КТП Литературное чтение по программе "Начальная школа XXI века" 1 класс
календарно-тематическое планирование по чтению (1 класс) на тему

2017-2018 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_klass_rp_i_ktp_liter_chtenie_17-18.docx85.82 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено

на заседании ШМО

Протокол №___от___.__.2017 г.

Руководитель ШМО

________/О.В.Комаревских/

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

________/Л.В.Трофименко/

___. ____.2017 года.

«Утверждаю»

Директор МАОУ СОШ №5

__________С.Ф.Прокопенко

Приказ №___од от __.__.2017.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету «Литературное чтение» для  1 класса

учителя начальных классов

Целиковой Натальи Владимировны

2017-2018 учебный год

                ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для 1 класса составлена на основании следующих документов:

  • приказа Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373 (в редакции от 31.12.2015) «Об утверждении  и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
  • Примерной основной образовательной программы начального общего образования.
  • Примерной программы по учебным предметам: Литературное чтение 1 – 4 классы.
  • Учебного плана МАОУ СОШ№5 г. Ишима на 2015-2016 учебный год.
  • Программы по литературному чтению Л.А. Ефросининой, Омороковой М.И. «Литературное чтение» УМК «Начальная школа 21 века». – М.: Вентана-Граф, 2013.
  • Положения о Рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин и курсов внеурочной деятельности Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №5 г. Ишима»

Литературное чтение — один из основных предметов в системе начального образования. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и духовно-нравственному воспитанию ребёнка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

Изучение литературного чтения в начальной школе с русским (родным) языком обучения направлено на достижение

следующих целей:

• овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;

• развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;

• обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении.

Среди предметов, входящих в учебный план начальной школы, курс «Литературное чтение» в особой мере влияет на решение следующих задач:

1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге.

Решение этой задачи предполагает, прежде всего, формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам, т. е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты, работать с различной информацией (слово, текст, книга), интерпретировать информацию в соответствии с запросом.

2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.

Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать её для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным

аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, высказывают собственное мнение на основе прочитанного и услышанного.

3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.

Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, музыка и др.); находить сходство и различия используемых художественных средств; создавать свои собственные художественные произведения на основе прочитанных.

4. Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.

С учётом особенностей художественной литературы, её нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.

Планирование составлено в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования по литературному чтению, разработано на основе авторской программы по литературному чтению (авторы Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова), с учетом примерной учебной программы начального общего образования по литературному чтению.

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.

Предметными результатами обучения являются:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;

3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

(п. 12.1 в ред. Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1576)

1 класс

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности».

Ученик научится:

- осознанно воспринимать и различать произведения фольклора (скороговорки, загадки, песни, сказки);

- читать вслух плавно слогами и целыми словами произведения разных жанров (рассказ, стихотворение, сказка) и отвечать на вопросы по содержанию;

-пересказывать содержание прочитанного по вопросам учителя, а на более высоком уровне-пересказывать по готовому плану;

-знать наизусть 2-3 стихотворения, 1-2 отрывка из прозаического произведения;

-самостоятельно читать небольшие по объему произведения (сказки, стихи, рассказы). Более высокий уровень-самостоятельное чтение доступных детских книг (о детях, о животных, о природе);

- правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие);

- моделировать обложку книги: указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему (о Родине, о детях, о природе, о животных).

Ученик получит возможность научиться:

- понимать нравственное содержание прочитанного произведения;

- высказывать суждения о произведении и поступках героев;

-узнавать изученные произведения по отрывкам из них;

- оформлять информацию о произведении или книге в виде таблицы.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика».

Ученик научится:

- определять и называть жанры и темы изучаемых произведений;

- использовать в речи литературоведческие понятия (произведение, заголовок, фамилия автора, название произведения);

- различать стихотворение, сказку, рассказ, загадку, пословицу;

- сравнивать и выделять особенности фольклорных и авторских сказок.

Ученик получит возможность научиться:

- сравнивать тексты сказок и стихотворений, загадок и пословиц;

- находить в тексте произведения сравнения, обращения;

- находить в тексте и читать диалоги героев;

- определять примерную тему книги по обложке и иллюстрациям.

Раздел «Творческая деятельность»

Ученик научится:

- читать по ролям небольшие произведения в диалогической форме;

- моделировать «живые картины» к изученным произведениям или отдельным эпизодам;

- придумывать истории с героями изученных произведений;

- пересказывать эпизоды от лица героя или от своего лица.

Ученик получит возможность научиться:

- иллюстрировать отдельные эпизоды произведения;

- инсценировать отдельные эпизоды произведения в парах или группах;

- создавать устно небольшие произведения (истории, комиксы).

Раздел «Чтение: работа с информацией».

Ученик научится:

- получать информацию о героях, произведении или книге;

- работать с несложными таблицами, схемами, моделями;

- дополнять таблицы, схемы, модели;

- сравнивать произведения по таблице.

Ученик получит возможность научиться:

-находить информацию о произведении и книге (фамилия автора, жанр, тема);

- дополнять недостающими данными готовую таблицу, схему, модель;

- находить в тексте информацию о героях произведений.

Содержание учебного предмета, курса

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.

Чтение

Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.

Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал).

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.

Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев.

Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).

Говорение (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.

Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учетом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.

Круг детского чтения

Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения классиков отечественной литературы XIX–ХХ вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.

Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору).

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.

Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.

Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев).

Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Фольклор и авторские художественные произведения (различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.

Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

Основное содержание

1 класс

Номер урока в тематическом планировании

Добукварный период

1-12

Букварный период

13-64

Послебукварный период

65-97

Литературное чтение

Читаем сказки, загадки, скороговорки, пословицы, скороговорки: А. Пушкин, В. Сутеев, Русская народная сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть», Кир Булычёв, В.Бианки,

Э. Д. Гольцман, М. Пляцковский, А. Усачев, В. Орлов, М. Яснов, С. Прокофьева, Д. Биссет.

98-99, 118-119

Учимся уму – разуму: пословицы, К. Ушинский, Л. Толстой, В. Осеева, И. Северянин,

Е. Пермяк, Т. Глушкова, Э. Д. Гольцман, А. Барто, Э. Успенский, М. Пляцковский,

В. Голявкин, С.Баруздин, В. Минькова, С. Востоков, И. Бутман, Е.Ильина, В. Берестов,

А. Хохлов.

100-104, 113-117

Читаем о родной природе: Л.Н. Толстой, В.В. Бианки, Э. Мошковская, А. Плещеев,

И. Соколов-Микитов, Э. Д. Гольцман, С. Маршак, М. Пришвин.

105-107

О наших друзьях – животных: загадки, русские народные сказки, И. Mазнин, Ю.Коваль, Э. Д. Гольцман, С. Михалков, И. Жуков, Е. Чарушин, Н. Глушкова, Н. Сладков, А. Барто, М. Пришвин, Ю. Могутин, Б. Заходер, Н.Саконская, В. Чаплина, Э. Шим, В. Орлов, Г. Скребицкий, В. Берестов, Х.-К. Андерсен.

108-112, 120-122

Читаем о Родине и родной природе: И. Соколов-Микитов,Е. Трутнева, И. Шевчук,

Я. Тайц,М. Есеновский, Ю. Коринец, Р. Валеева, В. Лунин, А. Береснев, В. Бианки, русские народные сказки, А. Барто, Г. Скребицкий.

123-132

В рамках учебного предмета федерального компонента «Литературное чтение» реализуется региональный компонент по следующим темам:

Региональный компонент в содержании программы:

Наименование темы регионального компонента

Порядковый номер урока, где реализуется региональный компонент

Время, отводимое на реализацию регионального компонента на уроке (в минутах)

Н.Крымова «Сентябрь».

1

15

Н. Крымова «Мой край родной».

3

15

А. Вострых «Берёза».

5

15

А. Береснев “Я видел, я слышал”.

8

15

С. Мальцев “Что я люблю”.

13

15

Э. Д. Гольцман “Аквариум».

15

15

Т.Глушкова “Ручеек”.

16

15

Э. Д. Гольцман “Мячик”.

18

15

Э. Д. Гольцман “Катина подушка”.

20

15

Э. Д. Гольцман “Пальчики”.

21

15

Э. Д. Гольцман “Что я люблю”.

22

15

Э. Д. Гольцман “Мы шахтерская семья”.

23

15

Н.Глушкова “Ручеек”.

25

15

В.Минькова “Котенок”.

28

15

А.Хохлов “Знакомые босикомые”

30

15

А.Береснев “Земляничная поляна”.

33

15

А.Береснев “Подснежник”.

35

15

Н.Глушкова “Ручеек”.

36

15

В.Минькова “Котенок”.

38

15

А.Хохлов “Знакомые босикомые”

39

15

Ю. Коринец «Волшебное письмо».

41

15

Р. Валеева «Здравствуй, лето»

44

15

И. Соколов-Мики-тов «Радуга».

45

15

Е. Трутнева «Эхо»

48

15

А. Барто «Жук».

50

15

Н. Сладков «На одном бревне»

51

15

М. Пляцковский «Урок дружбы».

54

15

В. Ордов «Как Малышу нашли маму»

55

15

Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай

и зайцы»

60

15

М. Пришвин «Норка и Жулька».

61

15

Э. Шим «Глухарь»

63

15

И. Жуков «Нападение на зоопарк».

70

15

М. Пришвин «Ёжик». Ю. Могутин «Убежал»

72

15

И. Жуков «Нападение на зоопарк».

77

15

С. Михалков «Аисты и лягушки».

78-79

15

Е. Чарушин «Томкины сны»

93

15

И. Мазнин «Давайте дружить».

95

15

Ю. Коваль «Бабочка»

97

15

М. Пришвин «Лесная капель»

99

15

С. Маршак «Апрель»

104

15

Э. Мошковская «Лёд тронулся».

106

15

И. Соколов-Микитов «Русский лес»

107

15

Л. Толстой «Солнце и ветер».

109

15

В. Бианки «Синичкин календарь»

111

15

Я. Аким «Мама».

117

15

В. Осеева «Три товарища»

121

15

А. Барто «Я – лишний»

118

15

Г. Цыферов «Зелёный заяц»

126

15

Е. Чарушин «Зайчата»

128-129

15

Н. Носов «Ступеньки»

130

15

М. Карем «Растеряшка».

131

15

А. Кушнер «Что я узнал!»

132

15

Итого

780 минут = 13 часов

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

4 часа в неделю – 132 часа

№ урока

Наименование раздела программы/ Количество часов

Тема урока

Формы контроля

учащихся

Проектная деятельность

Дата проведения

1

Добукварный период

12 часов

Введение понятия «предложение».

РНК.    Н. Крымова «Сентябрь».

Текущий

2

Составление рассказа по сюжетной картинке. Отработка понятия «предложение». ИКТ по теме урока.

Текущий

Проект по теме: «Рассказ с картинками о животном».

3

Развитие восприятия художественного произведения. С. Дрожжин «Привет».

ИКТ по теме урока.

РНК. Н. Крымова «Мой край родной».

Текущий

4

Введение понятия «слово».

Рассказ по сюжетной картинке.

ИКТ по теме урока.

Текущий

5

Интонационное выделение первого звука в словах.

РНК. А. Вострых «Берёза».

Текущий

6

Интонационное выделение первого звука в словах.

Текущий

7

Развитие восприятия художественного

произведения Е.Серова «Мой дом». ИКТ по теме урока.

Текущий

8

Звуковой анализ слова «мак». ИКТ по теме урока. РНК. А. Береснев “Я видел, я слышал”.

Текущий

9

Звуковой анализ слов «сыр», «нос»

Рассказ по сюжетным картинкам.

Текущий

10

Звуковой анализ слов «лук», «лес». Сравнение этих слов по звуковой структуре.

Текущий

11

Введение понятия «гласный звук». Обозначение гласных звуков на схеме фишками красного цвета.

Текущий

12

Введение понятий «согласный звук», «твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук».

Текущий

13

Букварный период

52 часа

Знакомство с буквой «А, а». ИКТ по теме урока.

РНК. С. Мальцев “Что я люблю”.

Текущий

Проект по теме: «Алфавит»

14

Развитие восприятия художественного произведения А. Павлычко «Где всего прекрасней на земле?».

Текущий

15

Знакомство с буквой «Я, я». ИКТ по теме урока.

РНК. Э. Д. Гольцман “Аквариум».

Текущий

16

Буква «я» в начале слова (обозначение звуков [й’] и [а]).

РНК. Т.Глушкова “Ручеек”.

Текущий

17

Знакомство с буквой «О, о». ИКТ по теме урока.

Текущий

18

Знакомство с буквой «Ё, ё». ИКТ по теме урока.

РНК. Э. Д. Гольцман “Мячик”.

Текущий

19

Развитие восприятия художественного произведения. С. Романовский «Москва».

ИКТ по теме урока.

Текущий

20

Буква «ё» в начале слова (обозначение звуков [й’] и [о]).

РНК. Э. Д. Гольцман “Катина подушка”.

Текущий

21

Знакомство с буквой «У, у». ИКТ по теме урока.

РНК. Э. Д. Гольцман “Пальчики”.

Текущий

22

Знакомство с буквой «Ю, ю».

РНК. Э. Д. Гольцман “Что я люблю”.

Текущий

23

Буква «ю» в начале слова (обозначение звуков [й’] и [у]).

РНК. Э. Д. Гольцман “Мы шахтерская семья”.

Текущий

24

Знакомство с буквой «Э, э».

Текущий

25

Развитие восприятия художественного произведения. М. Михайлов «Лесные хоромы».

РНК. Н.Глушкова “Ручеек”.

Текущий

26

Знакомство с буквой «Е, е».

Текущий

27

Буква «е» в начале слова (обозначение звуков [й’] и [э]).

Текущий

28

Знакомство с буквой «ы». ИКТ по теме урока.

РНК. В.Минькова “Котенок”.

Текущий

29

Муса Гали «Земные краски». Книжная полка.

А. Барто «В школу».

Текущий

30

Знакомство с буквой «И, и». ИКТ по теме урока.

РНК. А.Хохлов “Знакомые босикомые”

Текущий

31

Повторение правил обозначения буквами гласных звуков после твёрдых и мягких согласных звуков. Диагностическая работа

Текущий

32

Чтение слов, образующихся при изменении буквы, обозначающей гласный звук. ИКТ по теме урока.

Текущий

33

Знакомство с буквой «М, м». ИКТ по теме урока.

РНК. А.Береснев “Земляничная поляна”.

Текущий

34

Развитие восприятия художественного произведения. В. Железняков «История с азбукой».

Текущий

35

Знакомство с буквой «Н, н». ИКТ по теме урока.

РНК. А.Береснев “Подснежник”.

Текущий

36

Знакомство с буквой «Р, р». ИКТ по теме урока.

РНК. Н.Глушкова “Ручеек”.

Текущий

37

Развитие восприятия художественного произведения Л. Пантелеев «Буква «ты».

Текущий

38

Знакомство с буквой «Л, л». ИКТ по теме урока.

РНК. В.Минькова “Котенок”.

Текущий

39

Знакомство с буквой «Й, й».

Введение понятия слог.

РНК. А.Хохлов “Знакомые босикомые”

Текущий

40

Развитие восприятия художественного произведения. Я. Аким «Мой верный чиж».

 Е. Ильина «Шум и шумок».

Текущий

41

Знакомство с буквой «Г, г». ИКТ по теме урока.

РНК. Ю. Коринец «Волшебное письмо».

Текущий

42

Знакомство с буквой «К, к». ИКТ по теме урока.

Текущий

43

Сопоставление звуков [г] и [к] по звонкости-глухости, отражение этой характеристики звуков в модели слова.  ИКТ по теме урока.

Текущий

44

Знакомство с буквой «З, з». ИКТ по теме урока.

РНК. Р. Валеева «Здравствуй, лето».

Текущий

45

Знакомство с буквой «С, с». ИКТ по теме урока.

РНК. И. Соколов-Микитов «Радуга».

Текущий

46

Сопоставление звуков [з] и [с] по звонкости-глухости. ИКТ по теме урока.

Текущий

47

Знакомство с буквой «Д, д». ИКТ по теме урока.

Текущий

48

Е. Благинина «Тюлюлюй». Книжная полка.

Русская народная сказка «Кот, петух и лиса».

РНК. Е. Трутнева «Эхо»

Текущий

49

Знакомство с буквой «Т, т».

Текущий

50

Сопоставление звуков [д] и [т] по звонкости-глухости.

РНК. А. Барто «Жук».

Текущий

51

Знакомство с буквой «Б, б». ИКТ по теме урока.

РНК. Н. Сладков «На одном бревне»

Текущий

52

Знакомство с буквой «П, п».

Текущий

53

Знакомство с буквой «В, в». ИКТ по теме урока.

Текущий

54

Знакомство с буквой «Ф, ф».

РНК. М. Пляцковский «Урок дружбы».

Текущий

55

Знакомство с буквой «Ж, ж».

РНК. В. Орлов «Как Малышу нашли маму»

Текущий

56

Знакомство с буквой «Ш, ш»

Сопоставление звуков [ж] и [ш] по звонкости-глухости. ИКТ по теме урока.

Текущий

57

Развитие восприятия художественного произведения. В. Сутеев «Дядя Миша».

С. Маршак «Тихая сказка».

Текущий

58

Знакомство с буквой «Ч, ч». ИКТ по теме урока.

Текущий

59

Знакомство с буквой «Щ, щ». ИКТ по теме урока.

Текущий

60

Знакомство с буквой «Х, х».

РНК. Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай

и зайцы»

Текущий

61

Знакомство с буквой «Ц, ц».

РНК. М. Пришвин «Норка и Жулька».

Текущий

62

Знакомство с буквой «ь». Особенности буквы «ь».

Текущий

63

Знакомство с разделительной функцией «ь».

РНК. Э. Шим «Глухарь»

Текущий

64

Знакомство с особенностями буквы ъ. ИКТ по теме урока. Диагностическая работа

Текущий

65

Послебукварный период

33 часа

Алфавит.

С.Я.Маршак «Ты эти буквы заучи...», В.Голявкин

«Спрятался».  ИКТ по теме урока.

Текущий

66

Развитие восприятия художественного произведения.  Шарль Перро «Красная

шапочка».

Текущий

Проект по теме: «Моя первая книга»

67

В. Сутеев «Три котёнка»,

А. Шибаев «Беспокойные соседки».

ИКТ по теме урока.

Текущий

68

Е. Пермяк «Про нос и язык».

Г. Остер «Меня нет дома».

Текущий

69

Развитие восприятия художественного произведения. М. Пришвин «Лисичкин хлеб».

ИКТ по теме урока.

Текущий

70

А.Шибаев «На зарядку – становись!», «Познакомились». ИКТ по теме урока.

РНК. И. Жуков «Нападение на зоопарк».

Текущий

71

Е. Чарушин «Как Никита играл в доктора».

Текущий

72

А. Шибаев «Всегда вместе».

РНК. М. Пришвин «Ёжик».

Текущий

73

Развитие восприятия художественного произведения       А. Блок «Зайчик».

 Г. Скребицкий «Пушок».

Текущий

74

Г. Цыферов «Маленький тигр», С. Чёрный «Кто?». ИКТ по теме урока.

Текущий

75

Г. Остер «Середина сосиски», Я. Аким «Жадина». ИКТ по теме урока.

Текущий

76

Э.Успенский «Если был бы я девчонкой…»

Украинская народная сказка «Рукавичка».

 ИКТ по теме урока.

Текущий

77

Г. Остер «Спускаться легче».

РНК. И. Жуков «Нападение на зоопарк».

Текущий

78

79

В. Сутеев «Под грибом».ИКТ по теме урока.

РНК. С. Михалков «Аисты и лягушки».

Текущий

80

Развитие восприятия художественного произведения.

Е.Трутнева «Когда это бывает?».

Текущий

81

А.Шибаев «Что за шутки?», Г.Остер

«Хорошо спрятанная котлета».

Текущий

82

Б. Житков «Как меня называли».

А.Кушнер «Большая новость».

Текущий

83

Л. Пантелеев «Как поросенок говорить

научился». ИКТ по теме урока.

Текущий

84

Развитие восприятия художественного произведения.  

 А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…».

ИКТ по теме урока.

Текущий

85

Е.Чарушин «Яшка».

А.Кушнер «Что я узнал!».

Текущий

86

Ю.Дмитриев «Медвежата».

Г.Снегирёв «Медвежата».

Текущий

87

Развитие восприятия художественного произведения. К.Чуковский «Муха-цокотуха».

ИКТ по теме урока.

Текущий

88

М.Карем «Растеряшка».

В. Драгунский «Заколдованная буква».

 ИКТ по теме урока.

Текущий

89

90

Н.Носов «Ступеньки». О.Дриз «Горячий привет».  Г.Остер «Привет Мартышке» (отрывок). ИКТ по теме урока.

Текущий

91

Е.Чарушин «Зайчата». Н.Сладков «Сорока и заяц», «Лиса и заяц».

Текущий

92

Развитие восприятия художественного произведения. В. Сутеев «Ёлка».  В. Сутеев

«Палочка-выручалочка».

Текущий

93

Н. Носов «Затейники».

Г. Сапгир «Людоед и принцесса, или всё наоборот».  ИКТ по теме урока.

РНК. Е. Чарушин «Томкины сны»

Текущий

94

Дж. Родари «Про мышку, которая ела кошек». А.Толстой «Ёж» (отрывок).

Текущий

95

В.Лунин «Волк ужасно разъярён…».

Г.Цыферов «Зелёный заяц».

 В.Драгунский «Он живой и светится» (отрывок).

РНК. И. Мазнин «Давайте дружить».

Текущий

96

Русская народная сказка «Лиса и журавль».

Н.Сладков «Лиса и мышь». ИКТ по теме урока.

Текущий

97

Г.Сапгир «Лошарик». В.Берестов «Картинки в лужах».

РНК. Ю. Коваль «Бабочка»

Текущий

98

Литературное чтение

35 часов

Читаем сказки, загадки, скороговорки

2 часа

А.Пушкин «Сказка о царе Салтане…».

Русская  народная сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть». В. Сутеев «Кораблик».

Текущий

99

Работа с текстом

Кир Булычёв «Скороговорка». В.Бианки «Лис и Мышонок». Проверь себя. 

РНК. М. Пришвин «Лесная капель»

Текущий

100

Учимся уму – разуму

5 часов

К. Ушинский «Играющие собаки».

Л. Толстой «Косточка».

В. Осеева «Кто наказал его?» Пословица.

Диагностическая работа

Текущий

Проект по теме: «Дружбой надо дорожить»

101

И.Северянин «Её питомцы». Е.Пермяк «Торопливый ножик».

Текущий

102

Рассказы о детях. Е.Пермяк «Пичугин мост».

ИКТ по теме урока.

Текущий

103

В. Осеева «Потерянный день», «Три товарища», «Печенье». Пословицы.

Текущий

104

А. Барто «Я – лишний». Я. Аким «Мама».

Э. Успенский «Всё в порядке». Проверь себя. 

РНК. С. Маршак «Апрель»

Текущий

105

Читаем о родной природе

3 часа

Л.Н.Толстой «Солнце и ветер».

В.В.Бианки «Синичкин календарь».

Э.Мошковская «Лед тронулся».

ИКТ по теме урока.

Текущий

106

И.Соколов-Микитов «Русский лес» (отрывок).

Русская народная песня «Березонька».

РНК. Э. Мошковская «Лёд тронулся».

Текущий

107

С. Маршак «Апрель». М.Пришвин «Лесная капель». ИКТ по теме урока.

РНК. И. Соколов-Мики-тов «Русский лес»

Текущий

108

О наших друзьях – животных

5 часов

И.Mазнин «Давайте дружить». Ю.Коваль «Бабочка». Загадка.

Текущий

109

С. Михалков «Аисты и лягушки». Е.Чарушин «Томкины сны». И. Жуков «Нападение на зоопарк».

РНК. Л. Толстой «Солнце и ветер».

Текущий

110

М.Пришвин «Ежик». Ю. Могутин «Убежал».

Б.Заходер. «Ёжик». М. Пришвин «Норка и Жулька». ИКТ по теме урока.

Текущий

111

Развитие восприятия художественного произведения.  Н.Саконская «Мы с мамой». В.Чаплина «Мушка».

Р.К. В. Бианки «Синичкин календарь»

Текущий

112

Русская народная песня «Котик».

Э. Шим «Глухарь». Г. Скребицкий «Самые быстрые крылья.

Проверь себя.

Текущий

113

Учимся уму-разуму

5 часов

М. Пляцковский «Добрая лошадь».

В. Осеева «Кто хозяин?», «На катке».

В. Голявкин «Про то, для кого Вовка учится»

Текущий

114

Работа с текстом

Развитие восприятия художественного произведения. С.Баруздин «Весёлые рассказы». ИКТ по теме урока.

Текущий

115

Е. Пермяк «Самое страшное». С. Востоков «Кто кого». И. Бутман «Клоун».

Текущий

116

Развитие восприятия художественного произведения. Е.Ильина «Чик-чик ножницами».

Книжная полка.

Текущий

117

В. Берестов «Серёжа и гвозди». Е.Пермяк «Бумажный змей». Проверь себя.

РНК. Я. Аким «Мама».

Текущий

118

Читаем сказки, загадки, скороговорки, пословицы, считалки

2 часа

М.Пляцковский «Урок дружбы».

А. Усачев «Грамотная мышка».

В. Орлов «Как Малышу нашли маму».

ИКТ по теме урока.

Текущий

Проект по теме: «Произведения фольклора»

119

М. Яснов «В лесной библиотеке».

В. Сутеев «Цыпленок и Утенок».

С. Прокофьева «Сказка о том, что надо дарить».

Д. Биссет «Дракон Комодо»

Проверь себя.

Текущий

120

О наших друзьях – животных

3 часа

А. Барто «Жук». Н.Сладков «На одном бревне».

В. Орлов «Большие уши». ИКТ по теме урока.

Текущий

Проект по теме: «Произведения о наших друзьях – животных»

121

Е. Чарушин «Томка и корова». В. Берестов «Выводок». ИКТ по теме урока.

Проверь себя.

РНК. В. Осеева «Три товарища»

Текущий

122

Развитие восприятия художественного произведения. Х.-К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик».

ИКТ по теме урока.

Текущий

123

Читаем о Родине и родной природе

10 часов

Читаем о Родине и родной природе. И. Соколов-Микитов «Радуга». Е. Трутнева «Эхо».

И. Шевчук «Ленивое эхо».

РНК. А. Барто «Я – лишний»

Текущий

124

И. Соколов-Микитов «Май».

А. Плещеев «Травка зеленеет».

Я. Тайц «Всё здесь».

ИКТ по теме урока.

Текущий

125

М. Есеновский «Моя небольшая родина».

Ю. Коринец «Волшебное письмо».

ИКТ по теме урока.

Текущий

126

Р. Валеева «Здравствуй, лето!»

В. Лунин «Я видела чудо».

ИКТ по теме урока.

РНК. Г. Цыферов «Зелёный заяц»

Текущий

127

Проверь себя.

В.Бианки «Лесной Колобок-Колючий бок».

ИКТ по теме урока.

Текущий

128

129

Диагностическая комплексная работа на промежуточной аттестации

Русская народная сказка «Терёшечка».

Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк».

РНК. Е. Чарушин «Зайчата»

Текущий

Проект по теме: «Инсценировка русской народной сказки»

130

Г.Скребицкий «Мать». А.Барто «Весенняя гроза». ИКТ по теме урока.

РНК. Н. Носов «Ступеньки»

Текущий

131

Экскурсия в детскую библиотеку.

РНК. М. Карем «Растеряшка».

Текущий

132

Урок-праздник «Страна Читай-ка».

ИКТ по теме урока.

РНК. А. Кушнер «Что я узнал!»

Текущий

Проект по теме: «Мой читательский дневник»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КТП литературное чтение по программе "Школа России" 1 класс

КТП литературное чтение по программе "Школа России" 1 класс...

компьютерный тест по литературному чтению, тема «Летопись» («Школа России», 4 класс)

тест по литературному чтению, тема «Летопись» («Школа России», 4 класс), выполненный в программе PowerPoint  по шаблону Д. Иванова и памятка по его использованию...

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению к УМК "Школа России" 4 класс

Календарно-тематическое планирование по литературноу чтению к УМК "Школа России" 4 класс...

Рабочая программа по литературному чтению по программе "Школа России" 2 класс

Рабочая программа составлена на основе программы Климановой Л.Ф., Бойкиной М.В. «Литературное чтение» (Сборник рабочих программ «Школа России» 1 —4 классы. М.: Просвещение, 2011), которая разработана ...

Рабочая программа по литературному чтению, УМК "Начальная школа XXI", 3 класс

Рабочая программа по литературному чтению, УМК "Начальная школа XXI", 3 класс...

Тесты по литературному чтению, учебник часть1. Школа России. 4 класс

В материале предстиавлена подборка тестов, которые помогут учителю проверить знания учащихся по разделам учебника...

рабочая программа по литературному чтению по программе "Школа России"3 класс

Пояснительная записка Рабочая программа по литературному чтению разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 №273-ФЗ«Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государс...