Открытый урок по литературному чтению "Жили- были буквы"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Жили -были буквы.Обобщающий урок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhili_byli.docx22.72 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 1 классе по теме «Жили-были буквы»

Тема: Обобщение по теме «Жили- были буквы»

Цель: создать условия для развития интереса к литературному творчеству и чтению, речевых умений, фонематического слуха.

Тип урока: обобщение и систематизация изученного.

Планируемые результаты образования:

Предметные: умение читать выразительно и по ролям, пересказывать произведение, используя соответствующую лексику.

Личностные: интерес к учебному труду, умение оценивать свои поступки и знания, внимание к переживаниям других людей, сопереживание.

Метапредметные: (критерии сформированности УУД):

П о з н а в а т е л ь н ы е: умение анализировать и сравнивать произведения.

Р е г у л я т и в н ы е: умение самостоятельно оценивать правильность выполнения действий, планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей.

К о м м у н и к а т и в н ы е: умение высказывать своё отношение к литературным произведениям и героям, ориентироваться на позицию партнёра, вырабатывая общую позицию.

Формы и методы обучения: групповая, индивидуальная; непродуктивный.

Образовательные ресурсы: карточки с играми, касса букв, альбомные листы для детей, выставка рисунков.

Актуализация знаний, постановка цели урока.

О ком или о чём будем сегодня говорить? Отгадайте загадку - и вы узнаете.

Прилетели галки в поле и уселись на снегу…

Стану я учиться в школе –

Разобраться в них смогу! (Буквы)

Тема нашего урока: «Жили-были буквы»

- Почему эта тема имеет сказочное название?- Сегодня у нас обобщающий урок по этой теме. Мы повторим все произведения, которые читали ,вспомним их тему, характер героев.На уроке будем продолжать учиться читать выразительно,громко  читать,думать,мыслить,рассуждать.

Чтение стихотворения Бориса Заходера "Буква Я"(по ролям)

Всем известно:

Буква «Я»

В азбуке

Последняя.

А известно ли кому,

Отчего и почему?

- Неизвестно?

- Неизвестно.

- Интересно?

- Интересно! -

Ну, так слушайте рассказ.

Жили в азбуке у нас

Буквы.

Жили, не тужили,

Потому что все дружили,

Где никто не ссорится,

Там и дело спорится.

Только раз

Все дело

Стало

Из-за страшного скандала:

Буква «Я»

В строку не встала,

Взбунтовалась

Буква «Я»!

- Я, -

Сказала буква «Я», -

Главная-заглавная!

Я хочу,

Чтобы повсюду

Впереди

Стояла

Я!

Не хочу стоять в ряду.

Быть желаю

На виду! -

Говорят ей:

- Встань на место! -

Отвечает: - Не пойду!

Я ведь вам не просто буква,

Я - местоимение.

Вы

В сравнении со мною -

Недоразумение!

Недоразумение -

Не более не менее!

Тут вся азбука пришла

В страшное волнение.

- Фу-ты ну-ты! -

Фыркнул Ф,

От обиды покраснев.

- Срам! -

Сердито С сказало.

В кричит:

- Воображала!

Это всякий так бы мог!

Может, я и сам - предлог! -

Проворчало П:

- Попробуй,

Потолкуй с такой особой!

- Нужен к ней подход особый, -

Вдруг промямлил Мягкий Знак.

А сердитый Твердый Знак

Молча показал кулак.

- Ти-и-ше, буквы! Стыдно, знаки! -

Закричали Гласные. -

Не хватало только драки!

А еще Согласные!

Надо раньше разобраться,

А потом уже и драться!

Мы же грамотный народ!

Буква «Я»

Сама поймет:

Разве мыслимое дело

Всюду

Я

Совать вперед?

Ведь никто в таком письме

Не поймет ни бе ни ме! -

Я

Затопало ногами:

- Не хочу водиться с вами!

Буду делать все сама!

Хватит у меня ума! -

Буквы тут переглянулись,

Все - буквально! - улыбнулись,

И ответил дружный хор:

- Хорошо,

Идем на спор:

Если сможешь

В одиночку

Написать

Хотя бы строчку, -

Правда,

Стало быть,

Твоя!

- Чтобы я

Да не сумела,

Я ж не кто-нибудь,

А Я!

...Буква «Я» взялась за дело:

Целый час она

Пыхтела,

И кряхтела,

И потела, -

Написать она сумела

Только

«...яяяяя!»

Как зальется буква «X»:

- Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха! -

О

От смеха покатилось!

А

За голову схватилось.

Б

Схватилось за живот...

Буква «Я»

Сперва крепилась,

А потом как заревет:

- Я, ребята, виновата!

Признаю

Вину свою!

Я согласна встать, ребята,

Даже сзади

Буквы «Ю»!

- Что ж, - решил весь алфавит, -

Если хочет - пусть стоит!

Дело ведь совсем не в месте.

Дело в том, что все мы - вместе!

В том, чтоб все -

От А до Я -

Жили, как одна семья!

Буква «Я»

Всегда была

Всем и каждому мила.

Но советуем, друзья,

Помнить место

Буквы «Я»!

Р е ч е в а я  м и н у т к а.

–Прочтите чистоговорку и доскажите словечко.

Ар-ар-ар – кипит наш … (самовар)

Ор-ор-ор – созрел красный … (помидор)

Ир-ир-ир – мой папа …(командир)

Арь-арь-арь – на стене висит …(фонарь)

1. Б е с е д а  п о  в о п р о с а м:

- Вспомните название стихотворений, сказок, рассказов, в которых буквы оживают, шалят, играют, спорят.

–Кто наделяет их такими качествами: художник, писатель, учитель, поэт?

- Рассмотрите свои рисунки. Как изобразили характер сказочных букв?

- Прочтите стихотворения, где можно услышать, как жужжит пчела, ревёт медведь.

– Как оживили буквы И. Гамазкова, Е. Григорьева в стихотворении «Живая азбука»?

- Почему писателей называют настоящими волшебниками?

- Почему тема «Жили-были буквы» имеет сказочное название?

- Попробуйте придумать свою историю про буквы.

Физкультминутка

Давайте вспомним  интересного  зверька Хомку.

Хомка,
Хомка-хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт:
Шейку моет, глазки трёт.
Подметает Хомка хатку
И выходит на зарядку. 1,2,3,4,5
Хомка хочет сильным стать.

Спасибо ребята ,садитесь

3. Словарная работа.( проводится работа с доской, проговариваются значение старинных слов)

Объясните значение слов.

В ходе чтения выносятся на доску:
намерен – хочет сделать что-либо
оспаривай – доказывай
взаймы – в долг
получил даром – получил в подарок
– С какими советами вы познакомились? Чему они учат?
– Можно ли сказать, что советы устарели?

На доске рисунок: названия темы из учебника в рисунке (старинная книга)

И рисунок : (сказочная буква, которую пишут в сказках в начале.)

-Ребята посмотрите, как раньше расписывали букву.

-Можно ли сейчас увидеть такую букву? (да)

-А где можно её увидеть? (в сказках)
2. Чтение советов из старинных книг (с. 22-23учебника).

Вместе с детьми учитель проводит беседу по каждому из советов.

Чтение стихотворений на «Разноцветных страницах» (с. 24–25 учебника).

– Прочтите стихотворение Т. Павловой сначала медленно, по слогам, а потом целыми словами, постепенно увеличивая темп чтения.  (Чтение учителем)

Чтение стихотворения вслух детьми.
– О каком звуке в нем рассказано? (О звуке Р.)
– Почему дети не смогли повторить за взрослым слова крот, марки, краски? (они маленькие)
– Прочтите стихотворение В. Лунина.

(чтение детей вслух, про себя, жужащее чтение)
– Какой звук постоянно встречается в этом стихотворении? (Звук Ш.)
– Какое название можно дать этому произведению?
– Прочтите стихотворение Ф. Бобылева.(жужащие чтение)
– О каком звуке это стихотворение? (О звуке Х.)

IV. Закрепление и обобщение.
                С о з д а н и е  к н и г и «Русская азбука».

– Вы много нового узнали о буквах, прочитав произведения из раздела «Жили-были буквы». Попробуем создать свою книгу о буквах. Книгу будем создавать совместно. Каждый из вас подготовил свою страничку о букве.

Итог урока:

– Расскажите, почему вы довольны сегодня своей работой на уроке?

- Кого бы вам хотелось отметить особо на уроке и почему?

–Что нового узнали на уроке?
– Почему в названии темы раздела встречаются слова «жили-были»?

Спасибо за внимание!!!!!!!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературному чтению "Жили-были буквы"

Урок направлен на повышение интереса к прочтению произведений иностранных авторов, развитие творческих способностей, улучшение информационно-коммуникативных и актерских качеств учащихся....

Конспект открытого урока по литературному чтению в 1 классе по теме: "Знакомство с буквой Н,н".

Урок по литературному чтению по теме "Знакомство с буквой Н, н". УМК: "Начальная школа XXI века"....

Открытый урок по литературному чтению (обучение грамоте) "Знакомство со звуками б и бь, Буквами Бб "

На уроке организовано знакомство в новыми звуками б и бь, обозначение звуков буквами....

Конспект открытого урока по литературному чтению в 1 классе по теме: «Буквы М,м и звуки[ м], [ м’]».

познакомить учеников с буквой М, м; учить выполнять звукобуквенный анализ слов, плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами; познакомить с понятием «дружба»; развивать фонематически...

Открытый урок по литературному чтению 2 класс "Плачет киска в коридоре", "Жила была собака"

В данной работе представлена презентация и конспект открытого урока по технологии продуктивного чтению, составленный по всем требованиям ФГОС....

Открытый урок по литературному чтению. С. Михалков "Новогодняя быль".2 класс.

Урок литературного чтения по произведению С. Михалкова "Новогодняя быль". Чтение произведения, вопросы, умение работать с текстом и иллюстрациями. Как итог урока- тест....