Главные вкладки

    Проверочная работа по литературному чтению за 1 полугодие 4 класса по программе "Система Л.В. Занкова"
    тест по чтению (4 класс) на тему

    Савченко Ирина Фёдоровна

    Проверочная работа по литературному чтению за 1 полугодие 4 класса по программе "Система Л.В. Занкова" содержит задания для анализа произведений разных литературных жанров.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Контрольная работа по литературному чтению. 4 класс. 1 полугодие

    Задание 1

    Начни читать текст тихо, вполголоса. По сигналу учителя отметь место, где ты читаешь, карандашом.

    Золотой гусь

    (Немецкая народная сказка)

           Пошёл Дурень, подрубил дерево, оно свалилось, вдруг видит он - сидит на корнях гусь, а перья у гуся все из чистого золота. Поднял он гуся, взял его с собой и пошёл в харчевню*, где и решил заночевать. А у хозяина харчевни было три дочери; увидали они гуся, стало им любопытно, что это за диковинная птица такая, и захотелось им добыть одно из его золотых перьев. Старшая подумала: «Случай к тому, пожалуй, подвернётся, я вытащу себе золотое перо». Только Дурень отлучился, схватила она гуся за крыло, но тут пальцы её так к крылу и пристали. Пришла вскоре вторая сестра, и было у неё одно на уме: как бы это вытащить и себе золотое перо; но только она прикоснулась к своей сестре, так тотчас к ней и прилипла. А тут пришла и третья сестра, чтоб добыть себе золотое перо, но сёстры ей крикнули:

    -  Ради Бога, не подходи к нам, отойди!

          Но она не поняла, почему это нельзя подойти, и подумала: «Если сёстры мои там, то и я могу быть тоже с ними», - и только она подбежала и прикоснулась к одной из сестёр, так тотчас к ней и прилипла. Вот и пришлось им провести ночь возле гуся.

          На другое утро взял Дурень гуся под мышку и ушёл, мало беспокоясь о том, что три девушки тащатся за ним следом.

          Пришлось им всё время бежать следом за гусем. Повстречался им в поле пастор**; увидал он такое шествие и говорит:

    - Постыдитесь, бесстыжие девушки! Чего бежите следом за парнем, куда это годится? - И он схватил младшую за руку, собираясь её оттащить. Но только он к ней прикоснулся, как тоже прилип, и пришлось ему самому бежать следом за ними.

          Повстречался им вскоре на пути причетник***; увидел он пастора, спешащего следом за тремя девушками, удивился и закричал:

    - Эй, господин пастор! Куда это вы так спешите? Не забудьте, что нынче надо ещё ребёнка крестить, - и он подбежал к пастору, схватил его за рукав и тоже прилип.

    * Харчевня - трактир, закусочная с дешевыми и простыми кушаньями.

    ** Пастор - священник, служитель церкви.

    *** Причетник - помощник священника.

    Вопросы и задания

    1. Дочитай текст.

    2. Какие черты народной волшебной сказки можно обнаружить в этом фрагменте? Обведи правильные ответы карандашом:

    а) магические числа;

    б) волшебные цвета;

    в) волшебные предметы;

    г) наличие тотемного дерева;

    д) чудеса.

    3. Подчеркни те фрагменты текста, которые подтверждают твой предыдущий ответ. Над каждым фрагментом поставь соответствующую ему букву.

    4. Найди в этой сказочной истории элементы сказки-цепочки. Напиши, из каких звеньев она состоит.

            

    5. Найди в сказке те конкретно-исторические подробности, которых не могло быть в древней сказке, существовавшей до принятия христианства. Подчеркни их карандашом.

    ЗАДАНИЕ 2

    Тайны ремесла

    ...А каждый читатель как тайна,

    Как в землю закопанный клад,

    Пусть самый последний, случайный,

    Всю жизнь промолчавший подряд...

    Наш век на земле быстротечен,

    И тесен назначенный круг,

    А он неизменен и вечен,

    Поэта неведомый друг.

                                       (А. Ахматова)

    Вопросы и задания

    1. Прочитай стихотворение тихо, вполголоса.

    2. Как А. Ахматова относится к своему читателю? Найди слова, подтверждающие твою точку зрения, подчеркни их прямой линией.

    3. Какую важную мысль хочет донести автор до читателя? Обведи нужную букву или несколько букв.

    а) для поэта читатель - и клад, и друг, которому можно многое доверить;

    б) не каждый читатель способен понять то, о чём ему рассказывает поэт;

    в) в течение многих-многих лет слово поэта живёт в сердцах читателей.

    4. Найди рифмы в стихотворении, соедини карандашом рифмующиеся строчки.

    5. Найди в стихотворении сравнения, подчеркни их волнистой линией.

    ЗАДАНИЕ 3

           В мастерской Володю больше всего заинтересовало большое деревянное колесо, которое вертел Прошка. Вот эта штука действительно любопытная: такое большое колесо и вертится! Мальчик незаметно пробрался в тёмный угол к Прошке и с восхищением смотрел на блестящую железную ручку, за которую вертел Прошка.

          Мать Володи заглянула в угол Прошки и только покачала головой.

    -  Какой он худенький! - пожалела она Прошку. - Он чем-нибудь болен?

    - Нет, ничего, слава Богу! - объяснил Алексей Иваныч. - Круглый сирота, - ни отца, ни матери… Не от чего жиреть, сударыня! Отец умер от чахотки… Тоже мастер был по нашей части. У нас много от чахотки умирает…

    - Значит, ему трудно?

    - Нет, зачем трудно? Извольте сами попробовать… Колесо, почитай, само вертится.

    - Но ведь он работает целый день?

    - Обыкновенно…

    - А когда утром начинаете работать?

    - Не одинаково, - уклончиво объяснял Алексей Иваныч, хозяин мастерской, не любивший таких расспросов.

    -  Глядя по работе… В другой раз - часов с семи.

    - А кончаете когда?

    - Тоже не одинаково: в шесть часов, в семь, - как случится.

        Алексей Иваныч приврал самым бессовестным образом, убавив два часа работы.

    - А сколько вы жалованья платите вот этому Прошке?

    - Помилуйте, сударыня, какое жалованье! Одеваю, обуваю, кормлю, всё себе в убыток. Так, из жалости и держу сироту… Куда ему деться-то?

          Дама заглянула в угол Прошки и только пожала плечами. Ведь это ужасно: целый день провести в таком углу и без конца вертеть колесо. Это какая-то маленькая каторга…

    - Сколько ему лет? - спросила она.

    - Двенадцать…

    - А на вид ему нельзя дать больше девяти. Вероятно, вы его плохо кормите?

                                                                                                                                 (Д. Мамин-Сибиряк «Вертел»)

    Вопросы и задания

    1. Прочитай отрывок из рассказа тихо, вполголоса.

    2. Как ты думаешь, главный герой рассказа Прошка:

    а) твой современник;

    б) мальчик, который жил много столетий назад;

    в) мальчик, живший 100_200 назад?

    3. Подчеркни в тексте одной чертой слова и выражения, которые помогли тебе ответить на предыдущий вопрос.

    4. Тяжело ли живётся Прошке? Подчеркни волнистой чертой те фрагменты рассказа, которые помогли тебе ответить на вопрос.

    5. Понравился ли тебе хозяин мастерской Алексей Иваныч?

    а) понравился;

    б) не понравился.

    Подтверди свой ответ соответствующими фрагментами текста, подчеркнув их пунктирной линией.

    6. Подбери свой заголовок и запиши его. ________________________________________________

    ЗАДАНИЕ 4

    Слово-звезда

           В каждой душе слово живёт, горит, светится, как звезда на небе, и, как звезда, погасает, когда оно, закончив свой жизненный путь, слетит с наших губ.

           Тогда сила этого слова, как свет погасшей звезды, летит к человеку на его путях в пространстве и времени.

           Бывает, погасшая для себя звезда для нас, людей на земле, горит ещё тысячи лет.

           Человека того нет, а слово остаётся и летит из поколения в поколение, как свет угасшей звезды во вселенной.

    (М. Пришвин)

    Вопросы и задания

    1. Прочитай текст тихо, вдумчиво.

    2. Как ты думаешь, Пришвин поделился своими мыслями:

    а) о далёких звёздах;

    б) о силе человеческого слова;

    в) об отважных первооткрывателях космоса?

    3. Перечитай последний абзац. О каком человеке рассказал писатель?

    а) об учёном, исследователе;

    б) о поэте, писателе;

    в) о космонавте.

    Отметь верные ответы.

    4. Какие слова и выражения делают текст таким красивым

    и поэтичным? Подчеркни их карандашом.

    5. Если бы ты сам делился впечатлением о поэтическом слове, с чем бы ты его сравнил? Напиши.

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проверочные работы по литературному чтению 3, 4 классы

    Данные проверочные работы по литературному чтению должны прежде всего показать глубину и прочность полученных учащимися знаний и умений, определенных обязательным минимумом содержания образования в на...

    Проверочные работы по литературному чтению для 1 класса

    В данном материале подобраны материалы по данной теме...

    Проверочная работа по литературному чтению в 4 классе

    Работа из сборника "Типовые тестовые задания"...

    Проверочная работа по литературному чтению «Фольклор» 3 класс Начальная школа 21 века

    Проверочная работа по литературному чтению  «Фольклор»___________________________________________________________1.Что такое фольклор?А) произведения о небылицах и былинах...

    проверочные работы по литературному чтению (3-4 классы)

    При выполнении данных работ дети пользуются справочной литературой....

    Проверочные работы по литературному чтению в 4 классе

    Работа строится по УМК "Перспектива"...

    Проверочная работа по литературному чтению во 2 классе по разделу "Весна, весна! И всё ей надо!"

    Проверочная работа по литературному чтению во 2 классе по разделу "Весна, весна! И всё ей надо!"...