Конспект урока литературного чтения «С.Чёрный «Живая Азбука», Ф.Кривин «Почему «А» поётся, а «Б» нет» (1 класс УМК "Школа России")
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Белова Мария Сергеевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lit._zhivaya_azbuka_chernyy_s_10.03.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения.

Тема: «С.Чёрный «Живая Азбука», Ф.Кривин «Почему «А» поётся, а «Б» нет».

Цели деятельности учителя:

- познакомить с произведениями С. Черного,  Ф. Кривина;

- обучать читать произведение по ролям;

- закрепить знания о гласных и согласных звуках и буквах русского языка.

Планируемые результаты

Личностные:

-опираясь на правила поведения, при поддержке мнения других учащихся, делать выбор;

- умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Предметные:

- создать условия для развития речевых умений, творческих способностей, воображения, памяти;

- воспитывать читательский. интерес.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» часть 1 Климанова Л. Ф., видео –физминутка, учебная презентация.

Этап урока.

Методы. Приемы.

Время

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент

Словесный: слово учителя

1 м

- Ребята, мы начинаем урок чтения. Давайте пожелаем друг другу удачи и хорошего настроения (пожать друг другу руки).

Настроимся на рабочий лад:                                                                        

 - Мы умные. Мы дружные. Мы внимательные. Мы старательные. Мы в первом классе учимся, всё у нас получится!

Приветствие учителя.

Эмоциональный настрой на урок.

Л: самоопределение;

Р: целеполагание.

2. Мотивационный этап

Словесный: слово учителя

Практический: работа с чистоговоркой, скороговркой

4 м

5 м

Работа с чистоговоркой, скороговоркой.

Повторяйте за мной.

Ва-ва-ва,ва-ва-ва вот высокая трава.

Вы-вы-вы,вы-вы-вы даже выше головы.

Ве-ве-ве,ве-ве-ве васильки видны в траве.

Ву-ву-ву,ву-ву-ву -Васильков букет нарву.

Теперь прочитайте хором.

Прочитайте.

Ярослав и Ярославна

Поселились в Ярославле.

В Ярославле живут славно

Ярослав и Ярославна.

Прочитаем все вместе.

Проговаривать чистоговорку, скороговорку.

К: планирование учебного сотрудничества;

П: развитие умения анализировать познавательный объект;

3. Актуализация знаний

Словесный: слово учителя

8 м

- Какое было домашнее задание? Давайте проверим. Что мы читали на уроке? Как зовут автора произведения? Как называется произведение? Прочитайте выразительно. (Опрос 2 -3 учеников).

Отвечать на вопросы.

Читать выразительно.

П: структурирование знаний;

4. Постановка учебной задачи, целеполагание

Словесный: слово учителя

10 м

2 м

-Прочтите зашифрованные слова:

Шьелм (шмель)                  зяем (змея)

Вачр (врач)                        сакоыб (собака)

-Какое слово лишнее? Почему? (врач)

-Что просит сказать врач, когда осматривает горло? (ааа)

-Произнесите этот звук. Какой он? (гласный)

-Как жужжит шмель? (жжж).

-Произнесите этот звук. Какой он? (согласный)

-Как рычит собака? (ррр).

- Произнесите этот звук. Какой он? (согласный)

-Как шипит змея? (шшш).

-Произнесите этот звук. Какой он? (согласный)

- В русском языке есть звуки, которые тянутся, их можно пропеть. А есть звуки, которые шипят, жужжат, свистят.

- Сегодня на уроке мы прочтем два произведения о гласных и согласных звуках.

Отвечать на вопросы.

Слушать учителя.

Отвечать на вопросы.

Р: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу.

П: уметь ориентироваться в своей системе знаний;

5. Решение частных задач

Словесный: слово учителя

Практический: Работа с произведением

Динамическая пауза

Практический: работа с текстом

Практический:

работа над содержанием текста

7 м

3 м

4 м

-Сегодня вы поработаете над произведением Виктора Лунина на стр.25 в учебнике.

-Сейчас я прочту вам это стихотворение, а вы подумаете, чему можете научиться в процессе чтения и перечитывания этого стихотворения. (четко произносить звук ш, читать без ошибок и выразительно.)

-Это стихотворение необычное, оно научит вас думать, размышлять над тем, что вы читаете, а также разгадывать тайны литературных произведений.(чтение стихотворения)

-Понравилось вам стихотворение? А что особенно понравилось? О чем оно?

-А теперь прочитайте последнее предложение. Какая картина встает у вас перед глазами, когда вы слышите эти строки? Опишите.

Как вы понимаете выражение «шустрым мышонком шуршит тишина»? Как тишина может «шуршать», ведь на то она и тишина, чтобы было очень тихо, не слышно было звуков, а автору она представилась шустрым мышонком? Нет ли здесь какого- то противоречия?

-Может быть, здесь скрыта какая- то тайна? (автор представил тишину необычно. Сначала ему показалось, что это гном передвигается в тишине, но потом возник образ шустрого мышонка, который якобы то в одном месте поскребется, то в другом. И кажется, что тихие звуки доносятся с разных сторон. А шорох, шептание, шлепанье и шуршание- все это звуки природы, которые все вместе и помогли автору представить тишину в виде шустрого мышонка.)

-А теперь, ребята, читать будете вы.

-Зажмите пальчиками ушки и вполголоса прочтите это стихотворение. (жужжащее чтение)

-Попробуйте прочитать это произведение своему соседу по парте, потом поменяйтесь ролями.

-Подготовьте в паре чтение стихотворения по ролям.

(1 часть один ученик, 2 часть другой ученик)

-Ребята, сегодня вы продолжаете изучать литературные произведения о буквах, их веселых превращениях и необычных историях, происходящих с ними.

-Откройте стр.11 учебника, прочитайте фамилию автора и название произведения, посмотрите произведение, прочитайте задания.

-Также посмотрите и произведение Ф. Кривина и задания к нему на стр.12-13.

-Обратитесь к стр.3 учебника, где авторы вам определили цели изучения раздела. Подумайте, какие из предложенных целей могут быть реализованы сегодня при чтении новых произведений.

-Какую учебную задачу вы поставите на сегодняшний урок каждый для себя? (научиться читать выразительно, научиться читать без ошибок, стараться читать целыми словами, быть более инициативным, научиться не конфликтовать и т.д.)

-Но прежде, чем продолжить нашу работу, мы с вами встанем и немного разомнемся
                         
  Динамическая пауза

Видео – физминутка.

Работа с произведением

-Ребята, прочитав название произведения, вы не удивились тому, что азбука названа живой?

-Почему, по-вашему мнению, автор так назвал свое произведение? О чем пойдет речь?

-Теперь давайте по цепочке по предложению прочитаем это произведение.

-Понравилось вам стихотворение? Что особенно понравилось?

-Кто затеял проказу, шалость?

-Почему поэт шалость букв назвал «превеселый маскарад»?

-Знаете ли вы значение слова маскарад? Значение каких слов вам еще не понятно?

  • Кучей угорелой – все сразу в большой суматохе;
  • Затеяли проказу – проказа – шалость, начали шалить;
  • Превеселый – очень веселый;
  • Маскарад -  бал, на который являются в масках и костюмах.

-Прежде чем прочитать стихотворение, необходимо выполнить задание 2 на стр. 11 учебника, оно поможет вам подготовиться к выразительному чтению.

-Прочитайте это стихотворение в парах, каждый по строчке.

-Хорошо.

Работа над рассказом Ф. Кривина «Почему А поется, а Б нет.»

-Ребята, вы уже прочитали несколько историй про буквы русского алфавита. Сейчас вы познакомитесь с рассказом о том, чем отличаются гласные от согласных, почему разные звуки имеют свои особенности.

-Из Азбуки вы уже знаете о главных отличиях гласных звуков от согласных. Назовите их.

-Зачем надо иметь эти знания и различать гласные и согласные звуки?

-А теперь послушайте, как увлекательно рассказывает об этом Ф.Кривин в своем произведении.

-Чтение учителем.

-Понравился вам рассказ?

-Что нового и необычного вы из него узнали?

-Какие звуки умеют особенно красиво петь?

-Знаете ли вы, как появились гласные звуки? (голос-голосить, глас-гласный)

-Назовите звуки, которые, по мнению автора, могут петь- заливаться.

-Как их называет писатель? (голосистые)

-А как вы думаете, поются буквы или звуки?

-Почему автор все время говорит о буквах? (наверное, он писал этот рассказ для дошколят, которые еще не знают, что такое звуки.)

-Имеют ли голос согласные звуки? Объясните свой ответ.

-Ребята, кто перечитает основную часть текста?

-Прочитайте строки из стихотворения, где описывается, какие звуки издают гласные.

-Как объяснить смысл названия «согласные»? (частичка со означает совместное участие в чем-нибудь.)

-Прочитайте строки, где описывается, какие звуки издают согласные. (шипят, свистят, жужжат, рычат, пыхтят и т.д.)

-Как вы думаете, случайно ли автор рассказал историю о споре букв?

-Может быть, история эта вам что-то напоминает? (да, мы часто в жизни спорим и не уступаем друг другу, не слушаем, думаем чаще о том, кто из нас главнее, а не о том, чтобы хорошо сделать общее дело.)

-Правильно, ребята

Слушать учителя.

Отвечать на вопросы.

Читать произведение.

Отвечать на вопросы.

Работать с учебником.

Выполнять упражнения.

Отвечать на вопросы.

Отвечать на вопоросы.

Высказывать свое мнение.

Выборочно читать.

Отвечать на вопросы.

К: развитие умения организовывать и осуществлять сотрудничество со сверстниками;

К: взаимодействие с учителем во фронтальном режиме, умение отображать предметное содержание в устной речи;

П: уметь ориентироваться в своей системе знаний;

К: развитие умения организовывать и осуществлять сотрудничество со сверстниками;

П: развитие умения анализировать познавательный объект;

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров;

6. Итог урока.

Рефлексия.

Домашнее задание.

Словесный: слово учителя

1 м

-Вспомните задачи, которые ставились на уроке.

-Поделитесь тем, что вам сегодня особенно удалось, над чем еще нужно поработать.

-Что на сегодняшнем уроке вам особенно понравилось?

-С какими впечатлениями вы уходите с урока?

-Молодцы, вы хорошо потрудились.

-урок окончен.

 

Проводить анализ учебной деятельности.

Л: определяют личностный смысл изучения темы;

Р: умение определять самостоятельно критерии оценивания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение. 1 класс «С.Чёрный «Живая Азбука», Ф.Кривин «Почему «А» поётся, а «Б» нет».

Конспект урока по литературному чтению с презентацией. 1 класс. На уроке учащиеся познакомятся с произведениями Саши Черного "Живая Азбука", Ф. Кривлена "Почему "А" поется, а "Б" нет"....

Технологическая карта урока литературного чтения "САША ЧЁРНЫЙ «ЖИВАЯ АЗБУКА». Ф. КРИВИН «ПОЧЕМУ «А» ПОЁТСЯ, А «Б» – НЕТ»"

Технологическая карта урока литературного чтения "САША ЧЁРНЫЙ «ЖИВАЯ АЗБУКА». Ф. КРИВИН «ПОЧЕМУ «А» ПОЁТСЯ, А «Б» – НЕТ»"...

Конспект урока по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ на тему: "С.Чёрный. «Живая азбука». Ф.Кривин. «Почему «А» поётся, а «Б» – нет " (УМК "ШКОЛА РОССИИ")

Конспект урока по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ на тему: "С.Чёрный. «Живая азбука». Ф.Кривин. «Почему «А» поётся, а «Б» – нет" (УМК "ШКОЛА РОССИИ...

Конспект урока литературного чтения «С.Чёрный. «Живая азбука». Ф.Кривин. «Почему «А» поётся, а «Б» – нет.» (УМК «Школа России», 1 класс)

Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с произведением «Живая азбука», «Почему «А» поётся, а «Б» – нет.»...

Конспект урока музыки 1 класс Тема: "«С.Чёрный «Живая Азбука», Ф.Кривин «Почему «А» поётся, а «Б» нет»"

Конспект урока музыки  1 класс Тема: "«С.Чёрный «Живая Азбука», Ф.Кривин «Почему «А» поётся, а «Б» нет»"...

Конспект урока по литературному чтению 1 класс САША ЧЁРНЫЙ «ЖИВАЯ АЗБУКА». Ф. КРИВИН «ПОЧЕМУ «А» ПОЁТСЯ, А «Б» – НЕТ»

Конспект урока по литературному чтению 1 класс САША ЧЁРНЫЙ «ЖИВАЯ АЗБУКА». Ф. КРИВИН «ПОЧЕМУ «А» ПОЁТСЯ, А «Б» – НЕТ»...