Главные вкладки

    «Люблю природу русскую. Осень» Обобщение Урок поэзии по программе «Школа России» во 2 классе
    план-конспект занятия по чтению (2 класс) на тему

    Урок литературного чтения. Главная задача уроков чтения: учиться читать художественные произведения: рассказы, сказки, стихи. И не просто читать, пробегать глазами по строчкам, что, конечно очень важно, но читая – понимать, о чём написано, какие мысли и какие настроения передаёт нам автор, какие мысли и чувства возникают при чтении у нас, читателей. Это трудная, но увлекательная работа.  Такую работу мы начали и продолжаем на каждом уроке чтения. И сегодня урок-праздник. Праздник читательских удовольствий

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл lyublyu_prirodu_russkuyu.docx25.49 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Люблю природу русскую. Осень»

    Обобщение

    Урок поэзии

    по программе «Школа России»

    во 2 классе

    подготовила

    учитель начальных классов

    МОУ Кулуевской СОШ

    Каюмова Гульфия Тимергазеевна

    2008 год


    Тема: «Люблю природу русскую. Осень»

    Обобщение

    Цели: 1. Приучать детей непосредственно-эмоционально вслушиваться, «заряжаться» эмоциями, сопереживать

    2. Учить  понимать картину жизни, настроение автора, настроение в музыке, репродукциях

    3. Развивать память, речь, внимание, мышление; воспитывать любовь к чтению, к природе

    1-ый слайд Орг. момент. Постановка цели и задачи

    - Урок литературного чтения. Главная задача уроков чтения: учиться читать художественные произведения: рассказы, сказки, стихи. И не просто читать, пробегать глазами по строчкам, что, конечно очень важно, но читая – понимать, о чём написано, какие мысли и какие настроения передаёт нам автор, какие мысли и чувства возникают при чтении у нас, читателей. Это трудная, но увлекательная работа.  Такую работу мы начали и продолжаем на каждом уроке чтения. И сегодня урок-праздник. Праздник читательских удовольствий

    Повторение и обобщение

    - Для этого урока мы готовились по разделу в учебнике, который называется «Люблю природу русскую. Осень» Давайте вспомним с произведениями каких поэтов мы познакомились в этом разделе. Внимание на экран, читаем…

    2-ой слайд («Поспевает брусника»)

    - Кто автор?

    (Константин Дмитриевич Бальмонт)

    - Коротко, самое интересное о нём

    («Поэт солнца», «Паганини русского стиха»;  знал 16 языков, на 17-ом на особом бальмонтовском  языке объяснялся он в любви к природе, к России; много путешествовал; совершил кругосветное путешествие; посетил Цейлон, Новую Зеландию, Мадагаскар, Австралию, Индию; в 1921 году поселился во Франции, скучал…)

    - Кто выбрал стихотворение для чтения наизусть?

    (Читает ученик)

    - Понравилось чтение? Какое настроение осени в этом стихотворении?

    (Грустное)

     - Вы когда-нибудь испытывали грусть?

    (Размышления детей)

    - И К. Бальмонт похоже тоже испытывал грусть, когда писал это стих-е. Стих был написан именно в тот год, когда поэт был вынужден эмигрировать, т. е. уехать из страны. Итак, какая осень у поэта Бальмонта в стихотворении «Поспевает брусника»?

    (грустная)

    3-ий слайд - Какая же осень в следующем стихотворении? Внимание на экран, читаем… Кто автор?

    («Осень наступила» Алексей Николаевич Плещеев)

    - Что скажите о Плещееве?

    (поэт, переводчик, прозаик; переводил с украинского, польского, английского, французского и помещал произведения в детских журналах…)

    Кто желает прочитать стихотворение Плещеева наизусть?

    (читает ученик или два ученика)

    - Какое настроение создают картины осенней природы, описанные поэтом Алексеем Плещеевым?

    (грустное)

    -Получается, осень поэты видят только грустной?

    -Назовите стихотворение, в котором осень вызывает совсем другое чувство?

    4-ый слайд («Есть в осени первоначальной…», автор Фёдор Михайлович Тютчев)

    - Коротко, самое интересное о Тютчеве

    (поэт, «Вдохновенный певец природы»; был одарённым с раннего детства, как сегодня бы сказали – вундеркинд; 1-ое стихотворение напечатал в 14 лет; в 15 лет студент Московского университета; 20 лет был на службе на чужбине; немецкий и французский языки стали его служебными языками, а русский он оберегал, писал стихи для России…)

    -Кто выбрал стихотворение такого великого человека?

    (чтение наизусть учеником)

    - Понравилось? Что испытали? Какое чувство?

    (Восторг. И в то же время покой.  Боязнь нарушить мир, покой, как будто разобьешь…)

    Самому Тютчеву осень нравится, как по-вашему? Докажите. Какие слова говорят об этом?

    -Как в литературе называются такие слова?

    (эпитеты)

    5-ый слайд -Настоящие литературоведы, что скажите о стихотворении «Ласточки пропали…» Кто автор?

    (Афанасий Афанасьевич Фет (Шеншин)  - поэт; сложный человек; жизнь трудная; больше всего любил описывать тихие явления природы)

    - Послушаем стихотворение Фета

    (чтение учеником наизусть)

    - Какой видит осень поэт Фет?

    (Осень замерла, ждёт чего-то; тревожная осень…)

    - Тревожная осень получилась у поэта Аф. Фета. 6-ой слайд Вот ещё поэты: А. Толстой, С. Есенин, И. Токмакова. Что объединяет эти имена в разделе?

    (Написали стихи об осенних листьях)

    - Как называется явление природы, когда листья опадают с деревьев?

    (листопад)

    - Подберите эпитет…

    (золотой листопад…)

    -О самом красивом явлении осени листопаде попросим прочитать стихотворение наизусть……

    (читают три ученика)

    - Давайте и мы устроим в классе свой листопад….

    Физминутка

    (включаю классическую музыку, дети выполняют танцевальные движения)

    - Листья успокоились, а мы сели за парты и продолжим осенние размышления. Какие по жанру произведения об осени мы читали сегодня?

    (Стихи)

    - Чем стихотворение отличается от прозы?

    (Ритм, рифма, мелодия)

    - Почему об осени да вообще, о природе так часто пишут стихами?

    (Стихи обращаются к чувствам людей, они легче вызывают определённые переживания, настроения)

    - На столах у вас вижу книжки, много в них стихов об осени? Читали? Понравились, какие?

    -Ещё о красоте осени, о чувствах которые она вызывает можно написать не только словами?!

    (Можно красками, музыкой….) Выставка аппликаций – работы самих учащихся

    Беседа о прекрасном

    - Кто пишет красками?

    (художники)

    - Приходилось ли вам когда-нибудь рассматривать картины осени, написанные художниками?

    7-ой слайд - Внимание на экран, перед вами репродукция картины известного художника. Как вы думаете, как называется картина?

    («Золотая осень»)

    - Автор картины Исаак Ильич Левитан. Это художник. А кто пишет музыку?  Кого из композиторов знаете?

    -  Включу музыку П. И. Чайковского, постарайтесь почувствовать её настроение, настроение осени, так как эта музыка из цикла «Времена года. Осень» А для лучшего восприятия музыки на экране  будут картины осенней природы

    8-ой слайд (Звучит музыка, на экране осень….)

    - Какое настроение осенней музыки?

    (светлое, элегическое – грустное, мечтательное)

    - Созвучны ли были осень на экране и музыка?

    -Кстати, если вы обратили внимание, промелькнули на экране фотографии нашего села осенью. Осень у нас и за окном. Давайте вспомним строчки из стихов, которые подходили бы к нашей осени за окном?

    (дети называют строки из стихов)

    - А «день хрустальный», «чистая и тёплая лазурь» подходит?

    -В народе это время называют «бабье лето». Именно этот промежуток осени обожал великий русский писатель А. С. Пушкин. Он говорил, что в это время года «здоровье у него крепнет, душа начинает петь и хочется ему писать, писать…» А что он писал, мы узнаем на других уроках. Пока, давайте скажем, что мы узнали об осени от других поэтов? Какая она осень?

    (Осень разная)

    - У каждого человека: поэта, художника, композитора – своя осень. А какая осень у вас? Что для вас осень? Подумайте и запишите свою мысль на волшебных листочках… на тему «Моя осень»

    (Звучит музыка, дети пишут свои мысли)

    Чтение нескольких фраз вслух

    - Красиво! Благодаря кому мы учимся красиво выражать свои мысли?

    - Почему люди пишут стихи, картины, музыку о природе?

    (Чтобы в обычном увидели необычное. Обратили внимание на природу…..)

    9-ый слайд - И сказали от всего сердца: «Люблю природу русскую!»

    Список использованной литературы и дидактического материала:

    • Климентовская  З. В.  Уроки поэзии в начальных классах.- Москва: Владос, 2002
    • Музыка  П. И. Чайковского «Времена года. Осень»
    • Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова Учебник «Родная речь»  2 класс. – Москва: Просвещение, 2007
    • Кузнецова Н. И., Мещерякова М. И., Арзамасцева И. Н. Детские писатели (справочник для учителей и родителей). - Москва: Баллас, 1995
    • Фотографии на 8-ом слайде из своего личного архива (на фото село Кулуево)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к урокам литературного чтения во 2 классе. Речевые разминки. Портреты писателей. Раздел "Люблю природу русскую. Осень."

    Презентационные материалы речевых разминок на уроках литературного чтения во 2 классе.Данный материал  целесообразно демонстрировать в самом начале урока, он предназначен для раз...

    Урок литературного чтения во втором классе. "Обобщение по разделу "Люблю природу русскую. Осень".

    Урок по литературному чтению к УМК Л.Ф.Климановой (Школа России). "Обобщение по разделу "Люблю природу русскую.Осень".Презентация к уроку....

    Тест по литературному чтению 2 класс.Устное народное творчество. Люблю природу русскую. Осень.

    Данный тест включает две темы. Может быть использован на этапе обощения изученного материала в качестве проверочной работы....

    2 класс ОС Школа России» Литературное чтение Тема раздела: «Люблю природу русскую. Осень». Тема урока: Валентин Берестов «Хитрые грибы»

    2 класс ОС Школа России»Литературное чтениеТема раздела: «Люблю природу русскую. Осень».Тема урока: Валентин Берестов «Хитрые грибы»...

    Тест по теме "Люблю природу русскую. Осень" 2 класс Вариант-2 УК "Школа России"

    Тест проводится на уроке обобщения знаний по теме "Люблю природу русскую. Осень"...