Конспект урока "Сказка о маленьком Моцарте", 3 кл, УМК "Школа 2100"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Эргерт Анастасия Валерьевна

Цели деятельности учителя: развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

 развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

 развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

 относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;

 высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3.tayna_zapechnogo_sverchka.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                        Студентка: Кириллова А.В. 45 гр

Школа МОУ «Тимирязевская» СОШ

Класс:

Учитель: Иванова Л.П                                                                                        Методист: Зубарева Н.С.

Конспект урока литературного чтения

Тема: Сказка о маленьком Моцарте (Г. Цыферов, фрагмент из книги «Тайна запечного сверчка»

Цели деятельности учителя: • развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

 развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

 • развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

 относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;

 высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).

Планируемые результаты

предметные: читать правильно выразительно целыми словами вслух, учитывая индивидуальный темп чтения; читать про себя в процессе ознакомительного чтения, выборочного чтения и повторного изучающего чтения; находить необходимую информацию в словаре и учебнике, анализировать ее содержание; оценивать и характеризовать героев произведения и их поступки; анализировать смысл названия произведения;

Личностные: Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; умение осозновать и определять эмоции других людей; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей.

Тип урока: комбинированный

           Оборудование: Литературное чтение: 3кл.: УМК «Школа 2100»

Этап урока

Метод и приемы

Хронометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1.

Мотивационный

Практич.: артикуляционные упражнения

Словес.: ответы на вопросы

≈5

Проверка домашнего задания.

Конкурс «Внимательный читатель». Ученики задают вопросы, за правильный ответ получают жетон. Определяется победитель.

Примерные вопросы:

– Как в городе Бергене жители узнавали о заходе солнца?

– Какой герой литературной сказки упоминается в тексте рассказа?

Сообщение темы урока.

– Хочется ли вам узнать, как рождалась музыка у других композиторов? Только ли К. Паустовский восторгается музыкальным талантом композитора?

Сегодня мы перенесёмся в другую эпоху, в другую страну и узнаем одну тайну...

Читать, правильно артикулируя.

Определять смысл поговорки

.

П: Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

К: Выразительно читать и пересказывать текст.

22.

 Постановка учебной задачи и ее решение

Практический: работа с тектом

Словес.: ответы на вопросы

Словес.: ответы на вопросы

Практический: Словарная работа

≈ 4

≈2

≈3

≈4

Работа с произведением Г. Цыферова «Тайна запечного сверчка».

1. Работа с текстом до чтения.

– Прочитайте заглавие.

Видели ли вы сверчка? Слышали ли его песню? Что в этот момент вы представляете? Где живут сверчки? (Один вид – в поле, другой – в доме.)

Домовых сверчков за любовь к человеческому жилью прозвали «запечными соловьями».

– Рассмотрите иллюстрацию. Кого напоминает сверчок? (Дирижёра, музыканта.) Чем он занят? Как вы догадались? (Что-то объясняет, догадались по жесту.)

– Кто его слушает? Мальчик этот – наш современник? (Нет. У него на голове парик. Это XVIII век.) Кто же это? Прочитайте заголовки частей. Что за тайна есть у сверчка? А у Моцарта? (Предположения детей.)

– Да, сегодня мы будем читать о маленьком мальчике по имени Вольфганг Амадей Моцарт.

– Кто автор произведения о Моцарте?

2. Работа с текстом во время чтения.

1. Первичное чтение.

«Небольшое вступление» читает учитель. По ходу чтения надо пояснить слова: 

бутафорское (оружие) – ненастоящее, похожее на подлинное;

стрельчатые (окна) – в форме арки, завершающейся острым углом.

Вопрос после чтения:

– Что мы будем читать – рассказ или сказку? (Судя по вступлению, скорее сказку.) Значит, нас ждёт сказка о реальном человеке – композиторе Моцарте.

Главу «О сказочной тайне маленького Моцарта» дети читают про себя.

2. Выявление первичного восприятия.

– Какая же сказочная тайна была у маленького Моцарта?

3. Повторное чтение первой главки (с. 147–148) по ролям.

Предполагать

Определять цели и пути их достижения

Отвечать на вопросы

Р: принимают и со храняют уч задачу

П: Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Р: принимают и со храняют уч задачу

П: строят речевое высказывание

33.

Решение частных задач на основе анализа текста

Словес.: ответы на вопросы

Практический: выразительное чтение и анализ Т

Наглядный: рассматривание иллюстраций

Словес.: обобщение

Словес.: монологические высказывания уч-ся.

≈12

4. Беседа после чтения.

– Сколько лет было Вольфгангу?

– Почему автор называет скрипку Сверчка волшебной?

– О чём мечтал мальчик, слушая Сверчка?

– С какой трудностью встретился юный Моцарт? Как к этому отнёсся Сверчок?

– Какую тайну открыл Сверчок Вольфгангу? Почему именно ему?

– Исполнилась ли мечта Моцарта и надежды Сверчка?

– Помнят ли сверчки, что они научили музыке великого Моцарта?

– Верите ли вы в эту историю, рассказанную Г. Цыферовым?

– Как вы думаете, почему Г. Цыферов предполагает, что именно Сверчок научил Моцарта музыке, доверил ему тайну? (Музыка Моцарта – это язык природы, чувств, поэтому она бессмертна, как и мир вокруг.)

– Знаете ли вы, ребята, что отец маленького Моцарта, скрипач Леопольд Моцарт, написал в своих записках: «Этот менуэт Вольфгангерль выучил 26 января 1761 года, в половине десятого вечера, в возрасте четырёх лет, за день до своего дня рождения». Г. Цыферов рассказал нам, как, возможно, это было.

5. Прослушивание в грамзаписи «Менуэта ля-мажор» В.-А.Моцарта.

– Что вы представляли, слушая музыку?

– Почему автор называет музыку Моцарта «маленьким чудом»?

6. Первичное чтение второй главки.

– Родина Моцарта – Зальцбург, это маленький австрийский городок.

«На карте тогдашней Европы он выглядел крохотным». Столицей Австрии является город Вена. Как встретят Моцарта в этом шумном большом городе?

– Прочитайте название следующей главки.

– Отчего вдруг затанцевал снег? Где будут происходить события?

– При чём тут серебряная шпага принца? (Предположения детей.)

Вторую главку можно прочитать сразу вслух (комбинированное чтение).

7. Беседа после чтения.

а) – Почему так волновались Моцарты, приехав в столицу – в Вену?

б) – Чем маленький музыкант покорил венскую публику? («Вольфганг играл бесподобно» – то есть… (превосходно, его игру нельзя было сравнить ни с чьей. Весь зал переживал чувства, которые всколыхнула в людях музыка.)

в) – Венская публика – очень строгая и требовательная к музыке – рукоплескала маленькому Моцарту. Это было одно удивительное событие.

А другое? (Подарок императора – очень высокая честь и признание!)

г) – Кто ещё радовался успеху Моцарта? (Вся природа: зима, снег. А снежинки «застывали цветами» – в подарок маленькому талантливому музыканту.)

3. Работа с текстом после чтения.

Учитель читает авторский текст до вопроса (с. 150).

Вопросы после чтения:

– Так что же вы читали о Моцарте – сказку или быль? (Сказка переплетается с реальностью.)

– Почему Г. Цыферов использует такой приём? (Музыка Моцарта волшебна, она очень сильно воздействует на чувства человека.) Знаете ли вы, ребята, чем заканчивается это произведение Г. Цыферова? «Напрасно грустили о Моцарте зальцбуржцы. Напрасно ждали его ночами запечные сверчки, настраивая свои волшебные скрипочки. Вольфганг так и не вернулся.

А вскоре почтовая карета привезла из австрийской столицы письмо.

В нём торжественно извещалось: “Вольфганг Амадей Моцарт стал первым независимым музыкантом XVIII столетия”».

Теперь он подчинялся одной музыке. И только ей.

Звучат мелодии Моцарта. И светлеет мир, пробуждаются сердца, рвущиеся навстречу счастью.

Лучше всяких слов это передаёт сама музыка В.-А. Моцарта. Слушаем «Марш» (До-минор KV453а) или другой фрагмент.

Давать характеристику героев.

 Выявлять особенности героя художественного рассказа.

Объяснять используемые в тексте выражения.

Проводить самоанализ.

К: Выразительно читать и пересказывать текст.

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Л: Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

 

Л:Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

К: ориентируются на партнера во взаимодействии

П: строят речевое высказывание

П: осуществляют синтез

44.

Рефлексия

Словес.: ответы на вопросы, самоанализ

Домашняя работа

≈5

– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

– Какое умение формировали?

– Что вам показалось на уроке самым интересным?

– Как бы вы оценили свою работу на уроке?

Прочитать ч. 1 и 2 рассказа В. Драгунского «Независимый Горбушка», самостоятельно провести работу с текстом до чтения.

Оценивать свои достижения.

П: строят рассуждение

Р: осуществляют итоговый контроль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Аквариум - маленькая искусственная экосистема", УМК "Школа 2100", 3 класс.

Данный конспект урока разработан с применением ИКТ, что позволяет повысить интерес учащихся к данной теме....

Литературное чтение Сказка о маленьком Моцарте (Г. Цыферов, фрагмент из книги «Тайны запечного сверчка).

Сказка о маленьком Моцарте (Г. Цыферов, фрагмент из книги «Тайны запечного сверчка).Технологическая карта урока....

Сказка о маленьком Моцарте (Г. Цыферов, фрагмент из книги «Тайны запечного сверчка).

Разработанный урок соответствует ОС "Школа 2100". Используемые приёмы и методы на уроке способствуют развитию личностных качеств  ребёнка....

Конспект к уроку окружающего мира в 3 классе по теме "Маленькие рыцари" Программа "Школа 2100"

Урок окружающего мира в 3 – м классе по программе «Школа 2100» Тема урока:  «Маленькие рыцари»Цель урока: сформировать представление об отряде членистоногих....

Сказка о маленьком Моцарте (Г. Цыферов, фрагмент из книги «Тайна запечного сверчка»)

Тема урокаСказка о маленьком Моцарте (Г. Цыферов, фрагмент из книги «Тайна запечного сверчка»)Технологическая карта по литературному чтению. 3 класс...

Г. Цыферов "Сказка о маленьком Моцарте"

Это разработка урока литературного чтения по теме Г. Цыферов "Сказка о маленьком Моцарте" для 3 класса по программе "Школа 2100". Урок был дан для родителей в рамках Дня открытых д...