мастер-класс
план-конспект занятия по чтению (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Филиал МАОУ « Аромашевская СОШ имени В.Д. Кармацкого» Новоаптулинская ООШ
Мастер-класс
« Реализация метапредметного подхода как основа для формирования ключевых компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературного чтения»
Подготовила учитель начальных классов
Хасанова В.С.
Все мы много говорим о том, что современный ученик сталкивается с огромным потоком информации, объём которой увеличивается в геометрической прогрессии. И задача учителя – помочь ребенку сориентироваться в этом потоке. Ведь ребёнок должен уметь не только найти нужное, значимое, но и определить своё отношение к данной информации среди множества позиций и мнений. Одним словом, иметь свою собственную нравственную позицию.
Задача учителя научить ребенка работать, перерабатывать информацию, то есть формировать информационные компетенции. Еще труднее задача, через эту информацию способствовать личностному развитию ребенка, умению вырабатывать собственную точку зрения и доказывать её, формировать у ребенка компетенции личностного развития и самосовершенствования.
Есть ли универсальная технология поиска, переработки и оценивания информации?
В процессе применения современных образовательных технологий при работе с информацией в моём педагогическом опыте тоже сложилась определённая система, которая, на мой взгляд, действует эффективно и даёт положительный результат. Для переработки информации используются такие современные образовательные технологии.
СЛАЙД №2 ( технологии)
Технология проблемного обучения
-Данная технология включает системно-деятельностный подход, который не возможен без проблемного обучения, критического мышления, а также использование проектных методов и игровых методик.
-Поскольку здесь присутствуют учителя разных предметных областей, я предлагаю материал, известный каждому из вас.
И так, первый этап – это этап знакомства с информацией.
1.Знакомство и воспроизведение информации (репродуктивное мышление).
СЛАЙД №3 ( этапы урока)
-Всем хорошо знакомо произведение А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»?
-Тогда будем считать, что первый этап нами пройден. Но для детей это может быть впервые.
-Предлагаю перейти ко второму этапу.
2.Постановка проблемного вопроса (элементы технологии проблемного обучения).
СЛАЙД №4 ( «Хорошо или плохо закончилась сказка»)
-Представьте, что вы впервые прочитали эту сказку, закрыли книгу… И вот вопрос: «Хорошо или плохо закончилась сказка?» Я прошу опираться на ваши первичные впечатления. Каковы они?
СЛАЙД №5 ( этапы урока)
- Кто считает, что сказка закончилась хорошо, прошу пересесть в группу под номером1
- Кто считает, что сказка закончилась плохо, прошу пересесть в группу под
номером 2
-Мы переходим к третьему этапу нашей работы.
3.Первичное самоопределение. Выявление противоречий. (личностно-ориентированный подход)
- Почему, на Ваш взгляд, сказка закончилась, хорошо? Плохо?
Спасибо за мнение.
Итак, следующий этап.
4.Аналитический этап (элементы исследовательской технологии).
СЛАЙД №6 ( какие блага и какие проблемы…)
- Это один из важнейших этапов. Как правило, не только дети, но и взрослые ограничиваются первоначальным знакомством с информацией и первоначальным её осмыслением. А если их заставить вернуться к ней ещё раз? Каков будет результат?
- Я предлагаю вам поработать с текстом сказки и ответить на вопрос. Первая группа ответит на вопрос: «Какие блага обрела старуха, став столбовой дворянкой?»
Вторая группа, ответит: «Какие проблемы обрела старуха, став столбовой дворянкой?
СЛАЙД № 7 ( текст с отрывком сказки, где старуха стала столбовой дворянкой).
- Пожалуйста, выслушаем мнения групп
-Итак, это были ответы от каждой группы. Но, может быть, кто-то из отдельных участников не вполне приемлет позицию, прозвучавшую в ответе группы, к которой он присоединился?
- Кто считает, что старуха приобрела блага, став столбовой дворянкой, прошу перейти в первую группу или остаться в ней.
- Кто считает, что старуха нажила проблемы, став столбовой дворянкой, прошу перейти во вторую группу или остаться в ней.
СЛАЙД № 8 ( этапы урока)
- Переходим к пятому этапу.
5.Этап синтеза (элементы технологии критического мышления)
- Часто ли мы сталкиваемся в жизни с ситуациями, когда к одной и той же ситуации, одному тому же человеку и его поступку, одному тому же явлению или событию можно отнестись по-разному?
- Я предлагаю вам осмыслить и оценить ситуации из разных областей нашей жизни.
Первая группа выберет, те ситуации, которые оказали положительные последствия. – Вторая группа выберет ситуации, которые оказали негативные последствия.
СЛАЙДЫ №9-11
Атомная энергия
- Итак, о каком великом открытие физиков идёт речь?
(Это энергия, которое служит во благо человека, служит в военных целях, используют в качестве ядерного оружия)
Интернет
- Великое изобретение 20-21 веков.
Отечественная война 1812г.
- Следующая ситуация из истории. О каком событии идёт речь.
- Но вернёмся к нашей начальной информации, то есть к «Сказке о рыбаке и рыбке».
СЛАЙД № 12 ( этапы урока)
6.Этап итогового самоопределения (метод интерактивной беседы).
Можно ли сказать однозначно, что сказка закончилась хорошо?
Можно ли сказать однозначно, что сказка закончилась плохо?
А КАК закончилась сказка?
СЛАЙД № 13 ( старуха)
- Для кого из героев сказка закончилась хорошо? (старуха, старик, рыбка)
- Для кого из героев сказка закончилась плохо? (старуха, старик, рыбка)
- Как вы думаете, какова позиция автора, что он пытался донести до читателя.
- Как, по мнению автора, должен считать читатель?
- Можем ли мы однозначно ответить, как закончилась сказка?
- Как закончилась сказка?
- Да, действительно, сказка закончилась мудро.
- Каков бы был ваш нравственный жизненный выбор на месте старухи (старика, рыбки)
Поэтому, на этапе самоопределения учитель должен подвести учеников к правильному выбору жизненной позиции, помочь ему определиться в той или иной жизненной ситуации. Но в то, же время сохранить за ним обоснованное право выбора.
Какие изменения произошли от этапа первоначального знакомства с информацией до её итогового осмысления?
Есть ещё один этап – это этап рефлексии, когда учащиеся оценивают собственную деятельность на занятии.
СЛАЙД №14 ( выводы)
СЛАЙД № 15 ( рефлексия)
РЕФЛЕКСИЯ “Все в твоих руках”
- Рисуем ладонь, каждый палец – это позиция, по которой надо высказать свое мнение:
- Большой – для меня было важным и интересным…
- Указательный – по этому вопросу я получил конкретную информацию…
- Средний – мне было трудно (мне не понравилось)…
- Безымянный – моя оценка психологической атмосферы…
- Мизинец – для меня было недостаточно
Ответы участников
БЛАГОДАРЮ ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!
Раздаточный материал
Воротился старик ко старухе.
Что ж он видит? Высокий терем.
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
Перед нею усердные слуги;
Она бьет их, за чупрун таскает.
Говорит старик своей старухе:
«Здравствуй, барыня сударыня дворянка!
Чай, теперь твоя душенька довольна».
На него прикрикнула старуха,
На конюшне служить его послала.
-Какие блага обрела старуха, став столбовой дворянкой?
Воротился старик ко старухе.
Что ж он видит? Высокий терем.
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
Перед нею усердные слуги;
Она бьет их, за чупрун таскает.
Говорит старик своей старухе:
«Здравствуй, барыня сударыня дворянка!
Чай, теперь твоя душенька довольна».
На него прикрикнула старуха,
На конюшне служить его послала.
- Какие проблемы обрела старуха, став столбовой дворянкой?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов
Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".
Одна из основных задач педагогов - разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Презентация мастер - класса "Стань мастером активного целеполагания"
Любая деятельностоь начитается с цели. Без четкого понимания цели невозможна любая деятельность....
Мастер класс "Формирование и развитие универсальных учебных действий младших школьников в учебной деятельности"Мастер
Мастер класс предназначен для учителей начальных классов. Цель мастер класса:продемонстрировать способы формирования универсальных учебных действий;научить определять и находить универсальные уче...
сценарий внеклассного мероприятия с элементами мастер-класса "Пряничные мастера"
Занятие предназначено для детей 6-8 лет. Дети знакомятся с историей появления тульского пряника, рецептом приготовления и способами росписи пряников. Также в мероприятии могут принять участие и родите...

