Обобщающий урок-игра «Летописи, былины, сказания, жития»
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Ирина Валентиновна Антонова

Главная цель урока-  - приобщение к чтению, к родному слову, к истории и современной жизни России. На уроке осуществляется  "погружение" учащихся в соответствующую историческую среду. Былины воспитывают  любовь к родной земле, гордость её богатством, могуществом и красотой. Былины способствовали формированию и развитию национального самосознания обучающихся. Викторины на материале былин и летописей обладают исключительной занимательностью и являются богатой почвой для формирования стойкого познавательного интереса и развития логического мышления школьников. Одним из важных требований к выбору методов обучения является необходимость активизации учебно-познавательной деятельности слушателей. Активная мыслительная и практическая деятельность обучаемых в учебном процессе является важным фактором повышения освоения изучаемого материала. Непосредственное вовлечение обучаемых в активную учебно-познавательную деятельность в ходе учебного процесса связано с применением соответствующих приемов и методов, получивших название активных методов обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

Предмет:

Литературное чтение 

Тема:

Обобщающий урок-игра «Летописи, былины, сказания, жития» 

Цели урока:

Обобщить знания по разделу

Задачи урока:

-Формировать представление о героическом прошлом народа Древней Руси, великих русских богатырей – защитниках Земли русской;

-Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желания подражать героям былин, любви к родителям и родной земле

-Учить прислушиваться к мнению товарищей, принимать правильное решение в коллективе, отстаивать свою точку зрения;

- развивать речь, мыслительные операции и творческие способности.

Этапы урока

Детальное описание этапов урока

Актуальность

Материалы/
IT ресурсы

Орг. момент

Все может русская земля!

Может накормить тебя вкусным и теплым хлебом, напоить родниковой водой, восхитить своей красотой. А только защитить себя не может. Поэтому защита Отечества и родной земли — долг тех, кто ест ее хлеб, пьет воду, любуется ее красотой.

Родина! Отечество святое1

Перелески, рощи, берега.

Родина отцов и дедов.

Мы влюбились в эти клевера,

Родниковой свежести отведав

С краешка звенящего ведра.

Это позабудется едва ли

И навек останется святым.

Землю ту, что Родиной назвали,

Коль придется, сердцем защитим!

выходит ученик, одетый в одежду русского богатыря:

Как сильны могучие богатыри на славной Руси!

Не скакать врагам по нашей земле!

Не затмить им солнце наше красное!

Век стоит Русь — не шатается!

И века простоит — не шелохнется!

 Нетрадиционная начало урока создает положительный эмоциональный настрой детей на урок

 Костюм богатыря

Актуализация знаний

Сегодня мы отправляемся в виртуальный музей и познакомимся с богатырями земли Русской. Мы проведем конкурсы и определим,  кто же достоин звания настоящего богатыря.

Класс делится на команды. Каждая команда выбирает себе название, связанное с былинами и летописями. Каждая команда получает изображение щита, на который будут прикрепляться цветные фишки за правильный ответ.  (фишки красного, синего, желтого, зеленого и серого цветов за вопросы в 10,20,30,40,50 баллов соответственно)

          Конкурс 1 Машина времени

 

10.  В каком веке впервые на Руси начали записывать сведения о происходящих событиях? ( В 11 веке.)

20.  Одним из первых летописцев был … (Монах Киево-Печерского монастыря Нестор, одарённый человек.)

30.  В каком году Русь впервые услышала о набегах татаро-монгол на свои земли? (В 1224 году.)

40.  Этой датой начинается отрывок из летописи « И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда», данный в учебнике? Назовите её. (В лето 6 415 (907) и в лето 6 420 (912).)

50.  Московский князь Дмитрий Иванович разбил на Дону полчища хана Мамая, за что был прозван Донским. Откуда мы это узнали? (Из летописей.)

10.  Прочитайте выразительно понравившийся отрывок из любого прочитанного произведения.

20.  Однажды мальчик Варфоломей встретил старца монаха, который помог ему выбраться из леса. И этот мальчик решил тоже стать монахом. Какое новое имя он получил и прославил Русь?  (Сергий Радонежский.)

40.  Мы находимся у стен храма Святой Софии, радостные новгородцы встречают победителей. На высокий деревянный помост поднимается сам князь в железных доспехах и ярко-красном плаще. Вся площадь затихла. Александр Невский поднял руку, указал на рыцарей взятых в плен, и сказал …. Что он сказал? Озвучьте. («Кто к нам с мечом придёт, от меча и погибнет! На том стояла и стоять будет земля Русская!»)

50.  Перед Куликовской битвой  к нему прибыл князь Дмитрий за советом К кому и что князю сказали? (Это был Сергий Радонежский. Он благославил Дмитрия Ивановича на этот подвиг и отправил с князем двух монахов богатырей – Пересвета и Ослаблю.)

 Викторины на материале былин и летописей обладают исключительной занимательностью и являются богатой почвой для формирования стойкого познавательного интереса и развития логического мышления школьников.

 презентация

Конкурс пословиц

Команды собирают пословицы из слов

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей..

Своя земля и в горсти мила.

На чужой сторонушке рад своей воронушке.

Смелость города берет.

Тот герой, кто за Родину горой.

Храбрый побеждает, трус погибает.

За правое дело стой смело!

Один за всех, все за одного!

Сам погибай, а товарища выручай!

С родной земли — умри, не сходи!

Жить - Родине служить!

Не тот герой, кто награду ждет, а тот герой, кто за народ идет!

Кто смел да стоек, тот десятка стоит.

Тяжело в ученье, легко в бою.

Где смелость — там победа.

Мужественно биться — победы добиться!

За край родной насмерть стой!

 Пословицы и поговорки- это тот текстовый материал, который дети любят, который им интересен, а следовательно, работа с ними положительно эмоционально окрашена для ученика, что в значительной степени содействует усвоению материала.

 Карточки с пословицами, разрезанными на части

Физминутка

В Древней Руси родовым деревом считался дуб. Уходя в поход, богатыри подходили к дубу, брали с собой листок и горсть родной землицы. Этот обычай брать с собой горсть земли сохранился до сих пор с тех далёких времен от наших предков.

Дуб - могучее дерево, он почитался на Руси за жизнестойкость, давал силу людям, ему поклонялись и отдавали честь.

Встанем в круг и сделаем хороводный обряд - поклонение дубу:

У нас рос дубок(Сидя на корточках, дети медленно поднимаются, тянут руки вверх.)

Вот таков! Корень его

Вот так глубок! (Наклоняются вниз, показывая корень.)

Листья его - Вот так широки! (Развести руки в стороны.)

Ветки его - Вот так высоки! (Руки вверх.)

Ах, ты дуб-дубок, ты могуч. (Медленно поднимают сцепленные руки вверх.)

На ветру ты, дубок, скрипуч. (Покачивания руками.)

Дай мне силы, отваги, добра, (Правая рука на сердце.)

Чтобы землю родную

Защищать от врага!

Хоровод-результат коллективного творчества. Хоровод, сплачивая людей, гармонизируют отношения с миром, приносит радость.

Конкурс капитанов (воевод)

Задача капитанов- найти и подчеркнуть в этом списке только имена богатырей.

На листочках запись.

Илья Муромец, Тугарин Змеевич, Василий Буслаевич, Никита Романович. Мороз Иванович, Святогор, Владимир Никитич, Алёша Попович, Карабас Барабас, Микула Селянинович, Добрыня Никитич, Михайло Потапович.

 Игровые технологии, являясь  одной из уникальных форм обучения, позволяют сделать интересными и увлекательными  будничные шаги по изучению базового материала.  Если мы вложим образовательное содержание в игровую оболочку, то сможем решить одну из ключевых проблем педагогики – проблему мотивации учебной деятельности.

 Карточки с индивидуальными заданиями

Конкурс старинных загадок

Поиграем в одно из любимых забав богатырских-

в отгадывание загадок. Но загадки не простые, а старинные:

1) И у тебя, и у меня,

И у попа, и у кота,

И у щуки в море

И у дуба в лесу. ( имя )

2) Горшочек умён

Семь дырочек в нём. ( голова человека )

  1. Не крылата, а перната, как летит,

Так свистит, а сидит, так молчит. ( стрела )

4)Построен хлевец

Для пяти овец. (рукавица)

5)Два арапа- родные брата,

Ростом по колено,

Везде с нами гуляют

И нас защищиют. (сапоги)

6)Две головы, шесть ног, две руки , один хвост. ( всадник)

 Использование старинных загадок развивает мыслительную деятельность обучающихся, развивает речь, эмоционально окрашивает урок.

 презентация

Рефлексия

Ребята, мы знаем, что рукоятка меча и ножны для меча украшались орнаментом и узором.

– Что означал на щите и на ножнах меча знак Солнца. Почему именно этот знак красно-солнышко наносили на щит, на рукоятки меча и на ножны.

Знак солнца был призван помогать богатырю отражать удары врага, сохранять ему жизнь.

Нарисуйте солнце и раскрасьте его оранжевым, если у вас все получилось легко

Желтым, если были затруднения

Синим, если было трудно

Ну вот и справились наши ребята со всеми богатырскими заданиями. Показали свою силу, ловкость, смелость. Думаю, и нашу русскую землю смогут защитить.

А и сильные, могучие богатыри на Славной Руси!

Не скакать врагам по нашей земле,

Не топтать их коням землю Русскую,

Не затмить им солнце наше красное.

Век стоит Русь – не шатается!

И века простоит, не шелохнется!

Рефлексия или размышление является одной из составляющей технологии формирования критического мышления в обучении

Домашнее задание

Стр.34 задание 9

 Домашние задания эффективны в воспитании потребности в обосновании утверждений, в воспитании навыков самостоятельности. Важны задания на систематизацию знаний и их обобщение, на применение знаний и умений в комплексе, на углубление и расширение знаний и умений

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок - игра "По природным зонам России"

Игровое поле делится на 4 сектора и очки. Класс делится на две комнаты. Команды по очереди выбирают тему и вопрос на любое количество очков. (Вопросы усложняются по мере возрастания очков). После обсу...

Проверочная работа по литературному чтению по теме «Летописи, былины, сказания, жития".

Проверочная работа по литературному чтению по теме «Летописи, былины, сказания, жития" в 4 классе "Школа России"....

обобщающий урок - игра "Летописи, былины, сказания и жития" для 4 класса

Это презентация по литературному чтению, на основе телевизионной игры "Своя игра", отличиt в том, что учащиеся играют командами и набирают такое количество очков, какое им самим надо....

Урок-игра "Летописи, былины, сказания, жития".

Презентация  к уроку, посвященному летописям, былинам, сказаниям, содержит  игровые задания для учащихся 4 класса....

Своя игра. Урок литературного чтения "Обобщение по разделу "Летописи, былины,сказания, жития"

Своя игра. Урок литературного чтения "Обобщение по разделу "Летописи, былины,сказания, жития"...

Урок-игра "Летописи, былины, сказания, жития" (Школа России) 4 класс

Это презентация итогового урока по литературному чтению в 4 классе к разделу "Летописи, былины, сказания, жития" (Школа России). Она поможет в интересной игровой форме подвести итог изученно...

Обобщающий урок-игра «Летописи, былины, сказания, жития»

Урок литературного чтения в 4 классе....