети работают с текстом

Монолог потому, что….

Понравился потому, что…

Не понравился, потому, что…

Потому, что Федя отвлекался

Повествование

Федя Рыбкин

Рассуждение детей

«Золотые слова» М.М.Зощенко мальчик и

девочка Лёля, «Великие путешественники» М.М.Зощенко дети, похожи

все допускали глупые ошибки.

Самостоятельная работа детей

Самостоятельная деятельность детей. Сравнение результатов.

Рассуждение детей (отвлекала песня)

Вывод: делать два дела сразу - решать и слушать песню - трудно, практически

невозможно!

Каждая группа выдвигает гипотезу, и аргументируют свой ответ.

Каждая группа высказывает свою точку зрения.

Регулятивные:

 целеполагание, коррекция, саморегуляция;

Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками; Умение полно и точно выражать свои мысли;

Познавательные:

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; ; Структурирование знаний; Анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

Установление причинно-следственных связей;

 

Предметные УУД

- прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрациям  

 - воспринимать текст на слух  

Регулятивные: Контроль,

коррекция.  Оценка.

Коммуникативные: 

Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками;

 Умение полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации;

Познавательные: Поиск и выделение необходимой информации;

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; 

Построение логической цепи рассуждений; Доказательство; .

Познавательные УУД

-Понимать цель чтения и осмысливать прочитанное.

-высказывать и аргументировать своё мнение к прочитанному

Личностные УУД

- Соотносит поступки и события

Коммуникативные УУД

-умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- умение работать в паре, в группах

Познавательные УУД

- анализ, синтез, сравнение

-  Самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

- Определять основную и второстепенную информацию

Личностные УУД

Устанавливать взаимосвязь между целью учебной деятельности и мотивом

Познавательные УУД

-определять направление текста обосновывать своё

мнение  

- строить логические цепи рассуждения  

Познавательные УУД

-Устанавливать причинно-следственные связи.

- анализ, синтез, сравнение

Регулятивные УУД

- соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности  

Коммуникативные УУД

-умение работать в паре, в группах.

-умение оформлять свои мысли в устной форме;

Познавательные УУД

-Устанавливать причинно-следственные связи.

- анализ, синтез, сравнение

Коммуникативные УУД

- слушать и слышать других, приходить к общему мнению  


                         Приложение 1

  1. В этом рассказе дети придумывают истории и выкладывают их друг другу, но при этом, они соревнуются в том, кто больше навыдумывает. Но здесь им встречается Игорь, который сам съел варенье, а маме сказал, что это сделала его младшая сестра. Ребятам стало жалко девочку, и они купили ей мороженое.

                      Карточки к кроссворду.

  1. В этом рассказе описывается спор двух мальчиков, которые во дворе увидели автомобиль и разошлись во мнении «Волга» или «Москвич». Затем у одного из товарищей возникла идея прокатиться на бампере машины, но никто из водителей не соглашался на просьбу.
  2. История о том, как мама сделала подарок сыну Виталику. И это был аквариум с красивой рыбкой карасиком. Вначале ребенок ухаживал за ней, а потом ему надоело, и он решил поменяться с товарищем на свисток.
  3. В пионерском лагере идет соревнование у кого будет лучший огород. Победитель получит красное знамя. Проигравший пугало.
  4. История о том, как трое ребят остались дома одни и решили поиграть в прятки, несмотря на то, что мест, чтобы спрятаться, было не так много, один из них спрятался так, что его никак не могли найти. В процессе поисков вся квартира была в сплошном беспорядке, после чего еще целый час понадобиться для ее уборки.

                         Приложение 2

              Установите соответствие между номером в концерте и его влиянием на поведение Феди во время решения задачи.

Музыкальный номер (песня)

Эмоциональное состояние

«Блоха»                                     ♪

  • Колокольчики,  которые гремели в этой песне,  словно звонок в школе,  напоминали  о возвращении к работе над задачей. Но рассеянность сыграла с мальчиком злую шутку: была прочитана совсем другая задача.

Федя начал злиться, даже ругаться.

«Он был титулярный советник, она – генеральская дочь»                                        ♪

  • Проблема – «кто такой титулярный советник?» - осталась не разрешена, так такая преграда как небольшой словарный запас свойственна детям младшего школьного возраста.

Попытка сосредоточить внимание (тёр уши обеими руками, словно они у него замерзли, старался не обращать внимания на радио) не привела к решению математической задачи.

«Легко на сердце от песни весёлой!»                                  ♪

  • Жизнерадостной настрой песни целиком привлёк внимание Феди.

Мальчик забыл про задачу и стал пристукивать карандашом по столу в такт.

Эта песенка очень понравилась Феде.

«Однозвучно гремит колокольчик»                           ♪

  • Простые слова о колокольчиках ввели мальчика в полное замешательство.

Колокольчик утомительно гремит, и Федя тоже устал. Повтор слова колокольчик уже во второй песне вызвал у него бурю негодования.

- Опять про колокольчик! …Совсем запутали!... Хоть из дому беги, с ума сойти! – восклицает Федя.

«Колокольчики мои»              ♪

  • Слова этой песни как бы в насмешку над самим Федей (над его неумением справиться с задачей, со счётом) становятся последней каплей в терпении мальчика. Он принимает решение – обраться к товарищу, чтобы, наконец, закончить это «наказание».

- Очень нам нужно ещё алмазы считать! Тут ещё мешки с мукой никак не сосчитаешь! Двадцать раз прочитал задачу – и ничего не понял!

Федя Рыбкин взял под мышку задачник, выключил радио и пошёл к своему другу Сорокину.

«Песня индийского гостя» («Не счесть алмазов в каменных пещерах»)               ♪

  • Детское образное восприятие, отсутствие иронического настроя не позволили Феде постичь смысл широко известной песни М. Мусоргского. Вопрос - «как портной справился  со своей задачей?» - остался без ответа, не смотря на то, что песня была прослушана полностью.

«Плохая песня», - решил мальчик.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект урока по теме: Н. Носов «Федина задача» Выполнил учитель начальных классов МАОУ « Школа № __84___ Сормовского района ФИО Борисова Татьяна Евгеньевна

Слайд 2

1 2 3 4 5 ф а н т а з ё р ы а в т о м о б и л ь к а р а с и к о г о р о д н и к и н а х о д ч и в о с т ь

Слайд 4

А н и д е ф а ч а д а з Ф е д и н а з а д а ч а

Слайд 6

Словарная работа Рокочущим басом - Александр Пирогов Оперный певец низким мужским голосом Борзая- быстрая Титулярный Советник - высокий служебный чин (должность) в России до революции. В море полудённом - море в полдень. Кафтан - удлинённый пиджак Чурбан- глупый человек

Слайд 8

Установите соответствие между номером в концерте и его влиянием на поведение Феди во время решения задачи. Музыкальный номер (песня) Эмоциональное состояние «Блоха» ♪ Колокольчики, которые гремели в этой песне, словно звонок в школе, напоминали о возвращении к работе над задачей. Но рассеянность сыграла с мальчиком злую шутку: была прочитана совсем другая задача. Федя начал злиться, даже ругаться. «Он был титулярный советник, она – генеральская дочь» ♪ Проблема – «кто такой титулярный советник?» - осталась не разрешена, так такая преграда как небольшой словарный запас свойственна детям младшего школьного возраста. Попытка сосредоточить внимание (тёр уши обеими руками, словно они у него замерзли, старался не обращать внимания на радио) не привела к решению математической задачи. «Легко на сердце от песни весёлой!» ♪ Жизнерадостной настрой песни целиком привлёк внимание Феди. Мальчик забыл про задачу и стал пристукивать карандашом по столу в такт. Эта песенка очень понравилась Феде . «Однозвучно гремит колокольчик» ♪ Простые слова о колокольчиках ввели мальчика в полное замешательство. Колокольчик утомительно гремит , и Федя тоже устал. Повтор слова колокольчик уже во второй песне вызвал у него бурю негодования. - Опять про колокольчик! …Совсем запутали!... Хоть из дому беги, с ума сойти! – восклицает Федя. «Колокольчики мои» ♪ Слова этой песни как бы в насмешку над самим Федей (над его неумением справиться с задачей, со счётом) становятся последней каплей в терпении мальчика. Он принимает решение – обраться к товарищу, чтобы, наконец, закончить это «наказание». - Очень нам нужно ещё алмазы считать! Тут ещё мешки с мукой никак не сосчитаешь! Двадцать раз прочитал задачу – и ничего не понял! Федя Рыбкин взял под мышку задачник, выключил радио и пошёл к своему другу Сорокину. «Песня индийского гостя» («Не счесть алмазов в каменных пещерах») ♪ Детское образное восприятие, отсутствие иронического настроя не позволили Феде постичь смысл широко известной песни М. Мусоргского. Вопрос - «как портной справился со своей задачей?» - остался без ответа, не смотря на то, что песня была прослушана полностью. «Плохая песня», - решил мальчик.

Слайд 10

Чтение и анализ пословиц За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. Ум хорошо, а два лучше. Делу время, потехе час . Сделал дело, гуляй смело.

Слайд 11

Домашнее задание 1. Нарисовать рисунки к произведению 2. Пересказ 3. Попробуйте сами написать смешной рассказ

Слайд 12

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока по литературному чтению 1 класс

В данном уроке предоставлен материал занятия с использованием технологии критического мышления....

Проект урока по литературному чтению "Устное народное творчество"

Урок  «Устное народное творчество» по предмету « Литературное чтение» разработан  для учащихся 2 класса, занимающихся по УМК «  Школа России»  авторов- Л Ф Климанова, В Горецкий, М...

Проект урока по литературному чтению "Твердый согласный звук [ш],буквы Ш,ш. Сочетание ши"

Тема урокаТвердый согласный звук [ш],буквы Ш,ш. Сочетание ши. Класс1классПредметЛитературное чтениеПедагогическая цель Создать условия для открытия новых знаний, познакомить учащихся с тверд...

Конспект урока по литературному чтению "Федина задача"

Тема: Н.Н. НОСОВ “ФЕДИНА ЗАДАЧА”Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о произведении Н.Н. Носова «Федина задача», о жизни и творчестве писа...

Проект урока по литературному чтению с использованием ИКТ (2 класс). Необычные уроки письма. Ю. Кушак «Почтовая история». Составление модели письма.

На данном уроке обучающиеся учатся использовать понятия адресат, адресант,  знаково-символическими средствами, в том числе моделями для решения задач....