Развитие творческого потенциала младших школьников на уроках литературного чтения
статья по чтению на тему

Вадавая Елена Николаевна

               Данные методические рекомендации посвящены вопросу развития творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения. В них описывается методика  выполнения творческих заданий, формы и приемы работы, которые обучают творчеству, способствуют развитию потенциальной одаренности.

              Методические рекомендации предназначены для учителей начальных классов (УМК «Школа России»).

                  В основу данных методических рекомендаций положен опыт учителя начальных классов  МБОУ СОШ №1 г. Петушки Владимирской области Вадавой Елены Николаевны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 Г. ПЕТУШКИ

ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Развитие  творческого потенциала младших школьников  на уроках литературного чтения

 

Учитель начальных классов

Вадавая Елена Николаевна

2017 год

Аннотация

               Данные методические рекомендации посвящены вопросу развития творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения. В них описывается методика  выполнения творческих заданий, формы и приемы работы, которые обучают творчеству, способствуют развитию потенциальной одаренности.

              Методические рекомендации предназначены для учителей начальных классов (УМК «Школа России»).

                  В основу данных методических рекомендаций положен опыт учителя начальных классов  МБОУ СОШ №1 г. Петушки Владимирской области Вадавой Елены Николаевны.

Развитие  творческого потенциала младших школьников

 на уроках литературного чтения

      Компетентностно-деятельностный подход является  основой концепции развивающего образования.  Во всех системах и УМК  на первом  месте стоит не накопление у учащихся ЗУН в узкой предметной области, а становление личности, ее «самостроительство» в процессе деятельности ребенка в предметном мире, причем не только в индивидуальной, а в совместной, коллективной деятельности. 

          Перед начальной школой стоит задача формирования творческой личности, умеющей правильно и оперативно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, действовать инициативно и незаурядно при любых обстоятельствах. Особенность творческой личности - высокоразвитое воображение, умение создавать новые оригинальные образы и их детали.      Л. В. Выготский писал, что творческая деятельность делает человека «существом», обращенным в будущее.

       Творческие личности во все времена определяли прогресс цивилизации, создавая материальные и духовные ценности, отличающиеся новизной, нешаблонностью, помогая людям увидеть необычное в казалось бы обычных явлениях. Поэтому сегодня в педагогической науке и практике идет интенсивный поиск новых, нестандартных форм, способов и приемов обучения. Среди разнообразных средств развития творческой активности младших школьников особое место занимают уроки литературного чтения в начальных  классах.

            Цель моей работы - обобщить педагогический опыт по созданию системы работы, направленной на развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения.

 Задачи:

1. Проанализировать методическую литературу по данному вопросу.

2. Систематизировать и описать методику работы по развитию творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения.

3.  Провести анализ результативности обучения учащихся на основе данной системы.      

     Еще В.А. Сухомлинский говорил о том, что чтение-это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя, поэтому  литературное чтение должно решать комплексно задачи эмоционального, творческого, литературного и читательского развития ребёнка, а также его нравственно-эстетического воспитания. Следует помнить, что чтение для ребёнка – это труд, и творчество, и новые открытия, и самовоспитание, и конечно, удовольствие. Развитие детского творчества в первую очередь зависит от чуткого, тактичного, всё понимающего учителя, его творческого потенциала. Поэтому перед учителем стоят следующие задачи:

  1. замечать любые творческие проявления учеников;
  2. создавать условия для развития творческих способностей на уроках и во внеклассной работе.

            Показателями развития творческих способностей младших школьников являются: оригинальность (способность младшего школьника давать неординарные ответы, требующие проявления творчества), абстрактность названия (способность трансформации образной информации в словесную), беглость (способность ребёнка продуцировать большое количество осмысленных идей) творческого мышления; невербальное воображение (создание учащимся новых образов объектов  окружающей действительности); наглядно-образное  мышление (оперирование младшим школьником различными образами и наглядными представлениями при решении задач); позитивное эмоциональное отношение к творческому учителю; эмоциональные переживания ребёнка, возникающие в процессе творческой деятельности; творческая мотивация (внутренние побудители к творческой деятельности, связанные с удовлетворением потребности ребёнка  в творчестве).

         Система работы по развитию творческих способностей строится  по следующим направлениям:

1. Развитие психических механизмов, лежащих в основе развития творческих способностей учащихся: внимания, памяти, мышления, речи, воображения.

2.Самовыражение индивидуальности личности ученика через творческую деятельность: сочинение загадок, написание сказок,  стихотворений.

     

По первому направлению определена система игр и упражнений, направленных на развитие познавательных  процессов.

Игры по развитию наблюдательности. Например:

«Это похоже на ….».

«То, что мы задумали, похоже на золото, на капельку,на маленький-маленький кусочек солнышка, на бусинку…». Ответ: зернышко. (Сказка «Петушок и бобовое зернышко»)

 «Рассыпались буквы»

ТОСИЛПЕИ(Летописи)

НЫЛБЫИ (Былины)

ТИЯЖИ (Жития)

Игры и упражнения, направленные на развитие памяти.

Упражнение «Слова».

Цель: развитие логической    памяти.

Описание работы.

Учитель читает вслух шесть строк:

Лето– солнце-река

Лес-охотник-звери

Праздник -музыка –песни

Мост – река – вода

Пчела – улей – мед

Дождь-огород-овощи

Ученикам на доске  предлагается карточка, на которой написаны лишь первые слова из каждой строчки. Дети должны досказать второе и третье слова в строке, установить их связь.

Лето…..

Лес……

Праздник……….

Мост…….

Пчела…….

Дождь……….

Упражнение «Что изменилось?»

    На доске в определенном порядке расположены предметные рисунки (например, герои литературного произведения). Предлагается внимательно посмотреть на их расположениеи запомнить. Потом что-то изменить в расположении, чтобы дети не видели. Они должны сказать, что изменилось.

Задания и игры для развития творческого мышления.

Методика «Узнавание предмета по заданным признакам».

1.Назови предмет, про который можно сказать:

-черная, четырехугольная, сделана  из дерева (дверь),

- белый, сладкий,твердый (сахар),

- продолговатый, зеленый, твердый, съедобный (огурец),

- желтый, продолговатый, кислый (лимон),

- вислоухий, короткохвостый, трусливый (заяц),

-хитрая, рыжая, пушистая (лиса),

- красная, сочная,вкусная (ягода).

Можно наоборот  детям по словам определить признаки:

вода- прозрачная, холодная, родниковая,

солнце -палящее, теплое, приветливое,

медведь -косолапый, бурый, медлительный.

Упражнение «Слово-магнит»(Магнит-слово, которое притягиват к себе другие слова, создавая логический ряд)

  1. Какие имена прилагательные притягиваются к данным словам?

   Семья, дом, мама, небо, просторы, рощи, друзья, детство, река…

  1. Какие слова притягивают к себе зима? весна? лето? осень? (В зависимости от того, какое время года изучается)

Упражнение «Речетворческая  карта»

(Например, при изучении произведения М. Пришвина «Моя Родина»)

  1. Какой у России цвет? (Радужный, светлый, нежно-розовый, золотистый, голубой, зеленый, прозрачный, разноцветный…)
  2. Какой у России звук? (Колокольный звон, тишина, журчание ручья, шелест листьев, детский смех, раздольные песни, трели соловья, пение птиц…)
  3.  Какой у России запах? (Ветра, дождя, росы, свежего сена, цветов, хлеба, меда, молока, родного дома…)
  4.  Какой  характер у России? (Добрый, любящий, миролюбивый, радостный, веселый, мужественный, героический, милосердный, честный, справедливый…)

     Комплекс заданий, направленных на развитие воображения и фантазии. В основном использую приемы Технологии ТРИЗ, Технологии РКМЧП, которые обучают творчеству, раскрывают потенциальную одаренность. Это чтение с остановками, «Инсерт» (чтение с пометками), РАФТ (роль, аудитория, форма, тема), , «Уголки» (положительные и отрицательные герои, их характеристика), «Тонкие и толстые вопросы» (однозначные и многозначные), «Хорошо или плохо»(учить детей рассматривать какой-нибудь объект с положительной и отрицательной точки зрения), «Мозговой штурм» (коллективный поиск путей решения), «Создай паспорт» (характеристика героя) и т.д.

     Остановлюсь на некоторых подробнее.

  1. Прием «Круги на воде». (Технология ТРИЗ) Выбрать слово из 5-6 букв, записать его в столбик, подобрать к нему существительные. Составить из слов предложение.

   Д- дом
О- очаг
Б- благородство
Р- радость
О- откровенность

Дом отчий береги, радостью освети!

З- зависть

Л- лень

О- обман

Землю лучики осветили.

  1. Прием «Синквейн»(Технология РКМЧП)

Схема синквейна- состоит из 5 строк:

Существительное

Два прилагательных

Три глагола

Предложение из 4-х слов

Синоним к слову

Например, к произведениям о детях.

дети

маленькие, любознательные

слушают, познают, играют

Дети весело играют, резвятся.

ребята

К произведениям о дружбе и обидах.

друг

верный, настоящий

помогает, поддерживает, уважает

Друг познается в беде.

товарищ

  1. Прием «Пирамида критика»(Технология РКМЧП)
  1. О чем произведение?
  2. Главные герои.
  3. Место и время действия.
  4. Главные события.
  5. Что вы чувствуете, когда читаете произведение?

Например, к рассказу Н. Булгакова «Анна, не грусти!»

дружба

Катя, Анна

зима, горка, больница

перелом, посещения, гостинцы, записки

сочуствие, поддержка, дружба, взаимовыручка, внимание

  1. Прием «Логическая цепочка» (Технология РКМЧП)

       Добро- милосердие-сострадание-благородство- забота-радость-уверенность в себе –уважение –успех- благодарность.

        Зло- ненависть –зависть-предательство –ложь- жадность- хитрость- презрение.

       Может быть также подготовкой к пересказу. Составить цепочку слов по содержанию произведения. (Своеобразный план)

  1. Прием «Кластер» (в виде «виноградной грозди» или «Солнечной системы») Например, к теме «УНТ, его виды»
  2. Прием «Лимерики» (Технология ТРИЗ)

       Традиционно лимерик состоит из пяти строк с рифменной схемой AABBA, причём финальные части первой и последней строк одинаковы. Композиция лимерика подчиняется строгим правилам:

  • в первой строке называется персонаж и место его происхождения (как правило, употребляется географическое название);
  • во второй повествуется о том, что этот персонаж сделал, что с ним случилось или какова его особенность;
  • дальнейшее изложение рассказывает о последствиях его действий или свойств.

Например, лимерик к мифу о храбром Персее (3 класс).

Родом из Греции Персей,

Он честно защищал людей.

Он очень сильным, смелым был,

Горгону злую победил.

Все делал для людей Персей.

  1. Прием «Хокку»

      Один из самых известных жанров японской поэзии - Хокку.
Хокку  обычно состоят из трехстрочного изречения на японском языке. Первая строка должна состоять из пяти слогов, вторая из семи, третья, как и первая – из пяти. Всего же хокку должно состоять из 17 слогов.
В японской истории Хокку олицетворяет вечную неразрывную связь человека и природы.

Например, В.Ю. Драгунский «Он живой и светится»

Он светится сам,(5 согов)

Зеленая звездочка.(7 слогов)

Живой светлячок. (5 слогов)

  1. Прием «Бином фантазии».

С помощью разных предлогов составляются словосочетания.

КНИГА, СТОЛ

     Книга на столе, книга под столом, книга между столами, книга в столе, книга над столом…

     Второе направление моей работы - система заданий, направленная на самовыражение личности через творчество.

  1. Алгоритм  работы по сочинению загадок.

На уроках литературного чтения мы используем следующую последовательность работы.

1.Сравнение литературных и народных загадок.

2.Отгадывание загадок, объяснение.

3.Выделение загадок из  других жанров.

4. Знакомство со структурой жанра.

5.Составление модели загадки (языковые средства, общие признаки, предмет сравнения).

6.Работа над рифмой.

7. Работа с загадками разных  моделей.

8. Собственное конструирование загадок.

Здесь самое трудное – подобрать нужное, точное слово, сравнить, противопоставить.

А) Чаще всего загадка строится на перечислении  признаков предмета, явления: величина, форма, цвет, вкус, звучание, движение.

Например, «Маленький, удаленький, сквозь землю прошел, красну шапочку нашел».

Б) Загадку можно построить на основе сравнения.

Например, Гуляет в поле, но не конь,

                   Летает на воле, да не птица.

В) В загадке может использоваться многозначность слова. Например: «Одной ручкой встречает, другой ручкой провожает».

Г) Загадка может иметь форму диалога. Например:

- Это черная?

- Нет, красная.

- А почему она белая?

- Потому что зеленая.

Д) В загадках встречается рифма. Например:

  То я в клетку, то в линейку.

 Написать на мне сумей-ка.

 Можешь и нарисовать.

 Что такое я ….             (тетрадь).

Пример загадок, созданных детьми класса.

  1. Урожай мы собираем,

         Птиц на юг мы провожаем.  Когда?

                                                   (Осенью)

Солнцем согретая,

Травою одетая. Что это?

                                    (Весна)

Мы купаемся, играем,

И на солнце загораем. Когда?

                                          (Летом)

Холодно, морозно,

Зябко нам и скользко.

Когда?

                                            (Зимой)

                                                Суворова Елизавета

  1. Когда холодно-опускается, когда жарко-поднимается.  (Ртуть в термометре)

                                                  Повышев Даниил

  1. Не огурец, а зеленый,

           Не лимон, а кислый. (Щавель)

                                                    Дыбова Дарья

  1. Последовательность работы по сочинению  сказок.

1 этап. Изучение  технологии ТРИЗ.

     Я досконально познакомилась с технологией ТРИЗ-теорией  решения изобретательских задач, разработанной Генрихом Сауловичем Альттшуллером и его коллегами в 1946 году. Основа ТРИЗ – это функционально-системный подход. Выявляя причинно-следственные связи и обнаруживая скрытые зависимости, системный подход выступает в качестве инструмента для анализа ситуаций и объектов, а также дает возможность организовать информацию и делать выводы. 

      Цель ТРИЗ: развивать в ребенке творческое начало для того, чтобы состоялся человек, личность.  

Образовательные задачи:

-повышение уровня общей образованности  учащихся;

-формирование положительного отношения детей к учебному процессу;

-умение анализировать и решать изобретательские, практические и социальные задачи.

Развивающие задачи:

-развитие памяти, внимания, логики и интеллекта в целом;

-развитие творческих способностей (беглости, гибкости, оригинальности мышления);

- развитие пространственного мышления;

-развитие речи;

-развитие творческого воображения, умения анализировать, синтезировать, комбинировать.

Воспитательные задачи:

-формирование  у детей правильного отношения к окружающему миру, основ анализа действительности;

-развитие у детей самостоятельности, уверенности в своих силах, ощущения, что они смогут справиться с решением любой задачи.

   Я подробно рассмотрела приемы фантазирования Джанни Родари, приемы фантазирования в работе со сказками. Результатами этого этапа являются алгоритм  работы над сочинением сказок.

2  этап. Чтение сказок.

Цель: знакомство со сказками авторскими, народными.

Виды работы: иллюстрация; рецензирование иллюстраций, созданных детьми; театрализация; выразительное чтение.

3 этап. Сочинение сказок.

 1. Подготовительная работа.

А) Работа над жанром сказки.

Б) Работа над словом и предложением.

  • Определение значения слов.
  • Работа над многозначностью слова.
  • Упражнения на постановку логического ударения.
  • Лексико-стилистические упражнения.
  • Упражнения по подбору синонимов.
  • Работа с фразеологизмами.
  • Литературные викторины, кроссворды по прочитанным сказкам, (вопрсы, кроссворды дети составляют  и сами).

2.Моделирование сказочных сюжетов.

     Например, «Символизация», «Я-герой сказки», «Свойства наоборот», «Рассказчик-обманщик», «Увеличение-уменьшение», «Ускорение-замедление»…

3. Коллективное сочинение.

Первые темы для написания сказок мы предлагаем сами, например:

  • О майском жуке.
  • Узор на окне.
  • Осенний дождь.
  • Первый листочек.
  • Солнышко и тучка.
  • Сочини «зимнюю сказку».
  • «Какие звуки можно услышать в осеннем лесу?»(Плачет дождик, гуляет ветер в верхушках деревьев, шепчутся листочки между собой, грустят цветы)
  • Напиши сказку о путешествии осеннего листочка, используя прием олицетворения.
  • Напиши сказку о приключениях капельки.
  • Напиши зарисовку «Художница-осень»…

  В начале работы детям дается толчок. Например:

   - Взяла Осень –художница огромную кисточку и…

   - Потеплело, пригрели лучики солнышка, и появился первый листочек. (Что увидел листик?)

4 этап.  Написание собственных сказок.

Сказки, написанные детьми класса.

                                                     О животных

                                                     Кот Васька

            На улице со всеми котами жил кот Васька, и была у него мечта- обрести дом. Как-то раз он ушел далеко от своей коробки и заблудился.

           Видит дом, а в нем бабушка. Она раньше жила с дочкой, которая выросла и  уехала.  Бабушка впустила кота в свой дом. Он поел и уснул.

            С тех пор Васька стал жить с бабушкой, мышей ловить!

                                                                                           Коприхина Диана

                                          Волк   и охотник

          Жил-был  охотник, у которого не было семьи. Недалеко жил белый голубоглазый волк. Охотник нашел и приютил бедолагу. Они жили –не  тужили.  Волк помогал  - дом сторожил.

         Однажды волк зашел в чулан и увидел шкуры своих собратьев. Он сбежал и каждую ночь начал выть на луну.

          С тех пор волки воют на луну.

                                                                                Благодарова Ангелина

Про пчелку

     Жила-была пчелка. Она любила собирать нектар.

   Однажды утром, когда  пчелка вылетела из улея,  шмели напали на ее жилище, съели весь нектар и разрушили домик.

    Пчелка полетела куда глаза глядят. Ей встретились на пути другие пчелки-труженицы. Они пожалели ее и взяли к себе в улей жить.

    Пчелка зажила в новой пчелиной семье лучше прежнего!

Гришина Анастасия

Пес Барбос

    Жил-был пес по кличке Барбос. Каждое утро он ходил на работу в зоомагазин. Там он охранял аквариумы с рыбками, и за это ему давали зарплату косточками.

Суворова Елизавета

                                    Волшебные сказки

                                      Принцесса и фея

      Жила-была принцесса Анастасия.                                                                   Она находилась в замке совсем одна. Ей было очень грустно, хотелось иметь друзей.

    Однажды к ней пришла добрая фея.

- Какое у тебя горе? – спросила она.

- У меня нет друзей, - ответила Анастасия.

- Почему?

- Меня заколдовала злая ведьма.

- Я помогу тебе, но ты всегда должна быть доброй, внимательной, отзывчивой. 

        Девочка обрадовалась. Фея сняла злые чары, и у принцессы появились друзья. Она стала очень веселой, приветливой.

Шевелкина Ксения

Волшебные крылышки

     Жил-был маленький муравей, звали его Джек. Он очень любил лазить по высоким стебелькам.

     Однажды он залез высоко-высоко, и поднялся сильный ветер. Джек очень испугался и никак не мог слезть обратно.

   Мимо пролетала волшебная фея Хелли. Она захотела помочь муравью и подарила ему волшебные крылышки. Теперь Джек мог без страха лазить по высоким стебелькам. С тех пор Джек и Хелли стали друзьями.

Добрынин Илья

3. Основы стихосложения.

    Знакомство учащихся с поэзией начинаем  с первых уроков обучения грамоте. Основная задача на этом этапе – формировать у детей представление о стихотворной речи.

Выделяем главный признак стихотворения – наличие рифмы, ритма.

Начинаем обучение умению рифмовать.

1.Работа с чистоговорками.

Цель: практически познакомить детей с понятием «рифма».

Сначала работа проходит коллективно. Например:

Гу – гу – гу – рассказать я вам могу; что я видел на лугу.

Ма – ма – ма – платье сшила я сама; хороша у нас зима .

Часто ребята прохлопывают  ритм  чистоговорки.

Затем придумывают продолжение, составляют собственные чистоговорки.

1.Ки-ки-ки-

Расцветают васильки.

Ки-ки-ки-

Засияли огоньки.

Ки-ки-ки-

К нам приплыли окуньки. 

Ки-ки-ки-

Как летят мои коньки!

Ки-ки-ки-

Вверх вспорхнули мотыльки.

Ки-ки-ки-

У волка острые клыки.

2.Чу-чу-чу-

 Я в мечтах своих лечу.

 Чу-чу-чу-

 Я на велике качу.

Чу-чу-чу-

Я на роликах лечу.

Чу-чу-чу-

Летчиком я стать хочу!

3.Ах-ах-ах-

Пес летает в своих снах.

Ух-ух-ух-

Приближается петух.

Ох-ох-ох-

Будет здесь переполох.

4.Ох-ох-ох-

Мы посеяли горох.

Ох-ох-ох-

Урожай будет не плох!

   2. Задания на усвоение норм литературного произношения и ударения.

Игра «Доскажи словечко».Например:

  • Немытое в рот

Ни за что не возьмет.

И ты будь таким,

Как чистюля …..(енот)

  • Не колючий,

Светло – синий,

По кустам развешан …(иней)

  • Хвост пушистый,

Мех огнистый.

Леса нашего краса.

А зовут ее ….(лиса)

3. Упражнение «Найди рифмующиеся слова»: дневник, умелый, бочка, кричи, молчи, точка, апрель, речка, капель, свечка, ученик, смелый.

4.Игра «Поймай рифму».

Цель: закрепление умения рифмовать.

Описание. Говорю ребенку слово, он должен придумать рифмующееся слово. Например:

Рот-компот, леса – небеса, ребенок – львенок и другое.

5. Игра «Исправь ошибку».

Описание игры. Детям необходимо найти лишние слова (не рифмующиеся).

Двор – ковер, забор, мотор,малыш.

Свечка – печка, речка, кашка.

Звонок – урок, теремок, береза, сынок.

6. Разноуровневые задания.

  • Подражательный: выбери нужную рифму.

Мы вчера своих сестер

Повели гулять во …(забор, двор, бор)

  • Конструктивный: составь пары рифмующихся слов.
  • Собственно – творческий: используя рифмы, сочини четверостишие:

Цветок, пенек, весна, красна.

Например: Вот пришла к нам весна,

                 И была она красна,

                  Озарила пенек,

                   И расцвел там цветок.

7.Составь стихотворение по последнему слову:

…снежинки                                             …зимой

…тропинки                                             …домой

…дома                                                     … хоровод

… зима                                                    … Новый год

        Большой интерес для школьников представляет раздел  « Устное  народное творчество».   Изучая его , учащиеся познают богатство языка, развивают мышление и логику,глубже познают окружающий мир, расширяют кругозор. Завершая  работу  по данной теме , провожу уроки творчества.  В классе организуется выставка детских работ, выпускается школьная стенгазета. В них содержатся загадки, скороговорки, потешки, небылицы, заклички, сказки собственного сочинения.  Особенно понравилось детям сочинять докучные сказки.

Небылица

   Жили-были две цихлиды,

    И пошли они гулять

    Да грибочки собирать.

   А грибочков нет –

    Дайте нам котлет!

                            Мусатова Оля

Потешка

Маленький котенок

Неуклюжий, как утенок.

Шел, шел, в лес попал,

Заблудился  и упал.

Но нашла котенка

Кошечка в потемках.

                               Коприхина Диана

Заклички

Солнце, солнце красное,                     Весна - красна, приходи скорей!                    

Выглянь из-за туч,                               Дождик теплый, лей, лей!      

Тучки прогони,                                     Красна девица Весна, веди хоровод!

Всех гулять зови!                                 Весна идет, тепло несет!

                      Мусатова Оля                                                          Грушина Ксения

Водичка, водичка, умой мое личико,

Чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок!

                                                             Пестов Александр

Докучные сказки

У Антона два батона,

У Марины мандарины,

У Ирины апельсины-

Вот такая вам картина!

                                     Дубровина Полина

У Марины куст калины,

У Алены в саду клены,

У Ирины- три рябины.

                                 Повышев Даниил

Жили-были мышки,

Погрызли все пышки.

Жили-были кошки,

Грибы вам в лукошко.

Жили-были жеребята,

Вот и все, ребята!

                            Мылова Вероника

Жила-была бабка,

Была у бабки кошка,

Кошка часто спала на окошке.

Под окном лукошко-

Туда упала кошка.

Вот и сказке конец,

А кто слушал-молодец!

                         Филатов Николай

Жил-был кот,

Он был обормот.

Пока лез  в комод-

Весь вылил компот.

Забрался в буфет-

Рассыпал конфеты!

                          Мусатова Оля

У нашего Мишеньки

Под окошком вишеньки.

У нашего Алешки

Нос картошкой.

У нашей Машки красивые глазки.

У нашей Арины

Во дворе куст калины.

                       Суворова Елизавета

Хороша Алина, а Кристина выше.

Вот и сказка моя, хороша ли она?

                           Шевелкина Ксения

Многообразная работа по развитию творческих способностей не проходит  бесследно. Она помогает повысить эффективность любого урока, формирует системно-диалектическое мышление, самостоятельность учащихся и углубляет их предметные знания, способствует формированию навыков внимательного, осознанного чтения, прививает интерес к чтению художественной литературы.

Многие дети стали  отличаться  начитанностью, воспитанностью, грамотностью. Это отражается и на их эмоциональном восприятии окружающего мира, логике рассуждения, умственном развитии, у них хорошо развита устная и письменная речь, произошли изменения в саморегуляции.  В общении дети стали свободнее выражать свре мнение, больше рассуждать, что проявляется и на других уроках, дети прошли этап самовыражения через слово, каждый по своему приобщился к художественной прозе и поэзии.

        Мусатова Оля, например, стала сочинять еще во 2 классе  небольшие поэзии: 

  1. Куст черничный – там грибок,

        Подосиновик растет!

  1. Спит клубочком кошечка,

Сон приснился ей,

Будто в парке кошечка

Ловит голубей.

3.Бледные поганки

 Целые полянки,

Их не надо собирать,

 Лучше белые искать!!!

        4.Дед Мороз стучится

   Прямо у ворот!

   Снег лежит перилами,

   Пахнет мандаринами,

   Скоро Новый год!

     Ежегодно актив класса выпускает школную стенную газету. Во 2 классе она называлась  «Наши первые шаги», в 3 класссе-«И пробуждается поэзия во мне…»., в 4 классе продолжим эту работу.

    Также занимают дети  призовые места не только в в школьных олимпиадах и  конкурсах, но и в районных. В 2015-2016 уч. году ученики  класса заняли 3 место в районном конкурсе художественного слова им. Е. Ачкасовой,  в 2016-2017 уч. году- 1 место в районном конкурсе художественного слова   им. Е. Ачкасовой, 3 место в районном конкурсе духовной поэзии «Арфа царя Давида».

 Литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования/Министерство образования и науки Российской Федерации.-М.: Просвещение, 2010
  2. Глазунова М.А. и др. Интегрированный курс на основе ТРИЗ-педагогики//Педагогика.-2002.-№6.
  3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения.-М.:Директ-Медиа, 2008
  4. Зинковкина М.К знаниям через творчество//Учитель.-1999.-№5.
  5. Курышев В.А. ТРИЗовый подход при решении задач// Школьные технологии.-2003.-№4.
  6. Никитина А.В. Развитие творческих способностей учащихся// Начальная школа. -2001.-№6.
  7. Хоменко Н.Н. Теория решения изобретательских задач-ТРИЗ//Школьные технологии. -2003.-№5.

   

      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие речи младших школьниковна уроках литературного чтения"

Речь-это канал развития  интеллекта…Чем раньше будет усвоен язык,тем легче и полнее будут  усваиваться знания. ...

Развитие творческого потенциала младших школьников на уроках литературного чтения

Стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал...

презентация к пед.совету "Развитие нравственных представлений и норм морали у младших школьниковна уроках литературного чтения"

Презентация на тему : "Развитие нравственных представлений и норм морали у младших школьниковна уроках литературного чтения"...

Развитие творческого потенциала младших школьников на уроках литературного чтения.

    Сегодня мы переживаем изменения во всех сферах жизни, которые не могут не затронуть и образовательную среду.Новое время требует человека способного решать проблемы, человека &nda...

Развитие творческого потенциала младших школьников на уроках литературного чтения.

Сегодня мы переживаем изменения во всех сферах жизни, которые не могут не затронуть и образовательную среду. Новое время требует человека способного решать проблемы, чел...

Развитие творческого потенциала младших школьников на уроках литературного чтения.

Сегодня мы переживаем изменения во всех сферах жизни, которые не могут не затронуть и образовательную среду.Пришло осознание того, что детей надо учить по-новому, что проверенные веками методы обучени...

Воспитательный потенциал урока литературного чтения в начальной школе

Воспитание патриотизма - это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ....