Урок чтения в 4 классе "Два великих мастера "( по рассказу К.Паустовского "Корзина с еловыми шишками")
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Раскрытие идеи и смысла рассказа К.Паустовского "Корзина с еловыми шишками". На уроке показаны два великих мастера : К.Паустовский - мастер слова и Э.Григ - мастер музыки. Надо жить, принося радость другим людям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_chteniyu.docx25.75 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Литературное чтение.

Класс: 4

Тема: К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Два великих мастера.

Цель: Раскрытие идеи и смысла рассказа К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками».

Задачи:

1.Познавательные: Вычитывать все виды текстовой информации. Пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, не сплошной – иллюстрация ). Перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу). Осуществлять анализ и синтез. Устанавливать причинно- следственные связи. Строить рассуждения.
2. Личностные:
 Интерес к изучению темы. Осознание ответственности за произнесённое. Учебно-познавательный интерес к произведению. Развитие эстетических чувств.   Понимание чувств других людей и сопереживание им.

3. Регулятивные. Корректировать свою деятельность. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других.

4. Коммуникативные: Оформлять свои мысли  в устной форме с учётом речевой ситуации. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Владеть монологической и диалогической формами речи. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. Слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения. Задавать вопросы.

 Планируемые результаты:

                                                   Предметные:

1. Строить рассуждения

2.  Извлекать информацию

Метапредметные:

Регулятивные

  1.  Оценивать свою и коллективную работу.

Коммуникативные

  1. Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, высказывать свою точку зрения.
  2. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль.

Познавательные:

  1.  Владеть общими способами решения конкретных учебных  задач.

                                                      Личностные:

  1. Формировать положительное отношение к учению.
  2. Формировать установку на здоровый образ жизни.

Оборудование

  1. Компьютер
  2. Экран
  3. Презентация
  4. Карточки с заданиями
  5. Корзина с шишками.

I.  Этап мотивации

1. Наш урок мне хочется начать   притчей: Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

— Всё в твоих руках.

-Давайте скажем : «Всё в  моих руках».  

        - Как вы понимаете выражение  Мастера «Все в твоих руках»?

(Ответы детей)

         

Вывод:        - Многое в жизни зависит от нас самих, например, в наших руках желание учиться, узнавать что-то новое, интересное, отвечать на уроке, рассуждать.

 II. Актуализации знаний.

Послушайте и подумайте, откуда  эти строки?    

     

Варюша думала было надеть перстень на указательный палец, чтобы повидать белый свет со всеми его чудесами, но посмотрела на все эти Цветы, на липкие березовые листочки, на ясное небо и жаркое солнце. Послушала перекличку петухов, звон воды, пересвистывание птиц над полями – и не надела перстенек на указательный палец.

(«Стальное колечко»)


Запахло паленой кожей. Барсук взвизгнул и с отчаянным воплем бросился обратно в траву. Он бежал и голосил на весь лес, ломал кусты и плевался от негодования и боли.

 («Барсучий нос»)


Заяц не продажный, живая душа, пусть живет на воле. При сем остаюсь Ларион – Малявин.

(«Заячьи лапы»)


О чем эти произведения? (о природе, о животных, о людях)              

На доске: (о природе, о животных, о людях)

«Стальное колечко»                                  

«Барсучий нос»                                              

«Заячьи лапы»

 Я на урок  принесла волшебную корзину. К какому произведению относится этот предмет?

Назовите тему сегодняшнего урока.

(Портрет Паустовского)

-А о чем произведение К.Паустовского «Корзина с еловыми шишками»?

- К. Паустовский писал не только о природе, но и о замечательных людях. Он встречался со многими известными людьми: композиторами, художниками, писателями. Часто Константин Георгиевич описывал случаи из их жизни. Надо отметить, что с человеком, о котором мы будем сегодня читать, К.Г. Паустовский познакомился через музыку.

Размышляя по теме урока, вы поймете, почему наша корзина волшебная.

Какая же наша цель урока?

 III. Этап «открытия» новых знаний.

1. Работа над содержанием рассказа.

             а) Беседа по  первой части рассказа.

         -   Насколько хорошо вы помните содержание, узнаем из беседы.  

        - Вспомните, какое важное событие описывается в первой  части?

                                      (Встреча композитора Грига с Дагни.)

- Где происходит место действия? (В осеннем лесу.)

         -  Автор дважды описывает нам  лес: в самом начале рассказа и чуть подальше перед встречей композитора и девочки.

Б) выборочное чтение

-Прочитайте описание леса, в котором встретились восьмилетняя девочка и композитор.

Чем вам нравится это описание?

 Как вы думаете, случайно ли это? (Тем самым он  хочет подчеркнуть красоту природы и донести эту красоту до нас с вами!).

            - Как бы вы озаглавили 1 часть? (Встреча в осеннем лесу)

В) чтение по ролям

        -  Давайте вспомним, о чём  разговаривали норвежский композитор и маленькая девочка,  Полина и Виталий исполнят по ролям.  ( с. 70)

              - Как вы думаете,  почему автор так подробно описывает первую встречу Дагни и Э. Грига? (Наверное, чтобы показать её значимость, важность для чего- то!)

                        - Почему у Грига появилось желание подарить девочке подарок?

(Она ему очень понравилась.)

 

Почему композитор решает сделать девочке необычный подарок, подарить музыку? Готовы открыть эту тайну?

(Выслушиваются предположения детей)

          1. Эта девочка живёт в лесу. Возможно, она для Грига – воплощение природы, у неё зеленоватые зрачки.

         2. Дагни - девочка из народа, а Григ любил простых людей.

         3. И, наконец, возможно,что  девочка для Грига представитель молодого  нового поколения,  которому он хотел бы оставить свою музыку.)

        

        - А самое главное, Григ увидел тяжелую корзину, которую несет Дагни, и он понял, что, она тоже часто гуляет по лесу, значит она любящий  природу человек и может быть сможет понять ту музыку, которую напишет композитор. А ещё  она трудолюбива, заботится о дедушке, значит она очень добрая, чуткая.

         - Как он понял, что она заботиться о дедушке, что она добрый, чуткий человек? (Она собирала еловые шишки).

            - Для чего девочка собирала еловые шишки?

Девочке нравился запах шишек.

В них много смолы, следовательно:

    - ими могли топить печь;

    - смолили лодки, верёвки, бочки;

    - коптили рыбу.

Дед-лесник учил девочку выращивать молодые ели.

Что интересного вы еще узнали про еловые шишки?

(Выступление ученика)

 

С древнейших времен люди использовали в лечебных целях всевозможные растения. Однако мало кому известно, какими уникальными лечебными свойствами обладают обыкновенные ЕЛОВЫЕ ШИШКИ. Чем больше будет их в нашем доме, тем чище будет воздух, которым мы дышим. Они содержат эфирное масло.         Хорошо заготовить еловые шишки на зиму, причем, не срывая с деревьев, а подбирая с земли.

          -  Кто – то может мне   раскрыть тайну и сказать, почему же рассказ называется «Корзина с еловыми шишками»? (Слайд с вопросом)

- Корзина сыграла огромную роль для того, чтобы Григ написал для Дагни музыку. Если бы девочка не пошла в лес,  то она не встретила бы Грига, а если бы не было корзины, то автор не смог бы сразу понять, какой она добрый чуткий человек!

  Физкультминутка.

А теперь ребята, встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад.

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели вновь за дело.

        Б) Беседа по второй  части рассказа. Работа с текстом.

- Как бы вы озаглавили вторую часть? (В доме композитора  или Рождение музыки)

 - Найдите и прочитайте   с чем сравнивает Григ девочку?   с.  7
- А теперь прочитайте строки, в которых рассказывается о том, что видел  Григ, когда писал музыку? («Он писал и видел….»)    с.
- На что была похожа музыка? (На звон, лившийся ручьями из дома!)

   

 - С чем сравнивает автор  дом музыканта? (Жилище дровосека)

 - Что было украшением дома Грига? (Рояль) (Слайд «Дом Э.Грига»)

 -  Дом был почти пустым!  

 - А счастлив ли был там Григ? (Да!)

 - Почему он считал себя счастливым человеком?

 - Найдите в тексте, как он рассуждает. ( с.  75)

В) РАБОТА В ГРУППАХ.

В произведении много  художественных средств.  (Слова в приложении )

1 ГРУППА -Находит олицетворения.

2 группа- сравнения.

3 группа –эпитеты.

           

               

         Г) Прослушивание пьесы Э.Грига «Утро».

 

 -А сейчас я вам предлагаю отправиться на концерт и прослушать то самое музыкальное произведение, которое было написано для Дагни.

          -Представьте, что вы находитесь в большом концертном зале. Найдите себе местечко, расположитесь поудобнее и постарайтесь услышать, как меняется музыка, как композитор рисует природу. Слушайте внимательно, а потом скажите, какие картины возникли в вашем воображении?

(Хочется   немного помолчать, подумать.  Как будто попал в Норвегию,  в тот лес, к тому морю, услышал шум прибоя, веселое эхо в горах, шелест листьев, хочется еще немного побыть там).

Композитор в этом произведении изображает восход солнца.

Солнышко всходит

И небо светит.

Природа проснулась

И утро пришло.

- А как вы думаете, назвал свой музыкальный подарок Э.Григ? (Пьеса «Утро»)  

«Утро» это не только музыка, но и пьеса. Как вы понимаете   слово пьеса найдите в толковом словаре.  (с. 636)

                   

 ПЬЕСА — законченное небольшое по форме музыкальное сочинение.

- Что помогло Э. Григу написать  такую музыку для Дагни?

                                             (Красота окружающего мира)

- Композитор черпал вдохновение в том, что его окружало.

 г) Беседа по 3-й  и 4-й части рассказа.  Работа с текстом.

-О чем говорится в 3-й части?

Как озаглавим эту часть? (В гостях).

- По какой причине Дагни покинула дом? (Исполнилось 18 лет, поехала в гости).

 -Что сказал отец? (Пускай посмотрит свет, как живут люди и немного повеселится)

- О чём говорится в 4-й части рассказа?

- Как назовем? (Долгожданный подарок).        

- Где и когда Дагни удалось получить свой подарок?  (На концерте)        

- Что же она почувствовала, когда впервые услышала симфоническую   музыку?  Прочитайте!     с.  81

- Почему Дагни плакала?

- За что Дагни благодарила Грига?

- О чем думала Дагни, выходя из парка? Зачитайте! (Последний абзац)

- О чём она сожалела?

           - Как вы считаете, счастливый конец у рассказа  или нет?

(Э.Григ смог выполнить своё обещание, девочка получила подарок, а самое главное она поняла то, о чём хотел сказать ей композитор!)

Каким красивым словом называла Дагни Грига?

(Волшебник и великий музыкант!)

-Почему?

-Благодаря музыке Дагни вспомнила детство. Детство – это то прекрасное мгновение, которое нельзя вернуть.        Успейте насладиться детством, и вы поймете, что жить в мире - самый лучший подарок от природы!

- А вот для  чего живёт человек?

     (Чтобы дарить радость другим людям от чистого сердца, не за спасибо, любить природу, самому радоваться)

К.Паустовский считал, что открывать прекрасное и романтичное в самом обыденном – вот основная задача человека на земле.

(Слайд со словами Паустовского)

          III. Этап включения в систему знаний и повторения.

Можно ли волшебником  назвать  К.Паустовского – автора произведения?

(Великий мастер – словом)

-Чем похожи писатель и композитор в этом произведении?

(Это 2 мастера: один мастер слова, другой – музыки)

- Как вы думаете, что заставляет людей писать музыку, стихи, рассказы, картины?

(ответы детей)

        Мир вокруг нас огромен, удивителен, необыкновенно красив и когда талантливый человек вдруг ощущает это, ему хочется поделиться с другими людьми своим открытием, и он старается передать красоту мира словами, или красками, или музыкой.

        

IV. Рефлексия

-Перед вами снова волшебная корзина.   Что волшебного в ней?

(Шишки)

-Почему шишки?

(На уроке изучали произведение Корзина с еловыми шишками)

-Давайте посмотрим, что в ней находится.

(открываешь, показываешь детям)

И правда еловые шишки.

- Я предлагаю взять в руки корзину, получить от неё положительную энергию. Кто желает?

(Выходит ученик, учитель задает вопрос)

-Что прекрасного открыли мы с вами в рассказе К.Г.Паустовского?

  (Надо жить, принося радость другим людям.)

V . Оценивание.

    Я желаю вам найти этот дар и раскрыть его людям, как  Григ, Паустовский и другие прекрасные композиторы, художники, писатели.

Успех урока оцените сами, используя лестницу знаний.

Лестница успеха        
YI. Домашнее задание.

 Продолжить рассуждение и  написать в тетради «Чем должен жить человек»

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения УМК "Гармония" по произведению К.Д. Паустовского "Корзина с еловыми шишками"

Конспект урока литературного чтения  УМК "Гармония"  4 класс по произведению К.Д.Паустовского "Корзина с еловыми шишками" , к уроку прилагается презентация....

Конспект урока чтения во 2 классе по теме "Рассказ "Снеговик" по Г.Скребицкому".

Урок построен на широком использовании наглядно-иллюстративного материала в форме фигурок и презентации, а также графического материала, в форме опорного словаря, так как глухие учащиеся 2 класса имею...

Открытый урок по рассказу Паустовского "Корзина с еловыми шишками"

Урок внекласнного чтения в 4 классе по рассказу К.Г.Паустовского "Корзина с еловыми шишками"...

Презентация к уроку чтения в 4 классе по теме:"«Рассказ Е.Чарушина «Рысь» для обучающихся специальных (коррекционных) школ II вида (II отделение III вариант)

Материал предназначен для педагогов специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида(II отделение III вариант), а также для педагогов, работающих с детьми с нарушением слуха в условиях и...

Методическая разработка урока по литературному чтению в 4 классе. Тема: К.Г.Паустовский. Корзина с еловыми шишками.

Аннотация к методической разработке урока "Корзина с еловыми шишками".Константин Георгиевич Паустовский - классик отечественной литературы. Паустовский был уверен, что книги "следует пи...

Самоанализ открытого урока по литературному чтению в 4 «В» классе К. Г. Паустовского ««Корзина с еловыми шишками»

Самоанализ открытого урока по литературному чтению в 4 «В» классе К. Г. Паустовского ««Корзина с еловыми шишками»...

Технологическая карта урока чтения во 2 классе по теме «Рассказ «Вкусный урок» по Т. Шарыгиной

   Урок по теме «Рассказ «Вкусный урок» по Т. Шарыгиной  разработан на основе  рабочей  программы учебного предмета «Чтение и развитие речи&raqu...