Урок Литературного чтения 4 класс. Былина "Святогор- богатырь"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Захарова Дарья Владимировна

Конспет урока  УМК "Начальная школа 21 века" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie.docx33.45 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

1.Организация учащихся.

2.Актуализация знаний.

3.Подготовка к первичному восприятию.

4.Первичное восприятие.

5.Проверка первичного восприятия.

6. Словарная работа.

7.Чтение учениками.

8.Анализ былины.

9.Работа с образом.

10. Физ. пауза.

11. Работа с тетрадью на печатной основе.

12.Работа с карточками.

13.Тест

14. Итог урока.

15. Рефлексия

Здравствуйте, ребята, садитесь. Меня зовут Дарья Владимировна. Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. Проверьте свои рабочие места, уберите все лишнее со столов.

Ребята, сегодня у нас с вами будет интересная тема, но какая я вам пока не скажу.

Сначала давайте вспомним, какой жанр вы изучали на прошлом уроке?

А чем отличается рассказ от других жанров?

Сегодня мы с вами будем изучать очень интересный, но не простой жанр.

Для того, чтобы вы смогли определить, что это за жанр ко мне выходят 6 человек и получают от меня буквы.

Ребята, что за слово можно составить из этих букв?

Сегодня мы изучаем с вами новый жанр, который называется былина.

Может быть, кто-то знает, что такое былина?

Для того, чтобы узнать, давайте возьмем карточку № 1, и …. прочитает нам.

Итак, какие признаки былины мы с вами можем выделить?

Сегодня мы с вами будем изучать былину, которая называется «Святогор-богатырь».

Как вы думаете, почему назвали богатыря Святогор, какое значение есть в его имени?

Как вы думаете, можно ли не очень сильного человека назвать Святогор? Почему?

А сейчас послушайте былину Святогор-богатырь.(учебники детей закрыты.)

Сколько богатырей было в былине?

Сколько богатырей мерилось силой?

Чем закончилась попытка Святогора поднять «Сумочку»?

Давайте с вами откроем учебники на странице 21 и посмотрим на содержание текста былины.

Эта былина достаточно сложная для чтения, нам нужно ее красиво прочитать.

Для этого я заранее подобрала для вас слова, значение которых я хочу, чтобы вам было понятно.

А теперь посмотрите на страницу 23, прочитайте незнакомые вам слова.

А теперь начинаем читать.

(чтение по рифме).

Молодцы, вы хорошо прочитали, но так как былина сложная, прочитаем еще раз.

1)Где гулял Святогор?

2)Был ли такой человек, с которым Святогор мог помериться силой?

3)Ребята, а кто сказал Святогору, что он обладает такой великой силой?

4)Какие слова сказал Святогор, похваляючись своей силой?

5)Кого увидел Святогор после тех слов?

6)Смогли сразу Святогор догнать прохожего?

7)Найдите в тексте, что потребовалось сделать Святогору, чтобы догнать прохожего.

8)Как повел себя прохожий?

9)Найдите в тексте слова, как Святогор осматривал сумочку прохожего.

10)Скажите словами автора, что делал Святогор, чтобы поднять сумочку?

11) Смогли Святогор поднять сумочку?

12)Найдите в тексте, что произошло со Святогором в этот момент?

13)Найдите в тексте, что спросил Святогор у прохожего?

14)Как звали прохожего?

Ребята, как вы думаете, какие слова характеризуют этого персонажа?

(Я заранее подобрала для вас высказывание.Сможете теперь сами подобрать слова?)

Ребята, а сейчас мы немного отдохнем.

Я буду называть вам часть тела, до которой вам надо дотронуться, но внимательно слушайте, потому что я буду вас путать. Дотроньтесь до носа, дотроньтесь до уха, дотроньтесь до шеи(Повторяю, но показываю не правильно). Вот мы немного отдохнули и готовы продолжить урок.

Открываем тетради на печатной основе на странице 12.

Давайте с вами дополним модель обложки.

Как вы уже видите былина обозначается ромбом.

Как вы думаете, какая тема у данного произведения?

Каким цветом нам необходимо будет закрасить ромб?

Кто автор былины?

Давайте напишем над ромбом фамилию автора, а под ромбом название былины.

Давайте выполним №3 на страницах 12-13.

А сейчас поработаем в парах, возьмите карточки №2. Перед вами части пословицы, составьте из этих частей  пословицу.

Мы с вами собрали 3 пословицы, давайте прочитаем их.

Какая-то из этих пословиц подходит к этой былине?

Почему?

Теперь возьмите карточку № 3 и ответьте на вопросы теста.

1.Где гулял Святогор?

А) в степи

Б) в поле

В) в лесу

2.Кого встретил Святогор?

А)прохожего

Б)коня

В)Илью Муромца

3.Назовите жанр произведения Святогор-богатырь.

А)рассказ

Б)былина

В)повесть

4.Что было у прохожего?

А) мешок

Б)корзина

В) сумочка

5. Как звали встреченного Святогором человека?

А)Алеша Попович

Б) Добрыня Никитич

В)Микула Селянинович

6.Смогли Святогор поднять сумку?

А)легко поднял

Б)поднял лишь на волос от земли

В)не поднял

-Сдайте пожалуйста свои работы.

Ребята, давайте вспомним, что вы узнали нового?

С каким жанром познакомились?

Какие слова вы узнали?

Ребята, встаньте пожалуйста те, кто понял, что такое былина.

Встаньте пожалуйста те, кто увидел человеческие черты богатыря.

Вот наш урок и подошел к концу, спасибо всем за внимание, мне было приятно с вами работать, до свидания.

Рассказ

В рассказе происходят реальные события, сюжет, реальные герои.

Былина

Былины – это песни. Они создавались народом не для чтения, а для исполнения.Создателем былин является народ; былины не имеют авторов. Их исполняли народные сказители, исполняли по памяти, как слышали от своих предков.

Святая гора

Нет, нельзя. Потому что человека сравнивают с горой.

Два.(Святогор и Микула Селянинович)

Один.

Неудачей.

Прошу прочитать учеников слова.

1.В чистом поле.

2.Не было.

3.Он сам, считает себя богатырем и подвигов никаких он не совершал.

4.(прочитать отрывок произведения)

5.прохожего с «сумочкой».

6.Не смог.

7.(прочитать фрагмент произведения)

8.Послушался Святогора, остановился и сбросил сумочку.

9.(прочитать фрагмент произведения)

10.(прочитать фрагмент произведения)

11.Поднял суму от земля только на волос.

12.(прочитать фрагмент произведения)

13.(прочитать фрагмент произведения)

14.Микула Селянинович

Похваляючись;

А сам чует в себе силу великую;

С кем бы силой богатырскую помериться;

Грузно с силы.

О Родине.

Красным цветом.

Л. Н. Толстой.

Нет, потому что эти пословицы о доблести русских богатырей, а Святогор не каких подвигов не совершал, и только похвалялся своей силой.

1-б

2-а

3-б

4-в

5-в

6-б

Слайд №1

(Рассказ, басня, былина, повесть)

Прошу прочитать карточку №1.

Былина

РеальноеВымысел

событие

Вывожу на слайд название былины.

Не нахаживал-не встречал;

Во всю прыть-со всей силой;

Приладился-приноровился, приспособился;

Взговорит-говорит

Накладено- лежит.

Слайд с изображением Святогора.

Слайд с обложкой.

Слайд с пословицами.

Не родом богатырь славен, а подвигом.

Богатырь умрёт, имя его останется.

Дуб, словно богатырь стоит, не шелохнется.

Тема урока:Л.Н.Толстой «Святогор-богатырь».

УМК «Школа 21 века»

Предметные умения

УУД

Работать с жанром былина.

Познакомить учащихся былиной Л.Н.Толстого «Святогор-богатырь».

Анализировать  былину- «Святогор-богатырь».

Познавательные

  • формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
  • находить ответы на вопросы в тексте.

Регулятивные

  • определять цели и проблему урока;
  • оценивать свою деятельность;
  • учиться высказывать своё предположение.

Коммуникативные

  • Уметь выслушивать другое мнение, доказывать свою точку зрения;
  • Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
  • Оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные

  • уметь сопереживать героям произведения;
  • оценивать ситуации и поступки;
  • самоопределяться в жизненных ценностях.

Опорные

понятия, термины

Новые

понятия, термины

Приладился, взговорит, накладено, во всю прыть, не нахаживал.

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Индивидуальная работа, беседа, работа в парах, фронтальная работа.

Учебник Литературное чтение 4 класс, ИКТ, интернет- ресурсы.

Былина - вид устного народного творчества, которому присущ песенно-эпический способ отражения действительности. Основным сюжетом былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории.

Былины — русские народные песни-сказания о богатырях. Они относятся к эпической поэзии, в которой выразились некоторые исторические реалии и мечты народа о сильном и добром защитнике.

Департамент образования города Москвы

ГБПОУ Педагогический колледж №15

Информационная карта урока окружающий мир,

проведенного студенткой группы Ш-31

Захаровой Дарьей Владимировной

в 4 «Д»  классе ГБОУ СОШ №1466

                                                                    Дата проведения урока: 24.01.2017

                                                                    Отметка за проведение:

                                                                    Подпись учителя:

                                                                    Подпись методиста:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

Технологическая карта урока литературного чтения1 класс (обучение грамоте) по теме "Звуки [м] — [м`], буква М м"

Технологическая карта урока в период обучения грамоте по ознакомлению с согласными звуками....

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение  класс,"Школа России"...

Презентация к уроку математики 1 класс "Сказочные богатыри"

Презентация к уроку математики 1 класс "Сказочные богатыри"...

Урок литературного чтения1 класс "Гласный звук и буквы О, о."

Урок литературного чтения  по программе "Школа России" Раздел "Добукварный период" Тема   Гласный звук [o], буквы О, о. https://yadi.sk/d/XaSZhZ-fjvVtVw ...

Презентация к уроку литературного чтения на тему "Богатыри земли русской"

Слава русской стороне!Слава русской старине!И про эту старинуЯ рассказывать начну,Чтобы дети знать моглиО делах родной земли....