Путешествие 3. Москва начала XIX века. Интересны ли детям басни? И.А. Крылов «Слон и Моська»
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Ладина Ольга Геннадьевна

урок + презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krylov_slon_i_moska.rar2.31 МБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение Урок 30. Тема раздела: XIX век. Путешествие продолжается...

Тема: Путешествие 3. Москва начала XIX века. Интересны ли детям басни? (И.А. Крылов «Слон и Моська»)

Цели.

  1. Способствовать знакомству учащихся с Москвой 19 века, баснописцем И.А. Крыловым и его творчеством, формированию правильной читательской деятельности, уточнению понятий «басня», «мораль», умению анализировать басню, выбирать нужную смысловую интонацию;
  2. Формировать творческие способности на основе развития навыков культуры речи учащихся.
  3. Способствовать воспитанию у детей непримиримого отношения к человеческим порокам (зазнайство, глупость, жадность и т. д.)

 Оборудование: выставка книг И.А. Крылова, портрет Крылова, запись басни в исполнении  Игоря Ильинского.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

Ι. Актуализация знаний.

1. Проверка д.з.

-Вам было дано задание- написать сочинение на выбранную вами тему.

Пожалуйста, зачитайте свои произведения. ( 1-2 сочинения)

2  3 Беседа. Введение в тему.

Наше путешествие в историю детской литературы с близнецами Олей и Игорем и профессором Рождественским продолжается. Сегодня наше путешествие продолжается.  Сели поудобнее. Мы в машине времени.(Презентация на экране: слайды 1,2)

1) Чтение материалов учебника, с. 87.

– В какой век собрались наши путешественники? ( 19 в)

– Зачем им потребовалось переодеться?( чтобы прочувствовать то время, эпоху)

Рассмотрите костюмы того века . ( слайд) – Чего вы ждёте от встречи с этим веком?

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

II. Развитие умений.

2  4  2  3  1  2  3  4 

1. Работа с текстом «Путешествия третьего».

1) Самостоятельное чтение авторского текста (с. 88–90).

- сам-но чит с. 88. Вопросы : – В каком городе оказались путешественники?

– Какой они увидели Москву?

– Почему путешественники отправились вслед за незнакомцем?

2) Обсуждение прочитанного: чтение по цепочке с.89 до конца страницы

– Кто он? Что вы о нём знаете? Знакомо ли вам его лицо? (Рассматривание портрета И.А. Крылова). Слайд 

– Куда зашёл И.А. Крылов? Что такое книжная лавка?

– Что думает Николай Александрович о басне?

– Какова точка зрения И.А. Крылова?  подчеркнуть

– Читали ли вы басни И.А. Крылова? Если да – какие?

– Вопрос к читавшим басни: чью точку зрения на басню разделяете вы?

– Поняли ли вы, что такое басня, из монолога писателя?

– Выберите необходимую информацию и сформулируйте понятие. С. 37 № 1

Выполнение задания в тетради (уроки 30–32, II.1).

(Т) Задание II.1. Вставляют слова: короткий, чаще, в стихах, животные, мораль, скрыта, иносказательный.( скрытый смысл) Басня - стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце или в начале басни содержится краткое нравоучительное заключение — так называемая мораль. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. В басне высмеиваются пороки людей. Басня — один из древнейших литературных жанров.

Самост чт-е с.90

– Запомнилось ли вам что-нибудь из биографии Крылова? Что именно?

– О какой особенной возможности басни поучать говорил И.А. Крылов? Легко довести до детского ума мысль о вреде дурных привычек и свойств человеческого характера

А басни Крылов начал писать в 1806 году, то есть в начале 19 века. За свою жизнь Иван Андреевич написал более 200 басен. За свою литературную деятельность Иван Андреевич Крылов был избран академиком  Петербургской Академии наук. Именно басни обессмертили его имя.

2. Работа с басней «Слон и Моська» во время чтения.

1) Беседа с учащимися:

– Чему может научить басня с таким названием? (Предположения детей.)

2) Самостоятельное чтение басни. Беседа после чтения.

– Оправдались ли наши предположения?

3) Работа над содержанию:

- Читаем по одному предложению с комментированием. (Словарная работа по ходу чтения)

после 1 предложения:- С какой целью водили Слона по улицам?

после 2:- Почему за Слоном ходили толпы зевак? Как вы понимаете значение выражений «слоны в диковинку у нас», «толпы зевак».

После 3: - Кто встретился на пути Слона? Что означает словосочетание «отколе ни возьмись»

после 4: - Как повела себя Моська, увидев Слона? (По тексту)

после 5:- Какой совет дала Шавка Моське? Как вы понимаете смысл словосочетания «перестань срамиться» (т.е. не позорься)?

после 6:- Как отнеслась Моська к совету Шавки?/Она лает, это значит она сильная, никого не боится, т.е. не обратила внимания на совет Шавки/ Как понимаете «духу придаёт»/силы придаёт/ «большие забияки»/задира, бесстрашная, не думает, какие потом будут последствия /

после 7: - Что же будут говорить собаки, оценивая её поведение?

Характеристика слона и моськи

- Как выглядит, что делает, что говорит Моська? Слон? Найдите в басне  и прочитайте предложения об этом. (выборочное чтение )

(На экране появляются слова характеристики Слона и Моськи – сравнительная характеристика

3) Анализ басни: 

- Мы с вами прочитали басню, выяснили её содержание, поработали над значением слов и выражений. А сейчас проанализируем басню

- Где происходит действие?/На улицах города/

-Какая история описывается?/Слона водили по улицам, за ним ходила толпа зевак/

- Кто герои басни?/Моська, Слон, Шавка/

- Над кем из них смеётся И.А.Крылов?/Над Моськой/

- Где особенно сильно звучит авторская ирония?/Увидевши Слона…/

- Есть ли в этой басне прямо сформулированное поучение/мораль/?

Работа с текстом басни после чтения.

1) Беседа с учащимися:

– Можно ли с подобными Моськами встретиться в реальной жизни?

– Что осуждает Крылов этой басней? 

Моська хвастается, хочет показать, что она сильная, задиристая и не боится даже Слона.

Она понимает, что не представляет для Слона никакой опасности и он не будет с ней сражаться, но ей так хочется показать себя и выделиться среди других.

Моська – хвастунишка. Ей хочется любым способом выделиться, сделать так, чтобы ее боялись, считали очень сильной и задиристой, привлечь к себе внимание

2) Подготовка к выразительному чтению (вычитывание басни). Чтение мастером художественного слова.

– Ребята, я предлагаю вам послушать, как басню читает мастер художественного слова Игорь Ильинский.

Послушайте внимательно, с одинаковой ли интонацией будет прочитана басня актёром?

Грамзапись. Заметили разницу при чтении?

- Давайте попробуем и мы, прочитать басню по ролям, соблюдая правильную интонацию.

Каждая строка читается, комментируется, ставится логическое ударение, обозначаются паузы.

3) Выразительное чтение басни учащимися. 

4) – Вернитесь к диалогу И.А. Крылова и Николая Александровича

(с. 89 учебника). Так пригодны ли басни для детского чтения? Интересны ли вам басни Крылова? Чем именно? – Так почему же басни Крылова актуальны в наше время?

(Высмеивают и одобряют качества и характеры людей.)

(У басен интересный сюжет, много диалогов, они похожи на сказки, можно читать в лицах, можно иллюстрировать, они смешные и поучительные.)

– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)– Какое умение формировали?

ΙΙΙ. Итог.

– Как бы вы оценили свою работу на уроке?

IV. Домашнее задание.

1) По материалам учебника подготовить рассказ об И.А. Крылове.

2) выучить басню , принести текст басни «Свинья под Дубом».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие в 19 век. И.А.Крылов "Слон и Моська"

Методическая разработка урока для учащихся 4 класса по басне И.А.Крылова "Слон и Моська" Общение с детьми происходит в форме диалога с историческим персонажем, с использованием аудио и видео зап...

Диафильм И. А. Крылов "Слон и Моська"

Литературное и внеклассное чтение, 1-4 класс. Данный ресурс можно использовать при фронтальной, групповой и индивидуальной работе....

И.А.Крылов "Слон и Моська"

Сведения о И.А.Крылове, понятие басни, мораль басни "Слон и Моська"...

Урок литературного чтения по теме :И.А.Крылов "Слон и Моська".Особенности структуры басни.3 класс.УМК "Перспектива".

Данный урок литературного чтения-второй по изучению проиэведений великого русского баснописца И.А.Крылова. Дан в рамках Методической недели начальной школы....

Презентация к уроку литературного чтения в 4 классе по теме: "Москва начала XIX века. И.А.Крылов "Слон и Моська"

Презентация к уроку литературного чтения по теме:"Москва начала XIX века. И.А.Крылов "Слон и Моська"...