Дидактический материал для уроков обучения грамоте. 1 класс
план-конспект урока (1 класс) по теме

Панарина Татьяна Викторовна

Материал  прдназначен для уроков обучения грамоте. Возможно редактирование  сложных слов, предложений  по усмотрению учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lektsiya_3._bukvy_u_ch._gruppa_21.docx30.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЛЕКЦИЯ №4  

ТЕМА:  Письмо прописных ( заглавных) букв  У, Ч  

Орг. момент

1.Пальчиковая гимнастика

Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый сильный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

Этот пальчик хоть и мал, он и ловок и удал.

2. Вспоминаем правила письма. 

Взяли ручку, сядем прямо,

Развернем углом тетрадь,

Скоро нас попросит мама

Научить ее писать!

Красиво и чисто в тетради пиши:

Наклон соблюдай, никуда не спеши!

1.Знакомство  с написанием  прописной (заглавной)  буквы  У

1. Проблемная задача. Стихи

Стихи про букву У

Я нашёл сучок в лесу,
Он похож на букву ... (У)

«Улыбка», «Устрица», «Удод», —                                                                           В них буква общая живет. (Буква «у»)

Буква У напомнит ушки                                                                                                            У зайчонка на макушке.
 У улитки рожки тоже                                                                                                                                               Так на букву
У похожи!
 Пририсуем сук к стволу –                                                                                                                   И увидим букву
У.                                                                                                                У рисуем угольком,                                                                                                                      Палку к палке – уголком.
Угол. Уголь.
У мы слышим.                                                                                                У в начале слов напишем.

2.Рассматривание букв  У

- Чем похожи и чем отличаются печатная и письменная буквы  У?                                       – Из скольких  элементов она состоит?  Назовите их.      

(крючок – первый элемент заглавной буквы И  и прямая наклонная линия с закруглением внизу влево )   ПОКАЗ  НА  ДОСКЕ  ЭЛЕМЕНТОВ  У

3.Пробное написание буквы  на доске по алгоритму

Красиво и чисто в тетради пиши:
Наклон соблюдай, никуда не спеши!

- Давайте  составим  алгоритм  написания заглавной буквы  У?

Алгоритм написания: 

Буква У состоит из двух элементов. Начинаем писать чуть ниже середины широкой вспомогательной строки. Ведем руку вверх вправо, закругляем, ведем наклонную линию вниз к нижней линии рабочей строки. Чуть не доводя до верхней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до верхней линии рабочей строки, ведем чуть вправо вверх.

Второй элемент должен находиться на одинаковом уровне с первым. Ведем вниз наклонную линию. Чуть не доводя до нижней линии рабочей строки, закругляем ВЛЕВО  и чуть поднимаемся над нижней линией рабочей строки.)

1 строка: У У У У У У У

Самоанализ написанного.             Анализ каллиграфических ошибок.

4.Письмо слогов -слияний

  У – у – у!  У – а!   Ух!   Ура!  

4. Письмо  слов  с  буквой  У

- Давайте  вспомним,  какие слова в русском языке пишутся с заглав. буквы?

2  строка:    Ульяна  Устинья  Усман                                                                                                                                                              

Русские мужские имена на букву У                                                                                                                          Ульян — принадлежащий Юлию,    Устин — справедливый

3 строка:    Уфа  Ульяновск  Урал                                                                                        4 строка:                                                                                                                                                

Умка     ( Смотреть мультик про Умку –ютуб)

Урфин    (Джюс – Ал..Волков),       

Юго-запад Волшебной страны населяли Жевуны – робкие и милые человечки, у которых взрослый мужчина ростом не превышал восьмилетнего мальчика из тех краев, где люди не знают чудес.

Повелительницей Голубой страны Жевунов была Гингема, злая волшебница, обитавшая в глубокой темной пещере, к которой Жевуны боялись приближаться. Но среди них, ко всеобщему удивлению, нашелся человек, построивший себе дом неподалеку от жилища колдуньи. Это был некий Урфин Джюс.

От своих добрых, мягкосердечных соплеменников Урфин еще в детстве отличался сварливым характером. Он редко играл с ребятами, а если вступал в игру, то требовал, чтобы все ему подчинялись. И обычно игра с его участием оканчивалась дракой.

Ундина – героиня сказки братьев Гримм   

Играли раз братец с сестрицей у колодца и, играючи, упали оба в колодец. А жила там внизу ундина  (Ундины — это русалки,  духи воды, красивые, с прекрасным голосом) , вот она и говорит:

— Уж теперь-то вы мои! Теперь вы должны на меня прилежно работать, — и увела их с собой.

Дала она девочке прясть запутанный жесткий лен, и к тому же ей пришлось наливать воду в бездонную бочку; а мальчика заставила рубить дерево тупым топором; и получали они вместо еды одни только твердые, как камень, клецки. Стало, наконец, детям совсем невмоготу, и они выждали, когда однажды в воскресный день ундина была в церкви, и убежали. А так как церковь находилась по пути, то ундина заметила, что птички-то улетели, и пустилась за ними большими прыжками в погоню. Но дети увидели ее издали, и бросила девочка позади себя щетку, — и выросла вдруг большая гора щеток с тысячами тысяч колючек, и пришлось ундине пробиваться через нее с большим трудом; но, наконец, она все-таки сквозь нее пролезла. Как увидели это дети, бросил мальчик тогда позади себя гребенку, — и поднялась большая гора из гребенок с тысячами тысяч зубцов; но ундина знала, как за них уцепиться, и, наконец, все-таки по ним прошла.

Бросила тогда девочка вслед за собой зеркало, — и выросла зеркальная гора, и была она такая скользкая, что никак не могла злая ундина через нее перелезть. И подумала ундина: «Лучше пойду я скорее домой, возьму свой топор да разрублю зеркальную гору надвое». Но пока она вернулась назад и разрубила зеркала, дети уже давно убежали далеко-далеко, — и пришлось ундине опять опуститься в свой колодец.

Физминутка «Капуста!»                                                                                                  Мы капусту рубим-рубим (размашистые движения руками, как топором),                Мы капусту мнём-мнём («мнут капусту»),                                                                  Мы капусту солим-солим («берут» щепотку соли и «солят»),                                     Мы капусту жмём-жмём (сгибание и разгибание кистей рук).

2.Знакомство  с написанием  заглавной буквы Ч

1. Проблемная задача. Стихи

«Чудо», «чайник», «Чебурашка»,                                                                                                                                                                   «Чепчик», «чин», «чалма» и «чашка»                                                                                                             Первой эту букву ставят,                                                                                                                                                   Дружат с нею, любят, славят.                                                                                                                         Есть в «руЧье» она, в «парЧе».                                                                                                            Эта буква — ... (буква «ч»)

Да, вы правильно решили:
Букву пишем как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя. (
Ч) 

Грамматическая  сказка «Буква Ч»

На одном из чердаков четырехэтажного дома жила Буква Ч.                                         А какая она была почемучка!!! А уж вопросов задавала-четыре тысячи!
  -Что? Почему? Зачем? Отчего? Чей? За что? О чем?
  Часто из чулана к букве Ч приходил почаевничать паучок Чуча. Чуча был чудак, читал Чехова, носил тапочки с начесом и очки. Паучок садился в кресло-качалку и приговаривал:
-Чудный вечерок! А что в чашках? Чай? Чудесно! Чем угостите? Чебуреками? Очаровательно!
  Пить чай с печеньем при свечах было замечательно!
  Однажды утром, когда тучи рассеялись, на чердак влетел Чижик.
-Чур меня!-чертыхнулся он, споткнувшись о свой чемодан.
Оказалось, что какой-то человек разорил гнездо Чижика и теперь ему негде жить.
-За что? Что я сделал не так, чем не угодил? - задумчиво ворчал Чижик.
А в чемодане у Чижика было все самое ценное: часы, баночка варенья из черешни, портрет Чебурашки и сказки Чапека.
  Чересчур разговорчивая буква Ч сразу же закричала:
- Что такое? Что такое? Чижик нам не чужой!! Будет жить с нами и точка!!!
  Так, буква Ч, паучок Чуча и Чижик стали закадычными друзьями: вместе. хохоча, играли в чехарду и мечтали по ночам о чудесах.

2.Рассматривание букв  Ч

- Рассмотрите  печатную и письменную  буквы  Ч.                                                    –Чем они похожи? Чем отличаются?                                                                                                  - Из каких элементов состоит письменная буква Ч?  

(Наклонная  линия с закруглением вверху и 2 прямые наклонные линии с закруглением внизу вправо) 

- Какая  буква спрятались в букве Ч? ( У )                                                                 - Чем отличаются загл. буквы  У и  Ч?                                                                                          ( У – глас., Ч – согл,  У загругляем ВЛЕВО, а Ч – ВПРАВО)

- Когда мы пишем заглавную букву?

(Имена, фамилии, клички, реки, города –  все с заглавной буквы пишутся всегда! Предложение  всегда пишется с заглавной буквы.)

3.Пробное написание буквы   Ч на доске по алгоритму                                      

- Кто попробует составить алгоритм письма написания  буквы  Ч?

Алгоритм написания  БУКВЫ  Ч:                                                                                                      

Буква Ч состоит из двух элементов. Начинаем писать чуть ниже середины широкой вспомогательной строки. Ведем руку вверх вправо, закругляем, ведем наклонную линию вниз к нижней линии рабочей строки. Чуть не доводя до верхней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до верхней линии рабочей строки, ведем чуть вправо вверх.

Второй элемент должен находиться на одинаковом уровне с первым. Ведем вниз наклонную линию. Чуть не доводя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо и чуть поднимаемся над нижней линией рабочей строки.)

1 строка:  Ч Ч Ч Ч Ч Ч

Самоанализ написанного                     Анализ каллиграфических ошибок.

4. Письмо слогов-слияний с буквой  Ч

2 строка: Чу  Ча  Чи Че   Чё   Чо  Чр  Чт  

5.Письмо  собственных имен  с новой буквой                                                          

3 строка:  Чарли  Чаплин    Чехов                            Чеслав — честь и слава

4 строка: записать отгадки

Он дружок зверям и детям,

Он живое существо,

Но таких на белом свете

Больше нет ниодного.

Потому что он не птица,

Не тигренок,

Не лисица,

Не котенок, не щенок,

Не волчонок, не сурок,

Но заснята для кино

И известна всем давно

Эта милая мордашка

Что зовется…..

Ответ: Чебурашка

Он -- малыш весёлый, смелый 

и готов помочь друзьям.

Если взялся он за дело -- 

значит сделает всё сам.

Мальчик-луковка отважный.

И его узнает каждый.

Но за чубчик, без причины,

ты не дёргай  … Чиполлино.

Чингисхан -  собственное имя — (монг. Тэмүжин) (12 век ) — основатель и первый великий хан Монгольской империи,

  1. строка: Чита  Челябинск  Чукотка                                                                    6 строка: Чудское озеро, Чёрная речка

Тавтогра́мма (от греч. ταὐτό - 'то же самое' и греч. Γράμμα -  'буква') — литературная форма: текст, все слова которого начинаются с одной и той же буквы. Чаще встречается в поэзии, но известна и в прозе. Как правило, носит игровой, шуточный характер.

СКОРОГОВОРКА:

Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж чрезвычайно чисто.

6.Рефлексия                                                                                                        

               

«


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал к урокам обучения грамоте.

Дидактический материал к урокам обучения грамоте в букварный период по программе «Школа России» (Горецкий В.Г. Русская азбука), но  может служить дополнительным материалом для соверше...

Дидактический материала к уроку обучение грамоте. 1 класс

Дидактический материал  на каждую букву алфавита для повышения скорости чтения и развития речи учащихся. На каждую букву составлены чистоговорки, скороговорки короткие и длинный слова....

Дидактический материал к урокам обучения грамоте.1 класс

Данные карточки можно использовать ,как раздаточный материал для каждого ученика....