Главные вкладки

    Урок литературного чтения 3 класс В.Ю.Драгунский «Он живой и светится»
    план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

    Кочергина Наталья Владимировна

    Осмысление проблемы дружбы на основе произведения В.Драгунского, "Он живой и светится".

    Задачи:

    совершенствовать навыки осознанного, выразительного чтения, расширять словарный запас, вызвать эмоциональный отклик на прочитанное;

    развивать речь, умение подбирать характеристику персонажам, познавательный интерес к процессу чтения;

    воспитывать положительные нравственные качества человека, ценности детства, основы развития личности, преданность в дружбе.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

      Муниципальное образовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа №218»

    Урок  литературного  чтения

    3 класс

    В.Ю.Драгунский

    «Он живой и светится»

                     

           

                                                                  Составила:

    Кочергина Наталья Владимировна,

    учитель начальных классов

    МОУ СОШ №218

     

       

    Урок литературного чтения в 3 классе

    Тема урока: В.Драгунский "Он живой и светится"

    Тип урока: урок «открытия» нового знания.

    Формы работы:  фронтальная, парная, индивидуальная.

    Цель урока: осмысление проблемы дружбы на основе произведения В.Драгунского, "Он живой и светится".

    Задачи: 

    совершенствовать навыки осознанного, выразительного чтения, расширять словарный запас, вызвать эмоциональный отклик на прочитанное;

    развивать речь, умение подбирать характеристику персонажам, познавательный интерес к процессу чтения;

    воспитывать положительные нравственные качества человека, ценности детства, основы развития личности, преданность в дружбе.

    Задачи, направленные на формирование метапредметных УУД:

    1. Познавательные:
    • Учиться находить нужную информацию в тексте;
    • Учиться делать выводы и обосновывать их;
    • Учиться понимать цель чтения.
    1. Регулятивные:
    • Учиться высказывать свои предположения
    • Учиться контролировать свою деятельность
    • Оценивать результат своих действий
    1. Коммуникативные
    • Развивать умение обосновывать и отстаивать своё высказывание и суждение
    • Учится принимать суждение других
    • Учиться вести диалог
    • Развивать умение аргументировать свои предположения.

    Задачи, направленные на формирование личностных УУД:

    • Формировать умение ориентироваться в нравственном содержании прочитанного.
    • Учиться самостоятельно делать выводы.
    • Учиться эмоционально проживать текст.

    Образовательные ресурсы: учебник «Литературное чтение», Ожегов С. И.  Толковый словарь русского языка; портрет В. Драгунского; выставка книг писателя;  ноутбук

    Ход урока.

    I.Оргмомент.   Мотивация к учебной деятельности.

    Приветствие гостей, пожелание хорошего настроения.

    - За работу, в добрый час!

    II.Введение в тему. Постановка проблемы.

    Слайд 1.

    -Рассмотрите иллюстрацию и постарайтесь определить тему сюжета. (Тема дружбы.)

    Слайд 2. Создание атмосферы дружбы.

      - Продолжи фразу: "Дружба-это..."

    (На контрольных листах слова-помощники.)

    - Дружба-это взаимопонимание, доверие, забота, терпение, общие интересы и увлечения.

    - Раскрыть проблему поможет рассказ В.Драгунского, "Он живой и светится".

    - Что же предстоит нам сегодня на уроке?

    Слайд 3. (Портрет автора, название произведения и слово "Дружба")

    - Ребята формулируют тему урока.

    Рассказ учителя об авторе: писателем В.Ю.Драгунский стал в 40 лет, когда у него родился сын Дениска. Первая книга называлась, "Он живой и светится". В неё вошли 16 рассказов о приключениях Дениски.

    Слайд 4.Выставка книг на экране и в классе.

    Обращаю внимание детей на выставку книг В.Драгунского.

    III.Беседа по прочитанному дома произведению.

    - Понравился ли рассказ, который я просила прочитать?

    - Назовите главных героев.

    (Мишка и ... догадались? - Дениска)

    - Кто из них понравился больше? Почему?

    -Можно ли мальчиков назвать друзьями?

    (Да/Нет)

    Дети выбирают на контрольных листочках ответ.  Возможно мнения могут разойтись.

    - Нам предстоит вдумчиво читать рассказ по частям, отвечать на вопросы, давать  характеристику  героям.

     - Определите цели урока, используя опорные слова:

    •  Мы познакомимся с…

    •  Мы узнаем…

         • Мы будем размышлять …

    IV.Словарная работа. (Работа в парах)

    - Какие незнакомые слова вам встретились?

    - Кто смог найти объяснение?

    Слайд 5.

    Брынза – сыр из овечьего молока.

    Моментально – мгновенно очень быстро.

    Отвяжись – отстань

    Гватемала - гос-во Америки

    Барбадос - гос-во Америки

    Добрость - доброта

    V.Физминутка.

    VI.Работа над содержание рассказа. (Прием «Чтение текста с остановкам»)

    Чтение 1 части.  (Чтение по цепочке).

    -Попробуйте нарисовать словесную картину прочитанного сюжета.

    Слайд 6.

    (Вечер, двор, мальчик сидит возле песка и ждёт маму)

    - Какое чувство вы, испытали когда читали эту часть?

    (Грусть, жалость, сочувствие)

    - Что вы узнали о нашем герое Дениске? Каким вы его представили?

    (Скучает, переживает за маму, готов прийти на помощь маме...)

    - Давайте обратимся к словам-помощникам и уточним черты характера героя.

    (На парте у каждого лежит листочек, дети читают слова-помощники, чтобы дать характеристику героям).

    Дениска

    - Добрый, впечатлительный, любящий сын, заботливый.

    Чтение 2 части. (Чтение по ролям). (Читают подготовленные дети)

    -Назовём героев. (Мишка, Дениска, автор).

    -Попробуйте нарисовать словесную картину прочитанного сюжета.

    Слайд 7.

    (Двор, Мишка, Дениска играет с самосвалом на песке)

    - О чём рассказывалось в этой части?

    (Как Мишка, просил у Дениски его новую игрушку).

    - Почему Дениска не хотел отдавать самосвал?

    (Это был подарок папы).

    - Что предлагал за самосвал Мишка?

    (Марки других стран: Гватемалы и Барбадоса, плавательный круг).

    - Назовите слова, которыми автор даёт нам представить  настроение героев?

    (Мишка - надулся, рассердился, Дениска продолжает грустить).

    - Мишка говорит, что он добрый, так ли это?

    (Он продолжает выпрашивать игрушку).

    - Давайте дадим более точную характеристику героям.

    (Дети работают со словами-помощниками).

    Мишка                                                                                         Дениска

    завистливый                                                                               верный

    настырный                                                                                  бескорыстный

    невежливый

    любит собирать марки

    интересуется механическими машинами

    корыстный

    Чтение 3 части (Читает один ученик)

    -Попробуйте нарисовать словесную картину прочитанного сюжета.

    Слайд 8.

    (Дениска рассматривает содержимое коробочки, а Мишка убегает с самосвалом домой).

    - Почему Дениска быстро согласился отдать ценный подарок отца за светлячка?

    (Жучок был живой!)

    Слайд 9.

    Изображение светлячка, краткая информация.

    -Его можно увидеть летним вечером в траве или на кустах. это крохотный фонарик, который горит зеленоватым светом. Он может гореть долго и ярко несколько вечеров в одном и том же месте. В тельце светлячка есть особые клеточки с веществом, которые светятся когда соединяются в воздухе с кислородом. Это полезный жучок, он забирается в раковины улиток и уничтожают вредителей.

    - Как описывает автор состояние Дениски?

    (Не мог наглядеться, ровно дышать, стучало сердце, кололо в носу и хотелось плакать).

    - Обратимся к словам-помощникам дадим характеристику героям и  поступкам.

    Дениска                                                                Мишка

    чувствительный                                                 нечестный

    нежный

     любит природу

    Чтение 4 части. (Чтение по ролям)

    Автор, Дениска и мама.

    -Попробуйте нарисовать словесную картину прочитанного сюжета.

    Слайд 10.

    Мама и Дениска дома, пьют чай и рассматривают светлячка.

    - Почему мама не стала ругать Дениску за самосвал?

    (Она видела как радуется сын, она и сама была в восторге от светлячка).

    - Как ответил Дениска маме, которая ещё раз решила спросить почему он решился отдать ценную вещь за этого червячка?

    -Найдите и прочитайте  этот отрывок.

    -Дадим характеристику Дениске.

    (Обратимся к словам - помощникам)

    Дениска

    радостный

    счастливый

    Обобщение характеристик героев.

    Дети зачитывают ответы.

    Слайд 11.

    -Напомним наш главный вопрос.

    -Можно ли ребят назвать друзьями?  Нет.

    -У мальчиков разные интересы.

     - Люди дружат между собой, а с кем или чем ещё можно дружить?

    - С природой.

    - Подумайте и сделайте прогноз, а могут мальчики быть друзьями?

    - А чему они могут научить друг друга?

    (Любить природу, коллекционировать марки, играть вместе с машинками и т.д)

    Слайд 12.

    Дружит с солнцем ветерок,

    А роса с травою,

    Дружит с бабочкой цветок,

    Дружим мы с тобою.

    VII.Итог урока. Рефлексия.

    Возьмите карточки-помогайки и сделайте вывод.

    VIII.Домашнее задание.

    - Озаглавить части, составить план, придумать другое название рассказа.

    - Оцените свою работу на уроке.

    На доске ребята прикрепляют ладошки:

    Зеленые - на уроке всё удалось.

    Жёлтые - работал хорошо, но могу лучше.

    Красные - испытывал трудности.

    Спасибо за работу на уроке!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по литературному чтению УМК "Начальная школа 21 века" Тема урока: В. Драгунский "Он живой и светится"

    Цель урока: познакомить с рассказом В. Драгунского "Он живой и светится", развивать навык осознанного, выразительного чтения, способствовать развитию познавательного интереса, уменияработать в коллект...

    Презентация "Виктор Драгунский" к уроку "Он живой и светится"

    Знакомство с писателем, с его произведениями, слайды светлячков и викторина по произведениям писателя....

    В.Драгунский.Он живой и светится

    Презентация к уроку литературного чтения...

    Драгунский. Он живой и светится

    Презентация к уроку литературы по произведению "Он живой и светится" Драгунского...

    Конспект урока литературного чтения (3 класс) по теме "В.Драгунский "Он живой и светится"

    В конспекте урока литературного чтения по рассказу В. Драгунского "Он живой и светится" дано подробное описание хода урока в соответствии с требованиями ФГОС, в котором предусмотрены разные виды работ...

    Урок литературного чтения "В. Драгунский. Он живой и светится"

    План проведения урока литературного чтения "В. Драгунский. Он живой м светится"...

    Урок литературного чтения в 3 классе "В.Драгунский."Он живой и светится"

    Урок литературного чтения в 3 классе "В.Драгунский."Он живой и светится" с презентацией...