В. Осеева "Почему"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Аввакумова Раиса Михайловна

Технологическая карта урока "В.Осеева "Почему", литературное чтение, 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v.oseeva_pochemu.docx61.56 КБ

Предварительный просмотр:

Аввакумова Р.М.,

учитель начальных классов МБОУ ООШ №19,

г.-к. Геленджик

Технологическая карта урока по учебному предмету «Литературное чтение» во 2-ом классе на тему «В. Осеева «Почему?»

Тип урока:

 Открытие новых знаний

Авторы УМК:

 УМК « Школа России», Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.

Цели урока:

 Сформировать умение определять главную мысль изучаемого произведения с помощью наблюдений за выразительными средствами, используемыми писателем, на основе знакомства с рассказом В.Осеевой “Почему?”

Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные):

Личностные:

- воспитывать гуманное отношение к животным;

-  осознавать, какими качествами должен обладать настоящий друг;

- стремиться поступать как настоящий друг и хороший человек;

- уметь выражать эмоции;

- уметь давать оценку жизненных ситуаций  и поступков героев с точки зрения общечеловеческих норм.

 Метапредметные:

- уметь определять и формулировать цель  деятельности с помощью учителя;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- анализировать содержания произведения в объеме полученных знаний;

- умение задавать вопросы к тексту;

- умение сравнивать, классифицировать, делать выводы.

Предметные:

- читать без ошибок, полными словами;

 - определять смысл названия и главную мысль произведения;

-  подробно пересказывать текст.

Оборудование:

 Интерактивная доска, учебник.

Образовательные ресурсы:

 Презентация, раздаточный материал

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УД

1. Мотивация к учебной деятельности

Цель: создать благоприятную рабочую обстановку.

2.  Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Цель:

- актуализировать имеющиеся знания;

-зафиксировать затруднение, связанное с «незнанием».

- Звонок голосистой птицей
Опять пролетит поутру.
И мы начинаем учиться
Труду, вдохновенью, добру
.

Проверка домашнего задания

- Я вижу у вас на партах лежат рисунки. Кто желает рассказать о своем рисунке? (Слайд 1)

Речевая разминка

- Прочитайте стихотворение.

                   Простите!

             Папа разбил

             Драгоценную вазу.

             Бабушка с мамой

             Нахмурились сразу.

             Но папа нашелся:

             Взглянул им в глаза

             И робко и тихо

             «Простите» - сказал

             И мама молчит,

             Улыбается даже.

             - Мы купим другую,

             Есть лучше в продаже…

             «Простите!» -

             Казалось бы,

             Что в нем такого?

             А вот ведь какое

             Чудесное слово!..

                                     Н. Юсупов

-А вы, ребята, говорите чудесное слово «простите», когда не правы.

               

- Почему бывает дождик?
Почему течёт вода?
Почему краснеет борщик?
Почему горит звезда?
Почему кот лижет лапу?
Почему нет ночью дня?
Почему зовёт мой папа
Почемучкою меня?

- Как вы думаете, как будет начинаться вопрос, на который мы будем искать сегодня ответ?

- Прочитайте название следующего рассказа В. Осеевой на с. 96. Как вы думаете, о чем нас спрашивает автор?

- Правильно мы предположили или нет, мы узнаем, когда прочитаем произведение.

Эмоциональный настрой на урок.

Учащиеся выходят к доске и рассказывают о своих рисунках по изученным произведениям В. Осеевой.  

Выразительное чтение.

Высказывания учащихся.

-Почему?

Предположения учащихся.

Познавательные УУД:

- умение извлекать нужную информацию из текста, иллюстраций, дополнительных источников;

- умение ориентироваться в учебнике;

- умение находить вопросы в тексте;

- умение сравнивать, классифицировать, делать выводы;

   

Личностные УУД:

 -  воспитывать бережное отношение к природе, к своему здоровью;

- уметь высказывать своё отношение к событиям и героям;

- уметь выражать эмоции.

- учить проводить самооценку  деятельности.

Регулятивные УУД:

- формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

- формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

 - определять и формулировать цель деятельности на уроке;

 - формулировать учебные задачи;

  -совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

 

Коммуникативные УУД:

- формируем умение слушать и понимать других;

- формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

- умение работать в паре.

3. Выявление места и причины затруднения

Цель:

- организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе подвести их к выявлению места и причины затруднения.

Словарная работа

(Слайд 2)

- В произведении «Почему?» вам встретятся следующие слова. Прочитайте их. Что они обозначают?

- черепки - обломки разбитого глиняного фарфорового изделия;

- приоткрытую - немного открытую;

- забарабанили – громко застучали;

- бранить – резко порицать, ругать.

(Слайд 3)

Чтение рассказа по частям с ответами на вопросы после каждой части

Читаем текст до вопроса на с.97.

- Прочитайте вопрос. Ответьте на него.

Читаем текст до вопроса на с.99.

- Прочитайте вопрос. Ответьте на него.

Дети дают собственные пояснения, находят в словаре толкование слов.

Дети читают текст абзацами по цепочке.

Отвечают на вопросы в рассказе.

Гимнастика для глаз.

Цель проведения - профилактика нарушения зрения.

(Слайд 4.)

4. Построение проекта выхода из затруднения

Цель:

- построить проект (алгоритм), выбрать наиболее эффективные способы решения поставленной задачи.  

Беседа по содержанию рассказа 

- Какие чувства вызвал у вас этот рассказ? Какой момент вы считаете самым волнующим?

- От чьего имени ведется рассказ? Назовите главных героев.

- Определите тему рассказа.

Ведут  диалог  с  педагогом, высказывают предположения.

5. Реализация построенного проекта

Цель:

- реализовать полученные знания в первой самостоятельной работе.

Составление плана рассказа

- Попробуйте восстановить события в рассказе.

У вас на столах карточки, поработайте парами, расставьте правильно номера событий.

Ребята работают парами, восстанавливают ход событий.

Предметные УУД:

- научить работать с научной статьёй, находить в ней для себя новое, интересное, познавательное;

 - отрабатывать навыки выразительного чтения;

 - расширить знания о  грибах;

- научить самостоятельно работать с энциклопедиями и другой справочной литературой;

- формировать умение различать стихотворный художественный и прозаический научный текст;

-  развивать память, речь, внимание.

Физминутка

Цель проведения - профилактика утомления, нарушения осанки, зрения и психоэмоциональная разрядка.

Музыкальная (Рефлексия)

(Слайд 5.)

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Цель:

- применение новых знаний в типовых заданиях

Сравнение отрывков текста

- А теперь сравним этот отрывок с текстом из рассказа. Чем они отличаются?

- Но ведь понятно! Попробуем изобразить как главный герой «встал» со стула.

- А теперь, как он тихонько сполз.

- Есть разница? Какая?

- Какой можно сделать вывод?

- Еще какие отличия вы нашли?

- Зачем автор включил в свой текст такие характерные глаголы?

- В тексте есть еще одно несоответствие. Кто его нашел?

- Почему они важны? Какой можем сделать вывод?

- Тихонько сполз – встал.

Ученик показывает.

- Замена лексического значения слова играет важную роль.

- Коленки у меня задрожали, язык заплетался.

- Помогают оценить состояние мальчика.

- Не поставила многоточие: «Это… Это… Бум!»

- Важным в произведении может оказаться одно лишь слово.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель:

- организовать самопроверку детьми на основе сопоставления с эталоном своего  умения  применять новые знания.

Выборочное чтение 

- В каких случаях задают вопрос «Почему?»

- Почему рассказ называется «Почему?»

- Найдите эпизоды в тексте, начинающиеся со слова «почему». 

- Когда хотят выяснить причину                                                                              

Ответы обучающихся.

8. Включение в систему знаний и повторение

Цель: 

- включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

Поиск ответа на вопрос автора

- Как можно было продолжить вопрос, который стоит в названии рассказа?

Выбери правильный ответ:  

- Мальчика мучила совесть;

- Мальчику было жаль Бума;

- Мальчик боялся наказания;

- Мальчик жалел маму.

(Слайд 6)

- Почему мальчик признался.

Ответы учащихся.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель:

- организовать рефлексию и самооценку учениками своей учебной деятельности.

- Назовите тему урока.

- Какую цель вы перед собой ставили?

- Достигли ли мы этих целей?

-Где вы можете применить полученные знания?

Урок окончен. Спасибо за работу

(Слайд 7)

Ответы учащихся.