План-конспект урока по теме: Произведения устного народного творчества об осени. Пословицы и поговорки, народные приметы, загадки.
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Гоголева Дарья Валерьевна

План-конспект урока по теме: Произведения устного народного творчества об осени. Пословицы и поговорки, народные приметы, загадки.

Класс: 2 

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока по теме: Произведения устного народного творчества об осени. Пословицы и поговорки, народные приметы, загадки.

Класс: 2 «Б»

Цель: способствовать развитию умения анализировать народные пословицы и поговорки, приметы, загадки

Задачи:

Образовательные:

- познакомить обучающихся с произведениями устного народного творчества

- учить правильно относить произведение к одному из жанров: пословица, загадка, примета

- совершенствовать навыки чтения

- совершенствовать умение находить ответы на вопросы в тексте

Развивающие:

- совершенствовать умение высказывать свои предположения на основе работы с пословицами и поговорками

- развивать речь, память, воображение

- развивать у учащихся умение обобщать

Воспитательные:

- развивать умение оценивать поступки, ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей

- способствовать нравственному воспитанию обучающихся

- воспитывать любовь к чтению, к книге

Оборудование: учебник, загадки, пословицы и поговорки с переставленными словами, презентация

Структура урока.

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания (5 минут)
  3. Актуализация знаний (2 минута)
  4. Сообщение темы урока
  5. Подготовка к восприятию (1 минута)
  6. Установка на восприятие
  7. Первичное восприятие (3 минуты)
  8. Проверка первичного восприятия (10 минут)
  9. Анализ произведения (12 минут)
  10. Обобщение (5 минут)
  11. Домашнее задание (1 минута)
  12.  Итог урока(1 минута)

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Самоанализ

Оргмомент

Мы начинаем урок. Проверьте, пожалуйста, как вы приготовились к уроку.

Дети проверяют свою готовность к уроку

Проверка домашнего задания

- Дома вам нужно было написать рассказ об осени в творческой тетради на странице 17.

- Проверим, что у вас получилось.

Читают рассказы

Актуализация знаний

- Вспомните, пожалуйста, имена поэтов, стихотворения которых мы изучали.

- К какому жанру относятся эти произведения?

- А если произведение создал народ, то к какому жанру мы отнесем это произведение?

- Какие существуют виды фольклора?

- А.С.Пушкин, С.Есенин, А.Плещеев, И.Токмакова, А.Майков

- поэзия

- фольклор

- пословицы, поговорки, сказки, загадки, песни,

Сообщение темы и задач урока

Сегодня на уроке мы познакомимся с произведениями устного народного творчества.

Подготовка к восприятию

- Что вы знаете о пословице?

О поговорке?

- Что такое примета?

- Что такое загадка?

- В каких произведениях устного народного творчества заключена народная мудрость?

- Пословица имеет поучительный смысл

- поговорка метко определяет какое-либо явление жизни.

- вид устного народного творчества

- в пословицах и поговорках

Установка на восприятие

- Сейчас мы с вами познакомимся с некоторыми пословицами и поговорками об осени. У вас на парте на карточке записана пословица или поговорка об осени, но слова в ней перемешались. А чтобы мы смогли понять, смысл, надо восстановить в них порядок слов.

Поработайте в паре, а потом озвучьте вашу пословицу и поговорку и объясните ее смысл.

В ноябре рассвет с сумерками среди дня встречаются.

В сентябре одна ягода, и та — горькая рябина.

Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сытна.

Холоден сентябрь, да сыт.

В ноябре зима с осенью борется.

Осенний дождь мелко сеется, да долго тянется.

В осеннее ненастье семь погод на дворе

Сентябрь красное лето провожает, осень золотую встречает.

Сентябрь птиц в дорогу погнал.

В октябре с солнцем распрощайся, ближе к печке подбирайся.

Октябрь венчает белый снег с великой грязью.

День прозевал — урожай потерял.

Ноябрьские ночи до снега темны.

Осень идет и за собою дождь ведет.

Осенью и у воробья пир.

Готовятся к выполнению работы в прах, слушают объяснение учителя

Первичное восприятие

Учитель организует работу в парах.

Восстанавливают порядок слов в пословицах и поговорках, анализируют.

Проверка первичного восприятия

- Проверяем, что у вас получилось. По очереди читаем пословицу или поговорку, которая у вас получилась, и объясняем ее смысл.

По очереди читают составленную пословицу или поговорку и объясняют ее смысл.

Анализ произведения

- Посмотрите внимательно на доску. А как назовем это произведение устного народного творчества?

- Знаете ли вы народные приметы об осени?

- Прочитаем некоторые народные приметы об осени.

Гром в сентябре – теплая осень.

В лесу много рябины – осень будет дождливая, мало – сухая.

Теплая осень — к долгой зиме.

Чем суше и теплее простоит сентябрь, тем позднее наступит зима.

Высоко птицы перелетные летят осенью, так снегу много будет, а низко - так малы снега будут

- Что вы можете сказать об их содержании?

- Что мы можем предположить, зная приметы?

- А это что за произведение?

- Как строится загадка?

- Какие загадки об осени вы знаете?

- Сейчас мы с вами будем отгадывать загадки. Я буду подзывать одного ученика к себе, дам загадку, он ее вам выразительно читает, а вам нужно будет загадку отгадать.

- народная примета

Ответы детей

Чтение примет

Ответы детей

Работают на интерактивной доске

- загадка

Выразительное чтение загадок с отгадыванием

Обобщение

- Итак, мы познакомились с произведениями устного народного творчества. Закрепим наши знания о фольклоре. Вам нужно будет соединить стрелочкой произведение с видами фольклора.

Работают на интерактивной доске

Итог урока

- С произведениями какого жанра мы сегодня работали на уроке?

- Что нового узнали?

Отвечают на вопросы учителя

Рефлексия

- Ребята, поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями об уроке.

- Что вам понравилось больше всего?

- Что вызвало затруднение?

Делятся своими впечатлениями об уроке, оценивают свою работу на уроке.

Домашнее задание

Принести сборники стихотворений и рассказов о природе, желательно об осени.

Записывают домашнее задание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Гром в сентябре – теплая осень. В лесу много рябины – осень будет дождливая, мало – сухая. Теплая осень — к долгой зиме. Чем суше и теплее простоит сентябрь, тем позднее наступит зима. Высоко птицы перелетные летят осенью, так снегу много будет, а низко - так малы снега будут. Народные приметы

Слайд 3

1) Гром в сентябре – теплая осень. а) загадка б) примета в) поговорка 2) Осень идет и за собою дождь ведет. 3) Летит, а не птица, Воет, а не зверь. 4) Осенний дождь мелко сеется, да долго тянется.

Слайд 4

1) Гром в сентябре – теплая осень. а) загадка б) примета в) поговорка 2) Осень идет и за собою дождь ведет. 3) Летит, а не птица, Воет, а не зверь. 4) Осенний дождь мелко сеется, да долго тянется.

Слайд 5

1) Гром в сентябре – теплая осень. а) загадка б) примета в) поговорка 2) Осень идет и за собою дождь ведет. 3) Летит, а не птица, Воет, а не зверь. 4) Осенний дождь мелко сеется, да долго тянется.



Предварительный просмотр:

В ноябре рассвет с сумерками среди дня встречаются.

В сентябре одна ягода, и та — горькая рябина.

Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сытна.

Холоден сентябрь, да сыт.

В ноябре зима с осенью борется.

Осенний дождь мелко сеется, да долго тянется.

В осеннее ненастье семь погод на дворе

Сентябрь красное лето провожает, осень золотую встречает.

Сентябрь птиц в дорогу погнал.

В октябре с солнцем распрощайся, ближе к печке подбирайся.

Октябрь венчает белый снег с великой грязью.

День прозевал — урожай потерял.

Ноябрьские ночи до снега темны.

Осень идет и за собою дождь ведет.

Осенью и у воробья пир.


Рыжий Егорка
Упал на озерко,
Сам не утонул
И воды не всколыхнул.
(Осенний лист)

Кто всю ночь по крыше бьёт 
Да постукивает, 
И бормочет, и поёт, убаюкивает?
(дождь)

Летит, а не птица, 
Воет, а не зверь.
(Ветер)

Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла...
Что? Скажите наугад!
Ну, конечно ...
(Листопад)

Не снег, не лед,
А серебром деревья уберет.
(Иней)

Королева наша, Осень,
У тебя мы дружно спросим:
Детям свой секрет открой,
Кто слуга тебе второй?
( октябрь )

Опустел колхозный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришел?

(Сентябрь) 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по теме "Горный пейзаж"

План-конспект открытого урока по теме "Горный пейзаж"...

План-конспект открытого урока по теме "Кисти и карандаши"

План-конспект открытого урока по теме "Кисти и карандаши"...

План-конспект открытого урока по теме "Натюрморт"

План-конспект открытого урока по теме "Натюрморт"...

План-конспект открытого урока по теме "Декоративный портрет"

План-конспект открытого урока по теме "Декоративный портрет"...

План - конспект бинарного урока по теме "Погода в разные времена года" (английский язык и информатика)

План - конспект бинарного урока по теме "Погода в разные времена года" (авторская разработка)...

План - конспект бинарного урока по теме "Погода в разные времена года" (английский язык и информатика)

План - конспект бинарного урока по теме "Погода в разные времена года", 4 класс (авторская разработка)...