Тема: Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины».
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Куклева (Гулакова) Ирина Александровна

Цели деятельности учителя:

- познакомить с биографией Михаила Юрьевича Лермонтова;

- познакомить с произведением «Горные вершины»;

- развивать умение анализировать текст, выразительно читать, отыскивать нужную информацию в тексте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chtenie_15.04.16.doc60 КБ
Office presentation icon urok_chteniya_15.04.16_kopiya.ppt935 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 15.04.2016 г.                                                                                                                   Учитель: Жарова  Т.Ю.  

Школа: 95                                                                                                                                Методист: Зубарева Н.С.

Класс: 4-2                                                                                                                               Студентка: Гулакова И.А, 36 группа.

Кабинет: № 202

Урок № 4

Конспект урока по литературному чтению

Тема: Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины».

Цели деятельности учителя:

- познакомить с биографией Михаила Юрьевича Лермонтова;

- познакомить с произведением «Горные вершины»;

- развивать умение анализировать текст, выразительно читать, отыскивать нужную информацию в тексте.

Планируемые результаты

Личностные:

  • формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу;
  • расширение кругозора; 
  • умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Предметные:

  • познакомиться со стихотворением  М.Ю.Лермонтова «Горные вершины»;
  • читать выразительно стихотворение «Горные вершины»;
  • ставить вопросы к тексту «Рождение стихов»;
  • сравнительный анализ переводов стихотворения.

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» 4 кл 2 часть УМК «Перспектива»,, учебная презентация, карточки для рефлексии.

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

УУД

I.Организационный /Мотивационный этап

11:00-11:01

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ирина Александровна, сегодня я буду вести у вас литературное чтение. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Я желаю вам хорошей работы на уроке. Сначала присаживается первый ряд, потом второй ряд и третий ряд.

Эмоционально настроиться.

Приветствовать учителя.

Наглядный: видео, учебная презентация.

Словесный:  формулирование темы и целей; ответы на вопросы; монологические высказывания уч-ся.

11:01-11:10

Определение темы и целеполагание.  

-  Чтобы узнать, тему сегодняшнего  урока, посмотрите видео.

 О каком авторе мы будем сегодня говорить?   (М.Ю.Лермонтов).(Слайд 1)

Как, будет звучать тема нашего урока? (Биография и творчество М.Ю.Лермонтова )(Слайд 2)

- Действительно, тема нашего урока «Биография и творчество М.Ю.Лермонтова». Мы познакомимся со стихотворением «Горные вершины».

Какие цели мы можем поставить перед собой на уроке литературного чтения? (Слайд 3)

С чем мы познакомимся? (мы познакомимся с творчеством М.Ю.Лермонтова и с его произведением «Горные вершины»).

Чему научимся? (научимся выразительно читать и анлизировать, сравнивать).

Молодцы, ребята!

Просматривать видео запись.

Формулировать тему урока.

 Отвечать на вопросы.

Предполагать цели урока.

П: Целеполагание.

П: строят речевое высказывание.

П: осуществляют подведение под понятие.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II.  Постановка учебной задачи и ее решение

Словесный: ответы на вопросы.

Практический: чтение по цепочке, по ролям, составление вопросов,слушание,

работа в парах.

 

Наглядный:

рассматривание иллюстраций;

11:10-11:15

Изучение нового материала.

Откройте содержание учебника и найдите поэта М.Ю.Лермонтова, о котором, мы сегодня будем говорить. Какую страницу нам нужно открыть?  (страница 100).

Класс, откройте учебник на странице 100.

Слово об авторе.

Сейчас, мы будем читать текст который называется «Рождение стихов».

Первичное знакомство с текстом.

Читать будем цепочкой по абзацу с первого ряда.

Теперь, поработайте в парах и попробуйте составить вопросы к этому тексту. На выполнение у вас 2 минуты.  

(Как выглядел М.Ю.Лермонтов? Кто воспитывал М.Ю.Лермонтов? Как называлась гора в Пятигорске? Почему М.Ю.Лермонтову иногда становилось печально и одиноко?) Давайте, проверим. Кто хочет ответить?

Вы задаете вопрос, класс внимательно слушает и отвечает.

Молодцы! Вы составили очень хорошие вопросы.

Посмотрите на иллюстрации в учебнике. На них мы можем увидеть М.Ю. Лермонтова в детстве и его дом.

Отвечать на вопросы.

Воспринимать новую информацию.

Составлять вопросы к тексту в парах.

Отвечать на вопросы.

Рассматривать иллюстрации.

П: совершенствуют уровень читательской компетентности.

П: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;  формулируют ответы;

П: строят речевое высказывание.

III. Решение частных задач

Наглядный: выразительное чтение учителя.

Практический: чтение шепотом.

Словесный: ответы на вопросы.

Практический: выборочное чтение; слушание.

Практический: чтение выразительно.

Наглядный: работа с иллюстрацией.

Словесный: ответы на вопросы.

 

Практический: анализ текста.

Практический: чтение про себя, монологическое чтение.

Словесный: ответы на вопросы.

Практический: выразительное чтение.

11:15-11:35

11:25-11:26

- Молодцы! Ну, а сейчас откройте свои учебники на странице 102.  Найдите стихотворение «Горные вершины».

Первичное знакомство с текстом.

- А сейчас, ребята, я прочитаю вам стихотворение «Горные вершины».

Повторное чтение и углубленный анализ.

Теперь, давайте прочитаем стихотворение шепотом, не мешая друг другу.

Теперь, давайте попробуем ответить  на  вопросы после текста.

N, прочитай первый вопрос.

 1. Какие мысли и чувства появляются у вас при чтении этого стихотворения? (чувство усталости, мысли о природе).

2. Какие картины вы видите? Расскажите. (картины природы).

Кто хочет более подробно описать?

3. Какие слова помогают нашему воображению? (Горные вершины, тихие долины).

N, прочитай четвертый  вопрос.

4. Перечитайте стихи, прислушайтесь к их звучанию. Какой темп чтения наиболее полно будет отражать содержание?

Ребята, кто хочет выразительно прочитать  стихотворение?

Какой темп должен быть при чтении этого стихотворения? (медленный.) Почему?  Кто хочет прочитать стихотворение в нужном темпе? Удалось ли Н, прочитать в нужном темпе? Кто еще хочет попробовать прочитать в медленном темпе?Удалось ли М, прочитать в нужном темпе? Молодцы!

Динамическая пауза.

- Предлагаю отдохнуть.

Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуть, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.

N, прочитай пятый  вопрос.

5. Сравните стихи и рисунки Лермонтова о Кавказе. Что в них общего? (Слайд 4)

Посмотрите на иллюстрацию в учебнике.

Кто может ответить на пятый вопрос? (на иллюстрации и в произведение описывается природа, в стихотворение описываются горные вершины, которые также изображены на пейзаже. На пейзаже виднеется желтый отблеск заката, а в стихотворение описывается спокойное время суток. На пейзаже мы так же видим единственное место, которое нарушаем безмолвие- это речка, спокойное небо и горы).

N, прочитай шестой  вопрос.

6. Почему во второй строфе повторяются глаголы с частицей «не»? Кто может ответить? (эти частицы усиливают спокойствие и безмолвие ночи).

7. Знаете ли вы, что стихотворение Лермонтова является переводом стихотворения известного немецкого поэта Гёте?(Слайд 5). Подумайте, почему так мало глаголов употребляет Лермонтов. Чего он этим достигает?( В этом стихотворении происходит описание природы и в основном поэт использует прилагательные и существительных, глаголов в шести строчках всего 3 это: спят, не пылит, не дрожат.Обычно в стихотворение авторы используют глаголы в каждой строчке).

8. Прочитайте прозаический перевод стихотворения и один из вариантов перевода В. Брюсова. Обсудите с другом, в чем вы видите различие.

Первичное знакомство с текстом.

Давайте, прочитаем следующее стихотворение: «Над всеми вершинами». Прочитайте его про себя.

Кто хочет прочитать полностью стихотворение.

Повторное чтение.

Какой темп должен быть у этого текста? (медленный,спокойный, умеренный.) Почему?                      Кто хочет прочитать стихотворение в нужном темпе?

Удалось ли Н, прочитать в нужном темпе?

Кто еще хочет попробовать прочитать в медленном темпе?Удалось ли М, прочитать в нужном темпе?  

Ребята, кто хочет выразительно прочитать это стихотворение?

Слушать образец выразительного чтения

Читать шепотом.

Отвечать на вопросы.

 

Читать выборочно.

Анализировать прочитанный текст.

Отвечать на вопросы.

Читать мологически.

Выполнять двигательные упражнения.

Работать с иллюстрацией.

Отвечать на вопросы.

Отвечать на вопросы.

Читать про себя.

Читать выразительно.

П:читают художественный текст.

П: строят речевое высказывание; рассуждение; анализируют текст.

П: строят рассуждение.

П: анализируют объекты.

П: строят речевое высказывание;  анализируют текст.

П: строят рассуждение.

П: анализируют объекты.

П: анализируют прочитанный текст.

Практический: слушание.

Наглядный: рассматривание иллюстраций.

Практический: чтение текста шепотом.

Словесный: ответы на вопросы.

Практический: повторное, выборочное чтение текста.

Словесный: ответы на вопросы.

Практический: выразительное чтение.

11:35-11:40

Слово об авторе.

Перевод стихотворения Гёте есть и у  В.Брюсова. Я вам о нем немного расскажу.

Вале́рий Я́ковлевич Брю́сов родился в Москве —  он русский поэт, переводчик,  литературный критик и историк.  (Слайд 6-7)

Научился читать с трех лет.  Он писал не только стихи, но и рассказы, научные статьи. Брюсов был убежден, что человек в жизни обязательно должен трудиться. И сам трудился. Знал иностранные языки, математику, читал лекции по литературе и истории. Написал несколько тысяч стихотворений,  статьи о творчестве Пушкина и Тютчева. Вот каких высот сумел достичь своим трудом внук крепостного крестьянина.

Первичное знакомство с текстом.

Прочитайте, стихотворение «На всех вершинах» шепотом, не мешая друг другу.

Повторное чтение и углубленный анализ.

 Кто хочет прочитать полностью стихотворение.

Теперь, давайте попробуем ответить  на  вопросы.

1. Какие мысли и чувства появляются у вас при чтении этого стихотворения? (чувство усталости, мысли о природе).

С какой интонацией нужно читать это стихотворение? (спокойно-умеретворенно, с чувчтвом усталости).Почему?  Кто хочет прочитать стихотворение с нужной интонацией? Удалось ли Н, прочитать с нужной интонацией ? Кто еще хочет попробовать прочитать со спокойной интонацией?Удалось ли М, прочитать с нужной интонацией ? Молодцы!

2. Какие картины вы видите? Расскажите. (картины природы).

3. Какие слова помогают нашему воображению? (На вершинах, в листве, долинах, птицы спят в молчании бора.)

 Ребята, кто хочет выразительно прочитать второе стихотворение?

Воспринимать информацию.

Читать  шепотом.

Читать повторно.

Отвечать на вопросы.

Читать выборочно.

Читать выразительно.

П:  анализируют текст.

Р: планируют свое действие в соответствии с задачей.

П: выявление основной информации из текста.

П: повторное чтение текста.

П: осмысленно читают; анализируют текст.

Р: планируют свое действие в соответствии с задачеП: строят речевое высказывание;  анализируют текст.

П: осуществляют подведение под понятие.

П: осмысленное чтение текста.

IV. Рефлексия

Практический: работа в парах;

Словесный: ответы на вопросы; самоанализ.

11:40-11:45

 Какое из двух стихотворений понравилось больше? Почему?

Обсудите, в парах в чем сходство этих стихотворений. На работу у вас 2 минуты. Кто хочет ответить? (оба подробно описывают пейзаж и т.д.)

- А теперь подведём итоги (Слайд 8: УЗНАЛИ… НАУЧИЛИСЬ…) Что мы сегодня узнали? А чему научились? Достигли ли мы целей поставленных в начале занятия?

У вас на столах круг разделеный на сектора.

Ваша задача в парах написать что нового вы узнали на уроке в одном секторе.

Во втором секторе напишите что вам понравилось на уроке.

В третьем секторе напишите ваши эмоции.

И в четвертом секторе напишите что не понравилось на уроке.

Если не знаете что написать поставьте прочерк. (Слайд 9)

Кто хочет сказать какие эмоции у него были на уроке? (3 чел.)

Кто хочет сказать что понравилось на уроке? (2-3 чел.)

Отвечать на вопросы, анализировать, оценивать свои достижения.

Участвовать в парной работе.

Р: осуществляют итоговый контроль.

К: ориентируются на партнера во взаимодействии;

К: работать с соседом по парте.

Домашнее задание.

- Ребята, запишите в дневник домашнее задание:

Выучить наизусть одно из стихотворений на страницах 102-103. (Слайд 10)



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова"

Доклад на тему: "Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова"...

План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива». Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины».

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...

Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины». План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива»

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...

3класс Тема: М.Ю.Лермонтов стихотворение "Горные вершины".

Конспект урока по литературному чтению...


 

Комментарии

Халикова Виктория Евгеньевна

Очень интересная разработка для урока литературного чтения.