Педагогический проект «Пути совершенствования навыков чтения»
проект по чтению (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Зайцева Надежда Яковлевна

В работе представлены цели, задачи, проблема, актуалность и этапы проекта. Указаны пути отработки техники чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt.docx19.51 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект

«Пути совершенствования навыков чтения»

«Уметь читать - значит уметь извлечь из мёртвой буквы живой смысл. Читать -  это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное».

К. Д. Ушинский.

Руководитель проекта : учитель начальных классов

Зайцева Надежда Яковлевна

Состав обучающихся: 1 -4 класс

Тип проекта по виду деятельности: познавательная деятельность.

Тип проекта по типу предметно- содержательной деятельности: межпредметный.

Тип проекта по количеству участников: коллективный

Тип проекта по продолжительности проведения: долгосрочный

Цель:  сформировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками , правильного осознанного чтения, обладающего определённой начитанностью, нравственно-эстетическим и гражданским развитием.

Задачи:

  • Равивать интерес к чтению, расширять круг чтения младших школьников, его начитанность.
  • Развитие мотивации чтения и освоения круга тех умений, совокупность которых даёт качественный сдвиг в чтении
  • Воспитывать средствами чтения у ребёнка гражданские чувства и активное отношение к читаемому.
  • Сформировать у всех учащихся навык чтения на уровне, позволяющем осваивать систематические курсы в следующем звене школы
  • Научить полноценно воспринимать художественные и научно познавательные тексты в их специфике, а также работать с учебной и детской книгой.

Методы: наглядный, словесный, практический, репродуктивный, индуктивный, дедуктивный, самостоятельной работы.

Проблема

За годы работы в школе я не раз сталкивалась с неумением и нежеланием детей читать книги. Наблюдения за обучающимися, показали, что некоторые учащиеся не способны воспринимать должный объём информации. У них наблюдается неустойчивость внимания, они не располагают достаточным запасом слов, нередко допускают при чтении серьёзные ошибки, у многих слабо развит артикуляционный аппарат. Уроки чтения для них становятся скучными.

Одна из причин – обилие источников информации помимо чтения (компьютеры ,Интернет, телевидение). Другая причина – это несовершенство обучения чтению, отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников.

Актуальность

Чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение – это главное орудие начальной школы, которым она может действовать как на умственное, так и на нравственное развитие своих учеников, развивать и укреплять их мысль и любознательность, речевые способности ребёнка и его творческие силы. И если театр начинается с вешалки, то пути получения знаний, самообразования начинаются с умения читать.

Я считаю, что одной из актуальных проблем начальной школы является формирование навыков правильного, беглого и осознанного чтения. Плохое чтение, заниженная по отношению к оптимальной скорость влекут за собой почти все беды школьной системы, т. е. скорость чтения является важным фактором из числа, влияющих на успеваемость, поддержания интереса на уроках, усидчивость, удовольствие от чтения книг.

«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Если в начальной школе дети мало читали, у них складывалась структура малодеятельного мозга».

                                                В.  А. Сухомлинский.

Условия успешного формирования навыка беглого чтения.

Немаловажное значение успешного формирования навыков чтения имеет знание учителем психологической основы скорости чтения. Флегматики и меланхолики медленно набирают темп чтения. У основной же массы темп чтения должен соответствовать темпу разговорной речи и выше, включая правильность, осознанность и выразительность чтения.

Овладение техникой чтения не должно сводиться к эпизодическим замерам.  Работа над техникой чтения для учащихся, не достигших успеха должна быть ежедневной. Работа по технике чтения не должна превышать в течении  дня 10 -15 минут.

Ученики, родители должны быть научены специальным упражнениям по технике чтения. Им необходимо понять, что чтение и работа над техникой чтения не одно и то же.  Необходимо сочетать техническую сторону уроков чтения с  художественной.  Считаю, что технические упражнения по формированию навыков чтения следует выносить на отдельный, короткий этап урока и для этого подбирать тексты и другой речевой материал, не имеющий большой художественной ценности, а основное время отводить чтению и работе над художественным произведением, как произведением искусства.

Этапы проекта

1 этап  (подготовительный)

  • Изучение методической литературы по данной проблеме
  • Подбор материала для фонетической зарядки
  • Подбор чистоговорок, скороговорок
  • Подбор пословиц, поговорок
  • Подбор упражнений направленных на развитие четкости произношения
  • Подбор упражнений, вырабатывающих внимание к слову и его частям и являющихся предпосылкой правильного чтения
  • Подбор упражнений, развивающих оперативное поле чтения и память
  • Подбор игровых упражнений, загадок
  • Подбор стихов, потешек
  • Подбор текстов для работы над техникой чтения
  • Изготовление слоговых таблиц.
  • Подбор упражнений на дыхание
  • Изготовление дидактического материала разработка программы по совершенствованию техники чтения.
  • Подбор контрольно измерительных материалов

2 этап   (практический)

Реализация программы по совершенствованию техники чтения, как дополнительного материала к основному содержанию рабочей программы по литературному чтению  УМК «Школа России». П

Содержание программы

Обучение обучающихся, их родителей специальным упражнениям по технике чтения

Фонетическая зарядка

Упражнения на дыхание

Упражнения на развитие речевого аппарата

Развитие чёткости произношения

 Отработка  навыка чтения

Отработка скорости чтения

Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и молча

Словарно-лексическая работа

Развитие и обогащение речи

Чтение скороговорок и чистоговорок

Чтение отрывков в разном темпе

 Чтение с помехами

Чтения на время

Ориентировка при чтении на сочетания слов внутри предложения

Ориентировка на выбор правильного ответа из предложенных вариантов

Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям

Упражнения, развивающие поле чтения и память

Упражнения на антипацию отдельных слов на основе входящих в их состав согласных

Упражнения по антипации частей устойчивых словосочетаний

Антипация частей предложений

Антипация частей поговорок

Антипация частей диалога

Игры

«Буксир»-хоровое, групповое чтение

Работа по таблицам Шульте

Чтение-спринт

Чтение со счётом слов

Чтение за диктором

3 этап  (заключительный)

  • Диагностика техники чтения
  • Мониторинг техники чтения  обучающихся  5 класса

Ожидаемые результаты

В результате реализации проекта у детей должен сформирован навык чтения: беглое, сознательное, правильное, выразительное чтение с соблюдением основных норм литературного произношения; осознанное чтение про себя любого по объёму и жанру текста; темп чтения – не меньше 100 слов в минуту.

Результат реализации проекта:

Литература:

  1. Т. А. Куликовская «Тренажёр по чтению»
  2. Т. П.Воронина «Читаем быстро и внимательно»
  3. Г. Г. Мисаренко «Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе»
  4. С. И. Сабельникова «Сборник текстов для проверки навыков чтения»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульное описание педагогического опыта "Пути совершенствования орфографической подготовки учащихся младших классов"

У детей создаётся иллюзия, будто оценка по русскому языку, ставится исключительно только за орфографию. Из-за боязни сделать ошибку они теряютверу в себя. У многих, орфография, вызывает отрицате...

Пути совершенствования навыков техники чтения.

ПУТИ  СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  НАВЫКОВ  ЧТЕНИЯ.             Чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и раз...

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ

Чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение – это главное орудие начальной школы, которым она может действовать как на умственное, так и на нравственное раз...

Пути совершенствования навыков орфографической зоркости.

Доклад по теме самообразования: "Пути совершенствования навыков орфографической зоркости"....

Презентация. Пути совершенствования навыков чтения у младших школьников.

Пути совершенствования навыков чтения у младших школьников....

Презентация.Пути совершенствования навыков чтения младших школьников

Пути  совершенствования навыков чтения младших школьников...