Главные вкладки

    В. Осеева "Почему"
    план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

    Аввакумова Раиса Михайловна

    Технологическая карта урока "В.Осеева "Почему", литературное чтение, 2 класс

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл v.oseeva_pochemu.docx61.56 КБ

    Предварительный просмотр:

    Аввакумова Р.М.,

    учитель начальных классов МБОУ ООШ №19,

    г.-к. Геленджик

    Технологическая карта урока по учебному предмету «Литературное чтение» во 2-ом классе на тему «В. Осеева «Почему?»

    Тип урока:

     Открытие новых знаний

    Авторы УМК:

     УМК « Школа России», Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.

    Цели урока:

     Сформировать умение определять главную мысль изучаемого произведения с помощью наблюдений за выразительными средствами, используемыми писателем, на основе знакомства с рассказом В.Осеевой “Почему?”

    Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные):

    Личностные:

    - воспитывать гуманное отношение к животным;

    -  осознавать, какими качествами должен обладать настоящий друг;

    - стремиться поступать как настоящий друг и хороший человек;

    - уметь выражать эмоции;

    - уметь давать оценку жизненных ситуаций  и поступков героев с точки зрения общечеловеческих норм.

     Метапредметные:

    - уметь определять и формулировать цель  деятельности с помощью учителя;

    - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

    - анализировать содержания произведения в объеме полученных знаний;

    - умение задавать вопросы к тексту;

    - умение сравнивать, классифицировать, делать выводы.

    Предметные:

    - читать без ошибок, полными словами;

     - определять смысл названия и главную мысль произведения;

    -  подробно пересказывать текст.

    Оборудование:

     Интерактивная доска, учебник.

    Образовательные ресурсы:

     Презентация, раздаточный материал

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Формирование УД

    1. Мотивация к учебной деятельности

    Цель: создать благоприятную рабочую обстановку.

    2.  Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

    Цель:

    - актуализировать имеющиеся знания;

    -зафиксировать затруднение, связанное с «незнанием».

    - Звонок голосистой птицей
    Опять пролетит поутру.
    И мы начинаем учиться
    Труду, вдохновенью, добру
    .

    Проверка домашнего задания

    - Я вижу у вас на партах лежат рисунки. Кто желает рассказать о своем рисунке? (Слайд 1)

    Речевая разминка

    - Прочитайте стихотворение.

                       Простите!

                 Папа разбил

                 Драгоценную вазу.

                 Бабушка с мамой

                 Нахмурились сразу.

                 Но папа нашелся:

                 Взглянул им в глаза

                 И робко и тихо

                 «Простите» - сказал

                 И мама молчит,

                 Улыбается даже.

                 - Мы купим другую,

                 Есть лучше в продаже…

                 «Простите!» -

                 Казалось бы,

                 Что в нем такого?

                 А вот ведь какое

                 Чудесное слово!..

                                         Н. Юсупов

    -А вы, ребята, говорите чудесное слово «простите», когда не правы.

                   

    - Почему бывает дождик?
    Почему течёт вода?
    Почему краснеет борщик?
    Почему горит звезда?
    Почему кот лижет лапу?
    Почему нет ночью дня?
    Почему зовёт мой папа
    Почемучкою меня?

    - Как вы думаете, как будет начинаться вопрос, на который мы будем искать сегодня ответ?

    - Прочитайте название следующего рассказа В. Осеевой на с. 96. Как вы думаете, о чем нас спрашивает автор?

    - Правильно мы предположили или нет, мы узнаем, когда прочитаем произведение.

    Эмоциональный настрой на урок.

    Учащиеся выходят к доске и рассказывают о своих рисунках по изученным произведениям В. Осеевой.  

    Выразительное чтение.

    Высказывания учащихся.

    -Почему?

    Предположения учащихся.

    Познавательные УУД:

    - умение извлекать нужную информацию из текста, иллюстраций, дополнительных источников;

    - умение ориентироваться в учебнике;

    - умение находить вопросы в тексте;

    - умение сравнивать, классифицировать, делать выводы;

       

    Личностные УУД:

     -  воспитывать бережное отношение к природе, к своему здоровью;

    - уметь высказывать своё отношение к событиям и героям;

    - уметь выражать эмоции.

    - учить проводить самооценку  деятельности.

    Регулятивные УУД:

    - формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

    - формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

    - формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

     - определять и формулировать цель деятельности на уроке;

     - формулировать учебные задачи;

      -совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

     

    Коммуникативные УУД:

    - формируем умение слушать и понимать других;

    - формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

    - умение работать в паре.

    3. Выявление места и причины затруднения

    Цель:

    - организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе подвести их к выявлению места и причины затруднения.

    Словарная работа

    (Слайд 2)

    - В произведении «Почему?» вам встретятся следующие слова. Прочитайте их. Что они обозначают?

    - черепки - обломки разбитого глиняного фарфорового изделия;

    - приоткрытую - немного открытую;

    - забарабанили – громко застучали;

    - бранить – резко порицать, ругать.

    (Слайд 3)

    Чтение рассказа по частям с ответами на вопросы после каждой части

    Читаем текст до вопроса на с.97.

    - Прочитайте вопрос. Ответьте на него.

    Читаем текст до вопроса на с.99.

    - Прочитайте вопрос. Ответьте на него.

    Дети дают собственные пояснения, находят в словаре толкование слов.

    Дети читают текст абзацами по цепочке.

    Отвечают на вопросы в рассказе.

    Гимнастика для глаз.

    Цель проведения - профилактика нарушения зрения.

    (Слайд 4.)

    4. Построение проекта выхода из затруднения

    Цель:

    - построить проект (алгоритм), выбрать наиболее эффективные способы решения поставленной задачи.  

    Беседа по содержанию рассказа 

    - Какие чувства вызвал у вас этот рассказ? Какой момент вы считаете самым волнующим?

    - От чьего имени ведется рассказ? Назовите главных героев.

    - Определите тему рассказа.

    Ведут  диалог  с  педагогом, высказывают предположения.

    5. Реализация построенного проекта

    Цель:

    - реализовать полученные знания в первой самостоятельной работе.

    Составление плана рассказа

    - Попробуйте восстановить события в рассказе.

    У вас на столах карточки, поработайте парами, расставьте правильно номера событий.

    Ребята работают парами, восстанавливают ход событий.

    Предметные УУД:

    - научить работать с научной статьёй, находить в ней для себя новое, интересное, познавательное;

     - отрабатывать навыки выразительного чтения;

     - расширить знания о  грибах;

    - научить самостоятельно работать с энциклопедиями и другой справочной литературой;

    - формировать умение различать стихотворный художественный и прозаический научный текст;

    -  развивать память, речь, внимание.

    Физминутка

    Цель проведения - профилактика утомления, нарушения осанки, зрения и психоэмоциональная разрядка.

    Музыкальная (Рефлексия)

    (Слайд 5.)

    6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

    Цель:

    - применение новых знаний в типовых заданиях

    Сравнение отрывков текста

    - А теперь сравним этот отрывок с текстом из рассказа. Чем они отличаются?

    - Но ведь понятно! Попробуем изобразить как главный герой «встал» со стула.

    - А теперь, как он тихонько сполз.

    - Есть разница? Какая?

    - Какой можно сделать вывод?

    - Еще какие отличия вы нашли?

    - Зачем автор включил в свой текст такие характерные глаголы?

    - В тексте есть еще одно несоответствие. Кто его нашел?

    - Почему они важны? Какой можем сделать вывод?

    - Тихонько сполз – встал.

    Ученик показывает.

    - Замена лексического значения слова играет важную роль.

    - Коленки у меня задрожали, язык заплетался.

    - Помогают оценить состояние мальчика.

    - Не поставила многоточие: «Это… Это… Бум!»

    - Важным в произведении может оказаться одно лишь слово.

    7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

    Цель:

    - организовать самопроверку детьми на основе сопоставления с эталоном своего  умения  применять новые знания.

    Выборочное чтение 

    - В каких случаях задают вопрос «Почему?»

    - Почему рассказ называется «Почему?»

    - Найдите эпизоды в тексте, начинающиеся со слова «почему». 

    - Когда хотят выяснить причину                                                                              

    Ответы обучающихся.

    8. Включение в систему знаний и повторение

    Цель: 

    - включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

    Поиск ответа на вопрос автора

    - Как можно было продолжить вопрос, который стоит в названии рассказа?

    Выбери правильный ответ:  

    - Мальчика мучила совесть;

    - Мальчику было жаль Бума;

    - Мальчик боялся наказания;

    - Мальчик жалел маму.

    (Слайд 6)

    - Почему мальчик признался.

    Ответы учащихся.

    9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

    Цель:

    - организовать рефлексию и самооценку учениками своей учебной деятельности.

    - Назовите тему урока.

    - Какую цель вы перед собой ставили?

    - Достигли ли мы этих целей?

    -Где вы можете применить полученные знания?

    Урок окончен. Спасибо за работу

    (Слайд 7)

    Ответы учащихся.