Методические особенности изучения эпитета в начальной школе
учебно-методический материал по чтению (3, 4 класс) на тему

Хэно Марина Михайловна

Одним из актуальных направлений современной методики русского языка является формирование у учащихся внимательного отношения к слову, к его употреблению, развитие способности воспринимать и оценивать изобразительно-выразительный аспект речевого высказывания, а также умело использовать его в собственной речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_osobennosti_izucheniya_epiteta.docx64.28 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ЭПИТЕТА

в начальной школе.

Классификация эпитетов.

Наблюдающееся расхождение во взглядах исследователей на природу эпитета отражается в существующих классификациях эпитета.

Анализируя поэтические эпитеты, А.Н. Веселовский [6] находит возможность разбить их на две обширные категории:

-  тавтологический, подновляющий нарицательное значение слова, освежающий его потускневшую в сознании внутреннюю форму (крутой берег; грязи  топучие;  красна  девица);

-   пояснительный, усиливающий, подчеркивающий какой-нибудь один признак; этот признак либо считается в предмете существенным, либо характеризует его по отношению к практической цели и идеальному совершенству (честимый   царь, столы белодубовые, ножки резвые).

Среди пояснительных эпитетов Веселовский выделяет эпитеты-метафоры (черная тоска) и синкретические, рожденные благодаря синкретизму чувственных восприятий (сейчас их называют синэстетическими): острое слово, глухая ночь. Последний тип широко распространен и в авторской поэзии, например, пестрая тревога у Пушкина [6].

Данная классификация, фактически воспроизводящая классическое различение эпитетов, украшающих и необходимых, и становится в дальнейшем основой для характеристики эпитетов в текстах различных стран и эпох.

В «Словаре эпитетов русского языка» [13] представлены три типа эпитетов: общеязыковые, народно-поэтические и редкие (индивидуально-авторские).

 Общеязыковые эпитеты –  это наиболее многочисленная группа слов. У некоторых существительных (например, «лицо», «взгляд», «глаза», «улыбка», «жизнь») зафиксированы сотни характеризующих определений. Среди них прилагательные и со свободным значением, и со связанным: багровый закат, проницательный взгляд, ироническая улыбка, высокий лоб, понурый взгляд, бисерный почерк, трескучий мороз, сардоническая улыбка. В числе общеязыковых эпитетов есть слова, употребленные и в прямом, и в переносном значении, стилистически нейтральные и с яркой стилистической окрашенностью: полная тишина и (перен.) могильная тишина, быстрый взгляд и (перен.) молниеносный взгляд, темный дуб и (перен.) черноголовый дуб; нестерпимая боль и (разг.) жуткая боль и пр. Характерными признаками общеязыковых эпитетов служат относительная устойчивость связи между определяющим и определяемым, воспроизводимость подобных словосочетаний, неоднократность употребления их в литературном языке.

 Народно-поэтические эпитеты пришли в литературный язык из устного народного творчества. Их основная черта – постоянство и ограниченность сочетаний определяющего с определяемым. Типичными примерами служат: чистое поле, синее море, горькое горе, буйный ветер, красное солнце, серый волк и т.п. Многим народно-поэтическим эпитетам свойственно: а) употребление прилагательного в усеченной форме (сыра земля, чисто поле); б) перенос ударения (зелено вино, шелковые луга); в) инверсия определяющего и определяемого (ветры буйные, ноги резвые, горе горькое).

Индивидуально-авторские эпитеты достаточно редки. В их основе лежат неосознанные, часто неповторимые смысловые ассоциации, поэтому они обычно невоспроизводимы, их употребление носит окказиональный характер. Однако при определенных условиях (авторитет писателя, яркость, свежесть образа и т. д.) эти эпитеты могут перейти в разряд общеязыковых. Таким образом, граница между общеязыковыми и индивидуально-авторскими эпитетами условна и подвижна. Вот несколько примеров индивидуально-авторских эпитетов: голубое настроение (Куприн), мармеладное настроение (Чехов), картонная любовь (Гоголь), овечья любовь (Тургенев), чурбанное равнодушие (Писарев), голубая радость (Куприн), цветастая радость (Шукшин), мотыльковая красота (Чехов), мокрогубый ветер (Шолохов), слезливое утро (Чехов), дряблый смех (Мамин-Сибиряк), конфетная боль (Вс. Иванов [13].

Значительное место среди редких эпитетов занимают сочетания противоположных понятий (оксюмороны). Алогичность соединения слов создает психологический аффект, приковывает внимание читателя, усиливает выразительность образа. Функции таких эпитетов сходны с приемом антитезы. Например: седая юность (Герцен), радостная печаль (Короленко), сладкая грусть (Куприн), ненавидящая любовь (Шолохов), грустная радость (Есенин), тоскливая радость (М. Горький) [13].  

Помимо собственно эпитетов в Словаре представлены и наиболее употребительные определения бытового и терминологического характера (их нередко называют логическими определениями). К слову боль, например, кроме эпитетов, приведены определения: головная, грудная, зубная, иррадиирующая, отраженная, подложечная, ревматическая и др. В словарной статье на слово лес даются определения: березовый, буковый, водоохранный, высокоствольный, еловый, заказной, защитный, кленовый, кондовый, корабельный, красный, лиственный, мачтовый, почвозащитный, смешанный, сосновый, строевой, тропический, хвойный, эвкалиптовый, экваториальный и др. Списки таких определений расширяют представление о круге типичных сочетаний у приведенного в Словаре существительного. Следует учесть также и то, что многие относительные прилагательные в контексте могут приобретать качественное значение и использоваться, таким образом, как характеризующие определения (т. е. эпитеты). Например: армейская дисциплина (такая, как в армии), осенний дождь (такой, какой бывает осенью), похоронный звон (такой, как на похоронах) и т. п.

В «Словаре литературоведческих терминов» О.С. Ахмановой [1] выделены следующие виды эпитетов:

- эпитет объяснительный. Эпитет усиливающий, подчеркивающий какой-либо один признак предмета (ножки резвые, столы белодубовые).

         - эпитет перенесенный (эналлога). Фигура речи, состоящая в переносе эпитета на управляющее слово (голубей крепкокрылая стая вместо голубей крепкокрылых стая).

          - эпитет порицательный. Слово или словосочетание, выступающее в функции обращения и выражающее отрицательное отношение говорящего к собеседнику (Ты лжец, мерзавец!)

 - эпитет постоянный. Эпитет, сочетание которого с определяемым словом носит характер литературного клише (белый лебедь, синее море, чистое поле).

- эпитет тавтологический. Эпитет, возвращающий слову утраченную им экспрессивную образность (крутой берег, грязи топучие) [1].

В данной классификации не соблюдается принцип деления объема понятия. Выделение видов эпитета происходит по разным критериям: стилистической функции, характеру связи с определяемым именем, типу синтаксической связи и т.д.

Стилистический подход к изучению эпитетов дает возможность выделить в их составе три группы:

  1. Усилительные эпитеты, которые указывают на признак, содержащийся в определяемом слове (зеркальная гладь, холодное равнодушие, аспидная темень); к. усилительным эпитетам относятся и тавтологические (горе горькое).
  2. Уточнительные эпитеты, называющие отличительные признаки предмета (величину, форму, цвет и т.д.) (Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые и печальные обрядовые песни, торжественные былины). Выразительная сила таких эпитетов нередко подкрепляется другими тропами, особенно сравнениями (Дивной вязью он (народ) плел невидимую сеть русского языка: яркого, как радуга, - вслед весеннему ливню, меткого, как стрелы, задушевного, как песня над колыбелью, певучего и богатого). Между усилительными и уточнительными эпитетами не всегда удается провести четкую границу.
  3. Контрастные эпитеты, образующие с определяемыми существительными сочетания противоположных по смыслу слов - оксюмороны (живой труп (Л.Толстой); радостная печаль (Короленко); ненавидящая любовь (Шолохов)) [42].

Классификация эпитетов, предложенная И.Р. Гальпериным [11], основана на трёх принципах:

- по принципу закреплённости-незакреплённости эпитеты делятся на языковые и речевые;

- по морфолого-синтаксическому выражению ряд структурных моделей эпитета (наиболее частотна модель: имя прилагательное + имя существительное);

- по семантическому принципу эпитеты делятся на ассоциированные и неассоциированные, т.е. какие, которые добавляют к характеристике предмета черты неожиданные, внутренне ему не присущие и поражающие воображение читателя своей неожиданностью.

Сохраняет свою значимость и разграничение простых, сложных и составных эпитетов, берущее свое начало еще в античной филологии и затрагивающее преимущественно морфемный состав определения: если простые эпитеты состоят из одного простого прилагательного (серый волк), а сложные - из прилагательного сложного (розоперстая Эос, тяжелозвонкое скаканье), то составные выражаются целым словосочетанием (Владимир Красно солнышко).

По мнению А.П. Лободанова [22], большинство эпитетов характеризуют предметы, но есть и такие, которые образно описывают действия. При этом, если действие обозначено отглагольным существительным, эпитет выражен прилагательным (память яростная, сдавленный стон), если же действие названо глаголом, то эпитетом может быть наречие, которое выступает в роли обстоятельства (горько волную, и звенела и пела отравно). В качестве эпитетов могут употребляться также существительные, играющие роль приложений, сказуемых, дающие образную характеристику предмета: Я – голос ваш, жар вашего дыханья, Я отраженье Вашего лица.

Итак, эпитетом может служить всякое значащее слово, если оно выступает как художественное, образное определение к другому:

1) существительное: болтушка сорока.

2) прилагательное: роковые часы.

3) наречие и деепричастие: жадно всматривается; слушает замерев; но чаще всего эпитеты выражаются с помощью прилагательных, употребленных в переносном значении: взоры полусонные, нежные, влюбленные.

Эпитет можно классифицировать с разных позиций. Семантически: зооморфные, природные, цветовые, бытовые; стилистически: усилительные, уточнительные, контрастные; генетически: общеязыковые, индивидуально-авторские, народно-поэтические; структурно: простые, сложные; с точки зрения частеречной принадлежности: эпитеты-прилагательные, эпитеты-существительные, эпитеты-наречия. Также эпитеты можно делить по типу переноса и с точки зрения вообще его присутствия: точные, метафорические, метонимические. Важную роль также играет и синтаксическая функция эпитетов.

Анализ школьных программа и учебников

Одним из актуальных направлений современной методики русского языка является формирование у учащихся внимательного отношения к слову, к его употреблению, развитие способности воспринимать и оценивать изобразительно-выразительный аспект речевого высказывания, а также умело использовать его в собственной речи.

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения так же одной из основных задач образовательной области «Филология» определяет развитие способностей к творческой деятельности и умение выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения, формирование навыков культуры речи, стремление совершенствовать свою речь.

Рассмотрим, как реализовано указанное направление в современных программах и учебниках по русскому языку для начальной школы.

Программа четырехлетней начальной школы «Начальная школа XXI века» (Н.В.Виноградова) реализует основные положения концепции лингвистического образования младших школьников.

Ведущие задачи курса - развитие младшего школьника, раскрытие перед ним особенностей родного языка, привитие любви и интереса к языку, формирование навыка грамотного письма, развитие устной и, главное, письменной речи; курс является первым этапом непрерывного лингвистического образования учащихся: учебный материал излагается не концентрически, а линейно, реализуя научный подход к анализу языковых явлений.

Авторами выделяются три блока учебного содержания: «Как устроен наш язык» (знакомство с основными лингвистическими знаниями), «Правописание» (формирование грамотного письма), «Развитие речи» (развитие речи учащихся). Эти блоки взаимосвязаны, но самостоятельны. Они же одновременно являются структурными единицами учебника и представляют собой объединение уроков, реализующих определенную цель обучения.

В первом классе работа по развитию речи проводится на каждом уроке, программой не предусмотрены для нее специальные часы.

Разделу «Развитие речи» во втором классе отводится 34 часа. Основные понятия, которые рассматриваются здесь: признаки, заглавие, структура текста; понятие абзаца; план текста; типы текстов.

В третьем классе продолжается работа над текстом, начатая во втором классе.  На развитие речи программой отводится 35 часов. Учащиеся знакомятся с типами текстов; изложением и сочинением как видами письменной работы; жанрами письма и поздравительной открытки. Особое внимание уделяется правильности и выразительности письменной речи: использование в текстах выразительных средств языка – синонимов, антонимов, заимствованных слов, устаревших слов и фразеологизмов. Понятия об эпитетах не дается.

То же количество часов предусмотрено для развития речи и в четвертом классе. Работа над различными типами текстов продолжается. Продолжается и знакомство со средствами художественной изобразительности в описательном плане.  Особое внимание уделяется правильному их использованию в собственных текстах, правильности, точности и выразительности письменной речи.

Данная программа обеспечивается комплексом учебников под редакцией С.В. Иванова [].

Целенаправленная работа по изучению выразительных средств языка предусмотрена в 4 классе.  Проводятся специальные упражнения на нахождение или подбор выразительных средств. Учащимся, к примеру,  предлагается, подумать, как можно сказать о хорошо знакомом предмете, например: о вечернем небе, о разбушевавшемся море, о теплом ветерке. Нами найдено 6 таких упражнений в учебнике для 4 класса. Определения эпитета не вводится.

Таким образом, программой выделено 104 часа на развитие речи за весь период обучения. Однако следует заметить, что изучению эпитета посвящена мизерно малая часть. Практические задания носят однобокий характер: найдите или подберите яркие определения.

Программа четырехлетней начальной школы системы Л.В. Занкова разработана на основе дидактических принципов, направленных на развитие учащихся, и реализует принцип ведущей роли теоретических знаний и быстрый темп прохождения учебного материала. Курс русского языка рассматривается как начальная ступень, предполагающая системное получение знаний, умений и навыков.

Данная программа ставит перед русским языком задачи трёх дидактических уровней.

I. Общедидактические задачи, стоящие перед системой обучения Л.В.Занкова в целом:

1) приобщить учеников к национальным и общекультурным ценностям; воспитать чувство принадлежности к своему народу, общечеловеческому социуму и природе;        

2) развивать стремление к познанию окружающего мира;

3) формировать стремление к самопознанию и самореализации в условиях активной деятельности;

4) формировать и совершенствовать общеучебные интеллектуальные умения как средство общего развития учеников;

5) обучить детей способам и приёмам преодоления возникающих в процессе деятельности трудностей учебного, личностного и коммуникативного характера.

II. Частно-предметные задачи, которые русский язык решает, как самостоятельный учебный предмет и которые вытекают из стоящих перед ним целей:

1) сформировать навыки правильного чтения и чёткого каллиграфического письма;

2) научить детей способам и приёмам работы с языковым материалом;

3) обеспечить осознанное и прочное усвоение основных понятий языка, заложив тем самым основы правописания;

4) познакомить детей со способами построения текста и научить их передавать знакомый текст, пользуясь этими способами.

III. Частно-методические задачи, стоящие перед каждым учебным годом. Их наличие обусловлено тем, что для системы Л.В. Занкова характерно понимание учебного процесса как единства закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей. Решение частно-методических задач делает каждый учебный год звеном в логической цепи образовательных этапов.

Основной метод познания - исследование соответствия (или несоответствия) выбранных языковых средств данной речевой ситуации (в устной и письменной форме.

Особое значение придается разделу «Связная речь», который не представляет изолированного раздела, а является составной частью процесса обучения на каждом уроке. Работа по развитию речи начинается с первых дней обучения в школе и проводится не только на уроках русского языка и чтения, но и на других уроках. Целенаправленное обучение связной речи в устной и письменной форме проводится в виде различных упражнений: синтаксические упражнения, аналитическая работа с различными текстами, составление текстов по плану с использованием заранее заданных изобразительно-выразительных средств и другие, творческие работы.

В первом классе на развитие речи программой выделено 5 часов. Учащиеся знакомятся с языковыми и неязыковыми средствами общения, текстом, наблюдая основные признаки текста.

Начиная со второго класса, программой на развитие речи отводится по 30 часов в каждом классе. Кроме основных текстовых понятий, которые вводятся во втором классе, в разделе содержатся сведения о изобразительно-выразительных средствах языка, в том числе об эпитете.

В третьем и четвертом классе работа над изобразительно-выразительными средствами языка продолжается. Особое внимание уделяется сочинениям и изложениям, предусматривающим использование изученных ранее эпитетов, сравнений и других выразительных средств языка.

Программа обеспечивается комплектом учебников А.В.Поляковой [36].

Понятие эпитета вводится уже во 2 классе. В § 27 «Речь» (стр. 119) дается определение эпитета: красочное определение предмета, которое используется для его большей изобразительности. Здесь же содержатся 4 упражнения, предлагающие следующие задания: найдите употребленные в переносном значении имена прилагательные, найдите эпитеты в тексте, подчерните словосочетания с эпитетами, укажите образные средства выразительности.  Делается вывод о значении эпитета в речи.

В учебниках третьего и четвертого классов содержатся 2 и 5 упражнений соответственно, непосредственно требующих знаний об эпитете.

Большая часть работы по теме «Эпитет» ведется на уроках литературного чтения.

В сравнении с предыдущей программой, на наш взгляд, программа по системе Л.В. Занкова содержит как теоретический, так и практический материал по названной теме. В учебники включены различные тексты, в которых используются эпитеты, ведется целенаправленная, специальная работы над образными средствами. Задания, однако, чаще всего носят однотипный характер.

Программа по русскому языку «Школа 2100» (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина) основными целями обучения русскому языку в основной школе называет следующие:

  1. развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения;
  2. формирование элементарной лингвистической компетенции.
    Программа содержит разделы
    «Слово», «Предложение», «Текст», «Развитие речи» и «Совершенствование навыков каллиграфии». Два последних не выделены в качестве специальных разделов для изучения, но являются ведущими направлениями работы по русскому языку в курсе начальной школы.

Одним их основных направлений по развитию речи является   количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной разговорной речи, устной учебно-научной речи; навыками и умениями понимания и элементарного анализа художественного и учебно-научного текста.

Развитие речи осуществляется на каждом уроке русского языка при изучении программного материала и ведется в нескольких направлениях:

- обогащение словарного запаса детей – количественное (в ходе образования новых слов с помощью суффиксов и приставок) и качественное (уточнение и разъяснение лексического значения слов);

- развитие грамматического строя речи (анализ и построение предложений, словосочетаний);

- развитие связной устной речи (ответы на вопросы, составление предложений и небольших текстов), письменной речи (составление и запись предложений, небольших текстов из 5–6 предложений, свободные диктанты, письменные изложения с предварительной подготовкой).

Программа реализована в учебниках «Русский язык» тех же авторов [5]. Для всех учебников «Школы 2100» используется общий дидактический принцип минимакса. Согласно этому принципу учебники содержат избыточные знания, которые ученики могут усвоить, и избыточные задания, которые они могут выполнить. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт и требования программы) и составляющие существенную часть курса, должны под руководством учителя усвоить все ученики. Таким образом, в учебниках содержится материал, который ученики обязаны и могут усвоить. Ученик может узнать максимум, но должен (под руководством учителя) освоить минимум. Принцип минимакса позволяет решить сразу несколько проблем. Во-первых, все ученики разные, но нельзя ориентироваться ни на слабого, ни на сильного. Поскольку свой максимум определяет с помощью учителя каждый ученик, то с помощью этого принципа обеспечивается индивидуальный подход. Во-вторых, для решения любой возникающей в жизни проблемы надо учиться находить нужную информацию. А принцип минимакса учит определять потребность в информации и самостоятельно ее находить.

Программа реализует стандарты первого поколения и учитывает реальные рамки учебного времени, в ней сохранены замысел авторов и содержание программы, которая рассчитана на 170 часов в год (5 часов в неделю).

На занятиях, посвященных развитию речи, кроме работы над текстовыми понятиями, учащиеся создают собственные тексты и корректируют заданные текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи: использование в текстах синонимов и антонимов.

Рассмотрим, как реализуется программа по развитию речи в школьных учебниках.

В учебнике для 3 класса ведущая тема учебника – «Слово».  При изучении темы «Имя прилагательное» предусмотрены упражнения, направленные на развитие устной и письменной речи. Определения эпитета не дается. Но упражнения содержат достаточно богатый материал и задания носят разнообразный характер: подбери как можно больше слов, обозначающих признаки предметов; какие слова помогают воспринимать описываемую картину; найди слова, которые называют предметы по размеру, форме, цвету, запах, вкусу и т.д.; запиши в один столбик имена прилагательные, которые называют хорошие качества человека, в другой – плохие; какой части речи не хватает в тексте; составь словосочетания с прилагательными и пр. Такого рода упражнений в учебнике насчитывается 14.

Кроме практического материала, учебник содержит ряд вопросов, требующих теоретических знаний: слова какой части речи украшают речь; какую роль играют прилагательные в речи и др.

Таким образом, отличие рассматриваемой программы от предыдущих в том, что она содержит наиболее разнообразный практический материал по избранной теме.

Одной из целей изучения предмета «Русский язык» в начальной школе программа «Школа России» (А.А. Плешаков) называет развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

В первом классе в разделе «Наша речь» дается общее представление о речи письменной и устной, в разделе «Слово» - о многозначных словах, синонимах и антонимах без определения этих явлений. Каждый раздел предусматривает работу по развитию речи: составление по опорным словам текстов, изложение текста по вопросам, коллективное составление рассказа, составление рассказа по картинкам и т.д. В последующем изучении русского языка программой предусмотрено знакомство с таким языковым явлением, как сравнение. Понятия об эпитете не вводится, хотя при изучении имени прилагательного учащимся предлагается обратить внимание на его значение в тексте.

На курс русского языка со второго по четвертые классы отводится по 170 часов. Собственно, раздел «Развитие речи» программой не предусмотрен. Работа по обогащению словаря детей, развитию образной стороны речи ведется как на уроках русского языка, так и литературного чтения. Ею заканчивается всякая крупная тема.

Программа реализуется в учебниках под редакцией В.П. Канакиной и В.Г.Горецкого.

Во втором классе учащиеся знакомятся с многозначными словами, сравнениями, синонимами и антонимами. Особое внимание обращается на роль этих слов в речи, как устной, так и письменной. В учебнике предлагается теоретический материал по ознакомлению с этими явлениями языка. При знакомстве с именами прилагательными обращается особое внимание на их роль в речи. При выполнении упражнения 154 (стр.90) делается вывод: имена прилагательные помогают описать предмет, делают нашу речь точной, яркой, выразительной. Далее учебник содержит ряд упражнений, требующих выполнения различных заданий: вставь подходящие по смыслу прилагательные, какие прилагательные помогают определить главную мысль текста и т.д. Учебник содержит 6 таких упражнений.

В третьем классе работа над образностью речи продолжается. Кроме понятия антонимы, синонимы, многозначные слова, учащиеся знакомятся с омонимами и фразеологизмами. Понятия о других выразительных средствах языка не дается. Однако, при изучении темы «Имя прилагательное» обращается внимание на то, с какой целью они употреблены в текстах. Учащихся подводят к мысли о том, что правильно подобранное имя прилагательное способно придать тексту тот или иной оттенок (упражнение 130, 132). Особое значение придается заданиям типа «Подберите подходящие по смыслу словосочетания с именами прилагательными», «Опишите любимое животное» и т.д. (упражнения 133, 144). Всего 4 упражнения, в которых прилагательное рассматривается как выразительное средство языка.

Учебник четвертого класса тоже содержит ряд упражнений, при выполнении которых учащиеся обращают внимание на роль имени прилагательного в художественном тексте: какие имена прилагательные показывают отношении автора к герою; изменится ли красота поэтической строки при замене имени прилагательного и др. В учебнике содержится 3 таких упражнения.

Таким образом, несмотря на то, что по программе «Школа России» не дается понятия эпитета, работа по обучению употребления этого языкового явления в речи, как письменной, так и устной, в речи ведется.  

Комплекс упражнений по изучению эпитетов:

Начальная школа не ставит перед собой цели дать учащимся теоретические сведения о средствах образной выразительности языка. Вся работа носит практический характер и подчиняется системе развития мышления и речи. Определим основные приемы работы над изобразительными средствами языка:

а) обнаружение в тексте «образных» слов;

б) объяснение функции, предназначения образного слова;

б) объяснение значений слов и оборотов речи, найденных в тексте самими учащимися или указанных учителем;

в) иллюстрирование, словесное рисование, воссоздание образа по вопросу учителя: какую картину ты представляешь себе?

г) использование проанализированных и понятных образов в пересказе, в собственном рассказе, в письменном сочинении или изложении;

д) специальные упражнения на подбор эпитетов и других образных слов.

Приступая к формирующему этапу педагогического эксперимента, мы поставили перед собой следующие задачи:

-  составить комплекс упражнений по изучению эпитета в 3 классе;

- внедрить разработанный комплекс в процесс внеурочной работы по русскому языку.

Учитывая ошибки, допущенные учащимися при выполнении контрольной работы №1, а также опираясь на анализ методики, программ и учебников первой ступени школьного образования, нами был составлен комплекс из 60 упражнений по изучению эпитета в 3 классе, который внедрялся в процесс внеурочной работы по русскому языку в течение девяти недель (2 часа в неделю).

Комплекс состоит из следующих видов упражнений:

  • на формирование умения подбирать эпитеты к заданным словам (выраженным различными частями речи);
  • на формирование умения видеть эпитеты в тексте;
  • на формирование умения редактировать текст, заменяя стандартные определения яркими, нестандартными.

Тематическое планирование по использованию комплекса упражнений во внеурочной работе по русскому языку содержится в приложении (Приложение 5).

Комплекс упражнений по изучению эпитетов

I. Пропедевтический этап

Упражнение 1.   Определи, к какому слову подобраны определяющие предмет слова, называющие признак предмета. Составь и запиши с двумя из них предложения.

- зеленый, продолговатый, сочный;

- белое, пушистое, легкое;

- красный, спелый, гладкий;

- новая, интересная, библиотечная.

Упражнение 2. Определи, к какому слову подобраны определяющие предмет слова, называющие признак предмета. Составь и запиши с двумя из них предложения.

-  румяный, алый, багряный;

- белый, душистый, лесной;

- ветвистая, зеленая, колючая;

- желтые, красные, осенние.

Упражнение 3. Догадайся, к какому слову подобраны определяющие предмет слова, называющие признак предмета. Составь и запиши с двумя из них предложения.

- холодный, белый, пушистый;

 - маленькая, серенькая, пугливая;

- белоствольная, высокая, стройная;

- чистое, голубое, горное.

Упражнение 4. Подбери слова, к которым подходят указанные слова, называющие признак предмета. Составь и запиши с двумя из них предложения.

- маленькая, серенькая, пугливая;

- длинный, зеленый, соленый;

- деревянный, круглый, журнальный;

- жаркий, палящий, яркий.

Упражнение 5. Подбери слова, к которым подходят указанные слова, называющие признак предмета. Составь и запиши с двумя из них предложения.

- теплый, грибной, летний;

- длинный, пушистый;

- сочный, желтый, кислый;

- прозрачная, холодная, питьевая.

Упражнение 6. Подбери и запиши как можно больше слов, обозначающих признаки предметов, к указанным существительным.

солнце, дождь, кукла, береза, снег.

Упражнение 7. Подбери и запиши как можно больше слов, обозначающих признаки предметов, к указанным существительным.

шар, дом, апельсин, настроение.

Упражнение 8. Подбери и запиши как можно больше слов, обозначающих признаки предметов, к указанным существительным.

лес, погода, чувство, дорога.

Упражнение 9.  Составь и запиши сочетания слов прилагательное + существительное. Форму имен прилагательных можно менять.

правильный

вкусный

настенный

старинный

весёлый

пахучий

календарь

картина

черёмуха

характер

обед

поступок

Упражнение 10. Составь и запиши словосочетания слов прилагательное + существительное. Форму имен прилагательных можно менять.

ясный

упрямый

стройный

здоровый

хитрый

могучий

лиса

день

бык

тополь

осел

дуб

туча

Упражнение 11. Подобрать имена прилагательные, поясняющие различные человеческие чувства и качества личности.

Любовь, упрямство, невежество

Упражнение 12. Определи, к какому слову относятся перечисленные имена прилагательные.

Беззаветная, братская, возвышенная, глубокая, искренняя, красивая, настоящая, нежная, необыкновенная, подлинная, радостная, светлая, сердечная, счастливая, терпеливая, трогательная, чистая.

Упражнение 13. Определи, к какому слову относятся перечисленные имена прилагательные.

Безнадежное, безрассудное, бесплодное, бесполезное, бессмысленное, злое, капризное, надменное.

Упражнение 15. Определи, к какому слову относятся перечисленные имена прилагательные.

Дикое, закостенелое, косное, слепое, темное, тупое.

Упражнение 15. Найти красочные определения для существительных: жизнь, личность, долг.

Упражнение 16. Найти красочные определения для существительных: страх, ложь, лень.

Упражнение 17. Найди общее определение к группе имен существительных:

Деревня, тетеря, старушка - ….

Клен, малыш, парик - ….

Дорога, воля, дисциплина -…

Юбка, книга, жизнь - …

Слова для справок: железный, новый, кудрявый, глухой.

Упражнение 18.  Найди общее определение к группе имен существительных:

Время, поле, сердце - …

Земля, мать,   - …

Стол, дурак, клубок … -

Правда, лук, сироп - …

Слова для справок: круглый, горький,  родной, золотой.

Упражнение 19. Cпишите, заменяя прилагательное близким по значении.

Быстрая белочка прыгала по деревьям (маленькая, проворная, веселая).

Из чащи на поляну вышел неуклюжий медведь (огромны, косолапый, лохматый).

Упражнение 20.  Cпишите, заменяя прилагательное близким по значении.

Студеный ручеек течет по оврагу (прозрачный, холодный, быстрый).

Стояло жаркое лето (безоблачное, знойное, чудесное).

Упражнение 21. К данным существительным подберите имена прилагательные.

Кольцо (какое по материалу? по красоте?)

Яблоко (какое по вкусу? по цвету?)

Упражнение 22. К данным существительным подберите имена прилагательные.

Ягода (какая по вкусу? по форме?)

Берег (какой? по форме?)

Упражнение 23. Запишите в три группы слова, близкие по значению.

Ласковый, жаркий, мокрый, знойный, сырой, нежный.

Составьте с одним из слов предложение.

Упражнение 24. Запишите имена прилагательные с данными существительными, подбирая их по смыслу.

(Цветы, небо) – синий, васильковый, голубой, бирюзовый, лазурный.

Упражнение 25. Запишите имена прилагательные с данными существительными, подбирая их по смыслу.

(Песок, листья) – желтый, золотистый, золотой, лимонный, янтарный.

Упражнение 26. Запишите имена прилагательные с данными существительными, подбирая их по смыслу.

(Лето, вода, привет) – горячий, знойный.

Упражнение 27. Запишите имена прилагательные с данными существительными, подбирая их по смыслу.

(Платье, костюм, глаз) - коричневый, шоколадный, карий, кофейный.

Упражнение 28. Запишите имена прилагательные с данными существительными, подбирая их по смыслу.

(Лицо, небо) – смуглый, темный, мрачный.

Упражнение 29. Запишите имена прилагательные с данными существительными, подбирая их по смыслу.

(Глаза, конь) – агатовый, черный, вороной.

Упражнение 30. Составьте словосочетания со следующими словами.

Сосновый, молодая, ненастное, вишневое, каменный, холодный, звонкая, дубовый.

Составьте два предложения с любыми словосочетаниями.

Упражнение 31. Запишите словосочетания.

Теплый (день, погода, утро). Жаркий (печка, лето, спор). Горячий (чай, солнце, вода). Красный (яблоко, роза, закат).

Упражнение 32. Замените прилагательные противоположными по смыслу словами.

Ясное небо, интересная игра, крутой берег, шумная улица.

Упражнение 33. Вставьте подходящие по смыслу имена прилагательные и запишите полученные словосочетания.

…кровать, … дождь, … лагерь, …болото, … тарелка.

…мыло, … язык, …пальто, …город, … погода.

Упражнение 34. Причитайте предложения. Где возможно, замените повторяющиеся прилагательные другими.

Пришли веселые деньки. Звенят веселые птичьи голоса.

Упражнение 35. Прочитайте текст. Какое утро описывает автор? Найдите слова, помогающие ответить на вопрос.

Столько времени прошло. Было серебряное утро. Собака вошла в воду, выбежала серебряная. Недалеко медведица переходила с медвежонком ручей, сама, старая, перешла, а неуклюжий бултыхнулся и выскочил весь серебряный, и побежал за матерью пых-пых-пых! (М.М.Пришвину)

II. Введение понятия «эпитет»

Упражнение 36. Объясните значение выражений. Составь с ними предложения.

  • роса медвяная
  • зелень пряная
  • тонкая проталина
  • обдающий волной
  • вкрадчивый взгляд
  • золотые руки

Упражнение 37. Найдите слова-эпитеты, создающие настроение в стихотворении.

Черемуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, завила.

И кисточки атласные

Под жемчугом росы

Горят, как серьги ясные

У девицы-красы.

А рядом, у проталинки,

В траве между корней,

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей. (С.Есенин)

III. Закрепление  

Упражнение 38. Прочитай стихотворение Е.Серовой.

Ветерок спросил, пролетая:

«Отчего ты, рожь, золотая?»

А в ответ колоски шумят:

«Золотые руки растят!»

Объясни значение выражений золотая рожь, золотые руки. Приведи примеры словосочетаний, в который употребляются прилагательные золотой, золотая, золотое, золотые.

Упражнение 39. Найди эпитеты, помогающие представить картину, нарисованную автором.

Стоял ясный весенний день. Окна были открыты, и белые занавески медленно раскачивались, словно здороваясь с маленькими бледными звездами. Эти звезды только что появились на чистом весеннем небе. (А.Линдгрен)

Упражнение 40. Подчеркните эпитеты, создающие хорошее настроение. Какова главная мысль рассказа? Выпишите словосочетания существительное + прилагательное.

Колокольчики.

Я очень люблю эти простые цветы – веселые колокольчики.

Выйдешь из лесу на луг и от радости ахнешь. Сколько красуется цветов, похожих на праздничный хоровод! По всему лугу белеют ромашки, желтеют одуванчики, синеет мышиный горошек.

А выше всех, всех веселей – лиловые колокольчики. От лёгкого дыхания теплого летнего ветерка они колышутся, кланяются, радостно приветствуют гостя.

Всё лето цветут, неслышно звенят колокольчики, знакомые и милые цветы наших лугов и лесов. ( По И.Соколову – Микитову)

Упражнение 41. Прочитай текст. Найди слова, которые украшают речь.

Спят поляны снеговые, спит безмолвно темный лес,

Только звезды золотые смотрят ласково с небес,

Только скоро сад зеленый зашумит своей листвой,

Зажурчит ручей студёный серебристою струёй.

Скоро теплый ветер юга всё пробудит ото сна,

Скоро степи запестреют, скоро светлая весна! (И.Бунин). 

Упражнение 42. Найди слова, помогающие представить картину, нарисованную автором.

И Муми-троль погрузился в сумрачный мир сновидений. А на дворе сыпал снег мелко, но густо. Он грузными шапками свешивался с крыши, с наличников окон. Весь дом должен был вскоре превратиться в сплошной пухлый сугроб. (Т.Янссон).

Упражнение 43.  Найди эпитеты, которые определяют отношение героя к родной земле и родному народу. Какой частью речи они выражены?

Привет тебе, мой край родной,
С твоими темными лесами,
С твоей великою рекой
И неоглядными полями!

 Привет тебе, народ родимый,
Герой труда неутомимый
Среди зимы и в летний зной!
(С.Дрожжин)

Упражнение 44. Найди эпитеты, помогающие представить картину, нарисованную автором.

Есть в осени первоначальной хрустальный день. Вот он и теперь. Тишина! Не шевелится ни один листок вверху, и только внизу на неслышном сквознячке трепещет на паутинке сухой листик. В этой хрустальной тишине деревья и старые пни, и сухостойкие чудища ушли в себя, и их не было, но когда я вышел на полянку, они заметили меня и вышли из своего оцепенения. (М.М. Пришвин)

Упражнение 45. Догадайся, каких слов в тексте на хватает. Какую роль играют вставленные слова в речи?

Жила-была квакушка, … макушка, … брюшко, … глазки – совсем как в сказке. Рот у красавицы … - как говорится, до ушей. А ест как много! Только позавтракала – уже обед. Некогда прыгать … квакушке: так и ест комаров без перерыва.

Слова для справок: большой, бедная, круглые, зеленая, белое.

Упражнение 46. Вставь подходящие по смыслу эпитеты в текст.

Красив …лес в осенние дни! На …фоне листвы видны …пятна кленов, осин. Тихо падают на землю…листья. От дерева к дереву протянулись…нити паутины. Чист и прохладен…воздух. Прозрачна и вода в …ручьях. Еще …стоит в лесу…дуб. Но уже оголились вершины берез.

Упражнение 47. Спишите, вставляя подходящие имена прилагательные, чтобы получился рассказ про зайца.

Этот …  зверек живет в лесу. У него … ушки, …  хвост. Передние лапы …, а задние - … Шубка у зверька летом …, а зимой - … Морковка, … капуста – любимые лакомства животного. А … зимой и кора хороша!

Упражнение 48. Спишите, вставляя необходимые имена прилагательные.

Наступила … морозная зима. Речка покрылась … льдом. Снег укрыл … землю. Деревья стоят в … уборе.

Упражнение 49. Спишите, вставляя необходимые имена прилагательные.

Наступает весна. Солнышко рушит снеговые горы. Шумит … ручей. С крыши падает … капель. Наливаются соком … почки.

Упражнение 50. Спишите, вставляя необходимые имена прилагательные.

Светит … солнце. Свет от него … и … . Небо … . По нему плывут … облака. Красота кругом … . 

Упражнение 51. Спишите, вставляя необходимые имена прилагательные.

Стоит … погода. …ковром покрыты холмы. В … лесу растет … ландыш. Роспись из … цветов украшает … тропинки.

Упражнение 52. Спишите, вставляя необходимые имена прилагательные.

Аленка бежала через … полянку. …трава стояла по пояс. Вдруг закачалась ветка. На  … дереве сидела … птичка. Она была как … цветок.

Упражнение 53. Спишите, вставляя необходимые имена прилагательные.

Протекает  … речка. По берегам стоят … леса. …Ветки свисают над … водой. По утрам поднимается … туман.

Упражнение 54. Найдите в тексте эпитеты, делающие речь яркой, красивой.

Соловей.

Кто не слышал об этом замечательном певце! Но, увидев его впервые, часто удивляются. Как! Он же совсем обыкновенный – маленький и не очень красивый. Вот эта невзрачная коричневато – белая птичка с рыжим хвостом, длинными ножками и большими глазами и есть знаменитый певец? Ведь о соловье столько сложено стихов и песен, написано книг, что многие представляют его сказочной птицей.

Упражнение 55. Спишите, вставляя необходимые имена прилагательные.

На поляне открываются … проталины. На … озере синеет лед. По … тропинке бежит т булькает … ручей. Высоко в … небе поет жаворонок.

Упражнение 56. Сравните предложения левой и правой колонок. Где ярче, точнее рисуется картина, передаётся настроение? Какие слова помогают это сделать?

Вот и снег пошёл.                                 Вот и снежок пошёл!

Снежинки ложились на всё вокруг.    Снежинки ложились на землю,

                                                                крыши, деревья, на мою шапочку.

Снежинки были разные.                       У одной снежинки лучики

                                                                 широкие и зубчатые, у другой-

                                                                 острые как стрелки.

Снег шёл долго.                                     Снег всё шёл и шёл.

Потом засверкало солнце,                 Вдруг выглянуло солнышко, снег

снег заблестел.                                       Заблестел, загорелся искорками.

Как хорошо!                                           Мне стало так весело, будто

                                                                 праздник наступил.

Упражнение 57. Догадайся, каких слов в тексте на хватает. Подбери их.

Подул ветерок. Прилетели скворцы. Они устроились в дупле березы. Весь день они работали. Вечером сели на ветку и запели.

Подбери красочные эпитеты, чтобы текст стал выразительным.

Упражнение 58. Догадайся, каких слов в тексте на хватает. Подбери их.

Лопнули почки. Показалась из земли трава. Расцвели ивы. Гудели шмели.

Упражнение 59. Догадайся, каких слов в тексте на хватает. Подбери их.

Облака летели по небу. Трава зеленела. Поля золотились. Воздух наполнился теплом.

Упражнение 60. Найдите в следующих предложениях средства выразительности. Как они называются?

Было это в осенний день, когда берёзки и осинки начинают сыпать вниз золотые и красные пятачки.

Людей на полотнах Левитана заменяли леса и пажити, туманные разливы и нищие избы России.

Особенно много лиственного золота скопилось в оврагах, куда не проникал ветер.

Список литературы:

  1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М.: Советская энциклопедия, 1996.608 с.
  2. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов/О.С. Ахманова.-2-е изд.,стер.- М.:УРСС: Едиториал УРСС, 2004.-571 с.

  1. Бабайцева В.В., Инфантова Г.Г., Николина Н.А., Чиркина И.П. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: В 3 ч.: Ч. II: Морфология: Учебн.для филол.спец.высш.учебн.зав. / Под ред. Е.И.Дибровой. 2-е изд., доп и перераб. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – 608 с.

  1. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М.: Высш.шк.,1989.-406 с.
  2. Иванова В.А. и др. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя / В.А.Иванова, З.А.Потиха, Д.Э.Розенталь. – Л.: Просвещение, 1990. – 255 с.: илл.
  3. Лободанов А.П. К исторической теории эпитета (античность и средневековье)//Известия АН СССР. Серия литературы и языка. Том 43 № 3, 1984. с.215-226.
  4. Львов М.Р. и др. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб.пособие для студ.пед.учеб.заведений / М.Р.Львов, В.Г.Горецкий, О.В.Сосновская. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 472 с.
  5. Львов М.Р. и др. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб.пособие для студ.пед.ин-тов по спец. №2121 «Педагогика и методика начального обучения» / М.Р.Львов, Т.Г.Рамзаева, Н.Н..Светловская. – 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1997. – 415 с.
  6. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников: Пособие для усителя. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1985. – 176 с.
  7.  Москвин В.П. Эпитет в художественной речи// Русская речь. 2001 № 4 С. 28-32.
  8.  Никитин М.В. Лексическое значение в слове и словосочетании. Владимир: Владимирский пед.ин-т, 1974.221 с.
  9. Ожегов  С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Изд-во «Азъ», 1992. – 907 с.
  10. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4) одиннадцатилетней школы. – М.: Просвещение, 2001. – 255 с.
  11. Проект «Начальная школа ХХI века».  К комплекту учебников Начальная школа XXI века» / Н.Ф. Виноградова, Л.Е.Журова. – Вентана-Граф, 2005. – 160 с.
  12. Полякова А.В. Русский язык. Учеб.для  1 кл. нач.шк. В 2 ч.  / А.В.Полякова. – М.: Просвещение, 2002.
  13. Полякова А.В. Русский язык. Учеб.для  2 кл. нач.шк. В 2 ч.  / А.В.Полякова. – М.: Просвещение, 2002.
  14. Полякова А.В. Русский язык. Учеб.для  3 кл. нач.шк. В 2 ч.  / А.В.Полякова. – М.: Просвещение, 2002. – 143 с.
  15. Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учеб.для 2 кл. четырехлет.нач.шк. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. – 208 с.: ил.
  16. Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учеб.для 3 кл. четырехлет.нач.шк. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. – 256 с.: ил.
  17. Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учеб.для 4 кл. четырехлет.нач.шк. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. – 256 с.: ил.
  18. Русский язык в начальных классах: Сборник методических задач / М.С.Соловейчик, О.В.Кубасова, Н.С.Кузьменко, О.К.Курлыгина. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 256 с.
  19. Русский язык: Учебник для 3 класса четырехлетней начальной школы: В 2 ч. Ч. 2. – 2-е изд., испр.и доп. – М.: Вентана-Графф, 2008. – 144 с: ил.
  20. Русский язык: Учебник для 4 класса четырехлетней начальной школы: В 2 ч. Ч. 2. – 2-е изд., испр.и доп. – М.: Вентана-Графф, 2008. – 144 с: ил.
  21. Русские поэты: Антология русской поэзии в шести томах.-М.: Дет. Лит., 1989.-Е-2.-Сост. В.И. Коровин; Ю.В. Манн; 1991.734 с.
  22. Стихи для детей. – М.: Детская литература, 1998. – 127 с.
  23. Современный русский язык: Учебник: Фонетика, Лексикология. Словообразование. Морфология. Синтаксис. – 4-е изд., стер. / Л.А.Новиков, Л.Г. Зубкова, В.И.Иванов и др., Под общ. ред. Л.А.Новикова. – СПб.: Изд-во «Лань», 2003. – 864 с.
  24. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. К тайнам нашего языка: 1класс: Учебник русского языка для четырехлетней начальной школы. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2001. – 192 с.
  25. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. К тайнам нашего языка: 2 класс: Учебник русского языка для четырехлетней начальной школы. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2001. – 208 с.
  26. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. К тайнам нашего языка: 3 класс: Учебник русского языка для четырехлетней начальной школы. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2001. – 208 с.
  27. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. К тайнам нашего языка: 4 класс: Учебник русского языка для четырехлетней начальной школы. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2001. – 208 с
  28. Сладков Н.И.  Лесные тайнички. – М.: Детская литература, 2000. – 18 с.
  29. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. К тайнам нашего языка: Методические рекомендации к учебнику и тетрадям-задачникам по ряд / 2 кл. четырехлетней начальной школы. Пособие для учителя. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2001. – 144 с.
  30. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. К тайнам нашего языка: Методические рекомендации к учебнику и тетрадям-задачникам по ряд / 3 кл. четырехлетней начальной школы. Пособие для учителя. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2001. – 144 с.
  31. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. К тайнам нашего языка: Методические рекомендации к учебнику и тетрадям-задачникам по русскому языку 1-4 кл. четырехлетней начальной школы. Пособие для учителя. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2002. – 144 с.
  32. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000. – 240 с.
  33. Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя // Начальная школа. - 2003. - № 1. - С. 11-18
  34. Чтение. Общество. Государство: Материалы к Всероссийскому Конгрессу в поддержку чтения. – М.: СИРПП, 2001. – 312 с.
  35. Чулкова Е.Н. К вопросу об эпитете в трудах методистов XIX – XX веков//Аспирантский вестник.- Рязань: Изд-во РГПУ, 2005.-№5.-С. 116-123.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

 «Школа-интернат среднего обшего образования» с. Самбург Пуровского района

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ЭПИТЕТА

в начальной школе.

Учитель начальных классов:

Хэно Марина Михайловна

с. Самбург


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие по изучению сказок в начальной школе на уроках литературного чтения. I часть - теоретическая.

Постепенное изучения ребенком сказок (народных, литературных) может быть организовано по-разному: В процессе самостоятельной работы, на любых школьных занятиях, на занятиях по внеурочной работе, в общ...

Выступление на методическом объединении «Особенности структуры урока в начальной школе в соответствии ФГОС».

Тема. «Особенности структуры урока в начальной школе в соответствии ФГОС»....

Особенности изучения Кубановедения в начальной школе

Всё то, что было в бездне дней,Не меркнет в памяти моей.И нет желанней ничего,чем образ края моего.К. БальмонтК.Д. Ушинский писал: «Самое резкое, наиболее бросающееся в глаза отличие западного воспита...

Методические особенности изучения эпитета в начальной школе

Одним из актуальных направлений современной методики русского языка является формирование у учащихся внимательного отношения к слову, к его употреблению, развитие способности воспринимать и оценивать ...

Выпускная квалификационная работа "ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ СКАЗОК В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ С ДЕТЬМИ С ЗПР "

Работа со сказкой в процессе обучения детей с ЗПР позволит педагогу стимулировать развитие гностических процессов, интеллекта, моторики и скорректировать психологические проблемы....

Методические особенности изучения свойства остатка при делении. Применение метода наблюдений для установления зависимости остатка от делителя.

Методические рекомендации для молодых учителей, родителей  при изучении темы по математике "Деление с остатком",...

Методические особенности изучения устаревшей лексики в начальной школе и комплекс упражнений

Речевое развитие младших школьников – одна из основных проблем обучения русскому языку. Наиболее актуальным направлением современной методики русского языка является формирование у учащихся вним...