Л.Н.Толстой "Старый дед и внучек"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Конспект урока литературного чтения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек»
Цели:
1.Познакомить детей с рассказом Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек».
2.Учить находить главную мысль в тексте, подтверждать свои суждения цитатами из текста; развивать логику, технику чтения.
3.Воспитывать уважение к людям старшего поколения, к родителям.
Оборудование: компьютер, презентация к уроку, распечатанные карточки для детей, выставка книг Л.Н.Толстого
Ход урока.
1.Оргмомент. Настрой на урок.
2.Речевая разминка.
-Чтобы чётко проговаривать все слова, чтобы правильно, выразительно и громко читать, давайте подготовим речевой аппарат к работе и проведём речевую разминку. Внимание на экран (первый слайд презентации).
Наши руки были в мыле.
Мы посуду сами мыли,
Мы посуду мыли сами,
Мы бабуле помогали.
-Что это такое?
-Как мы произносим скороговорку?
-Итак, читаем скороговорку 3 раза - сначала медленно, потом быстрее, а теперь очень быстро, но правильно, без ошибок, чётко проговаривая все звуки.
-А вы помогаете дома старшим?
-С удовольствием или потому что так надо?
-Вот какие трудолюбивые, молодцы!
-А домашнее задание вчера выполняли с удовольствием?
3.Проверка домашнего задания.
4.Формулировка темы и целей.
Слайд № 2.
-Посмотрите на слайд . Прочитайте запись и определите, о ком идёт речь?
Лев Николаевич Толстой.
Иван Андреевич Крылов.
Александр Сергеевич Пушкин.
Этот человек изучал историю, музыку, медицину, но большее внимание уделял литературе. Он очень любил детей и создал школу для бедных. Он прожил 82 года и за всю свою жизнь ничего не боялся, кроме собственной совести. Из трёх перечисленных здесь произведений есть одно, принадлежащее его перу : «Стрекоза и муравей», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Старый дед и внучек».
-Итак, кто это? Какое из перечисленных произведений написал Л.Н.Толстой?
-Кто сможет ответить, как называется тема сегодняшнего урока?
-Зная тему урока, пользуясь опорными словами, давайте поставим цели.
Слайд №3.
Дети читают начало предложения и заканчивают его. После их ответов по щелчку появляются сформулированные цели.
Познакомиться…(с рассказом Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек».)
Учиться читать… ( выразительно.)
Научиться уважительно … (относиться к старшим.)
-Итак, сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством Л.Н.Толстого.
Слайд № 4.
5.Первичное восприятие .Чтение учителем произведения.
-Понравился ли вам рассказ?
-Чем?
-Назовите его героев.Как их можно назвать одним словом?
-Чьё поведение в этой семье вам показалось неправильным?
6.Чтение по цепочке.
-Какие слова вам непонятны?
7.Словарная работа.
Слайд № 5.
Невестка-жена сына.
Лоханка-деревянная ёмкость под умывальником, а также из неё поили скот.
Слаживает-мастерит.
8.Выборочное чтение.
-Найдите в тексте и прочитайте, почему дедушку не сажали за стол?
-Что сделала невестка, когда дед разбил чашку с едой?
-Зачем Миша делал лохань?
-Почему родители Миши заплакали?
-Зачем Л.Н.Толстой рассказал эту историю?
Вывод учителя:
-Молодцы! Лев Толстой написал этот рассказ для того, чтобы мы с вами не повторили ошибок, совершённых в этой семье.
Физкультминутка.
9.Работа с пословицами.
Слайд № 6.
Прочитайте пословицы.
Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.
При солнышке тепло, при матери добро.
Как аукнется, так и откликнется.
Нет лучше дружка, чем родная матушка.
Чего себе не хочешь, того и другому не делай.
-Какие из них подходят к нашей истории? Объясните каждую.
-Что значит почитает?
-Чему нас учат эти пословицы?
10. Работа по иллюстрации.
Слайд № 7.
-В какое время происходит действие?
-Как вы догадались?
-Найдите и прочитайте слова, которые соответствуют картинке.
-Ребята, а у вас в семье есть старые люди?
-Как вы к ним относитесь? Почему?
-У вас на партах есть карточки со словами. Прочитайте и распределите их в два столбика на доске: хорошо – плохо. Слова на карточках следующие: внимание, равнодушие, доброта, уважение, безразличие, сочувствие, уважение, честность, грубость, забота.
-Как относились близкие к дедушке, скажите, используя данные слова?
-Что изменилось в отношении к дедушке со стороны родителей Миши после разговора с мальчиком? Скажите , используя данные слова.
-Какой вывод для себя вы сделали после чтения этого рассказа?
11. Итоги.
-Какой праздник мы отмечали 1 октября?
-Кому посвящён весь октябрь месяц?
-Кому вы помогли в этом месяце? Как?
-Пожилые люди прожили долгую жизнь, интересную и поучительную для младшего поколения, поэтому необходимо прислушиваться к их советам и помогать им всем не только в октябре, а всегда.
-Чему научил вас рассказ Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек»?
-Как будем относиться к людям старшего поколения?
-Когда - нибудь и мы с вами будем старенькими . И всё доброе, что мы сделаем для других, вернётся к нам, поверьте мне.
-Обратите внимание на выставку книг Л.Н.Толстого, которую я приготовила для вас. Я советую прочитать эти книги. У Толстого все произведения поучительные, и я предлагаю вам на уроке внеклассного чтения поделиться друг с другом всем, чему вас научат эти рассказы. Спасибо за урок. И в заключение мне хочется прочитать вам стихотворение, которое попалось мне на глаза во время подготовки к уроку.
Не забывать отцов и матерей.
Уютный домик, покосившийся с годами,
Трава, рябинка, тропка напрямик,
В нём тихо одиноко проживает
Больной, роднёй заброшенный старик.
К нему я часто забегаю в гости.
Выходит он ко мне, не торопясь.
«Скрипят ещё мои больные кости»-
Так шутит он, с болезнями борясь.
Здесь рыжий кот облюбовал крылечко.
Дрова лежат и старенький топор…
Усядемся с дедулею у печки
И заведём душевный разговор.
Как хочет он со мною поделиться
Всем тем, чему был в молодости рад,
И как водой холодною струится
В жару колодец, словно водопад.
Жену он вспоминает с грустью нежной
И, не скрывая к ней любви своей,
Делясь мечтами юности мятежной,
Часами может он рассказывать о ней.
Ведь и они когда-то были молодыми
И устали не знали никогда,
Но стали волосы совсем седыми,
И смерть их разлучила навсегда.
Нет, на детей своих он не в обиде,
Что в дверь его уж больше не стучат,
Но хочется, так хочется увидеть
Уже, должно быть,выросших внучат.
Вдруг замолчит он. И слеза скупая
Непрошено, нежданно заблестит,
А я молчу и слушаю, вздыхая,
И сердце по-дочернему болит.
Давайте к пожилым добрее будем,
А если есть возможность, пусть хотя б одна,-
Придите, помогите этим людям.
Господь воздаст за это вам сполна.
Они не безразличны вам, я знаю,
И нет на свете ближе их, родней,
И я прошу вас, я вас умоляю
Не забывать своих отцов и матерей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтеня по теме: "Старый дед и внучек" Л. Н. Толстой
УМК: «Школа России». Учебный предмет: литературное чтение. Авторы учебника: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова. Методы обучения: словесный, иллюстративный, частично-поисков...
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/12/picture-58323.jpg)
урок литературного чтения 2 класс Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек»
урок литературного чтения 2 класс Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек» УМК: «Школа России». Учебный предмет: литературное чтение. Авторы учебника: Л.Ф.Климанова, ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/08/picture-140211-1352397405.jpg)
Сказка про Деда, Внучку и Мышку-Полевку
Эту сказку мы с сыном придумали по заданию учителя в 3 классе для урока литературы. Такие творческие задания преподаватель дает часто и дети этому ничуть не удивляются. Рассказы их появляются быстро и...
![](/sites/default/files/pictures/2023/06/26/picture-166349-1687797670.jpg)
Сценарий новогоднего утренника "Две внучки"
Сценари новогоднего утренниека для детей младшего звена....
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/23/picture-465508-1406105811.jpg)
Презентация к уроку литературного чтения 2 класс по теме Л.Н.Толстой "Старый дед и внучек"
Материал содержит краткие биографические данные о писателе, вопросы и задания по тексту....
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/05/picture-48015-1446739532.jpg)
Л. Н. Толстой "Старый дед и внучек" 2 класс. "Школа России"
Презентация к уроку литературного чтения по теме "Старый дед и внучек"...