Проект урока по литературному чтению по рассказу Н.Носова "Огурцы" 3 класс
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему

Белова Светлана Петровна

Проект урока по литературному чтению по рассказу Н.Носова "Огурцы" 3 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект урока по литературному чтению в 3 классе

 Н.Носов «Огурцы»

УМК  ГАРМОНИЯ

                                                     

                               

                                           

                                     

                                   

                                         

                           

СТРУКТУРА

Учебный предмет  литературное чтение

УМК    Гармония  

Тема урока: Н.Носов «Огурцы»

Тип урока: урок изучения  нового материала

Задачи урока: формирование целостного представления об основной идее

рассказа; формирование и развитие учебно-информационных умений и навыков; находить в тексте ключевые слова, позволяющие характеризовать героя; создание условий для выразительного чтения; совершенствование  грамотной речи

Ожидаемые результаты :

  пробудить интерес к чтению художественных произведений;

 умение выразительного осознанного чтения учащихся;
 проявлять нравственно-оценочные суждения о прочитанном.

Универсальные учебные действия: 

Предметные умения: читать текст осознанно, выразительно и без ошибок,

 читать текст по ролям; составлять план текста, пересказывать, используя план и иллюстрации; пересказывать текст от лица главного героя;   формулировать правила дружеских отношений.

Личностные: положительное отношение к учебной деятельности, проявлять интерес к учебному материалу, формирование уважительного мнения к иному мнению, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о  нравственных нормах общения.

Метапредметные: 

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; выполнять действия в устной и письменной речи; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, одноклассниками.

Познавательные: осуществлять поиск нужной информации в учебниках;  понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков; осуществлять синтез в форме составления целого рисунка из его частей; проводить сравнение, классификацию изученных объектов; устанавливать причинно- следственные связи в изучаемом круге явлений; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Коммуникативные: принимать участие в работе группами; допускать существование различных точек зрения; договариваться, приходить к общему решению; формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для окружающих высказывания.

Оборудование: учебник, листочки с биографией Н.Носова, работа с системой голосования (пульты), презентация, выставка книг Н.Носова.

Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы:     правильно выбирать нужную интонацию, темп и громкость прочтения, определять место логического ударения;  

 работа с текстом и книгой; развитие умения понимать смысл заглавия, его связь с содержанием произведения;  

формирование умения выявлять взаимосвязь описываемых в произведении событий, определять тему и главную мысль изучаемого произведения;  

обучение постановке вопросов к прочитанному, развитие умения пересказывать небольшой текст подробно, выборочно, творчески (от лица героя);  

обучение составлению плана произведения (в виде простых повествовательных или вопросительных предложений);  

 развитие умения давать характеристику герою с опорой на текст, сопоставлять героев;  

 формирование умения высказывать  личное отношение к произведению, объясняя свою позицию; 

развитие внимания к позиции автора и его отношению к героям произведения, формирование умения определять с помощью учителя средства выражения этого отношения;

развитие умения делать подборку книг определенного автора; 

формирование умения пользоваться словарем  помещенным в учебнике, детским толковым словарем.

                                Этапы урока и хронометраж                

№ п/п

Название этапа

Хронометраж

1.

Организационный момент

1 мин

2.

 Актуализация знаний

8мин

3.

Постановка учебной задачи

7 мин

4.

 «Открытие» нового знания

20 мин

5.

Физкультминутка

1 мин

6.

 Закрепление нового материала.

7 мин

7.

Рефлексия.

1 мин


СОДЕРЖАНИЕ  УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Теоретическое обоснование (УУД)

1.Орга-низаци-онный момент. 

-Здравствуйте, ребята. Я желаю вам хорошего настроения.

- Проверьте все ли у вас готово к уроку? 

Я думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом. Я желаю, чтобы за время работы вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам!

Проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности.

Формулирование собственных  ожиданий.

 

мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания благоприятной эмоциональной обстановки

2. Актуализация знаний

- Вспомним название раздела, который мы изучаем. (слайд 1)

- На слайде записаны слова. Ваша задача: выбрать слова, которые могут стать тайнами и через какое-то время стать явными. (драка, дружба, приветствие, ложь, кража, обида, подарок, письмо, грубость, любовь, аккуратность, сочувствие, праздник, урок)(слайд 2)

 Какие уроки мы извлекли из знакомства с произведениями данного раздела? Какой можно сделать вывод(слайд 3)

Оценки за пересказ (2 чел.)

«Тайное всегда становится явным»

выбирают слова и рассуждают

Тайнами могут быть положительные и отрицательные поступки.)

Пересказывают рассказ В.Драгунского «Тайное становится

явным»

актуализировать мыслительные операции необходимые и достаточные для восприятия нового материала: наблюдения, сравнения, аналогии;

Коммуникативные УУД: 
постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
Выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся.
Познавательные УУД: 
Построение логической цепи рассуждений

3.Постановка учебной задачи

4. 

«Откры-тие» нового знания

5.Физ-культ-

минут-

ка

- Ребята, как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?- Какие задачи мы поставим на урок?

- Что вам подсказало? (Выставка книг)

- Сможем мы определить тему урока?

- Почему?

- Вы готовы к исследованию?

- Проверим свои догадки.

(слайд 4)

Что вы можете рассказать о Н.Носове?

1. Добывание информации и биографии автора.

- У каждой группы лежит таблица с колонками: знаю, хочу узнать, узнал(а).

Ваша задача: заполнить колонки и самостоятельно ознакомиться с биографией писателя.

- Чтобы получить ответы на ваши вопросы, вам поможет информационный лист - справочник краткой биографии Николая Носова.

2. Взаимопроверка.

- Сравним, что вы знали раньше и что узнали? Одна группа начинает, другие дополняют.

- Что знали?

- Что узнали нового?

- Какие произведения уже читали?

Ребята, а вы любите мультфильмы?

Чтобы создать мультфильм, который длится 5 минут, художнику-мультипликатору нужно нарисовать 420 рисунков. Как вы думаете, легко ли создавать мультфильмы?

- Название произведения с которым будем сегодня знакомиться вы узнаете, если отгадаете слово, которое рассыпалось на буквы:  ЫРОЦУГ.(слайд5, 6)

У кого какие варианты?

- Итак, рассказ называется "Огурцы".-

Давайте подумайте  о чём этот рассказ?

- Для того чтобы проверить ваши предположения нам нужно.

1.Первичное восприятие.

- Послушайте рассказ. (аудиозапись).

- Какие предположения подтвердились?

2.Словарная работа

шалаш

колхоз

Читай внимательно.

 Соврал- сорвал

 Совать - соврать

 Нарвали- наврали

 Выпрошу - выброшу.

3. Вторичное восприятие текста. Чтение по частям и анализ рассказа Н. Носова.

- Начинаем читать первую часть до слов «Котька начал вынимать огурцы из карманов». Подумайте, как озаглавить эту часть.

Вопросы для обсуждения:

- Куда и зачем пошли Павлик и Котька?

- Почему они забрались в колхозный огород ?

- Как поступил Павлик?

- Почему?

- Правильно ли поступил Павлик?

Обоснуйте свой ответ.

- Как объяснил появление огурцов Котька?

- Как озаглавите первую часть?

- Предположите, что сделает мама?

Переходим ко второй части рассказа. Читаем до слов"Котька повернулся и медленно-медленно пошёл по улице" Проверяем предположения и озаглавливаем эту часть.

Вопросы для обсуждения:

- Как приняла Котьку мама?

- Что ответил Котька на вопрос: Значит, украл?

- Прав ли Котька? Ответ обоснуйте.

- Что мы узнали о двух друзьях?

-    Какой Павлик?

- Каким вы представляете Котьку?

- Какая у Котьки мама?

-В чём проявляется её  строгость?

 Справедливость?  Доброта? Настойчивость?

- В чём проявляется её любовь к сыну?

- Какое название будет у этой части?

Давайте немножко отдохнем. Я буду называть слова, если они имеют отношение к нашему рассказу, то вы хлопаете, если нет- топаете.
Огород, сторож,  Алёнушка,  Иванушка, Котька, репка, огурцы, охота, рыбалка, бабушка, мама, девочки, мальчики.

Чтение третьей части до слов "Котька побежал домой"

Что думал Котька, когда шёл по улице? (Зачитать)

-Какие чувства испытывал Котька?

-Какие черты характера проявились здесь у Котьки?

-Каким изобразил его автор?

  -Каким был   дедушка – сторож?

-В чём вы почувствовали его строгость? Прочитайте.

-В чём  проявилась доброта дедушки?

- Запишите название третьей части.

Чтение четвёртой части самостоятельно.

Вопросы для обсуждения:

- Что решил дедушка с огурцом, который Котька съел?

- В каком настроении возвращался Котька домой?

Подтвердите словами из текста.

Озаглавьте последнюю часть рассказа.

Что у нас получилось?

О поступках людей.

Познакомиться с новым произведением

Это Николай Носов. Книги очень красочные. Привлекают внимание детей

Ответы учащихся

1 группа

Николай Носов родился в 1908 году в семье актера. После школы учился в институте кинематографии.

 

2 группа

Воевал

на фронте и там был награждён орденом Красной звезды. Сам Николай Николаевич говорил, что начал писать для детей совершенно случайно — сперва просто рассказывал сказки своему маленькому сынишке и его друзьям.

3 группа

 Поставил несколько мультфильмов.

За свои заслуги в писательском деле неоднократно получал государственные премии, ордена. Книги его переведены на разные языки.

ответы детей

Учащиеся аргументируют свои ответы, вспоминая, что рассказы Носова о детях. Они поучительные, шуточные и тд. Вспоминают и называют уже прочитанные произведения автора.

прочитать рассказ Н.Носова

Учащиеся следят по тексту в учебнике.

обсуждение

Каждый учащийся выполняет задания.

Чтение учащимися по цепочке

- На речку ловить рыбу.

- Рыба не клевала, они шли мимо и забрались в огород.

- Он отдал свои огурцы Котьке.

- Чтобы дома не попало.

Рассуждения детей

Ответы учащихся.

Запись заглавия первой части в тетради.

Рассуждения учащихся.

Отвечают на вопросы

Выполняют заданные команды.

чтение  по цепочке

Хитрый, неискренний...

-Глупый, доверчивый...

Ответы учащихся

Запись названия в тетради

План текста

ель:   создать  эмоциональную  атмосферу,  настроить  детей  на

восприятие произведения.

Знаете ли вы, что Н. Н. Носов стал писателем…случайно! В школьные

годы  он  мечтал  стать  музыкантом,  потом  забросил  скрипку  и  у

ель:   создать  эмоциональную  атмосферу,  настроить  детей  на

восприятие произведения.

Знаете ли вы, что Н. Н. Носов стал писателем…случайно! В школьные

годы  он  мечтал  стать  музыкантом,  потом  забросил  скрипку  и  у

Личностные УУД:

доказывать, аргументировать свою точку зрения

строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

оформлять свои мысли в устной форме;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Регулятивные УУД:
Целеполагание (постановка задачи на основе соотнесения того, что известно и не известно).
Планирование (определение последовательности промежуточных целей).

Личностные УУД:

умение включаться в диалог с автором и с учителем, отвечать на вопросы учителя с опорой на текст, аргументировать

свою точку зрения.

Проявление внимания к суждениям товарищей, стремление найти и «разгадать» авторские подсказки в тексте.

выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

 контроль, коррекция, оценка его действий;

Личностные УУД:

Творческое использование  изученной информации.

Осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.

Коммуникативные УУД:

осмысленное чтение, умение продолжать цепочку событий, предугадывать дальнейшие действия героев;
фиксация нового способа действия в речи;
 логически мыслить и рассуждать;
уточнение общего характера нового знания;

Личностные УУД: Смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
Регулятивные УУД:
Планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;


Коммуникативные УУД: 
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, аргументировать свое мнение, учёт разных мнений учащихся в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Познавательные УУД:
Смысловое чтение
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме
Предметные результаты:
Уметь осознанно читать текст; определять и оценивать поведение героев в процессе чтения и анализа.

развитие контроля, самоконтроля

Коммуникативные УУД: 
Выражение своих мыслей, аргументация своего мнения
Формируем умение составлять план.

6.Закрепление нового материала

- Какие характеристики героев получились?

C:\Users\Алексей\Desktop\схема.png

 (слайд 7)

- Кто из героев вам понравился? Почему?

- Найдите в рассказе предложение, в котором выражена главная мысль. 

- Чему учит история с Котькой?

 

Прочитайте пословицы. Какая из них выражает главную мысль этого рассказа?

Стыдно сказать, а грех утаить.

Есть совесть, есть и стыд,

а стыда нет, и совести нет.

Правда дороже золота.

(слайд8)

А сейчас я проверю, как вы были внимательны. Ваша задача ответить на вопросы, используя систему голосования.

(оценки за работу)

Д/з        

Работа в группах.

- Подготовьте чтение по ролям диалога мамы и Котьки.

Представьте себе, что история, произошедшая с Котькой, произошла с вами. От своего лица напишите, как бы вы поступили.

I группа – на месте Котьки

II группа– на месте мамы

III группа – на месте сторожа

Верю, что урок  пошёл вам впрок!
- Ребята, какое настроение у вас в конце урока? Покажите мне на ваших смайликах.

- Да, вы молодцы. Я с вами полностью согласна.

-  Спасибо за урок.

.

Вывод: С человеком происходит неприятность, когда он совершает необдуманный поступок. Огурцы были испытанием для Котьки. Но из всего случившегося он поступил достойно.

Ответы учащихся

Выполняют работу

Рассуждения учащихся

Выполняют работу

 - инициативное
сотрудничество в 
поиске и выборе
информации

Дети оценивают свою работу на уроке.

Выполняют задания учителя.

Рассматривают ветку, чего больше огурцов или цветов. Обсуждают.

Личностные УУД:
Определять нравственные качества личности. Уважать нравственные ценности. Выражать личностную позицию.

организовать выполнение учащимися самостоятельной работы;

Оптимальное сочетание контроля, самоконтроля для установления правильности выполнения задания 

Регулятивные УУД:
Оценка (осознание того,  что уже усвоено,  осознание качества и уровня усвоения) 
Познавательные УУД: 
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме
Коммуникативные УУД: 
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Литература

1.Литературное чтение. Методические рекомендации О.В. Кубасова .

2. Интернет

3.Проектируем урок, формирующий универсальные учебные действия.

Г.Л.Копотева, И.М. Логвинова

 4.Литературное чтение. 3 класс, Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.
5.Поурочные разработки по литературному чтению. 3 класс. 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект приуроченный к литературному чтению. после рассказа "Происхождение фамилий"

в данном проекте примерно раскрывается значение  фамилий. и структура самого проекта. После создания он был распечатан и сшит в одну книгу под названием "Фамилии нашего класса"...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ПО РАССКАЗУ В.ОСЕЕВОЙ «СОБАКА ЯРОСТНО ЛАЯЛА».

.Творчество советской писательницы Валентины Александровны Осеевой (1902-1969) проникнуто огромным желанием научить детей различать добро и зло в своем сердце, давать верную оценку своим поступкам. Ка...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ПО РАССКАЗУ Н.НОСОВА "ЖИВАЯ ШЛЯПА".

Родился 10 (23) ноября 1908 годав Киеве в семье актера-эстрадника. Разносторонне одаренный мальчик, Носов с гимназических лет увлекался музыкой, театром, сочинительством – наряду с шахматами, фот...

Конспект урока по литературному чтению Тема: Рассказ «Я и Вовка» В. Лунин.

Цели деятельности учителя:- выработка умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. - развивать умение анализировать текст, выразительно читать, отыскивать нужную информацию в ...

Проект урока по литературному чтению в 4 классе по теме: «Мир животных и человека в рассказе М.М. Пришвина «Выскочка»

Проект урока по литературному чтению в 4 классе по теме: «Мир животных и человека в рассказе М.М. Пришвина «Выскочка»...

Проект урока по литературному чтению с использованием ИКТ (2 класс). Необычные уроки письма. Ю. Кушак «Почтовая история». Составление модели письма.

На данном уроке обучающиеся учатся использовать понятия адресат, адресант,  знаково-символическими средствами, в том числе моделями для решения задач....