Пояснительная записка по литературному чтению 4 класс УМК "Перспектива"
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему

Пояснительная записка по литературному чтению 4 класс УМК "Перспектива"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska_literaturnoke_chtenie.docx45.64 КБ

Предварительный просмотр:

Программа адресована обучающимся  4-х классов  общеобразовательных школ по образовательной системе «Перспектива».

- рабочая программа составлена в  соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования, утверждённым приказом МО и Н РФ от 06.10.2009г. № 373, изменениями, внесёнными в ФГОС НОО, утверждёнными приказом МО и Н РФ от 26.11.2010г. № 1241, на основании Приказа МОиН РФ №1643 от 29.12.2014г., №1576 от 31.12.2015г. «О внесении изменений в ФГОС НОО».

         - на основе авторской программы Климановой Л.Ф., Виноградской Л.А., Горецкого В.Г., 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2013.

Рабочая программа по литературному чтению составлена с учетом учебного    плана МОУ СОШ № 24, рассмотренного на педагогическом совете (протокол № 1 от 30.08.2016г.)

Для реализации данной программы используется следующий УМК:

1. Литературное чтение. Учебник. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1 / Сост. Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина. М.: Просвещение, 2013.

2. Литературное чтение. Учебник. 4 класс. В 2 ч. Ч. 2 / Сост. Л.Ф.Климанова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина. М.: Просвещение, 2013.

3. Литературное чтение. Творческая тетрадь. 4 класс / Сост. Т.Ю. Коти. М.: Просвещение, 2015.

Курс «Литературное чтение» входит в образовательную программу «Филология».                      

     Согласно базисному учебному плану МОУ «СОШ №24» на 2015-2016 учебный год на изучение курса «Литературное чтение» отводится 136 часов, в неделю 4 часа.

    В урочной деятельности учащихся предусматривается индивидуальная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Используются здоровьесберегающие технологии ( физминутки, гимнастика для глаз и др.)

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 

Книга в мировой культуре (9часов)

Основные понятия раздела: библиотека, каталог, аннотация. Высказывание о книгах известных людей прошлого и современности. Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: библиотека, каталог, аннотация. Рассуждать о роли книги в мировой культуре. Читать вслух и про себя. Группировать высказывания по темам. Составлять рассказы на тему; представлять свои рассказы в группе оценивать в соответствии с представленными образцами. Участвовать в работе группы отбирать необходимую информацию для подготовки сообщений. Уметь работать с информацией самостоятельно, искать и упорядочивать информацию, давать разнообразные по форме ответы (с выбором одного или нескольких правильных ответов; со свободным развернутым ответом, на установление последовательности и соответствия; со свободным кратким ответом).  Устное сочинение на тему «Книга в нашей жизни». Из Повести временных лет. О книгах, Летописец Нестор. М. Горький. О книгах. Рассказ о своей домашней библиотеке. История книги. Подготовка сообщения на тему. Удивительная находка. Пересказ текста. Экскурсия в библиотеку. Подготовка сообщений о старинных и современных книгах. Обобщающий урок по теме.

Истоки литературного творчества (21 час)

   Основные понятия раздела: притчи, былины, мифы. Виды устного народного творчества. Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: притчи, былины, мифы. Различать виды устного народного творчества; выявлять особенности каждого вида. Читать вслух и про себя. Объяснять смысл пословиц. Сравнивать пословицы и поговорки разных народов. Группировать пословицы и поговорки по темам. Составлять на основе пословицы письменный ответ на вопрос, какие ценности переданы в народной мудрости. Обсуждать в группе высказывания из Ветхого Завета. Выявлять особенности притч. Объяснять нравственный смысл притч. Выявлять особенности былинного текста. Рассказывать о картине. Сравнивать былину и сказочный текст. Сравнивать поэтический и прозаический тексты былины.

Находить постоянные эпитеты, которые используются в былине. Выявлять особенности мифа. Пересказывать текст подробно. Предполагать, о чём будет рассказываться в тексте дальше. Находить в мифологическом словаре необходимую информацию. Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять выбранную книгу. Находить нужную книгу по тематическому каталогу. Составлять сказку по аналогии с данной сказкой. Распределять роли. Инсценировать произведение. Размышлять над тем, что такое тщеславие, гнев, самообладание, терпение, миролюбие. Участвовать в работе группы. Находить необходимый материал для подготовки сценария. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Составлять сказку по аналогии с данной сказкой. Участвовать в работе группы.

Выполнять творческий пересказ; рассказывать от лица разных героев произведения. Размышлять над тем, что такое тщеславие, гнев, самообладание, терпение, миролюбие. Характеризовать героев сказки. Обсуждать в паре, в группе, кто из героев нравится и почему. Читать вслух и про себя. Выполнять творческий пересказ; рассказывать от лица разных героев произведения.

Обсуждать в паре, в группе, кто из героев нравится и почему. Находить необходимый материал для подготовки сценария. Инсценировать произведение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Пословицы разных народов. Сочинение на тему «Высшая доброта-любовь к людям». Святой источник. Библия - главная священная книга христиан. Библия - главная священная книга христиан. Из книги Притчей Соломоновых (из Ветхого Завета).

Притча о сеятеле (Из Нового Завета). Смысл притчи. Милосердный самарянин (из Нового Завета). Смысл притчи. Былины. Особенности былинных текстов. Устное сочинение по картине. В. Васнецов. Гусляры. Исцеление Ильи Муромца. Былина. Сравнение былины со сказочным текстом. Ильины три поездочки. Сравнение поэтического и прозаического текстов былины. Устное сочинение по картине. В. Васнецова «Богатырский скок». Славянский миф. Особенности мифа. Мифы Древней Греции. Деревянный конь… Мифы Древней Греции. Деревянный конь. Мифологический словарь Е. Мелетинского.

Мы идём в библиотеку. Произведения устного народного творчества.

Самостоятельное чтение. Сказки о животных. Тайская народная сказка. Болтливая птичка. Создание сказки по аналогии. Немецкая народная сказка. Три бабочки. Подготовка к спектаклю. Немецкая народная сказка. Три бабочки. Семейное чтение. Царь и кузнец. Притча. Семейное чтение. Шрамы на сердце. Притча. Наш театр. Подготовка сценария к сказке о лисе. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

О Родине, о подвигах, о славе (17часов)

    Основные понятия раздела: поступок, подвиг. Пословицы о Родине. Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: поступок, подвиг. Объяснять смысл пословиц. Строить высказывание на тему «Что для меня значит моя Родина». Подбирать близкие по смыслу слова к слову «Родина». Сравнивать тексты о Родине: смысл текстов. Сравнивать произведения литературы и живописи. Читать вслух и про себя. Находить в научно- познавательной литературе необходимую информацию для подготовки сообщения. Рассказывать о картине, об изображённом на ней событии. Называть особенности исторической песни. Определять ритм стихотворения.

Читать выразительно с опорой на ритм стихотворения. Выполнять творческий пересказ; рассказывать от лица. Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять выбранную книгу.

Находить нужную книгу по тематическому каталогу. Участвовать в работе группы. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Выбирать произведения для заучивания наизусть. Уметь работать с информацией самостоятельно, искать и упорядочивать информацию, давать разнообразные по форме ответы (с выбором одного или нескольких правильных ответов; со свободным развернутым ответом, на установление последовательности и соответствия; со свободным кратким ответом). К.Ушинский. Отечество. В. Песков. Отечество. Сравнение текстов о Родине. Н. Языков. Мой друг! Что может быть милей… А.Рылов. Пейзаж с рекой. С. Романовский. Русь. Сравнение произведений художественной  литературы и живописи. Александр Невский. Подготовка сообщения о святом Александре Невском. В. Серов. Ледовое побоище. Н. Кончаловская. Слово о побоище ледовом. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Подготовка сообщения о Дмитрии Донском. Историческая песня. Ф. Глинка. Солдатская песнь. Великая Отечественная война 1941- 1945 годов. Р. Рождественский. Реквием.  А. Приставкин. Портрет отца. В. Костецкий. Возвращение.  Е. Благтнина. Папе на фронт.   В. Лактионов. Письмо с фронта. Сравнение произведений художественной литературы и живописи. Мы идём в библиотеку. Историческая литература для детей.

Самостоятельное чтение. С. Фурин. Чтобы солнышко светило.  В. Орлов. Разноцветная планета. Ф. Семяновский. Фронтовое детство. Фотография- источник получения информации. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. Творческий проект на тему « Нам не нужна война».

Жить по совести, любя друг друга (17 часов)

    Основные понятия раздела: ответственность, совесть. Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять нравственный смысл понятий: ответственность, совесть. Читать вслух и про себя. Рассуждать о том, похож ли Никита на нас, наших друзей; о том, какие качества мы ценим в людях. Характеризовать героев рассказа; называть их качества. Объяснять смысл их поступков. Сравнивать поэтический и прозаический тексты на одну и ту же тему. Составлять текст по аналогии с данным. Рассуждать о том, какие качества прежде всего ценятся в людях. Соотносить содержание текста и пословицу.

Определять тему и название выставки книг. Составлять тематический список книг. Выявлять особенности юмористического текста. Обсуждать в группе, что такое ответственность, взаимопонимание, любовь, сопереживание. Участвовать в работе группы, договариваться друг с другом. Различать жанр художественных произведений: стихотворение, рассказ, сказка. Распределять роли. Инсценировать произведение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Уметь работать с информацией самостоятельно, искать и упорядочивать информацию, давать разнообразные по форме ответы (с выбором одного или нескольких правильных ответов; со свободным развернутым ответом, на установление последовательности и соответствия; со свободным кратким ответом). Обсуждать в группе, что такое ответственность, взаимопонимание, любовь, сопереживание. Участвовать в работе групп, договариваться друг с другом. Распределять роли. Инсценировать произведение.

Различать жанры художественных произведений: стихотворение, рассказ, сказка. А.К. Толстой. Детство Никиты.   Смысл рассказа. А.К. Толстой. Детство Никиты.    Герои рассказа. И.Суриков. Детство. Сравнение прозаического и поэтического текстов на тему.   А.Гайдар. Тимур и его команда, смысл рассказа, герои рассказа. Создание текста по аналогии.    М.Зощенко. Самое главное. Смысл рассказа.   И.Пивоварова. Смеялись мы - хи-хи… Соотнесение содержания текста с пословицей, героиня рассказа, особенности юмористического текста.  Н.Носов. Дневник Коли Синицына. Мы идём в библиотеку. Создание выставки «Писатели - детям». Самостоятельное чтение. Н.Носов. Метро. Особенности юмористического текста, создание текста по аналогии. Семейное чтение. В. Драгунский. …бы, смысл рассказа. Наш театр. Н.Носов. Витя Малеев в школе и дома.  Наш театр, герои рассказа, инсценирование. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

Литературная сказка (29часов)

   Основные понятия раздела: отзыв на книгу, переводная литература. Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: отзыв на книгу, переводная литература. Определять тему и название выставки книг. Писать отзыв на книгу. Представлять книгу в группе; давать ей оценку. Выявлять особенности литературной сказки. Характеризовать героев сказки; называть качества героев сказки. Сравнивать сказки разных писателей. Обсуждать в группе, что значит жить по совести, жить для себя, жить, даря людям добро. Сочинять сказку по аналогии с авторской сказкой. Выявлять особенности поэтического текста сказки. Участвовать в работе группы, договариваться друг с другом. Распределять роли. Инсценировать произведение. Составлять аннотацию на книгу. Составлять каталог на определённую тему. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Выявлять особенности поэтического текста сказки. Участвуют в коллективной беседе. Находят средства художественной выразительности; самостоятельно читать произведения и осмысливать их; определять главную мысль произведения; сравнивать героев и их поступки в разных произведениях.  Характеризовать героев сказки. Обсуждать в паре, в группе, кто из героев нравится и почему. Составлять план пересказа, делить текст на части, подробно пересказывать текст на основе плана. Обсуждать в группе, что значит жить по совести, жить для себя, жить, даря людям добро. Отвечают на вопросы, выполняют задания, вспоминают произведения. Собиратели русских народных сказок: А.Афанасьев, В.Даль, К.Ушинский, Л.Н. Толстой, А.К. Толстой. Вильгельм и Якоб Гримм – собиратели немецких народных сказок. Братья Гримм. Белоснежка и семь гномов. Особенности зарубежной литературной сказки. Герои литературной сказки.  Шарль Перро – собиратель народных сюжетов. Сказки. Шарль Перро. Мальчик – с – пальчик. Особенности зарубежного сюжета.

Герои сказки.   Шарль Перро. Спящая красавица. Представление книги. Сказки Г.- Х. Андерсена.  Дикие лебеди. Сравнение с русской литературной сказкой. Герои сказки.  Отзыв на книгу Г.- Х. Андерсена. Дикие лебеди. Г.- Х. Андерсен. Пятеро из одного стручка. Особенности зарубежного сюжета.

Смысл сказки. Судьба героев сказки.  Г.- Х. Андерсен. Чайник.  Смысл сказки. Создание сказки по аналогии. Мы идём в библиотеку. Сказки зарубежных писателей. Самостоятельное чтение. И. Токмакова. Сказочка о счастье.   Семейное чтение. С.Аксаков. Аленький цветочек. Судьба героев сказки. С.Аксаков. Аленький цветочек. Ш.Перро. Красавица и Чудовище. Сравнение сказок.  Наш театр. Э. Хогарт. Мафин печёт пирог. Особенности сказки. Инсценирование. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Составление каталога на тему. Составление аннотации.

Великие русские писатели (39 часов)

   Основные понятия раздела: средства художественной выразительности- метафора, олицетворение, эпитет, сравнение. Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: средства художественной выразительности: метафора, олицетворение, эпитет, сравнение. Называть изученные произведения А.С. Пушкина. Читать наизусть понравившиеся произведения. Выбирать стихи для выразительного чтения. Выбирать из статьи информацию, необходимую для подготовки сообщения по теме.  Составлять собственный текст «Что для меня значат сказки А.С. Пушкина». Сравнивать сюжет народной и сюжет литературной сказок. Характеризовать героев сказки; называть качества их характера. Определять нравственный смысл сказочного текста. Называть и характеризовать волшебные предметы в сказке. Называть и характеризовать волшебных помощников в сказке. Сравнивать литературные сказки. Сравнивать произведения живописи и литературы.

Находить в тексте средства художественной выразительности: метафора, олицетворение, эпитет, сравнение. Употреблять средства художественной выразительности в собственной речи.  Составлять рассказ по картине; представлять его в группе. Выявлять особенности исторической песни. Читать по ролям. Задавать самостоятельно вопросы по тексту; давать оценку вопросов. Готовить экскурсию по материалам содержания раздела. Пересказывать тексты подробно и кратко. Участвовать в работе группы, договариваться друг с другом. Распределять роли. Инсценировать произведение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Уметь работать с информацией самостоятельно, искать и упорядочивать информацию, давать разнообразные по форме ответы (с выбором одного или нескольких правильных ответов; со свободным развернутым ответом, на установление последовательности и соответствия; со свободным кратким ответом).  Употреблять средства художественной выразительности в собственной речи. Выявлять особенности исторической песни. Наблюдать за развитием настроения в художественном тексте.

Анализ произведения. Сравнивать произведения живописи и литературы.

Сравнивать произведения литературы на одну и ту же тему. Анализировать поступки героев произведения. Соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями, делать свой нравственный выбор. Пересказывать тексты подробно и кратко. Обсуждать в паре, в группе, кто из героев нравится и почему.  Готовить экскурсию по материалам содержания раздела. Находить средства художественной выразительности в художественном тексте. Сравнение лирических текстов: текста живописи и текста стихотворения. Находить нужную книгу по тематическому каталогу. Выбирать произведения для заучивания наизусть и выразительного чтения. Великие русские писатели. А.С.Пушкин. Стихотворения и сказки. К. Паустовский.  Сказки А.С. Пушкина. Подготовка сообщения на основе статьи. Устное сочинение на тему « Что для меня значат сказки А.С. Пушкина.  А.С.Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. Сравнение с народной сказкой. Особенности литературной сказки. Герои сказки. Волшебные предметы в сказке.

Волшебные помощники в сказке.  А.С.Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. В. Жуковский. Спящая красавица. Сравнение литературных сказок.  А.С.Пушкин. Осень. Е. Волков. Октябрь. Сравнение произведений живописи и литературы. А.С.Пушкин. Гонимы вешними лучами… Средства художественной выразительности для создания образа весны.  Ф.И. Тютчев. Ещё земли печален вид… А. Куинджи. Ранняя весна. Сравнение произведений живописи и литературы. И.Козлов. Вечерний звон. И. Левитан. Вечерний звон. Сравнение произведений живописи и литературы. Сочинение по картине И. Левитана. «Вечерний звон». М.Ю. Лермонтов. Рождение стихов. Подготовка сообщения о М. Лермонтове.   М.Ю. Лермонтов. Горные вершины. Гёте. Перевод В. Брюсова. Сравнение текстов.  М.Ю. Лермонтов. Тифлис. Дары Терека. Сравнение произведений живописи и литературы.  М.Ю. Лермонтов. Крестовая гора. Утёс. Сравнение произведений живописи и литературы.  М.Ю. Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова. Особенности исторической песни. М.Ю. Лермонтов. Бородино. Особенности художественного и исторического текстов. Л. Н. Толстой. Подготовка сообщения о Л.Н. Толстом. Л. Н. Толстой. Maman (из повести «Детство»). Герои рассказа. Л. Н. Толстой. Ивины.

Герои рассказа.  И.Никитин. Средства художественной выразительности для создания картины. И.Никитин. Когда закат прощальными лучами… И. Левитан. Тишина. Сравнение произведений живописи и литературы.    И.Никитин. Гаснет вечер, даль синеет… Подготовка вопросов к стихотворению. И. Бунин. Ещё холодно и сыро…  Н.Некрасов. Мороз, Красный нос. Сравнение со сказочным текстом.  Проект. Мы идём в музей. Подготовка к экскурсии.

Литература как искусство слова.

Обобщение по курсу литературного чтения (4 часа)

    Самостоятельное чтение. Л.Н. Толстой. Был русский князь Олег.  Л.Н. Толстой. Басни. Семейное чтение. Л.Н. Толстой. Петя Ростов. Герои рассказа. Пересказ.  Наш театр. И.А. Крылов. Ворона и лисица. Инсценирование. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Составление каталога на тему. Составление аннотации. Обобщение по разделу.  Презентация понравившихся произведений.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу 4 года обучения в ходе освоения литературного чтения обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

Обучающийся научится:

  • осознавать внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения, ориентироваться на содержательные моменты школьной действительности; принятие образа «хорошего ученика»;
  • обращаться к художественной книге как источнику эстетического наслаждения; мотивация обращения к справочной и энциклопедической литературе как источнику получения информации;
  • оценивать представления о нравственных понятиях («поступок», «честность», «верность слову»), отраженных в литературных произведениях;
  • отвечать на следующие жизненно важные для себя и других вопросы «Что значит поступать по совести, жить по совести», «Жить с чистой совестью»;
  • самостоятельно понимать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор;
  • способность к самооценке своей работы на основе самостоятельно выбранных критериев или образца.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осознавать роль книги в мировой культуре; рассматривать книгу как нравственную ценность;
  • осознавать, что такое «тщеславие»; «гнев», «самообладание»;
  • осознавать нравственный смысл понятий: поступок, подвиг.
  • понимать, что для меня значит «моя родина».

Метапредметные результаты:

Обучающийся научится:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока; систему вопросов, рассматриваемую на уроке;
  • составлять возможный план решения вопросов совместно с учителем;
  • учитывать правило в планировании и контроля решения; работать в соответствии с заявленным планом;
  • умения корректировать свою деятельность в соответствии с возможно допущенными ошибками;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения задания.
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы;
  • устанавливать причинно-следственные связи в тексте; создавать высказывание (пересказ); собственное высказывание по аналогии;
  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
  • умение находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять свое высказывание;
  • самостоятельно составлять план к прочитанному или прослушанному произведению; на основе плана самостоятельно представлять героев, событие.
  • составлять высказывание под руководством учителя в устной и письменной форме;
  • умения владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • строить понятные для партнера (собеседника) высказывания.
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
  • выполнять учебные действия в материализованной, громко-речевой и умственной форме.
  • умения использовать разные виды чтения: изучающее, просмотровое, ознакомительное и выбирать разные виды чтения в соответствие с поставленным заданием;
  • умение находить разные виды информации посредством разных объектов: книга, предложение, текст, иллюстрация, схема, таблица;
  • умение преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • умение пользоваться справочной и энциклопедической литературой.
  • участвовать в работе пары, группы; планировать работу группы в соответствии с поставленным заданием;
  • готовить самостоятельно проекты;
  • создавать письменное высказывание с обоснованием своих действий.

                                            

Предметные результаты:

«Виды речевой и читательской деятельности»

Обучающийся научится:

  • осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (читательский интерес, поиск информации, приобретение опыта чтения, поиск аргументов);
  • осознанно воспринимать содержание различных видов текста, их особенности (специфику), самостоятельно определять тему и главную мысль произведения;
  • составлять рассказы на тему, представлять свои рассказы в группе, оценивать их в соответствии с образцами;
  • сравнивать произведения разных жанров, группировать их по заданным признакам, определять отличительные особенности;
  • сравнивать произведения художественной и научно-познавательной литературы, находить необходимую информацию в научно-познавательном тексте для подготовки сообщения;
  • сравнивать произведения литературы и живописи, составлять рассказ о картине на основе выделения её объектов.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • воспринимать литературу как вид искусства, осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста.

 «Круг детского чтения»

Обучающийся научится:

  • ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять поиск книги в библиотеке по заданному параметру, по собственному желанию;
  • самостоятельно составлять краткую аннотацию;
  • самостоятельно писать отзыв о выбранной книге;
  • самостоятельно пользоваться алфавитным и тематическим каталогами, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • ориентироваться в библиотечном пространстве, пользоваться Интернетом как способом связи и ресурсами сети для поиска необходимой литературы.

«Литературоведческая пропедевтика»

Обучающийся научится:

  • давать определения понятий притча, былина, миф, литературная сказка',
  • различать жанры устного народного творчества, выявлять их особенности;
  • сравнивать былину и сказочный текст;
  • сравнивать поэтический и прозаический тексты былины;
  • определять ритм стихотворения;
  • сравнивать, сопоставлять различные виды текста, называть две-три особенности прочитанного или прослушанного текста;
  • создавать собственный прозаический или поэтический текст, используя средства художественной выразительности.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • свободно использовать в речи литературоведческие понятия, освоенные в ходе практической деятельности, различать позиции автора и лирического героя произведения.

 «Творческая деятельность»

Обучающийся научится:

  • выполнять творческий пересказ, рассказывать от лица разных героев произведения;
  • создавать свой собственный текст на основе художественного произведения, репродукций картин, по серии иллюстраций или на основе личного опыта;
  • писать отзыв о книге.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • самостоятельно инсценировать прочитанные произведения, писать и воспроизводить сценарии кинофильмов, диафильмов по прочитанным произведениям

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наименование разделов

Количество часов

Практическая часть

Исслед. работа

Проект

Пров. работа

Техн. чтения

Разв. речи

2

Книга в мировой культуре.

9

1

1

3

Истоки литературного творчества.

21

1

1

1

1

4

О Родине, о подвигах, о славе.

17

1

1

1

1

5

Жить по совести, любя друг друга.

17

1

1

1

1

6

Литературная сказка.

29

1

1

2

2

7

Великие русские писатели.

39

1

1

2

1

8

Литература как искусство слова. Обобщение по курсу литературного чтения.

4

Итого за год:

136

5

1

6

7

6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка по литературному чтению 3 класс по ПНШ

Пояснительная записка по предмету "Литературное чтение" УМК ПНШ...

пояснительная записка по литературному чтению 4 класс "Школа 21 века"

пояснительная записка по литературному чтению 4 класс "Школа 21 века"...

Пояснительная записка по литературному чтению 1-4 класс

Пояснительная записка к учебнику Климановой по литературному чтению 1-4 класс...

Пояснительная записка по литературному чтению 2 класс УМК "Гармония"

Материал содержит пояснительную записку к рабочей программе по литературному чтению для 2 класса по УМК "Гармония" в соответствии с требованиями ФГОС НОО....

Пояснительная записка по литературному чтению 1 класс УМК "Гармония"

В материале содержится пояснительная записка к рабочей программе по литературному чтению для 1 класса УМК "Гармония" в соответствии с ФГОС НОО....

Пояснительная записка по литературному чтению по программе "Школа России" Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В., Виноградская Л. А., Бойкина М. В. 2 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.Рабочая программа составлена на основе программы Климановой Л.Ф., Бойкиной М.В. «Литературное чтение» (Сборник рабочих программ «Школа России» 1 —4 классы. М.: Просвещение, 2011)...