М.М.Пришвин "Выскочка"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Урок литературного чтения в 4 классе с использованием приемов технологии развития критического мышления .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

Предметная область: Литературное чтение ( автор: Л.Ф.Климанова)

Класс: 4

УМК: Школа России.

Учитель: Радаева Т.В. МБОУ ООШ № 78

Тема урока: М.М.Пришвин «Выскочка»

Цель: Формирование УУД через технологию РКМЧП (учебная стратегия «Пирамида критика» ) у учащихся 4 класс в предметной области литературное чтение по теме: М.М.Пришвин «Выскочка»

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

-формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир;

-формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

- воспитание лучших качеств личности: доброты, чуткости, сопереживания;

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- формировать умения принимать и сохранять цель и учебные задачи; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

-формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания;

- формирование умения работать в паре и группе;

- развитие операций мышления для решения проблемных ситуаций;

-  формирование грамотного, квалифицированного, интеллектуального читателя на основе учебной стратегии «Пирамида критика» в технологии РКМЧП.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

-познакомить учащихся с рассказом М.М.Пришвина «Выскочка»;

- развитие умения ориентироваться в тексте;

- развитие умения анализировать текст, поступки героев.

Ключевые вопросы для детей: ( Кого называют выскочкой?  Почему сороке не удалось обхитрить Вьюшку?  Какая главная мысль рассказа? Какими мыслями и чувствами хотел автор поделиться с читателями?)

Оборудование:

ПК учителя, мультимедийное оборудование, учебник Литературное чтение,  информационные листы по теме урока, инструкционные карты, расходный материал, наглядность по теме урока, выставка книг.

Этапы урока

Ход  урока.

Оформление.

 Вызов.

Организационно-мотивационный.

Выход на тему в сотворчестве.

Постановка учебных задач в сотворчестве.

Приветствие гостей.

Прочитаем хором предложение с последовательной постановкой логического ударения:

Какое прекрасное утро!

Какое прекрасное утро!

Какое прекрасное утро!

С этой мажорной нотки и начнем наш урок. И продолжим знакомства с произведениями, которые входят в раздел «Природа и мы».

Посмотрите внимательно на портрет писателя.

Какие воспоминания, ассоциации у вас возникают с именем М.М Пришвина?

Спасибо!

Михаил Михайлович прожил длинную жизнь, 81 год. Наблюдать, понимать, любить природу учился с ранних лет. Он заметил, что у птиц и зверей, деревьев и трав, есть свой язык, могут разговаривать они, совсем, как люди.

Очень любил Михаил Михайлович лес. Шел он туда за открытиями: «Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и может быть, и никто еще в своей жизни с этим не встречался» - писал Пришвин.

Его рассказы не только увлекают занимательной историей, но и помогают познавать мир. Пусть и для вас встреча с природой станет чудесным открытием. А помогать совершать эти открытия будут произведения М. М. Пришвина.

Каким  надо быть читателем, чтобы совершить эти открытия и поделиться ими с другими?

(Вдумчивым.  Внимательным. Грамотным.)

Сегодня мы прочитаем один из рассказов Михаила Пришвина, который называется «Выскочка».

на доске тема     М.М.Пришвин «Выскочка»

Попробуйте сформулировать цель нашего урока, а я вам покажу небольшую подсказку.

- Именно такой читатель может создать (пирамиду критика).

Цель урока: создание пирамиды критика по рассказу М.М.Пришвина «Выскочка».

-Предлагаю вам выбрать учебные задачи для нашего урока в соответствии с поставленной целью.

-Чему мы будем учиться?

  • Выразительно читать.
  • Делить текст на части.
  • Анализировать литературное произведение.
  • Давать характеристику героям.
  • Составлять план.
  • Слушать и уважать мнение своих товарищей.
  • Рассуждать, думать и высказывать своё мнение.
  • Работать в паре или группе
  • Ориентироваться в тексте
  • Давать оценку своей работе.

- Обоснуйте свой выбор.

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 2-2

Слайд 3.

Слайд 3-3

Слайд 4

Слайд 5

Осмысление.

- работа в парах

- Писатель дал своему рассказу название «Выскочка».  

- А как вы думаете, кого называют «выскочкой»?

Выскочка - это тот, кто постоянно выкрикивает ответы на вопросы, не дожидаясь своей очереди,   привлекает     к себе внимание.

- Обратимся к толковому словарю Ожегова.

Выскочка – это человек, который выдвинулся (отличился, стал заметным, известным) слишком быстро или занял видное  общественное положение не по заслугам.

(Из «Толкового словаря» Ожегова).

-Как вы думаете, о чём может быть этот рассказ с таким названием? (предполагает тот, кто не читал рассказ)

-Свои предположения мы проверим, прочитав рассказ.

-А вот главных героев  я предлагаю вам узнать сейчас.

С хозяином дружит,                                    

Дом сторожит.

Живёт под крылечком,

А хвост колечком.                (собака)

Трещала с самого   утра:

  «Пор – р – ра! Пор – р - ра!»

А что – пора?

Такая с ней морока,

Когда трещит….                      (сорока)

-Перед чтением проведём словарно-лексическую работу.

Командиры групп выдают листы для работы в парах. Кто закончит,  покажите сигналом. Работу заканчивают все по моему сигналу. Правило «Стоп»

Соедините слова и выражения с их значением:

  • Выводок

  • Сородичи

  • Улучила

  • Поскакала дуром

  • С заскоком и с пыльцой в голове 

- нашла подходящее время (Словарь С.И.Ожегова )

 родственники.

– птенцы или детеныши млекопитающих, ещё живущие с матерью.

– не умная, глуповатая

- не попорядку, как попало, не думая. (Словарь В.И. Даля)

Подберите синонимы к словам:

срам                                   - разноцветный.

бдительность                    - стыд, позор

радужный                             – зоркость, настороженность                                             

Проверка с доской.

Слайд 6

Слайд 6-6

Слайд 7.

Слайд 8

(выключить)

Методический приём «Чтение с остановками».

Чтение в группах по цепочке.

Открываем учебники с. 92 и приступаем к чтению рассказа по цепочке, делая остановки по моему сигналу. ( с карандашом в руке)

Чтение 1 части с.92 – до слов «Тогда, откуда ни возьмись, сороки: скок, скок! – и к самому носу собаки»

Вопросы после 1 остановки.

- Кто является героем рассказа?

- Какой породы была Вьюшка?

- Как можно было узнать, что она проявляет встревоженность, бдительность?

- Объясните значение слова  БДИТЕЛЬНОСТЬ – (от бдительный – очень внимательный, неослабно настороженный), синонимы к слову – зоркость, неослабное внимание, настороженность.

- Как могут дальше развиваться события?

Чтение 2 части до слов с.93 «- наступали шесть умных сорок»

Вопросы после 2 остановки.

- Ребята, ведь это была охотничья собака. Как так могло произойти, что сороки у неё утащили кость?

- Чем же отличалась одна из сорок?

- Как про таких говорят?

- Объясните выражение: «Одна из сорок не то, чтобы совсем глупенькая, а как-то с заскоком и с пыльцой в голове».

- Подберите синонимы к слову УКРАДЕННЫЙ (похищенный, сворованный, стянутый, стащенный, свистнутый, стыренный, уведённый и т.д.)

-Как вы думаете, удастся ли Выскочке обхитрить Вьюшку? Как же дальше будут развиваться события?

Чтение 3 части до конца.

Вопросы после прочтения всего текста.

- Поднимите руки, чьи предположения оправдались?

- Что же произошло между героями?

- За что сороки осуждали Выскочку?

- Почему же Пришвин назвал свой рассказ «Выскочка»?

Физкультминутка для глаз, стоя

Анализ рассказа.

(ответы на вопросы с обращением к тексту)

Обратимся к тексту.

- Прочитайте, как у собаки появилась такая кличка? Бия – Бьюшка – Вьюшка, почему так менялась кличка? (любили, ловкая)

-Найдите описание собаки. Какой литературный приём использует автор при описании Вьюшки? (сравнение)

- Как автор относится к Вьюшке? (с любовью, нежностью)

- Как автор описал Выскочку? (он использовал народную мудрость)

-Рассмотрите иллюстрацию учебника и найдите в тексте отрывок, который ей соответствует.

- Прочитайте описание сороки после этого случая.

- Как автор относится к Выскочке?

- А какое чувство испытала Выскочка в конце рассказа?

( стыд)

Стратегия «Пирамида критика»

Планирование деятельности.

Самостоятельная работа учащихся.

Презентация «пирамид»

- Предлагаю поработать в группах и каждой группе составить свою пирамиду критика.

- Вспомним правила работы в группе.

  • Активность всех членов группы
  • Выслушивание точки зрения каждого
  • Взаимоуважение и вежливость
  • Правило «Стоп».

- Чтобы легче было организовать свою деятельность, предлагается инструкционная карта.

Инструкционная карта.

1. Распределите обязанности в группе:

  • -чтец вопросов
  • -регистраторы ( кто записывает ответы в пирамиду)
  • - художник-оформитель
  • - докладчик - выступающий

2.Составьте пирамиду по плану.

  1. О чём рассказ? (Одно слово.)
  2. Особенности (Два слова.)
  3. Место и время действия. (Три слова.)
  4. Главные события в рассказе. (Четыре слова.)
  5. Главные герои, какие они? (Пять слов.)
  6. Что вы чувствовали, когда читали начало, середину и конец рассказа? (Шесть слов.)
  7. О чём этот рассказ? (дополните первую строку семью словами.)
  8. Собственное мнение о прочитанном. Ваша реклама/антиреклама, рекомендация книги. (Восемь слов)

 

Дети, распределяют обязанности,  выполняют анализ произведения, составляют «пирамиду критика»,  учитель выступает в качестве консультанта – фасилитатора.

Дети презентуют свои пирамиды.

Рефлексия.

-Предлагаю оценить работу своей группы по шкале: «Интересно», «Трудно».

Интересно ___ зелёный кружок

Не очень интересно    -  жёлтый

скучно__ красный

легко __ зелёный  кружок

Не очень трудно __ жёлтый кружок

трудно ___ красный кружок

- «Я, друзья мои, говорю о природе, сам же о человеке только и думаю» М.Пришвин

-Что хотел автор донести до читателей этим произведением?(быть всегда вместе, держаться друг за друга. Главная мысль «Один якал, якал, да заплакал»,

«Один в поле не воин».

-В завершении урока прошу заполнить листы самооценки.

   - Командиры выдают листы самооценки.

Листы самооценки

Рассказ «Выскочка» вызвал у меня чувства ________________________________

Рассказ помог понять __________________________________________________

На уроке мне понравилось______________________________________________

- 2-3 человека зачитывают листы самооценки.

 

- Давайте вернёмся к цели урока.

- Какие задачи мы решали, двигаясь к цели.

Пирамида критика, одна из форм написания отзыва о рассказе, книге.

Включить компьютер

Слайд- 9-10

Домашнее задание.

Предлагаю выбрать домашнее задание:

-подготовить подробный пересказ рассказа от лица автора;

-составить свою пирамиду критика;

        Обычную сороку Пришвин описал в рассказе так, что она кажется необыкновенной.

-попробуйте и вы описать любое животное, любой эпизод из его жизни так же умно – умно, хитро – хитро, просто – просто, как М.М.Пришвин.

Всем большое спасибо. Вы меня сегодня очень порадовали своей работой.

Урок закончен. Попрошу всех встать и попрощаться с нашими гостями.

Слайд 11


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок литературного чтения. М.М.Пришвин «Выскочка» Подготовил учитель начальных классов Радаева Т.В.

Слайд 2

Прочитаем хором предложение с последовательной постановкой логического ударения: Какое прекрасное утро! Какое прекрасное утро! Какое прекрасное утро !

Слайд 3

Михаил Михайлович Пришвин (1873-1954) «Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и может быть, и никто еще в своей жизни с этим не встречался»

Слайд 4

Грамотным. Вдумчивым. Внимательным .

Слайд 5

Цель урока: создание пирамиды критика по рассказу М.М.Пришвина «Выскочка».

Слайд 6

Задачи: выразительно читать делить текст на части анализировать литературное произведение давать характеристику героям составлять план слушать и уважать мнение своих товарищей рассуждать, думать и высказывать своё мнение. работать в паре или группе ориентироваться в тексте давать оценку своей работе.

Слайд 7

Выскочка - это тот, кто постоянно выкрикивает ответы на вопросы, не дожидаясь своей очереди, привлекает к себе внимание. Выскочка – это человек, который выдвинулся (отличился, стал заметным, известным) слишком быстро или занял видное общественное положение не по заслугам. (Из «Толкового словаря» Ожегова).

Слайд 8

С хозяином дружит, Дом сторожит. Живёт под крылечком, А хвост колечком. Трещала с самого утра: «Пор – р – ра ! Пор – р - ра !» А что – пора? Такая с ней морока, Когда трещит….

Слайд 9

Выводок Сородичи Улучила Поскакала дуром С заскоком и с пыльцой в голове - птенцы или детеныши млекопитающих, ещё живущие с матерью. – родственники нашла подходящее время (Словарь С.И.Ожегова ) - не попорядку , как попало, не думая. (Словарь В.И. Даля) – не умная, глуповатая

Слайд 10

Срам – Бдительность – Радужный - стыд, позор з оркость, настороженность разноцветный

Слайд 11

Цель урока: создание пирамиды критика по рассказу М.М.Пришвина «Выскочка».

Слайд 12

Задачи: ориентироваться в тексте анализировать литературное произведение давать характеристику героям слушать и уважать мнение своих товарищей рассуждать, думать и высказывать своё мнение. работать в паре или группе давать оценку своей работе.

Слайд 13

Домашнее задание: -подготовить подробный пересказ рассказа от лица автора; -составить свою пирамиду критика; - описать любое животное, любой эпизод из его жизни так же умно – умно, хитро – хитро, просто – просто, как М.М.Пришвин.