Развитие потребности в самостоятельном и инициативном чтении посредством использования разнообразных форм внеклассной деятельности (из опыта работы)
статья по чтению на тему

Пышнова Алла Васильевна

 В статье представлено  обобщение опыта работы по формированию читательских компетенций у учащихся начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

IV  городская научно-практическая конференция

Развитие потребности в самостоятельном и инициативном чтении посредством использования разнообразных форм внеклассной деятельности

Пышнова А.В.,

учитель

МАОУ «СОШ №99»,

г. Новокузнецк

Новокузнецк - 2016

«Книга-это духовное завещание одного поколения другому.

 Вся жизнь   человечества последовательно оседала

 в книге: племена, государства, исчезали, а книга оставалась…»

А.И. Герцен

        Современное качество образования по литературному чтению в начальной школе определяется  уровнем  овладения учащимися ключевыми компетентностями – способностями к самостоятельной деятельности в учебном процессе, в использовании приобретенных в школе знаний и умений в практической деятельности  и повседневной жизни для:

  • самостоятельного чтения книг;
  • высказывания оценочных суждений  о прочитанном произведении;
  • самостоятельного выбора  и определения содержания  книги по ее элементам;
  • работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях).

        Этим объясняется АКТУАЛЬНОСТЬ проблемы формирования у учащихся начальной школы знаний, умений,  навыков и способов деятельности, определяющих читательскую компетентность как одну из ключевых, которая составляет основу умения учиться.

        Читательская компетентность учащихся начальной школы – это  сформированная у детей  способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги.

Формированием читательской компетентности детей младших классов мы занимаемся на протяжении многих  лет.

Особенности формирования читательской компетентности

 учащихся начальной школы во внеклассной работе

Первый шаг на пути приобщения детей к чтению  направлен на овладение техникой чтения.  Учащиеся начинают воспроизводить звуковую форму слова, развивается  навык  плавного  слогового  чтения,  читаются  слоговые  конструкции,  слова,  словосочетания,  предложения,   маленькие  тексты. Так в результате систематической и целенаправленной  работы происходит формирование навыка чтения.

Для  совершенствования навыка   чтения  необходимо  вызвать  интерес  к  чтению  у  младшего  школьника.

Учителю,  с одной стороны, следует предложить ребенку высокохудожественные произведения, способные затронуть душу и ум, с другой – обеспечить комплекс  читательских умений и навыков.  С первого класса школьники моего класса ведут  читательские дневники. В дневниках отмечают дату чтения, автора и название произведения, рассказывали о ком или о чем книга, что понравилось.

Цель    этой  работы  в    направленном   формировании   читательской  компетентности. Работа с читательским дневником позволяет научить:

  •  осознанно,  правильно, выразительно читать;
  • извлекать  из  текстов  интересную  и  полезную  информацию;
  • самостоятельно выбирать   книги для чтения;
  • работать  с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях);
  • высказывать  оценочные суждения  о прочитанном произведении;

В процессе работы было замечено, что интерес к чтению, желание читать самостоятельно возникает в том случае, когда читатель свободно владел осознанным чтением и у него были развиты учебно-познавательные мотивы. Поэтому одним из способов повышения качества чтения необходимо признать целенаправленное управление обучением чтению.

Поэтому учителю важно не просто дать задание прочитать ту или иную книгу, а вовлечь ребенка в такую деятельность, которая сама сподвигнет обучающегося  взяться за книгу

Интерактивные формы работы с детской книгой

Используя многообразные формы работы, с первых дней пребывания первоклассников в школе  я начинаю активное приобщение учащихся к увлекательному  миру детской книги.

Большим праздником в классе стало прощание с Азбукой. Дети в подарок получили книги, которые впоследствии послужили основой для создания классной библиотеки, и помогли приобщить каждого ребенка к чтению.

Проектная деятельность играет немаловажную роль для приобщения учащихся к книге. Во внеурочной деятельности  старшие ребята  создают  «волшебные» книжки-игрушки для более младших школьников. Особенно детям нравится , когда  самостоятельно изготовленная книжка «приходит» на урок литературного чтения во время чтения сказок.. Было замечено, что вдумчивость чтения у детей повышалась после того, как они получали задание самим задавать вопросы по содержанию прочитанного. В поисках ответов на свои же вопросы дети вновь обращались к тексту, постепенно накапливая материал для пересказа.

Достижению положительных результатов работы  способствовало и создание газет и буклетов  по разнообразной тематике как для уроков  чтения и окружающего мира, так и к различным праздникам. Чтобы газеты и буклеты получались не только красочными, но и познавательными, детям приходилось перечитывать массу дополнительной литературы, что позволяло им самим приобщиться к книге и стать активным читателем. А  личный пример учителя, который часто делится с ребятами своими впечатлениями о прочитанном, ещё более активизирует читательскую деятельность младших школьников.  Учительское владение словом настолько захватывало детей, что они стремились найти и прочитать произведение, отрывок из которого они только что услышали, потому, что им «очень понравилось, как оно написано.

Хорошей основой для накопления учащимися личного опыта творческого восприятия художественных произведений стало участие в литературных конкурсах. Чтобы победить в таком конкурсе, нужно знать содержание большого количества литературных произведений, ориентироваться в жанрах, знать творчество писателей и поэтов.  При подготовке к конкурсам дети не только активно читают, но и вовлекают в чтение родителей, младших братьев и сестер. Они с удовольствием разыскивают малоизвестные произведения известных авторов и с гордостью рассказывают о своем открытии одноклассникам и взрослым.

Учащиеся нашей школы с первого класса участвуют в научно-практических конференциях. Как правило, выступление на такой конференции предполагает не только какое-то научное исследование или проектную работу, но и  подразумевает теоретическое владение материалом.  Поэтому, чтобы достойно раскрыть тему исследования, ученик под руководством руководителя знакомится с большим количеством дополнительной литературы, учится выбирать главное, обобщать, делать выводы, систематизировать полученную информацию  и кратко излагать , что повышает его читательскую компетенцию и делает активным читателем научно-познавательной литературы.

Чтобы повысить интерес к чтению, во внеклассной работе  использовались элементы драматизации. Старшие ученики часто выступают перед младшими с различными сценками как воспитательного, так и познавательного характера.

В ходе работы было замечено, внеклассная работа по литературному чтению является благодатной почвой для формирования и развития в ребенке необходимых творческих умений и навыков, с помощью которых дети смогут познавать мир. Учащиеся проявляли высокую активность, которая выражалась в творчестве детей.

 Положительные результаты приносят нестандартные формы работы с детской книгой.

Связь школы с родителями в вопросе воспитания интереса к чтению

Процесс формирования читательской компетентности в младших классах будет результативным только при условии целенаправленного и систематического взаимодействия педагога, школьников и их родителей. Важно, чтобы и в классе, и дома царила атмосфера любви и интереса к чтению.

Совместное чтение книг, пересказ прочитанного друг другу и невольно возникающий при этом обмен мнениями – естественный путь читательского общения в семье. И это нужно помнить при беседах с детьми, чтобы они не превращались в нудное «выспрашивание», которое никакой радости ни взрослому, ни ребенку не приносит.

На консультациях родители получили рекомендации поощрять детей к творчеству, избегать даже случайных насмешек в отношении ребят, любящих книги. Брошенная в шутку фраза: «Ну, опять уткнулась в книгу!» может быстро погасить интерес к знаниям. Не следует также превращать обсуждение книг в экзамен и наказывать детей за то, что они отвечают не так, как хотелось бы родителям. Нельзя заставлять ребенка читать книгу без предварительного разговора о ней. Если тяга к чтению идет от сердца, она, наверное,  сохранится у человека на всю жизнь.

Литература

  1. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах/ Под ред. М.С. Васильевой, М.И. Омороковой, Н.Н. Светловской. – М.: Просвещение, 1997.
  2. Активизация познавательной деятельности младшего школьника в процессе обучения/ Из опыта работы педагогов Ульяновской области/ Ульяновск ИПК ПРО, 2006.
  3. Артоболевский Г.В. Художественное чтение. – М.: Просвещение 1978.
  4. Герцен А.И. Литературные работы, связанные со служебной деятельностью в Вятке и Владимире. Собр. соч. т.1 – М.: Просвещение, 1954.
  5. Горбылева А.Я., Мишина А.П., Сахарцева М.К. Особенности работы по курсу «Литературное чтение» в начальной школе. – Ульяновск: ИПК ПРО, 2000.
  6. Горецкий В.Г., Оморокова М.И. Вопросы методики чтения в начальной школе. – М.: Просвещение, 1984.
  7. Джежелей О.В. О творческом подходе учителя к  урокам внеклассного чтения// начальная школа. – 1994. – №6.
  8. Зарольская Л.И. Дидактический материал для уроков литературы.// Начальная школа. – 2001. – №7.
  9. Калашникова Т.В. Как воспитать у детей интерес к чтению.// Начальная школа. – 2005. – №7.
  10. Основина В.А. Проектирование и организация учебного процесса на компетентностной (деятельностной) основе: учебное пособие.- Ульяновск: УИПКПРО,2009.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация опыта работы «Формирование информационной компетентности младших школьников посредством использования проектов во внеурочной деятельности»

Использование метода проектов в начальной школе обеспечивает целостное развитие личности ребенка, его социализацию. Метод проектов — это замечательное дидактическое средство для обучения проекти...

Формирование мотивации учения младших школьников посредством использования активных форм работы на уроке и во внеклассной деятельности

С целью развития познавательного интереса, формировния навыков беглого осознанного чтения, воспитания любви к книге были составлены кроссворды. Работа может быть индивидуальной, парной, групповой....

Педагогический проект « Духовно- нравственное развитие и воспитание обучающихся, через разнообразные формы внеклассной деятельности в условиях обновления содержания образования»

В данном проекте  представлен опыт по воспитанию духовно - развитой личности с позитивным отношением к жизни и активной гражданской позицией через раскрытие творческих и интеллектуальных способно...