Технологическая карта урока литературного чтения Тема: «Картины природы». Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь»
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Технологическая карта урока литературное чтение 4 класс "Школа России". Материал составлен в рамках ФГОС. Технологическая карта содержит: цель, 

учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов, задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения (регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД), задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_po_literaturnomu_chteniyu.docx122.42 КБ

Предварительный просмотр:


Технологическая карта урока литературного чтения

Предметная область: Литературное чтение  

УМК «Школа России»

Тема:  «Картины природы». Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь»

Тип урока: Урок-обобщение

Цель: Формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, креативных, рефлексивных) у учащихся 4 класса в предметной области литературное чтение по теме: «Картины природы». Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь»

Задачи

1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:

1)формирование позитивной самооценки, самоуважения;

2) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

3)развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости;

4)воспитание чувства гордости за свою Родину и за русский народ.

2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения (регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД):

1)формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

2) формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации, слушать и слышать собеседника, вести диалог, ясно и чётко излагать свою точку зрения и аргументировать её, умения взаимодействовать и работать в группах;

3) развитие умения работать с информацией, развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта), развитие умения использовать различные способы поиска информации, развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации.

3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

1)формирование навыка чтения: чтение целыми словами, безошибочное чтение, выразительное чтение;

2)формирование потребности в систематическом чтении;

4) развитие творческих способностей.

Предварительная подготовка, оборудование: Класс делится на 3 команды; на столах каждой сборники стихов поэтов, творчество которых они изучали на предыдущих уроках презентация с заданиями по теме урока, иллюстрации, которые ученики приносили в качестве выполненного домашнего задания. Проектор, компьютер, классная доска,

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.

Организационный момент.

Мотивация учащихся

Проверка готовности.

-  Начнём наш   урок, улыбнемся друг другу,  ведь мы все друзья!

- А раз мы друзья, мы будем работать вместе.

- Давайте вспомним правила сотрудничества.

- Сегодня, мы будем работать в группах, для этого вы должны выбрать капитанов команд, которые на каждом этапе урока будут оценивать вашу работу по  балльной системе:

5 баллов- активное участие в группе, полный ответ, выразительное чтение.

4 балла- активное участие в группе, неполный ответ, выразительное чтение.

3 балла- не очень активное участие, неполный ответ (приложение 1)

( каждому капитану команды выдаётся лист оценивания со списком участников команды) (приложение 2)

- максимальное количество баллов- 20, минимальное-12 (слайд 3)                                

1. Самоконтроль готовности.

2. Чтение цепочкой.

  • Осмысливать задания;
  • Выслушивать мысли каждого;
  • Отстаивать, доказывать свою точку зрения;
  • Не  перебивать друг друга;
  • Соблюдать правило поднятой руки.

Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

Познавательные:

- уметь выделять существенную информацию.

2.

Актуализация знаний.

Разминка

- Сегодня у нас необычный урок.  Я хочу пригласить вас в путешествие, а куда мы отправимся, вы должны догадаться сами, выполнив задания.

Вопросы задаются каждой команде по очереди.

Задание 1 команде.

  1. В 12 лет этот поэт свободно переводил оды Горация. Кто он? (Ф.И.Тютчев)
  2. Однажды он решил оставить литературу и заняться сельским хозяйством. За 17 лет хутор Степановка он превратил в образцовое доходное хозяйство. (А.А.Фет) (слайд 4)

Задание 2 команде.

  1. А.С.Пушкин сказал о нём: «Оригинален, ибо мыслит». (Е.А.Баратынский)
  2. Современники вспоминали его как исключительно деликатного, мягкого и доброжелательного человека, всегда готового прийти на помощь.

(А.Н.Плещеев) (слайд 5)

Задание 3 команде.

  1. Он открыл в Воронеже книжный магазин и при нём дешёвую библиотеку, которые стали центром литературной и общественной жизни города. (И.С.Никитин)
  2. От своего отца он унаследовал силу характера, твёрдость духа, завидное упрямство в достижении цели. (Н.А.Некрасов)

(слайд 6)

- Посмотрите на экран, там указаны годы жизни этих поэтов. (слайд 7)

Демонстрация знаний, умений.

Принятие учебной задачи.

Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний.

Регулятивные:

-принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме.

3.

Постановка учебной задачи

- Так куда же мы с вами отправимся в путешествие? Как называется раздел?

(слайд 8)

-Как понимаете название раздела?

- Как вы думаете, а зачем мы отправляемся в путешествие по данному разделу? (слайд 9)

- Мы отправимся в путешествие по разделу «Поэтическая тетрадь»

- Этот раздел так назван, потому что в нём собраны произведения русских поэтов.

- Обобщить и повторить знания по данному разделу.

Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний.

Регулятивные:

-принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме.

4.

1 конкурс.

Узнай поэта.

- Ребята, откройте учебник с. 152, задание 3.

Прочитайте строки из стихотворений, назовите авторов этих сток.

1 команда- 1 столбик.

Здравствуй, гостья зима!

Просим милости к нам

Песни севера петь

По лесам и степям.

2 команда- 2 столбик.

Лучше б снег да вьюгу

Встретить грудью рад!

Словно как с испугу

Раскричавшись, с югу

Журавли летят…

3 команда- 3 столбик.

Ещё в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят-

Бегут и будят сонный брег,

Бегут, и блещут, и гласят

Читают стихи самостоятельно и вслух.

Отвечают на вопросы.

Формулируют вывод.

Демонстрируют свои знания.

Регулятивные:

- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные:

- уметь находить ответы на вопросы ;

- уметь преобразовывать информацию           из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы).

Коммуникативные:

- уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного;

-  уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

5.

Физкультминутка

Подвижная музыкальная физкультминутка  

Выполняют движения за музыкальными героями

Личностные УУД:

умение применять правила охраны своего здоровья

6.

2 конкурс

 « Литературные исследователи»

Учитель готовит 3 задания на карточках. Капитаны вытягивают по одной. Даётся время на подготовку. (приложение 3)

Задание 1.

- Вспомните, что такое  олицетворение

 Олицетворение- наделение предметов, явлений природы чувствами, настроением, способностями, характером человека.

Задание: найдите в прочитанных стихотворениях олицетворение. Что оно помогает почувствовать и понять? (учебник с. 153) (слайд 10)

Задание 2

Части стихотворения  с одинаковым количеством строк в каждой из них, одинаковым расположением рифм и относительной законченностью называются строфами. Строфа помогает выделить каждую описываемую картинку.

Задание: найдите примеры строф в стихотворении (слайд 11)

 В зимние сумерки нянины сказки

Саша любила. Поутру в салазки

Саша садилась, летела стрелой,

Полная счастья, с горы ледяной

(Н. А. Некрасов) (слайд 9)

  Задание 3.

Вспомните, что такое ритм и рифма в стихотворении. Дайте определение своими словами. Рифма-созвучие концов стихотворных строк.

Ритм- равномерное чередование каких-нибудь элементов    (в звучании,  в движении). (слайд 12)

Задание: приведите примеры из стихотворений.

(слайд 13)

Отвечают на вопросы.

Читают отрывки стихотворений.

Анализируют отрывки.

- Месяц встаёт, обдаёт. Ручей немеет.

Работают в группе.

Принятие учебной задачи.

Выполняют задание.

Отвечают на вопрос, объясняют.

Отвечают на вопросы, доказывают, аргументируют свои ответы.

- Сказки, салазки. Стрелой, ледяной.

Формулируют вывод.

- Весенний дождь

Ещё светло перед окном,

В разрывы облак солнце блещет,

И воробей своим крылом,

В песке купается, трепещет

Регулятивные:

- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные:

- уметь находить ответы на вопросы;

- уметь преобразовывать информацию           из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы);

- уметь осуществлять анализ объектов художественного произведения с выделением существенных и несущественных признаков;

- уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы.

Коммуникативные:

- уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного;

- уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

-  уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

7.

3 конкурс

 «Вспомни стихотворение»

- Ребята, вы иллюстрировали стихи к нашим урокам. Ваши иллюстрации перед нами, на доске.

- Что, вы на них изображали?

-  Почему?

- А сейчас мы совершим виртуальную экскурсию в музей.

(http://gallerix.ru/album/200-Russian) (Если будет работать интернет)

(На случай не работы интернета)

 На   экране представлены картины художников.

-Посмотрите, как они изображали природу, времена года. (слайд 16,17,18)

- К каким стихотворениям из раздела «Поэтическая тетрадь» подходят эти картины?

-Предлагаю вспомнить эти произведения.

-Выберите стихотворение, которое вам больше всего понравилось.
Разделите его на столько частей, сколько вас человек в группе
и прочитайте выразительно «цепочкой», как будто читает один
человек. (Выразительное чтение стихов данного раздела.)

- Лучшим чтецам, учитель выдаёт медаль «Лучший чтец»

-Мы изображали  природу и времена года, потому что стихи в разделе «Поэтическая тетрадь» о природе.

Выразительно читают.

Регулятивные:

- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме;

-  уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

Познавательные:

- уметь соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;

-умение выразительно читать

8.

Подведение итогов.

Оценивание 

- Молодцы! Вы сегодня замечательно работали на уроке. Я довольна вами. А достигли ли мы поставленной в начале урока цели?

- Капитаны команд подсчитывают баллы, полученные участниками группы в ходе урока.

  • 18-20 баллов- отметка 5,
  • 15-17 баллов- отметка 4,
  • 12-14 баллов- отметка 3

(слайд 19)

- Сегодня за урок вы получили следующие отметки.

Слово предоставляется капитанам команд.

- Какие ещё произведения вы бы включили в раздел «Поэтическая тетрадь»

- Да, сегодня на уроке мы вспомнили произведения поэтов в разделе «Поэтическая тетрадь», выяснили, почему они объединены в данный раздел.

Подсчитывают баллы.

Регулятивные:

- уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей;

9.

РЕФЛЕКСИЯ
1.Организовать осмысление полученной информации.
2.Организовать обмен мнениями по изученной проблеме.
3. Побуждать учащихся к расширению информационного поля.

Творческое задание.

Самооценка учеников. Фронтальная работа

  1. Закончите предложения:

На уроках литературного чтения по теме «Поэтическая тетрадь» я:

  •  узнал(а)…,
  • понял(а)…,
  • научился (лась)….
  • наибольшего успеха я достиг (ла) в….

- Читая произведения в разделе «Поэтическая тетрадь», так хочется, чтобы вы не проходили мимо прекрасного, чтобы чаще смотрели на звёзды, слушали ночные трели соловья и были бы щедрыми, как солнце.

-Давайте посмотрим, как прошло наше путешествие?

(сигнальные карточки).

«Всё понравилось»- http://rlv.zcache.ch/gelber_smiley_mousepads-r143d9884b614422992996295b06b850f_x74vi_8byvr_324.jpg

«Осталось, что-то непонятным» http://liubavyshka.ru/_ph/104/1/322627631.jpg 

«Совсем не понравилось» http://liubavyshka.ru/_ph/102/1/700410904.jpg

Демонстрация главного итога: ответ на проблемный вопрос.

Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности.

Познавательные:

- уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте.

Личностные:

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

10.

Домашнее задание

Рабочая тетрадь с. 42, 43

Выполняют домашнее задание в рабочей тетради.

Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс Тема: "Обобщение по разделу "Собирай по ягодке - наберешь кузовок»" УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: обобщение знаний учащихся по пройденному разделу; обучение коллективному творчеству, развитие правильной связной речи, привитие любви к чтению родной литературы. Планир...

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Тема: «Картины родной природы («Март в лесу», «Весна») Перспектива 3 класс

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Тема: «Картины родной природы («Март в лесу», «Весна»)». Цель урока: знакомство с жизнью и творчеством И. Соколова-Микитова и А....

Технологическая карта урока литературного чтения "Картины родной природы. Что такое творчество?" (3 класс, УМК "Перспектива")

Тема: "Картины родной природы. Что такое творчество?"Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока:  формирование читательской компетентности младших школьников...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Б.В. Шергин. «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»» (УМК «Школа России» 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над произведением Б.В.Шергина «Собирай п ягодке – наберешь кузовок»...

Технологическая карта урока Литературного чтения "Картины родной природы. Что такое творчество?" (3 класс, УМК "Перспектива")

Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: формирование читательской компетентности в процессе знакомства со стихом «Что такое стихи?»; ознакомление учащихся с творчеством Б. Заходера; р...

Технологическая карта урока литературного чтения "Обобщение раздела "Поэтическая тетрадь № 2"" (УМК "Школа России", 3 класс, 2 ч.)

Тип урока:  урок рефлексииЦель урока: обобщение знаний учащихся по пройденному разделу «Поэтическая тетрадь № 2».Задачи урокаДидактические:Вспомнить биографию поэтов, творчество котор...