Технологическая карта внеурочного занятия по теме «Путешествие в Цветочный город». 1 класс
методическая разработка по чтению (1 класс) на тему

Гафурова Ольга Владимировна

Внеурочное занятие по теме "Путешествие в Цветочный город" знакомит юного читателя с произведение Н. Носова "Приключения Незнайки". Дети учатся саомстоятельно искать нужную им информацию, грамотно владеть навыками работать  с книгой и словарем, владеть способами совместной деятельности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта внеурочного занятия по теме «Путешествие в Цветочный город».

                                                                                                                                                 1 класс, час чтения «Читоград».

Тема занятия:  Путешествие в Цветочный город.

Цель:  - формирование положительной мотивации к  литературным  исследованиям;

           - закладывать основы формирования грамотного читателя.

Межпредметные связи: литературное чтение, русский язык, изобразительное искусство, музыка.

Форма проведения занятия: игра-путешествие

Формы работы: групповая, работа в парах.

Ресурсы: произведение Н.Носова «Приключения Незнайки».

Оборудование: компьютер, магнитофон,  раздаточные карточки с творческими заданиями, мячи с буквами, сигнальные карточки, атрибуты персонажей  ( шляпа, галстуки, халат, колпаки), музыка «Гимн Незнайки», «Приключения Незнайки и его друзей».

Планируемые результаты обучения, в том числе и формирование ключевых компетенций.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ: владеть навыками работы с книгой, словаря; применять для решения задач информационные технологии; самостоятельно искать, извлекать систематизировать и анализировать информацию.

КОММУНИКАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ: владеть  умением аргументировать своё предложение, убеждать  и  уступать; владеть способами  совместной деятельности в группе, умение договариваться, находить общее решение; сохранять доброжелательное отношение друг к другу в  ситуации конфликта; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос окружающим.

СОЦИАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ: осознавать сущность поведения героев, умение анализировать их поступки, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами. 

КОМПЕТЕНЦИ ЛИЧНОСТНОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ:  овладеть способами физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки.

Этапы занятия,

решаемые задачи, время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ожидаемый результат

Формируемые компетенции

ОРГАНИЗАЦИЯ НАЧАЛА ЗАНЯТИЯ  (1,5 мин.).

Создать условия для включения в познавательную деятельность.

 Приветствие учителя. Организация внимания. Звучит музыка. На доске слайд № 1  с изображением Цветочного города.

- Вы слышали когда-нибудь про город из цветов?

Живут в нём коротышки из сказочных миров.

Цветочный город шумный – он в сказочной стране.

В нём чудеса, как птицы, порхают в вышине.

- Дорогие ребята, сегодня я приглашаю вас совершить сказочное  путешествие в Цветочный город. Вы знаете, что в путешествие могут встретиться разные испытания и трудности, с которыми нам необходимо будет справиться.

-  Вы готовы?

Ребята повторяют и  выполняют движения за учителем

Озвучена цель,  обозначена дальнейшая работа совместно с учащимися

- самоопределение

- инициативное сотрудничество

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА (1,5 мин).

Создавать положительный настрой.         

- Представьте себе, что у каждого из вас в руке есть перышко, перышко – желание, которое  поможет вам справиться со всеми заданиями. Загадайте его,

закройте глаза и повторяйте за мной.

Путешествовать хочу

И сейчас я полечу.

Ты лети, лети вперед,

Пусть поможет ветерок

-  Открывайте глазки, раскрывайте ладошки и постарайтесь подуть как можно дольше и дальше. --- Молодцы!

Выполняют упражнение на развитие речи,  дыхания, жестикуляции.

Проведена речевая разминка

- инициативное сотрудничество

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. АКТУАЛИЗВЦИЯ ИМЕЮЩИХСЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ  

И ЛИЧНОГО ОПЫТА УЧАЩИХСЯ (15 мин).

Организовать работу по  тексту

- Посмотрите,  у меня в руках как по волшебству оказалась волшебная сумка, а в ней шарики, возьмите каждый себе по одному. Чтобы  путешествие было интересным,   предлагаю разбиться на 2 команды. На доске слайд № 2  с заданием.

(на каждом шарике написана  отдельная буква)

- Как вы думаете, какое задание нужно выполнить?

Проводится игра «Путаница».

- Соберите из букв шариков название своей команды. Дружба  и Радуга.  Кто первым справится, поднимите сигнальную карточку в виде солнышка.

На доске слайд № 3  с изображением названий команд «Радуга» и «Дружба».

- Ребята, вспомните, кто жил в Цветочном городе? (коротышки).  Малыши и малышки  совсем не дружили.

На доске слайд № 4  с изображением малышей в Цветочном городе.

 - Кто ответит почему?  Для вас первое задание, придумайте 3 правила, которые помогут вам работать в группе. За правильные ответы  вы будете получать звездочки. Посмотрим, кто из вас справится.

Обсуждение.

Правила (предполагаемые)  для команд.

Уважай товарища.

Умей каждого выслушать.

Предлагай свой ответ.

- Ребята, у каждого путешествия есть свой секрет или тайна. Давай те и мы попробуем  разгадать,  чем же нас так  привлекают герои произведения

Н. Носова «Приключения Незнайки».

 На доске слайд № 5  с изображением персонажей, автора  Н. Носова.

- Но сначала, поближе познакомимся с некоторыми из них.

- Догадайтесь,  о ком идет речь. Опишите героя, расскажите, что вы о нем знаете.

Берусь всегда за все дела 
Немножко я зазнайка, 
Люблю командовать, приврать 
Зовут меня ...НЕЗНАЙКА 

На доске слайд № 6  с изображением Незнайки
- Почему его так назвали? 

- Следующая загадка, слушаем внимательно.

Маленький он, но серьезный и честный,

Знает он много и с ним интересно.

В цветочном городе этот мальчик живет,

И весь его там уважает народ.

На доске слайд № 7  с изображением Знайки

- А с кем бы вы  из этих персонажей хотели дружить?

- Почему?

- Какие эти два героя? ( противоположные, хороший – не очень хороший)

На доске слайд № 8  с изображением кроссворда

- А у нас впереди новое испытание – работа с

кроссвордом.

  1. Главный герой романа-сказки про коротышек? (Незнайка)
  2. Один из двух братьев, про которого Незнайка сочинил стихи:
    У …….. под подушкой
    Лежит сладкая ватрушка. (Авоська)
  3. Замечательный музыкант цветочного города. Умел играть на разных инструментах (Гусля)
  4. Этот герой управлял газированным автомобилем и всегда торопился (Торопыжка)
  5. Этот герой жил на улице Одуванчиков. Звали его Пудиком. Когда он начал писать, стихи он выбрал себе другое имя. Какое? (Цветик)

Работа в группах

Собирают слова из букв.

Составляют правила, обсуждают предложения каждого из группы.

Отгадывают загадки, высказывают свое мнение

Обдумывание, высказывание своего мнения

Работа в группах

Выполняют задание, стараются правильно ответить

Сформированы  на 2 команды

Собраны слова из букв

Составлены 3 правила

Ответы детей (отгаданы персонажи книги и дана им краткая характеристика)

Ответы и предположения детей

Ответы детей (разгадывание кроссворда)

- умение договариваться

- интерес к работе

- умение договариваться

- делать выводы по выполнению заданий

 - анализировать свою работу

 - проявлять активность высказываний

- находить ответы в книге, в иллюстрациях

- проявлять интерес к работе

 - владеть навыками работа с книгой

- владеть  умением аргументировать своё предложение

- осознавать сущность поведения героев, умение анализировать их поступки

- владеть  умением убеждать  и  уступать

- владеть способами  совместной деятельности в группе, умение договариваться, находить общее решение

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ. ( 20 мин.)

Организовать работу  по овладению способами деятельности и его применению.

На доске слайд № 9  с изображением эпизода сказки  «Как Незнайка стихи сочинял».

- Догадайтесь,  к какому эпизоду  можно отнести данную иллюстрацию.  

- Кем же хотел стать Незнайка?  Поэтом. Дайте лексическое значение этому слову.

На доске слайд № 10  с понятиями «поэт», «рифма»

ПОЭТ – писатель, автор стихотворных, поэтических произведений.

Чем стихи отличаются от произведений?

А что такое рифма? Дайте лексическое значение данному слову.

Рифма-созвучие концов стихотворных строк.

- К кому обратился Незнайка в  написании стихов? Давайте и мы с вами поиграем в рифмы. Вам необходимо прочитать строчки и найти слова, которые рифмуются.

Ребята получают карточки с заданиями.

На доске слайд № 11, №12  с аналогичными заданиями.

Вышел Пончик на прогулку,

Зашагал по переулку.

Вдруг навстречу во весь дух

На него летит петух.

Растеряйка утром встал,

Целый час штаны искал.

Заглянул он под кровать,

Там штанишек не видать.

- Молодцы!

- А теперь задание потруднее, поучимся  придумать рифму к словам.

Детям раздаются карточки с заданиями.

Все девчонки и мальчишки

Прочитали эти …….

В реке большая драка:

Поссорились два …

Очень весело Егорке

На санях кататься с …

Шла собака через мост

Четыре лапы, пятый …

 

Предположения детей

Словарная работа.

Обсуждение в малых группах и формулировка вывода.

Обсуждение в малых группах и подбор рифм к словам.

 

Ответы и предположения детей  на вопросы

Найдены  рифмы в строчках.

Составлены рифмы

 

- выдвижение гипотез и их обоснование

- умение выражать свои мысли

- умение работать с текстом, с построением рифм

- управление поведением партнера

- находят и выделяют  необходимую информацию

- договариваются о распределение функций и ролей в совместной деятельности, оказывают в сотрудничестве взаимопомощь

ФИЗМИНУТКА ( 1 мин.)

Снятие эмоционального и физического напряжения.

Проводится игра «В нашем классе все друзья»

В нашем классе все друзья.

Вы и мы,  и ты, и я.

Подружись с соседом слева,

Подружись с соседом справа.

В нашем классе все друзья.

Вы и мы,  и ты, и я.

Улыбнитесь соседу слева,

Улыбнитесь соседу справа.

В нашем классе все друзья.

Вы и мы,  и ты, и я.

Подружись (обнимись) с соседом справа,

Подружись (обнимись) с соседом слева.

- Молодцы. Тихо садимся на свои места.

Выполняют и повторяют слова, движения.

Выполнены упражнения для снятия усталости и напряжения.

- нравственно-эстетическое оценивание,  волевая саморегуляция.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ.

ИНСЦЕНИРОВАНИЕ ЭПИЗОДА  ( продолжение).

Использование полученных знаний на практике.

- Ребята для вас приготовили небольшую сценку из эпизода «Как Незнайка сочинял стихи».

Выступление ребят.

- Как восприняли друзья стихи Незнайки? 

Почему им не понравились эти  стихи?

Правильно ли Незнайка подобрал рифмы в своих стихах?

 - А как можно назвать эти стихи, которые высмеивают остальных? ( дразнилки, издевательство)

Показ эпизода  

Фронтальная работа

Показан эпизод

Ответы детей

- соотносить поступки героев с нравственными нормами; умение проживать текст.

- компетентность в общении и сотрудничестве с другими  в творческой деятельности

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗАНЯТИЯ. РЕФЛЕКСИЯ. (1 мин.)

Осознание учащимися результатов своей деятельности.

        

На доске слайд № 13  с пословицей.

Прочитайте пословицу.

 Где нет знаний, там нет и умений.

- Как вы понимаете смысл?

- Можно ли эти слова отнести к Незнайке? Сделайте вывод.

- Я знаю, что многим из вас нравится читать книги. Ребята подумайте и  постарайтесь дать рекомендации, тем,  кто  не читал произведение.

- Я тоже рекомендую прочитать вам  сказочную трилогию, которая нас выводит за рамки житейского опыта. Здесь можно получить массу научных сведений   техники и космоса.

На этом наше путешествие подошло к своему завершению.

Посчитаем у кого из вас сколько звездочек.

Вы все хорошо поработали, и я предлагаю  подвести нам итоги нашей работы, используя звездочки.

- Посмотрите внимательно на доску, перед вами радуга из Цветочного города.        

- Возьмите каждый по звездочке, если вам понравилось путешествовать прикрепите ее на доску. Если не понравилось, можете оставить себе.  На доске слайд № 14  

-        Мне тоже понравилось с вами путешествовать. Молодцы. Спасибо за урок.

Звучит музыка «Путешествие Незнайки».

Размышления над заданием, объяснение смысла пословицы

Принимают решение

Ответы детей

Дают самооценку своей деятельности и её результатов.

- уметь применять знания,  грамотно выражать свои мысли

- самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта внеурочного занятия по теме "Птицы. Работа с природным материалом". 3 класс

Тема  занятия: Птицы. Работа с природным материалом.Цели занятия: учить изготавливать птиц из природного материала, замечать красоту и разнообразие форм в природе.Задачи: развивать и закреп...

Технологическая карта внеурочного занятия по теме "Иллюстрируем любимые произведения". 1 класс

Представленная технологическая карта разработана для проведения внеурочного званятия в первом классе по теме "Иллюстрируем любимые произведения". Целью данного занятия является развитие...

Технологическая карта внеурочного занятия по теме "Ох уж эти фразеологизмы" к курсу русского языка (4 класс)

Технологияческая карта внеурочного занятия по теме: "Ох уж эти вразеологизмы".Данное внеурочное занятие направлено на развитие познавательного интереса детей младшего школьного возраста к из...