Урок литературного чтения во 2 классе по теме «Умел ошибиться, умей и поправиться» по рассказу Н. Носова «На горке»
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Структура урока соответствует жанру изучаемого произведения, его размерам, теме читаемого произведения. На уроке реализовывался познавательно – образовательный аспект. У детей формировалось умение анализировать характер героев, доказывать свой ответ, основываясь на тексте произведения. На уроке ребята также учились сопоставлять фольклорные жанры и самостоятельно отбирать материал, отделяя литературные жанры от фольклорных. Во время урока также реализовывался развивающий аспект. Развитие речи учащихся прослеживалось, начиная с самого первого этапа урока. Дети при помощи критериев оценки чтения приучаются оценивать чтение своих друзей и собственное чтение. Развивается и эмоциональная сфера учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 765.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Умел ошибиться, умей и поправиться» по рассказу Н. Носова «На горке»(1 урок).
Педагогическая цель урока: на основе литературного произведения формировать у учащихся умения отличать хорошие поступки от плохих; давать нравственно-этическую оценку героям рассказа, высказывать при этом своё отношение, мнение и позицию к событиям, происходящим в тексте; вырабатывать стремление к самоизменению.
Планируемые результаты:
Предметные: Совершенствовать читательские умения работы с текстом: учиться задавать вопросы по тексту, определять литературный жанр произведения.
Личностные: проявлять позитивное отношение к чтению, к книге и осознанное желание читать.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные: планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять пошаговый контроль и оценивать правильность выполнения работы по результату; адекватно воспринимать словесную оценку учителя и товарищей.
Познавательные: осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя; строить речевые высказывания в устной форме, оформлять свою мысль по типу рассуждения, проводить сравнения по заданным критериям, устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе.
Образовательные ресурсы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Виноградская Л.А. Литературное чтение. Учебник. 2 класс. В 2-х частях, Москва «Просвещение» 2015 год
Предварительная подготовка: выставка книг «Рассказы для детей Н.Н.Носова».
Цели | Ход урока | Планируемые результаты |
Цели: - вызвать интерес к работе на уроке; - настроить на восприятие материала | 1.Эмоциональный настрой. Я рада приветствовать сегодня на уроке не только вас ребята, но и гостей. Как гостеприимные хозяева вначале окажем нашим гостям внимание. Мы рады приветствовать вас в нашем классе! Возможно, есть классы и лучше, и краше. Но пусть в нашем классе вам будет светло Пусть будет уютно и очень легко. А нам ребята пора начинать урок. Девизом нашего урока станет пословица. Давайте её прочитаем “Упустишь минутку – потеряешь час”. Так давайте же не потеряем ни одной минутки нашего драгоценного времени! Каким бы вы хотели видеть наш урок? Что вы пожелали бы своим товарищам? Памятка работы в группе и в классе есть у каждого ученика: - нужно уважительно относиться друг к другу -уметь выслушивать чужое мнение - не перебивать - выполнять задания дружно -обсуждать ответы в полголоса Работая на каждом этапе уроке, ребята оценивают свой результат и вносят его в листок - приложение №1. | Личностные умения: - освоение личностного смысла учения, желания учиться. Регулятивные умения: -определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. Познавательные умения: - выбрать вариант выполнения ситуативного задания; - использовать различные источники информации; - использовать приобретённые знания для составления правил добрых взаимоотношений |
Цель: расширять и совершенствовать речь учащихся, мыслительную деятельность, эмоциональную сферу. Расширять кругозор, пополнять словарный запас. | 2. Актуализация знаний. Повторение изученного и выявление затруднений для открытий нового. В стране литературы Сегодня снегопад. По воздуху снежинки Лёгкие летят. Они помогут нам узнать, Что будем мы делать и читать. На доске: (Снежинки, в центре каждой слово) - сказка считалка загадка потешка закличка скороговорка пословица небылица - Что объединяет все эти слова? (Это жанры фольклора) Работа в паре: Игра «Путаница» (Приложение 2) В течение 1 минуты соотнесите фрагмент произведения с жанром. ( У детей на парте лежат жёлтые листочки с заданиями. Надо линиями соединить текст с жанром. Пара, которая закончит раньше - поднимает руки. 1 человек называет правильные ответы. Все проверяют и оценивают свою работу на данном этапе. На первой линеечке в Приложении 1 выбирают и отмечают Х свой ответ.) 3. Речевая разминка. Какое слово придает скороговорке веселое настроение? Д. – Весело. У.- А сейчас давайте подготовимся к чтению скороговорки,
У.- Как можно прочитать скороговорку от лица человека, который насмехается над Марусей? Прочитайте. (1-2 человека). У. - Мы встретили вежливого человека. Он пожалел Марусю. Как он прочитает этот стишок? (1-2 человека). У.- Мы не зря читали скороговорки разными интонациями, это нам пригодится для чтения произведений. | Регулятивные умения: - ориентироваться в разных способах выполнения задания; - выполнять задания в соответствии с целью. Коммуникативные умения: - использовать речевые средства для представления результата деятельности Предметные умения: -участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку на события, поступки - уметь ориентироваться в своей системе знаний; строить речевые высказывания в устной форме. |
Цель: знакомство с биографией и творчеством Н.Н.Носова | 3. Постановка задачи. - Просмотрите и скажите, какой фрагмент лишний? Почему? (РАССКАЗ) - А что такое рассказ? (Рассказ- это не жанр фольклора, а литературный жанр. В рассказе мало героев. Это небольшое литературное произведение. В нём чаще всего описаны реальные, правдивые события. В рассказе обычно 1 главное событие) - А вы узнали, из какого рассказа этот отрывок? («Живая шляпа») - А кто написал этот рассказ? (Н.Н.Носов) -Вы ,наверное, догадались, кому будет посвящён сегодня урок? (Творчеству Н.Н.Носова) ВЫСТАВКА КНИГ Н.НОСОВА Посмотрите, сколько на выставке книг с его именем. - Что можно рассказать о книгах Н.Н. Носова только по заглавиям, иллюстрациям? Какие они? (- Его книги весёлые, смешные, поучительные) -А сейчас самое время узнать об авторе. А что мы знаем о самом авторе? Каким он был человеком? Для этого возьмите листочки зелёного цвета и за 1 минуту прочитав текст, подчеркните в нём то, что вы считаете главным для себя. Обсудите это с товарищами по парте и подготовьте ответ. Тексты у детей 1 ряда : Н.Н.Носов родился 23 ноября 1908 года в городе Киеве, в семье киноактера.В детстве у него были разные увлечения. Он занимался музыкой, пением и любительским театром,увлекался химией,электротехникой,шахматами,фотографией. Закончив школу, поступил работать на завод, а затем поступил в Московский университет кинематографии. Н.Н. Носов работал кинорежиссером, постановщиком мультфильмов и учебных фильмов. Для 2 ряда: О том, чтобы стать писателем, Носов не думал. Подрастал сын и просил все новых и новых сказок. И вот Н.Носов стал сочинять для него забавные рассказы, которые мы так полюбили. Н.Н. Носов начал писать в 1938 году, это было 77 лет назад. Первый его рассказ для детей «Затейники» появился в журнале «Мурзилка». Первый сборник рассказов Носова «Тук – тук - тук» вышел в год окончания Великой Отечественной войны в 1945 г. Для 3 ряда: Н.Н. Носов – автор всем нам хорошо известных произведений: «Мишкина каша», «Живая шляпа», «Фантазёры», «Витя Малеев в школе и дома». Заслуженную славу писателю принесла роман-сказка «Приключения Незнайки и его друзей» и два его продолжения «Незнайка в Солнечном городе» и «Незнайка на Луне». Н.Н. Носов умер в 1976 году. Его вклад в детскую литературу очень велик. Дети и взрослые с удовольствием читают рассказы Н.Н. Носова. Они смешные, добрые, поучительные. К 100 - летию со дня рождения писателя в 2008 году были выпущены серебряная монета и конверт. Спустя минуту, дети рассказывают , а учитель показывает слайды. (дети оценивают себя) - Спасибо. Про автора мы узнали много интересного. А кто же герои рассказов Носова? (Герои-ребята. Автор рассказывает забавные истории из их жизни) - Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением. А как оно называется, мы узнаем из анаграммы этого слова. Название состоит из двух слов. - «На горке» . Верно. А как вы думаете, о чём будет этот рассказ? ( О каком-нибудь случае на горке) | Предметные умения: Уметь находить информацию из текста, самостоятельно отбирать материал, расширять кругозор, пополнять словарный запас. Коммуникативные умения: уметь работать в паре; уметь слушать и понимать других. Личностные умения: поддерживать познавательный интерес к изученному материалу |
Цель: расширять и совершенствовать речь учащихся. Расширять кругозор, пополнять словарный запас. | 4. Подготовка к первичному восприятию. - Прежде чем мы начнем знакомиться с произведением Н Носова «На горке», давайте прочитаем слова, которые встретятся в тексте. 1.Словарная работа. Работа над чтением трудных слов и толкование их лексического значения. У. - Для правильности и скорости чтения читаем плавно, по слогам, а затем целым словом. Д. - Сгре-ба-ли сгребали. У. -Подберите синоним к слову«сгребали». Д. – Собирали. Д. - Сва-ли-ва-ли сваливали. Д. - Тру-дя-тся трудятся. У. - А сможете ли вы подобрать антоним к этому слову? Д. – Ленятся. Д. - Скольз-ка-я скользкая. Д. - На-пор-тил напортил. У. - Подберите синоним к этому слову. Д. – Сломал. Д. - Чет-ве-рень-ки четвереньки. У. - Как вы думаете, что значит « на четвереньках»? Четвереньки - поза, в которой человек стоит, одновременно опираясь на обе руки и ноги. Опуститься на четвереньки. На четвереньках стоять, ходить. Подняться с четверенек. Д. - Двор-ниц-ка-я дворницкая. У. - Что, по вашему мнению, называется «дворницкой»? От какого слова оно произошло? Дворницкая – помещение для дворника. ОЦЕНИВАНИЕ СВОЕЙ РАБОТЫ 5. Физминутка. Мы с горы съезжали дружно – Раз, два, три! (хлопки) А потом мы дружно встали На коньки! Мы снежки лепили вместе – Раз, два, три! (хлопки) Не хотим сидеть на месте – Раз, два, три! (хлопки) 6. Прослушивание рассказа в аудиозаписи. - Понравился рассказ? Что особенно понравилось? | Предметные умения: расширять кругозор, пополнять словарный запас. |
Цель: организовать усвоение нового материала, предоставив возможность проверить себя самим. | 7. Первичное закрепление. Аудирование Проверим, как вы внимательно слушали рассказ. Прочитайте вопросы, выберите правильные ответы. ( Дети самостоятельно работают на листочках).
Уч-ль. – Проверим работу. (самопроверка. Слайд на доске) ОЦЕНИТЕ СЕБЯ | Личностные умения: поддерживать учебно-познавательный интерес к новому рассказу Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме, сотрудничать с целью выполнения задания |
Цель: -Выразительно читать рассказ - анализировать его при помощи вопросов - развивать речь - способствовать умению выражать свои мысли | 8. Работа над произведением Н.Носова «На горке». Вторичное чтение. Анализ произведения.Уч-ль. - Кто главный герой рассказа? Уч-ль. - Почему Котька не пошел с ребятами строить горку? Уч-ль. - Найдите эту часть и прочитайте только те предложения, которые подтверждают эту мысль. Уч-ль. - Да, мы видим, что Котька действительно был хитрым, наверное, и ленивым. А кататься ему хотелось. Уч-ль. - Назовите причину, по которой он не смог прокатиться с горки. Уч-ль. - Что же придумал Котька, чтобы влезть на горку? Уч-ль. - Почему возмутились ребята? - Как на это отреагировали ребята? ( Ребята стали ругать Котьку и заставили посыпать горку снегом). - Чем заканчивается рассказ? Почему так? (Ребята дружно закончили работу, а Котьке так понравилось работать, что он лопаткой ступеньки сделал). 9. Работа над характеристикой главного героя. Давайте опишем образ Котьки. Вам в этом помогут слова-определения. Выберите нужные. РАБОТА В ПАРЕ. На столе карточки розового цвета.2 человека работают на доске. Хитрый, заботливый, маленький, честный,догадливый, вредный, злой, терпеливый, трудолюбивый, ленивый, , добрый, - Распределите данные слова на 2 группы, каким был Котька в начале рассказа, и каким мы видим его в конце? - Спорит ли Котька с ребятами? Почему?( Так как он понимает свою вину перед ними). 10. Установить степень освоения данного материала Чтение отрывка из рассказа в лицах. - Подготовим чтение диалога Котьки и ребят в лицах для радиоспектакля. - Чем отличается спектакль на сцене от спектакля по радио? (- Во время радио-спектакля мы не видим декораций, костюмов героев, их мимики, жестов) - Что помогает всё это представить? (- Голос, выразительное чтение) - Как надо читать слова ребят? Котьки? - Возьмите карточку №2. Отметьте в тексте слова каждого из действующих лиц. Карточка №2 - Это кто здесь напортил? - закричали они. - Кто горку песком посыпал? Ты не видал, Котька? - Нет, - говорит Котька, - я не видал. Это я сам посыпал, потому что она была скользкая и я не мог на нее взобраться. - Ах ты, умник! Ишь что придумал! Мы трудились, трудились, а он - песком! Как же теперь кататься? Котька говорит: - Может быть, когда-нибудь снег пойдет, он засыплет песок, вот и можно будет кататься. - Так снег, может, через неделю пойдет, а нам сегодня надо кататься. - Ну, я не знаю, - говорит Котька. - Не знаешь! Как испортить горку, ты знаешь, а как починить, не знаешь! Бери сейчас же лопату! Работа в микрогруппах по 4 человека. Дети сами определяют, кто какую роль будет исполнять. -Может ли слова ребят читать один исполнитель? Почему? - Я предлагаю вам выбрать ещё одного артиста для озвучивания роли ребят. (чтение фрагмента) Оценивают себя. | Коммуникативные умения: - использовать речевые средства для представления результата деятельности Предметные: -выразительно читать рассказ -анализировать рассказ при помощи вопросов Регулятивные: - ориентироваться в разных способах выполнения задания; - выполнять задания в соответствии с целью |
Цель: создать условия, чтобы дети сумели отличать хорошие поступки от плохих | 11. Творческая работа.Найдите пословицу, которая выражает главную мысль рассказаПоспешишь – людей насмешишь. Семь раз отмерь, а один отрежь. Умел ошибиться, умей и поправиться-Какова же основная мысль рассказа? Уч-ль. - Вы правы. Каждый человек должен сам исправить то, что он испортил. А не обременять этой работой других. При этом выполнять работу надо аккуратно, красиво, вкладывая в работу душу. Чем больше человек проявляет самостоятельности в хорошем деле, тем лучше для него и для окружающих. 12. Итог урока.Уч-ль. - Если человек сделал неправильно, надо признать свою ошибку и постараться исправиться. Главное – уметь отличать хорошее от плохого, некрасивый поступок товарищу простить, помочь ему впредь такого не совершать. А если вы ошиблись – старайтесь сразу исправить ошибку, постарайтесь стать лучше. | Познавательные умения: -использовать приобретённые знания для правила доброго взаимоотношения в коллективе Коммуникативные умения: уметь работать в паре; уметь слушать и понимать других. Личностные умения: поддерживать познавательный интерес к изученному материалу |
Цель: оценивать результат учебной деятельности | 13.Рефлексивная деятельность. А сейчас соедините все снежинки, которыми вы оценивали свою работу на уроке. Что у вас получилось? (Горка) У вас тоже получилась горка. У каждого своя. Но вы её строили тоже вместе, помогая друг другу советом. | Регулятивные умения: проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения |
Дом.задание. 1)Стр.119-121 выраз .чтение 2) Придумать своё продолжение рассказа |
Приложение 2.
Задание: соотнесите фрагмент произведения с жанром.
В лесу есть ворота.
Филины и совы берегут засовы. Пословица
В каждой щёлке бродят злые волки.
Кто боится ходить – тому водить.
При солнышке – тепло, при матери – добро. Потешка
Идёт коза рогатая,
Идёт коза бодатая: Рассказ
Ножками топ-топ!
Глазками –хлоп,хлоп! Считалка
Шляпа лежала на комоде, а котёнок Васька сидел на полу и ловил мух. Вовка и Вадик сидели за столом и раскрашивали картинки.
Дождик, дождик, пуще, Сказка
Дам тебе гущи,
Выйду на крылечко,
Дам огуречка. Скороговорка
Жили-были старик да старуха, у них была дочка Алёнушка да сынок Иванушка.
Было весело на горке
Сане, Соне и Егорке,
А Маруся не каталась- Закличка
В снег упасть она боялась.
Приложение 1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/09/picture-401507-1391947765.jpg)
Урок литературного чтения. 2 класс. Н.Н.Носов "На горке"
Урок литературного чтения по программе "Школа России" во 2 классе. Тема: "Писатели - детям". Н.Н.Носов "На горке". Урок второй. Цели урока: Продолжить работу над произведением Н.Н.Носова “На горк...
![](/sites/default/files/pictures/2018/07/30/picture-997165-1532944128.jpg)
Н.Носов "На горке". Конспект урока литературного чтения (2 класс)
Н.Носов "На горке". Конспект урока литературного чтения (2 класс)...
![](/sites/default/files/pictures/2018/07/30/picture-997165-1532944128.jpg)
Н.Носов "На горке". Презентация урока литературного чтения (2 класс)
Н.Носов "На горке". Презентация урока литературного чтения (2 класс)...
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/02/picture-321442-1696243825.jpg)
Урок литературного чтения 2 класс по теме : «Весна в прозаических произведениях» (на основе рассказа Н.Сладкова «Весенние ручьи»)
Цели и задачи урока : 1. Познакомить учащихся с произведением Н.Сладкова «Весенние ручьи» расширяя читательский кругозор и обогащая сло...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/20/picture-1084192-1542689845.jpg)
Презентация к уроку литературного чтения (2 класс) Н.Н.Носов "На горке"
Работа по развитию речи на уроке литературного чтения на основе изучения рассказа Н.Н.Носова "На горке"...
Технологическая карта урока литературное чтение 2 класс по произведению Н.Н. Носова "Затейники".
Данный урок является уроком открытия новых знаний. Цель: расширить читательский кругозор учащихся на примере произведения Н.Н. Носова «Затейники». Урок построен с использованием на ур...
Урок литературного чтения 2 класс по теме Н.Н.Носов "На горке"
Технологическая карта урока С УУД...